Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)
Оценка 4.6

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию
docx
русский язык +1
5 кл
02.03.2018
Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)
Успешность выполнения ВПР по русскому языку во многом зависит от того, насколько ученик подготовлен к выполнению этой работы. Методические рекомендации предназначены для обучающихся 5 классов и содержат теоретический материал по всем заданиям в сжатой, структурированной форме. Надеюсь, что он поможет пятиклассникам в самоподготовке к ВПР по русскому языку, а родителям - в эффективном контроле.
ВПР -5.docx
Русский язык ВПР 5 класс Справочные материалы. Автор­составитель:  Анисимова Г.А., учитель русского языка и  литературы     высшей  категории МБОУ СОШ №8 г. Куса. Предисловие.       Успешность выполнения ВПР  по русскому языку, как и по любому  другому предмету, во многом определяется тем, насколько ученик  подготовлены к этой работе. В процессе обучения  большую роль играет,  во­первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во­ вторых, умение это делать, то есть ясное представление о том, как лучше  всего реализовать желаемое или необходимое.      Методические рекомендации предназначены для учащихся 5 классов и  их родителей.    В данной брошюре  вы найдете необходимый теоретический материал,  представленный в сжатой и оптимально структурированной форме.  Надеюсь, что он поможет пятиклассникам в самоподготовке к ВПР по  русскому языку. Задание №2 Различные виды разбора 1.ФОНЕТИЧЕСКИЙ  РАЗБОР СЛОВА 1.Запишите слово. Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. 2.Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. 3.Сосчитайте и запишите количество букв. 4.Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,   который эта буква обозначает. 5.Опишите звуки:                 Гласный, ударный или безударный.                 Согласный, глухой, звонкий или сонорный, парный или непарный; твёрдый  или мягки. 6.Сосчитайте и запишите количество звуков. Пример: морковь ­ мор­кóвь  м  – [м]  ­ согл., сонорн. непарн., тв. парн. о  –  [а]  ­ гласн., безуд. р  –  [р]  ­ согл., сонорн. непарн., тв. парн. к  –  [к]  ­ согл., глух. парн., тв. парн. о  –  [о]  ­ гласн., ударн. в  –  [ф']  ­ согл., глух. парн., мягк. парн. ь  –  [  ] ___________________________ 7 букв, 6 звуков  Гласные звуки      В  русском алфавите всего 33 буквы.  Две  – Ь, Ъ ­ не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам, звуков не  обозначают.  Гласные буквы: бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в  слове гласных звуков, столько и слогов.  Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.  Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].   А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков.  Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков. Йотированные гласные буквы обозначают два звука, если стоят:  Я ­ [й'а] Ю­ [й’у] Е – [й’э] Ё – [й’о]  * в начале слова (ёж, яблоко, юла)  * после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)  * после гласных букв (споём, союз, военный)  Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под  ударением: век ­ [в'эк], мяч­ [м'ач'], блюз ­ [бл'ус], мед ­ [м'от]  В безударном положении эти буквы после согласного обозначают звук [иэ] ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]  Согласные звуки      Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.  Согласных звуков в русском языке – 36.  Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных:  [б] ­ [п], [в] ­ [ф],[г] ­ [к], [д] ­ [т], [ж] ­ [ш], [з] ­ [с].  Непарные звонкие (сонорные): [л], [м], [н], [р], [й].  Непарных глухих звуков – 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].  Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных: [б] ­[б'], [в] ­ [в'], [г] ­ [г'], [д] ­[д'], [з] ­ [з'], [к] ­ [к'],[л] ­ [л'],[м] ­ [м'], [н] ­ [н'], [п] ­ [п'], [р] ­ [р'], [с] ­ [c'], [т] ­ [т'],[ф] ­ [ф'], [х] ­ [х'].  Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].  Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].  2.МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР прмер ПЕСНЮ– сущ., обозначает предмет; песня,  нариц., неодуш., ж.р., 1­го скл., в в.п., в  ед.ч., что?песню. 3.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 1) существительное Схема разбора I. Часть речи, общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именит. падеж ед.  числа). 2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение, 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число. III.Синтаксическая роль. 2) прилагательное Схема разбора I.Часть речи, общее значение. II.Морфологические признаки: 1. Начальная форма (им. падеж. ед.  числа, м.р.). прмер В) ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ (обществе)–  прилаг., обозначает признак предмета;  человеческий, в ср.р., ед.ч., п.п.; в каком? в человеческом. прмер Совершается – глагол, действие; н.ф. – совершаться; несов. вида,  1  спр.; в наст. вр., в ед.ч., в 3­м лице;  что делается? совершается. 2. Постоянные признаки: краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) род, б) число, в)падеж. III.Синтаксическая функция 3) глагол Схема разбора Часть речи I II Морфологические признаки: 1 Начальная форма (неопределённая  форма). 2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение Непостоянные признаки: а) число, б) время (если есть) в) лицо (если есть), г) род (если есть). II.Синтаксическая роль. 4.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР 1)Подчеркнуть все слова как члены предложения Главные члены Второстепенные члены Подлежащее отвечает на вопросы  Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей  к т о?  ч т о? кого­чего? кому –чему? кого – что?   кем – чем? о ком – о чем?               Сказуемое отвечает на вопросы   ч т о  д ел а т ь? ч т о  с д е л а т ь? Определение отвечает на вопросы  к а к о й?  ч е й? каков? Обстоятельство отвечает на вопросы г д е? к о г д а?  к у д а? о т к у д а?  п о ч ем у? з а ч е м?  к а к?  2) Подписать части речи  всех слов. 3) Дать характеристику предложения. Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:  1) Каково данное предложение по цели высказывания?  (Повествовательное, побудительное или вопросительное). 2) Какова эмоциональная окраска предложения?  (Восклицательное или невосклицательное). 3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения?  (Простое – одна основа, сложное – две и более) Если предложение простое:  4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется  и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один  главные член – то односоставное). 6) Осложненное предложение или неосложненное? (Имеются ли  однородные члены, вводное слово,  обращение?) 7) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует. Если предложение сложное  4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или  бессоюзная? 5) Какой именно способ связи используется в  предложении: подчинительная, сочинительная или интонация? 6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к  какому типу сложного предложения относится  данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное? 7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать  каждую из частей сложного предложения. 8) Составьте схему предложения, обозначив связь между частями В букете были розы и лилии. (Повест, невоскл., простое, двусоставное, распространенное,  осложнено однородными подлежащими)  [О и О]. В букете были розы и лилии, но она больше любила тюльпаны. (Повеств., невоскл., сложн., ССП., сост. из 2­х частей: 1 –прост.,  двусост., распр., осложн. однор. подл. 2­е­ прост,  двусост., распростр.) [О и О], но [    ]. Задание №3 Орфоэпические нормы (ударение) А Б В Д  Ж З И К М Н О П алфавИт, алфавИтный  ательЕ  бАнты, баловАть  не балУйся былА, бЫло; нЕ был, не былА ворОта  вЫздороветь вручИт, дать, далА, дАли;нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали  дефИс  докумЕнт, докумЕнты доскА, у доскИ, на дОску  досУг жалюзИ, жить, жилА, жИло, жИли; нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили звонИть, звонИшь, звонИт инженЕр, инженЕры  инструмЕнт, инструмЕнты каучУк кашнЕ квартАл  киломЕтр  кладУ красИвее  красИвей магазИн  малЯр, доЯр, школЯр начАть, нАчал, началА, нАчали начАться, началсЯ, началАсь облегчИть опЕка, партЕр положИть, положИл, положила, положУ, положИшь повторИть, повторИшь повторИт, повторИте предмЕт пустЯчный премировАть  премирУют.прАвы плАнер пролилА расположИть руководИть  сантимЕтр  свЁкла  свИтер создАть, сОздал,  создалА  срЕдства,   слИвовый сИлосный, совремЕнный столЯр тЕннис тОртов, тОрты углубИть, углубИт, упростИть фОрзац фарфОр хлОпок цемЕнт цепОчка шАрфы щавЕль, яИчница Р С Т У Ф Х Ц Ш Щ Я Задание №4 Части речи значение Предмет, лицо,  явление, понятие Признак,  принадлежность  предмета Указывает на  предмет, признак,  количество Часть речи Имя существительное Имя  прилагательное Местоимение я, мы, ты, вы, он, она, оно,  они. себя. мой, наш, твой, ваш, свой. кто, что, какой, каков,  который, чей, сколько.этот,  тот, такой, таков,  столько.сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый,  вопросы Кто? Что? Кого­чего; кому­ чему; кого­что;  кем­чем; о ком­о  чем. Какой? Чей?  Каков(а,о)? Вопрос задается  от сущ. или  местоимения! Кто? Что?  Какой? Каков?  Чей? Сколько? любой, иной.никто, ничто,  никакой, ничей, никоторый,  некого, нечего некто, нечто,  некоторый, некий, несколько,  кто­то, что­то, сколько­ нибудь, какой­либо, кое­что и  др. Глагол Наречие предлог союз сочинительный Действие, процесс Признак действия,  признака, предмета Что делать? Что сделать? Где? Куда?  Когда? Почему?  Зачем? Как? без ,в (во),до, для,  за,  из, из­за, из­под, к (ко), меж, между, на, над (надо),о, об  (обо),от (ото),по, п под (подо),перед  (предо, пред),при, про, с (со), у, через И, да, ни – ни, тоже, также, не только –  но и, как – так и, а, но, да (=а), однако,  зато, же, или, либо, то – то, не то – не то, или ­ или подчинительный Когда, пока, едва, лишь только, потому  что, если,  что, чтобы, раз, хотя, пускай,  как, как будто, словно, так что и др.  не,ни. бы(б), ли частица Задание №5 Предложения с прямой речью «П» ­ прямая речь – слова  лица, передаваемые от его имени  А – слова автора.                      «П», ­ а.       А: «П».                      «П!» ­ а.       А: «П!»                      «П?» ­ а.      А: «П?» Мама сказала : «Ты хорошо подготовился к диктанту» А: «П». Задание №6 Предложения с обращением Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Обращение не является членом предложения. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с  восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный  знак. N:Здравствуй, моя страна!  В остальных случаях обращение выделяется запятыми.      Друзья, сначала прорисуйте контуры предметов.    [О,…].   Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов.    […,О,…].   Сначала прорисуйте контуры предметов, друзья    […,О] . Местоимение ты в литературной речи не употребляется в роли обращения. Задание №7 Отличие предложений с однородными членами, соединенными союзом И от ССП 1.Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений,  связанных по смыслу и интонацией. Между частями сложного  предложения обычно ставится запятая.      Сложносочиненным называется такое сложное предложение, в  котором равноправные по смыслу простые предложения связаны союзами  И, ДА (=И), А, НО, ДА (=НО),ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ТО…,ТО, …. Союз  при этом не входит в состав простых предложений.  [Пришла зима], и [ выпал снег]  . 2.Однородные члены предложения это такие члены предложения,  которые: зависят от являются отвечают на 1 вопрос слова частью речи членом  предложения Я люблю произведения Пушкина и  Лермонтова. [О и О]. Задание №8 Основная мысль предложения Основная мысль текста передает отношение автора к изображаемому, его  оценку. Для определения основной мысли текста сделай следующее: 1.Внимательно прочти текст 2. Задай вопрос: О чем это произведение? Что желал высказать  автор по данной теме? К чему призывает читателя?  3.Найди в тексте ответ на этот вопрос или сформулируй его, опираясь на  содержание текста. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста Задание №9 Вопрос на знание текста 1.Внимательно прочти текст 2.Найди в тексте  предложение,  которое будет ответом на поставленный  вопрос.   3.Сформулируй и запиши ответ. Задание №10 Типы речи  Описание – описание формы, цвета, размера и т.п. предмета, места,  состояния  Повествование – статичный рассказ  Рассуждение – тезис – обоснование (аргументация) ­ вывод Задание №12 Синонимы, антонимы Синонимы — это слова одной части речи с близким лексическим  значением.      N: вьюга­пурга­ метель Антонимы — это слова одной части речи с противоположным  лексическим значением.     N: горячий – холодный Омонимы  — слова одной части речи, которые пишутся одинаково, но  имеют разное лексическое значение  N: рысь(вид бега лошади) – рысь (животное)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)

Справочные материалы по русскому языку для подготовки к ВПР ( русский язык , 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018