Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
1 кл
27.05.2017
Цель контроля: исследование процесса социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению, выявление дезадаптированных детей, определение причины
Задачи:
• Изучить, проанализировать и оценить эффективность деятельности учителей 1-х классов по соблюдению преемственности между ДОУ и начальной школой в обучении и воспитании обучающихся;
• Выявить успехи и проблемы в период прохождения обучающимися адаптационного периода, наметить пути коррекции недостатковДокумент Word
Справка об адаптации 1 классы.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 160»
630078, г. Новосибирск, ул. Выставочная, 8
тел/факс 3515746; email: [email protected]
СПРАВКА
по результатам выявления состояния адаптации
обучающихся 1 классов
Цель контроля: исследование процесса социальнопсихологической адаптации
первоклассников к школьному обучению, выявление дезадаптированных
детей,
определение причины
Задачи:
Изучить, проанализировать и оценить эффективность деятельности учителей 1х
классов по соблюдению преемственности между ДОУ и начальной школой в
обучении и воспитании обучающихся;
Выявить успехи и проблемы в период прохождения обучающимися адаптационного
периода, наметить пути коррекции недостатков.
Вид контроля: диагностический
Метод контроля: исследования педагогапсихолога, педагогалогопеда, школьного врача,
посещение уроков, проверка тетрадей
Сроки контроля: 14.09.2015г. – 14.10.2015г.
Исследованием было охвачено 104 обучающихся.
Оценка уровня адаптации ребенка к школе обусловлена необходимостью своевременного
предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии
первоклассников.
Термин "адаптация" обозначает приспособление строения и функций организма, его
органов и клеток к условиям среды.
Программа исследования включала опрос родителей, опрос и наблюдения учителей,
диагностику детей, посещение уроков в 1ых классах, беседы с обучающимися.
Проверку проводила зам. директора по УВР Плешивцева А.Н.., к проверке
привлекались педагогпсихолог Пиманова Л.А., педагоглогопед Сигодина Н.А., а также
Петрова Ю.В. – школьный врач.
В течение месяца посещались уроки и классные часы в 1х классах. Это были различные по типу и структуре уроки. Посещенные уроки показали, что все учителя
владеют методикой построения занятий. На уроках применяются различные формы и
методы работы, активизирующие обучающихся для восприятия учебного материала.
Требования, предъявляемые учителями едины и обучающимися выполняются. Каждый
урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных принадлежностей,
спортивной формы и т. д.). Следует отметить доброжелательность учителей,
взаимопонимание с обучающимися. Уроки проходят в хорошем темпе.
Тематические планы учителей 1 классов грамотно отражают содержание учебного
материала на весь учебный год; почти на каждом уроке даются развивающие задания.
На посещенных уроках использовались наглядные пособия и ТСО. На уроках
обучения чтению и письму учителями Барановой Е.Г. и Тятюшкиной О.И. осуществляется
индивидуальный подход к обучающимся, в соответствии с разным уровнем подготовки
знаний учеников применяются разные формы обучения, в большой степени используется
наглядность. Части урока логически связаны друг с другом, основной материал
обучающимися усвоен в объеме, достаточном для первичного усвоения. Уроки в 1 «А»
классе (учитель Панова М.А.) планируются грамотно, с учетом дифференцированного
подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием
участвуют в ролевых играх, проводимых на каждом уроке математики. Уроки проходят в
оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом. По результатам
посещения уроков в 1 «Г» классе (учитель Кришлаукс Т.С.) можно отметить
мобилизующее начало уроков, постановку целей, разъяснение порядка работы. Татьяна
Сергеевна побуждает обучающихся принимать активное участие в ходе урока. Однако
многие дети отвлекаются, занимаются посторонними делами, не всегда слушают учителя.
На уроках не хватает смены видов деятельности, поэтому первоклассникам трудно
удерживать внимание. Также недостаточное количество наглядного материала и игровых
моментов отрицательно влияют на результативность уроков.
В рамках внутришкольного контроля в октябре 2015 года была проведена проверка
работы учителей 1х классов с прописями с целью формирования каллиграфического
письма у обучающихся.
Посещенные уроки показали, что учителя Панова М.А. 1 «А» и Тятюшкина О.И. 1 «Б»
строят обучение каллиграфии на анализе детьми каллиграфического образа основных
элементов букв, закономерностей их соединения в буквы, букв в слова. Большое внимание
уделяют звуко буквенному анализу слов, алгоритму списывания с печатного текста и
письма под диктовку, контролю и самоконтролю. Педагоги создают на уроках письма
ситуации успеха для учеников, в процессе письма хвалят детей за каждое усилие и
старание при написании элементов букв и самих букв.
Учитель Баранова Е.Г. 1 «В» использует разнообразные формы и методы работы,
направленные на формирование каллиграфического письма. Елена Геннадьевна при
формировании каллиграфического письма у обучающихся использует ИКТ технологии,
приёмы лепки и конструирования букв из разных материалов. Также она ведет работу по
предупреждению возможных ошибок при написании букв.
Учитель 1 «Г» Кришлаукс Т.С. следует такому алгоритму при обучении написанию
новых букв: письмо буквы в воздухе, работа с новой буквой на предметном уровне.
Использует на уроках пальчиковые игры и физминутки. Также она уделяет внимание
формированию самооценки при подведении итогов работы. Все педагоги уделяют большое внимание правильному положению прописей на
парте, умению правильно держать ручку. Учителя 1ых классов проверяют прописи
регулярно, исправляют неправильное написание букв, соединений, показывают образцы
написания букв и соединений. Все прописи подписаны учителями, большинство из них
аккуратные, записи ведутся четко, каллиграфически правильно.
В период адаптации в 1 классах продолжительность урока составляла 35 минут.
Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводились в основном
двукратно: через 10–15 и 20–25 минут от начала урока. Первая включала в себя подвижные
игры, комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз. Классные
руководители контролируют правильность посадки детей за партами и выполняют
рекомендации медицинского работника школы, указанные в листках здоровья. Классные
комнаты проветривались во время перемен, часто в присутствии детей. Уровень
освещенности классных комнат удовлетворительный. Перемены не всегда были
организованы должным образом и часто проходили в пределах классных комнат.
Школьный врач Петрова Юлия Викторовна в результате изучения медицинских карт
вновь прибывших учеников и состояния их здоровья в период адаптации сделала
следующие выводы: основная масса учеников имеет 2 группу здоровья. Ухудшение
показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период
адаптации не отмечалось.
Итоги посещения уроков в 1 классах:
1.Длительность уроков в период адаптации – 35 минут. Такой режим соблюдается
всеми учителями.
2.Во время урока дважды проводится физкультминутка. Первая включает подвижные
игры, а вторая – гимнастику для глаз.
3.Уровень освещенности классных комнат удовлетворительный.
4.Классные комнаты проветриваются во время перемен, часто в присутствии детей.
5.Уроки проводятся в игровой форме, что отвечает требованиям возрастных
особенностей детей.
6.Работа по развитию каллиграфических навыков ведётся во всех 1х классах.
В ходе контроля были проанализированы планы воспитателей 1 классов. Классные
воспитатели главную цель своей работы видят в создании условий для адаптации
обучающихся в классном коллективе. В
планах грамотно, с учетом возрастных
особенностей спланированы классные часы, коллективные часы, коллективные творческие
дела, работа с родителями и активом класса.
Классные воспитатели наблюдали детей в адаптационный период. Они отразили результаты
своих наблюдений в характеристиках классов.
При изучении социальнопсихологической адаптации детей к школе педагогпсихолог
Пиманова Л.А. использовала следующие методики:
1. Оценка мелкой моторики рук и зрительной координации (Ориентационный тест
школьной зрелости А.Керна – Я.Йерасека).
2. Выявление зрительнопространственного восприятия,
зрительная память
(Ориентационный тест школьной зрелости А.Керна – Я.Йерасека).
3. Выявление уровня самооценки учащихся (Тест «Лесенка» В.Г.Щур)
4. Определение уровня концентрации внимания, темпа психической деятельности
(Тест ПьеронаРузера)
5. Определение уровня тревожности (методика Дукаревич М.З.) 6. Адаптация к школе (Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций
и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой, А.Эткинд)
Результаты проведенной работы следующие:
В 1 «А» классе обучается 27 обучающихся. В исследовании принимали участие 25 чел.
Классный руководитель: Панова М.А. По результатам обработки данных выявлено
следующее:
1.Оценка мелкой моторики рук и
зрительной координации:
2.Зрительнопространственное восприятие:
3. Уровень самооценки:
4. Уровень концентрации внимания:
5. Уровень школьной тревожности:
Высокий уровень 16 %
Хороший уровень 60 %
Средний уровень 24 %
Низкий уровень 0 %
Высокий уровень 60 %
Хороший уровень 36 %
Средний уровень 4 %
Низкий уровень 0 %
Высокий уровень 76 %
Норма 24 %
Низкий уровень 0 %
Отличный уровень 0 %
Хороший 4 %
Средний 36 %
Низкий 52 %
Очень низкий 28 %
Норма 61 %
Средний уровень 30 %
Высокий уровень 8 %
В 1 «Б» классе обучается 26 обучающихся. В исследовании принимали участие 25 чел.
Классный руководитель: Тятюшкина О.И. По результатам обработки данных выявлено
следующее:
1.Оценка мелкой моторики рук и
зрительной координации:
2.Зрительнопространственное восприятие:
Высокий уровень 24 %
Хороший уровень 44 %
Средний уровень 16 %
Низкий уровень 12 %
Очень низкий 4 %
Высокий уровень 44%
Хороший уровень 44%
Средний уровень 4 %
Низкий уровень 4%
Очень низкий 4% 3. Уровень самооценки:
4. Уровень концентрации внимания:
5. Уровень школьной тревожности:
Высокий уровень 72 %
Норма 16 %
Низкий уровень 4%
Очень низкий 4%
Отличный уровень 0 %
Хороший 0 %
Средний 24 %
Низкий 52 %
Очень низкий 20 %
Не справился 4%
Норма 72 %
Средний уровень 13 %
Высокий уровень 13 %
В 1 «В» классе обучается 25 обучающихся. В исследовании принимали участие 25 чел.
Классный руководитель: Баранова Е.Г. По результатам обработки данных выявлено
следующее:
1.Оценка мелкой моторики рук и
зрительной координации:
2.Зрительнопространственное восприятие:
3. Уровень самооценки:
4. Уровень концентрации внимания:
5. Уровень школьной тревожности:
Высокий уровень 12 %
Хороший уровень 40 %
Средний уровень 32 %
Низкий уровень 4 %
Очень низкий 8 %
Высокий уровень 52%
Хороший уровень 28%
Средний уровень 12 %
Низкий уровень 4%
Очень низкий 4%
Высокий уровень 60 %
Норма 20%
Низкий уровень 12%
Отличный уровень 4 %
Хороший 0 %
Средний 32 %
Низкий 56 %
Очень низкий 12 %
Норма 61 %
Средний уровень 17 %
Высокий уровень 22 % В 1 «Г» классе обучается 26 обучающихся. В исследовании принимали участие 24 чел.
Классный руководитель: Кришлаукс Т.С. По результатам обработки данных вывалено
следующее:
1.Оценка мелкой моторики рук и
зрительной координации:
2.Зрительнопространственное восприятие:
3. Уровень самооценки:
4. Уровень концентрации внимания:
5. Уровень школьной тревожности:
Высокий уровень 20 %
Хороший уровень 32 %
Средний уровень 40 %
Низкий уровень 4 %
Высокий уровень 36%
Хороший уровень 48%
Средний уровень 8 %
Низкий уровень 4%
Высокий уровень 56 %
Норма 32%
Низкий уровень 4%
Очень низкий 8 %
Отличный уровень 0%
Хороший 0 %
Выше среднего 4%
Средний 32 %
Низкий 52 %
Очень низкий 20 %
Норма 62 %
Средний уровень 33 %
Высокий уровень 12 %
При изучении проблем речевого развития, логопедом школы Сигодиной Н.А.
проведена логопедическая диагностика обучающихся 1х классов. Были использованы
следующие диагностические методики: «Организация психологопедагогического
обследования детей с ОНР» Т.Б. Филичевой в обработке Г.М. Вартапетовой.
Результаты углубленного логопедического обследования всех компонентов речи и
обработка данных обследования позволяют обобщить информацию о дефектах речи детей:
Норма речевого развития
Общее Недоразвитие Речи
Недостатки звукопроизношения
Грубые нарушения звукопроизносительной стороны
речи
Недостаточная сформированность фонематических и
лексикограмматических средств речи
Нарушение звукослоговой структуры речи
Заикание
Двуязычие
Количество учеников
11
30
59
5
5
20
2
12 60% детей имеют недостаточно сформированную связную речь; связная речь
нарушение
нераспространённая,
последовательности событий, не видят причинноследственные закономерности.
сводится к
глагольному перечислению,
40% детей не видят логической закономерности, затрудняются в построении
логического сюжета рассказа.
По результатам обследования на логопедический пункт зачислено 20 учеников 1х
классов, из них 5 учеников на индивидуальные занятия.
В целом картина адаптированности по классам выглядит следующим образом:
Процент
адаптированности
1 «А»
класс
74 %
1 «Б»
класс
65%
1 «В»
класс
82%
1 «Г» класс
68%
В результате анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:
отношение первоклассников к обучению в школе является в основном положительным,
процент адаптации (в среднем)73%. В целом, у большинства первоклассников
адаптационный период прошел успешно. Для родителей детей с возможной дезадаптацией
будут даны рекомендации, организованы консультации с психологом. Для обучающихся с
дезадаптацией рекомендованы занятия со специалистами.
Рекомендации:
1. Учителям начальных классов:
1.1.Донести информацию до родителей обучающихся.
1.2.Обратить внимание родителей на необходимость соблюдения режима дня
ребенка.
1.3. Способствовать повышению самооценки учеников путем создания ситуаций
успеха.
1.4. Способствовать развитию у детей умений, позволяющих устанавливать
межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
1.5. Способствовать снижению уровня тревожности у обучающихся.
1.5.1. Учитывать личностные особенности детей и требовать от них то, что они
могут выполнить.
1.5.2. Не сравнивать ребенка с окружающими. 1.5.3. Чаще использовать упражнения на релаксацию, телесный контакт.
2. Родителям:
2.1.Помочь детям в организации их дел при помощи картинок напоминалок,
записок или схем.
2.2. Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него людей.
2.3. Быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких
причин то, что вы разрешали раньше.
2.4. Если ребенку с трудом дается какойлибо учебный предмет, лучше лишний раз
помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов
помнить о похвале.
2.5. Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.
2.6. Если по какимлибо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать
для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не
чувствовал себя ущемленным.
2.7. Чаще общаться с ребенком, играть, решать головоломки, рисовать.
14.10.2015 г. Зам. директора по УВР А.Н. Плешивцева
Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Справка о выявлении состояния адаптации первоклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.