ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛОТИКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ»
93747 ЛНР, Славяносербский район, пгт. Лотиково, ул. Чкалова, 1 [email protected]
Справка
по результатам адаптации учащихся 5 классов
Цель проверки: выявить уровень развития и адаптации, учащихся 5 класса
Дата проверки: сентябрь - октябрь
Согласно плану работы ВШК в сентябре - октябре проводилась проверка учащихся 5 класса. В ходе проверки были проведены следующие формы работы:
1. посещены и проанализированы уроки;
2. проведены и проанализированы входные контрольные работы;
3. анализ социально-психологической характеристики класса;
4. собеседование и анализ профессиональной деятельности учителей и классного руководителя пятого класса и начальной школы;
5. анализ календарно-тематического планирования и планирования воспитательной работы;
6. анализ состояния классных журналов и дневников учащихся;
7. используемые методики:
· Микропрактикум «Мой класс».
· Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».
· Мотивация (методика по Лускановой).
· Анкетирование «Как определить состояние психологического климата в классе» (Федоренко Л.Г.).
· Наблюдение за работой учащихся на уроке.
Для определения социального статуса в классном коллективе и общение со сверстниками использовалась методика «Мой класс». Полученные данные свидетельствуют о том, что 60% учащихся считают, что учатся в дружном классе (ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя), 40% - считают, что кто-то в классе тебе нравится, кто – нет.
В целях изучения психологического климата в классе проведена анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» (Федоренко Л.Г.). Обработка результатов показала, что 18 учащихся (78%) высоко оценивают психологический климат в классе, 4 ученикам (17%) безразличен психологический климат в классе (вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо) и 1 ученик (4%) оценивает психологический климат в классе как плохой.
Среди учащихся 5 класса была проведена экспресс-диагностика по выявлению уровня тревожности. По результатам диагностики высокий уровень тревожности отмечается у 6 учащихся (27%), у 11 учащихся (50 %) – повышенный уровень тревожности, у 2 учеников (9%) – средний уровень тревожности и у 3 учащихся (14%) – низкий уровень тревожности.
Анкетирование пятиклассников «Отношение школьников к учению» показало, что из 22 обучающихся, участвовавших в опросе, почти все отдают предпочтение физкультуре, 12 человек любят математику, 7 человек – русский язык и литературу, 6 – технологию, 2 – историю, 1 – ИЗО. 5 обучающимся сложны английский язык, биология, русский язык и литература, трем – география. У 10 обучающихся нет предметов, которые бы не нравились. Большинство учеников 32% не испытывают трудностей, обучаясь в 5 классе, 23% не успевают запомнить новый материал, сразу после объяснения , 41% - испытывают большие трудности в пересказе параграфа.
Анкета Н.Г Лускановой дает возможность определить уровень щкольной мотивации детей, наличие у ребенка стремления выполнять предъявляемые школой требования.
Полученные данные свидетельствуют, что высокий уровень школьной мотивации, учебной активности – 0%, хорошая школьная мотивация – 7 учеников ( 30%), положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – 9 учеников (39%), низкая школьная мотивация – 5 учеников (22%), негативное отношение к школе, школьная дезаптация – 2 ученика (9%).
При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. При негативном отношении к школе дети испытывают серьезные трудности в школе:
· проблемы в общении с одноклассниками;
· не справляются с учебной деятельностью;
· трудности во взаимоотношениях с учителями.
На основе наблюдений за процессом адаптации учащихся на уроках к новым условиям обучения можно выделить следующие причины дезадаптации:
· Недостаточный уровень готовности обучения в среднем звене.
· Пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту.
· Низкий уровень школьной мотивации, не желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
· Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.
· Нестабильные взаимоотношения в классном коллективе (поиск лидера).
· Влияние самооценки ребенка на процесс адаптации.
· Новые правила и требования, предъявляемые учителем без учѐта возрастных особенностей учащихся.
Классный руководитель пятого класса Минько И.Н. с целью сплочения и укрепления классного коллектива, адаптации ребят проводит мероприятия: классные часы, праздники и другие. Классный руководитель поддерживает в классе эмоциональный климат. Обстановка в классе хорошая в плане психологического комфорта.
Тем не менее, отзывы учителей, работающих в 5 классе, позволяют утверждать, что – это ещё не совсем сложившийся коллектив. Хотя большинство учащихся обладают необходимой суммой знаний, умений и навыков для продолжения обучения на средней ступени школы, работоспособны, активны на уроках, эмоционально отзывчивы, есть ученица - Пискляр А., которая не обладают необходимыми знаниями, у нее отсутствует понятие «учебная дисциплина», ведет себя неадекватно.
Анализ входных контрольных работ, проведенных на начало года по русскому языку показал: средний балл – 4; качество знаний – 77%; успеваемость – 100%.
Наибольшее количество ошибок допустили на орфограммы:
¾ правописание безударных гласных в корне слова;
¾ правописание Ь и Ъ;
¾ правописание окончаний;
¾ правописание предлогов со словами.
Контрольная работа по математике проводилась с целью контроля за уровнем сформированности следующих предметных умений и навыков:
¾ знание порядка выполнения действий;
¾ решение уравнений;
¾ решение задач на нахождение периметра и площади прямоугольников.
Анализ контрольной работы по математике показал: средний балл – 3,3; качество знаний – 38%; успеваемость – 92%.
Наибольшее количество ошибок допущено обучающими при вычитании чисел через разряд, табличное умножение, умножение двузначных чисел.
Была проверена техника чтения. Проверка показала, что выше нормы читают 20 человек (74%). Средняя скорость чтения 100-110 слов, что является нормой.
В ходе контроля были посещены уроки русского языка, литературы, математики, английского языка, истории, технологии.
Посещенные уроки русского языка и литературы Васютиной Б.Н. показывают, что учитель в системе проводит работу над формированием общеучебных умений и навыков. В соответствии с программой ведёт повторение материала, изученного в начальной школе.
Преподавание математики ведёт Минько Л.А.., учитель хорошо владеет методикой предмета, учитывает возрастные особенности учащихся. Уроки проводятся в оптимальном темпе, части урока логически связаны между собой. Прослеживается отработанность учебных действий между учителем и обучающимися.
Английский язык ведут Соколова И.Н., Мостовая Т.А.. Посещенные уроки показывают, что учителя отрабатывают правила правильного произношения, чтения, перевода. На уроках используются элементы игры, что повышает интерес к изучаемому предмету. Основной материал обучающимися усвоен в объёме, достаточном для первичного усвоения. Домашнее задание дано с объяснениями, однако отметки за работу на уроке иногда выставляются после звонка.
Уроки истории ведёт учитель Мостовая Д.А., которая хорошо владеет методикой преподавания предмета. Объяснение нового материала даётся на доступном уровне. Части урока логически связаны между собой. Учитель использует различные формы и методы: беседа, работа с учебником, взаимный опрос, кроссворд и многое другое. Посещённые уроки показали, что учитель хорошо владеет методикой преподавания предмета, учитывает возрастную психологию обучающихся. На уроках царит атмосфера сотрудничества.
В ходе классно-обобщающего контроля была проведена проверка тетрадей по русскому языку и математике.
Цель проверки:
1. Соблюдение обучающимися класса единого орфографического режима.
2. Регулярность проверки работ обучающихся учителями-предметниками.
3. Объективность выставления отметок обучающимся.
4. Работа учителей-предметников с обучающимися, не выполняющими единый орфографический режим.
Проведенная проверка показала, что в тетрадях по русскому языку учителем проводится работа по выполнению обучающимися единого орфографического режима. Работы проверяются учителем в соответствии с требованиями. В тетрадях по математике большим количеством обучающихся класса единые требования к ведению тетрадей выполняются. Объем классных и домашних работ, достаточность и полнота выполнения домашних работ соответствует норме. В целом, состояние проверки тетрадей хорошее.
Контроль над ведением дневников проведён заместителем директора по ВР Ивановой Л.Г.
Дневники учащихся 5 класса: в классе 27 учащихся, на момент проверки – 27 дневников. 18 дневников имеют эстетический вид. Классным руководителем дневники проверяются еженедельно и систематически выставляются оценки.
ЗАМЕЧАНИЯ:
1. У 5 учащихся допущены ошибки при заполнении списка учителей.
2. Не всегда есть росписи родителей.
3.Не у всех учащихся записывается домашнее задание.
Общие выводы:
Согласно проведённому мониторингу, анализам уроков, проверке тетрадей по предметам, анкетированию обучающихся, родителей, учителей можно сделать следующие выводы:
1. Обучающиеся 5 класса подготовлены к изучению учебного материала основной школы.
2. Большинство обучающихся осознают необходимость обучения, владеют умственными операциями.
3. Объем домашних заданий по предметам не превышает норму.
4. Учителя, преподающие в 5 классе, хорошо знают предмет, методику преподавания.
5. Учителя учитывают возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся.
6. Проводится работа по формированию общеучебных и предметных умений и навыков.
7. Уровень сформированности классного коллектива достаточный
На основании выводов рекомендовано:
1. Педагогу-психологу Мордвиновой А.В.
· запланировать и провести работу по выявлению и устранению причин, осложняющих адаптацию отдельных учеников.
2. Классному руководителю Минько И.Н.:
· Организовать классные часы общения, направленные на формирование классного коллектива, на развитие толерантного отношения друг к другу
· Создать для детей дезадаптантов условия для проявления своих личностных качеств и способностей.
· Организовать классные часы общения по темам: «Режим дня», «Как организовать свою учебную деятельность»
· Постоянно поддерживать контакт с родителями учащихся, ознакомиться с условиями проживания и взаимоотношениями в семье.
· Провести консультирование родителей по организации подготовки домашнего задания, контроля за ведением дневника.
· Осуществлять грамотное рассаживание учащихся в классе с учѐтом их индивидуальных и возрастных особенностей.
3. Учителям – предметникам:
· Создавать на уроках ситуацию успеха для дезадаптантов.
· Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
· Создавать благоприятную эмоциональную обстановку на уроке, близкую к обучению в начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.) Не допускать педагогических манипуляций.
· Поддерживать интерес к учѐбе, разнообразить методику работы на уроках (использовать игровые технологии)
· Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания
· Учитывать темп работы обучающихся и знать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал
· Развивать навыки самоконтроля, умения оценивать свою работу и работу класса. Постоянно анализировать все плюсы и минусы в своей работе.
Заместитель директора по УВР Минько Л.А.
Классный руководитель Минько И.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.