Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный центр образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой.
Справка
о результатах адаптации
пятиклассников
к новым условиям обучения
Дата проведения: сентябрь-октябрь 2018 год.
Количество респондентов:
5 «А» - 16 человек; 5 «Б» - 14 человек.
Всего: 30 учащихся
Ответственный: педагог-психолог Медведева А.Д.
Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.
2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.
3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация, уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);
· Выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;
· Определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.
В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:
- Анкетирование детей в форме свободных вопросов.
- Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);
- Методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью А.А. Андреева;
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- Наблюдение за детьми на уроках и на переменах;
- Проведение тренинговых занятий;
- Беседы с учителями-предметниками;
- Проведение социометрии;
Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики
и психолого-педагогические рекомендации:
1. Школьная мотивация и познавательная активность.
Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа может свидетельствовать о высокой тревожности, а выбор второго о психологической защите, о скрытом неблагополучии в отношении к школе.
1. Как ты чувствуешь себя о школе?
|
Мне в школе нравится |
Не очень нравится |
Не нравится |
5 «А» |
100% - 16ч. |
- |
- |
5 «Б» |
100% - 14ч. |
- |
- |
2. С каким настроением ты обычно идешь в школу?
|
С хорошим |
Бывает по-разному |
Чаще хочется остаться дома |
5 «А» |
75%% - 12ч. |
- |
- |
5 «Б» |
57% - 8ч. |
43% - 6ч. |
- |
3. Если бы сказали, что завтра в школу не надо приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
|
Пошел бы в школу |
Не знаю |
Остался бы дома |
5 «А» |
81% - 13ч. |
19% - 3ч. |
- |
5 «Б» |
72% - 10ч. |
28% - 4ч. |
- |
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
|
Не нравится, когда отменяют уроки |
Бывает по-разному |
Нравится, когда отменяют уроки |
5 «А» |
100% |
- |
- |
5 «Б» |
100% |
- |
- |
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
|
Я хотел бы, чтобы д/з были |
Затрудняюсь ответить |
Чтобы домашних заданий не было. |
5 «А» |
31% 5ч. |
69% - 11ч. |
- |
5 «Б» |
43% 6ч. |
57% - 8ч. |
- |
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
|
Нет, не хотел бы |
Не знаю |
Да, хотел бы |
5 «А» |
100% - 16ч. |
- |
- |
5 «Б» |
100% - 14ч. |
- |
- |
7. Рассказываешь ли ты о своих школьных делах родителям?
|
Рассказываю часто |
Редко |
Не рассказываю |
5 «А» |
100% - 16ч. |
- |
- |
5 «Б» |
100% - 14ч. |
- |
- |
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
|
Мне нравится наш кл. руководитель |
Затрудняюсь ответить |
Хотел бы, чтобы был другой кл. руководитель |
5 «А» |
100% - 16ч. |
- |
- |
5 «Б» |
100% - 14ч. |
- |
- |
9. Много ли, у тебя друзей в классе?
|
Много |
Мало |
Нет друзей |
5 «А» |
75% - 12ч. |
25% - 4ч. |
- |
5 «Б» |
72% - 10ч. |
28% - 4ч. |
- |
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
|
Нравятся |
Не очень |
Не нравятся |
5 «А» |
75% - 12ч. |
25% - 4ч. |
- |
5 «Б» |
72% - 10ч. |
28% - 4ч. |
- |
2. Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации служит система бальных оценок:
Ответ положительный и нейтральный, свидетельствует о его положительном отношении к школе и предпочтении им, учебных ситуаций; Ответ под номером 3, свидетельствует об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации.
5 «А» класс:
I. – очень высокий уровень |
2 чел. |
12 % (Бабочкин Павел, Грищенко Виктория) |
II. – высокий уровень |
10 чел. |
63% |
III. – (средний) уровень |
4 чел. |
25% (Самойлов Иван, Медведева Дарья, Рыжова Александра, Маслов Антон) |
IV. – сниженный уровень |
- |
- |
V. – низкий уровень |
- |
- |
5 «Б» класс:
I. – очень высокий уровень |
6 чел. |
43 % |
II. – высокий уровень |
8 чел. |
57% |
III. – (средний) уровень |
- |
- |
IV. – сниженный уровень |
- |
- |
V. – низкий уровень |
- |
- |
По результатам исследования было установлено 3 уровня школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:
Уровень |
Кол-во |
Фамилия |
Первый уровень |
5 «А» 4 чел. - 25%
5 «Б» 4 чел. – 29% |
1. Грищенко Виктория 2. Корчагина Виктория 3. Кузнецов Кирилл 4. Кочетков Матвей
1. Зимина Александра 2. Эстоева Пятимат 3. Сайдаева Раяна 4. Сурова Ксения |
Второй уровень |
5 «А» 8 чел. - 50%
5 «Б» класс 5 чел. – 36% |
1. Бабочкин Павел 2. Бедяева Полина 3. Кириллов Олег 4. Никитин Игорь 5. Медведева Дарья 6. Прохорова Елена 7. Рыжова Александра 8. Юнушева Алина
1. Аджибеков Александр 2. Лаптева Анастасия 3. Мордасов Кирилл 4. Осина Анастасия 5. Пугоев Али |
Третий уровень |
5 «А» 4 чел. - 25%
5 «Б» 5 чел. – 36% |
1. Маслов Антон 2. Орлов Даниил 3. Самойлов Иван 4. Чернышева Татьяна
1. Кокарев Кирилл 2. Костин Василий 3. Матюшин Матвей 4. Сайдаев Наип 5. Султыгова Хава |
Первый уровень мотивации, как видим из таблицы, имеют 8 человек (5а,б) - 27% . У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти учащиеся легко усваивают учебный материал, внимательно слушают указания учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Второй уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 13 учащихся (5а,б) – 43%. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля. Сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет. Дружит со многими детьми в классе.
Учащиеся, показавшие развитие школьной мотивации третьего уровня, 9 человек (5а,б), что составляет 30%, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с учащимися, показавшими пониженный уровень познавательной активности и учебной мотивации, рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов учения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация, а именно:
· Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
· Уверенность в себе;
· Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
· Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
· Потребность и возможность в самовыражении,
· Принятие и одобрение значимыми людьми;
· Актуализация творческой позиции;
· Осознание значимости происходящего для себя и других;
· Потребность в социальном признании;
· Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
· Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);
· Индивидуальный подход.
Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную мною памятку "Формирование и поддержка учебной мотивации детей" (Приложение 1).
3. Рейтинг предметов.
Твой любимый предмет:
5 «А» |
5 «Б» |
1. Математика – 56% - 9ч. |
1.Биология – 67% - 11ч. |
2. Немецкий язык – 44% - 7ч. |
2.Русский язык – 64% - 9ч. |
3. Физическая культура – 44%-7ч. |
3.Математика – 57% - 8ч. |
4. Биология – 25% - 4ч. История География Литература Русский язык Английский язык |
4.География – 57% - 8ч. |
5. Немецкий язык – 50% - 7ч |
|
6. Литература – 50% - 7ч. |
|
7. Изо – 43% - 6ч. Физическая культура История |
|
5. ИЗО – 12 % - 2ч. |
8. Английский язык – 28% -4ч |
6. Музыка – 6% -1ч. |
|
Причины, характеризующие отношение к предмету (5А, Б классы – 30ч.):
- Данный предмет интересен –57%
- Предмет занимательный – 57%
- Учитель интересно объясняет – 50%
- Нравится, как преподает учитель – 43%
- Предмет нужен для будущей работы – 40%
Нелюбимый предмет:
5 «А» |
5 «Б» |
1. Английский язык – 38% - 6ч. |
1. Английский язык – 50% -7ч |
2. История – 31% - 5ч. |
2.История – 43% - 6ч. |
3. Физическая культура 25% -4ч. Литература– 25% -4ч. |
3.Математика – 21% - 3ч. |
4. География – 19 % - 3ч. |
7. География – 14% - 2ч. Музыка Физическая культура ИЗО |
5. Музыка – 6% -1ч. |
9. |
Причины, характеризующие отношение к предмету (5А, Б классы – 30ч.):
- Предмет трудно усваивается – 100%
4. Социометрический статус
Классы еще не сформировались, как устойчивые коллективы, так как были сформированы из двух 4-х классов, которые впоследствии разделили на лингвистический и общеобразовательный класс. Лидеров и противоборствующих группировок в классах нет, но есть отвергаемые: 5а класс – Маслов Антон, Рыжова Александра; 5б класс – Кокарев Кирилл, Сайдаева Раяна. Матюшин Матвей – изолированный.
В классы влилось четверо новых учеников. На данный момент у всех четверых адаптация проходит успешно.
5. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.
Учащимся предлагалось ответить на 58 вопросов теста школьной тревожности Филипса.
Эта методика поможет определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.
Психоэмоциональное состояние обучающихся 5 «А» класса.
Показатели тревожности
Показатели тревожности |
Процентный показатель |
||
Уровень |
|||
Норма % |
Повышенный % |
Высокий % |
|
Общая тревожность |
81%-13ч. |
19%-3ч. |
- |
Социальный стресс |
81%-13ч. |
19%-3ч. |
- |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
69%-11ч. |
31% -5ч. |
- |
Страх самовыражения |
88%-14ч. |
12%-2ч. |
- |
Страх ситуации проверки знаний |
38%-6ч. |
62%-10ч. |
- |
Страх несоответствия ожиданиям |
81%-13ч. |
19%-3ч. |
|
Низкая сопротивляемость стрессу |
81%-13ч. |
19%-3ч. |
|
Проблемы в отношениях с учителями |
- |
- |
- |
Психоэмоциональное состояние обучающихся 5 «Б» класса.
Показатели тревожности
Показатели тревожности |
Процентный показатель |
||
Уровень |
|||
Норма % |
Повышенный % |
Высокий % |
|
Общая тревожность |
79%-11ч. |
21%-3ч. |
- |
Социальный стресс |
72%-10ч. |
28%-4ч. |
- |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
79%-11ч. |
21%-3ч. |
- |
Страх самовыражения |
79%-11ч. |
21%-3ч. |
- |
Страх ситуации проверки знаний |
43%-6ч. |
57%-8ч. |
- |
Страх несоответствия ожиданиям |
79%-11ч. |
21%-3ч. |
|
Низкая сопротивляемость стрессу |
79%-11ч. |
21%-3ч. |
|
Проблемы в отношениях с учителями |
- |
- |
- |
Показатели тревожности.
Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация обучающегося к социальной среде.
Было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности.
Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:
1. Фрустрация потребности в достижении успеха - 8 человек (27%) Самойлов Иван, Медведева Дарья, Маслов Антон, Орлов Даниил, - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
5. Страх ситуации проверки знаний(100%) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.
Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.
Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Более полные рекомендации педагогам и родителям "Как помочь ребенку преодолеть
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.