«Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени»
Оценка 4.6

«Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени»

Оценка 4.6
docx
01.04.2020
«Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени»
русский 4а.docx

 

Тема: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени»                                               Цель: создать условия для ознакомления обучающихся со спряжением глаголов в настоящем и будущем временах                                                                                                Задачи:                                                                                                                        Образовательная:  учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; расширение словарного запаса;  систематизировать знания детей о глаголе, как части речи.                                                                                                               Развивающая: развивать внимание, память, речь учащихся, умение определять спряжения глаголов;  развивать умения правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, устанавливать их связь с именами существительными, правильно определять спряжение, лицо и число глаголов.                                                                                                     Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к русскому языку; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний.                         Оборудование: презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Алена Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

В школьных коридорах прозвенел звонок.
И пора настала начинать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит. 
Вновь достанем мы тетрадки, лег на край стола дневник,
Наши знанья и уменья всем покажем тот же миг.

А теперь давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

2. актуализация знаний

- Скажите, что вы изучали, говорили на прошлом уроке на прошлом уроке?

 

 

- Что такое спряжение глаголов?

 

 

 

 

 

 

- А как изменяются глаголы?

 

 

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

 

 

 

- Какая часть слова меняется при изменении спряжения глаголов по лицам и числам?

 

 

- Какие лица имеют глаголы?

 

 

 

 

- Какие числа имеют глаголы?

 

 

 

- Как определить лицо и число глагола?

 

 

-Назовите лица глаголов

 

 

 

Молодцы, всё вспомнили.

Мы разговаривали о спряжении глаголов

 

 

 

Это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени

 

 

 

 

 

По временам, по лицам, по числам

 

 

 

По родам

 

 

 

 

Окончание

 

 

 

1, 2, 3-е

 

 

 

Единственное и множественное

 

 

 

По местоимению и окончанию глагола

 

 

 

I-лицо- я, мы

II- ты, вы

III- он, она, оно, они

 

 

 

3. совместное определение и принятие учебной задачи учениками

Посмотрите на доску.

Что вы видите?

(иду, идёшь, идёт, идём, идёте, идут

Учу, учишь, учит, учим, учите, учат)

 

Что мы делали с глаголами?

 

 

 

Определите спряжение у первой и второй группах слов.

 

У первой группы, какое спряжение?

 

У второй?

 

Посмотрите на все эти глаголы и попробуйте определить время глаголов.

 

Какое время?

 

Правильно.

 

Посмотрите на доску. (прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают

Выучу, выучишь, выучит, выучим, выучите, выучат)

 

Определите спряжение у первой группы слов.

 

У второй группы слов, какое спряжение?

 

А у этих глаголов какое время?

 

Попробуйте сформулировать цель урока, что мы будем делать с вами на уроке.

 

Правильно.

 

Глаголы

 

 

 

 

 

Изменяли по лицам и числам (спрягали)

 

 

 

 

 

 

1-е

 

2-е

 

 

 

 

 

Настоящее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-е

 

2-е

 

 

Будущее

 

Мы будем учиться изменять глаголы настоящего и будущего времени по числам и лицам

 

 

4. освоение учебного материала учениками

Откройте учебники на странице 88. Рассмотрите внимательно таблицу спряжения глаголов в настоящем времени.

 

Посмотрели, а теперь давайте подробно рассмотрим  окончания, как они изменяются по числам и лицам у глаголов 1-го и 2-го спряжения.

 

Посмотрите в столбец, где единственное число.

 

Первое лицо (я), глагол первого спряжения какое окончание имеет?

 

А во втором спряжении какое окончание?

 

У глагола второго лица ед.числа какое окончание у первого спряжения?

 

У глагола во втором спряжении какое окончание?

 

У глагола третьего лица ед.числа, какое окончание имеет глагол первого спряжения?

 

У глагола второго спряжения какое окончание?

 

А теперь посмотрим на глаголы множественного числа.

 

Глагол первого лица, 1-го спряжения, какое окончание имеет?

 

У глаголов второго спряжения?

 

Глагол 2-го лица, 1-го спряжения?

 

2-го спряжения?

 

У глаголов 3-го лица, первого спряжения, какое окончание?

 

А 2-го спряжения?

 

Давайте ещё раз посмотрим на таблицу, сравним окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 181 на странице 88 прочитайте сначала про себя, затем вслух. (устно)

 

Кто прочитает задание вслух?

 

Читай громко и чётко.

 

Что нужно сделать?

 

 

 

Правильно.

 

Задание будем выполнять по цепочке, начиная с 3-го ряда.

 

Окончание –ешь, какое число, лицо и спряжение?

 

 

Правильно. Следующий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь страница 89. Рассмотрите следующую таблицу. Таблицу спряжения глаголов в будущем времени.

 

Давайте посмотрим на окончания глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите на первую таблицу и на вторую.

Сравните личные окончания глаголов 1-го и 2- го спряжения в формах настоящего и будущего времени.

Рассматривают таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-у, -ю

 

 

-у, -ю

 

 

 

Ёшь, ешь

 

 

Ишь

 

 

Ёт, ет

 

 

 

 

ит

 

 

 

 

 

Ём, ем

 

 

 

Им

 

Ёте, ете

 

 

Ите

 

Ут, ют

 

 

Ят, ат

 

1-е лицо, ед.число, 1-е спр.- у, -ю

2-е спр.- у, -ю

 

2-е лицо, ед.число, 1-е спр.-ёшь, -ешь

2-е спр.- ишь

 

3-е лицо, ед. число, 1-е спр.- ёт, ет

2-е спр.- ит

 

1-е лицо, мн.число, 1-е спр.-ём, ем

2-е спр.- им

 

2-е лицо, мн.число, 1-е спр.- ёте, ете

2-е спр.- ите

 

3-е лицо, мн.число, 1-е спр.- ут, ют

2-е спр.- ят, ат

 

Читают про себя

 

 

 

Читает

 

 

 

Нужно ответить на вопрос, в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из этих личных окончаний

 

 

 

 

 

1.      У глаголов ед. числа, 2-го лица, 1-го спряжения

2.      Ит (ед.число, 3-е лицо, 2-е спр.)

3.      Ишь (ед.число, 2-е лицо, 2-е спр.)

4.      Ет (ед.число, 3-е лицо,1-е спр.)

5.      Им (мн. число, 1-е лицо, 2-е спр.)

6.      Ат (мн.число, 3-е лицо, 2-е спр.)

7.      Ем (мн.число, 1-е лицо, 1-е спр.)

8.      Ут (мн.число, 3-е лицо, 1-е спр.)

9.      Ите (мн.число, 2-е лицо, 2-е спр.)

10.  Ют (мн.число, 3-елицо, 1-е спр.)

11.  Ете (мн.число, 2-е лицо, 1-е спр.)

12.  Ят (мн.число, 3-е лицо, 2-е спр.)

 

 

Рассматривают

 

 

 

Ед. число, 1-е спр.(1-е лицо-у, ю,

 2-е лицо -ёшь, ешь,

3-е лицо- ёт, ет)

 

Ед.число, 2-е спр.   (1-е лицо- у,ю,

2-е лицо- ёшь, ешь,

3-е лицо- ёт, ет)

 

Мн.число, 1-е   спр.( 1-е лицо-ём, ем,

2-е лицо- ёте, ете,

3-е лицо- ут, ют)

 

Мн.число,2-е спр.  (1-е лицо- им,

2-е лицо- ите,

3-е лицо- ят, ат)

 

Личные окончания настоящего и будущего времени одинаковые

Физминутка

Поднимает руки класс- это раз,

Завертелась голова- это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

 

 

4.освоение учебного материала учениками

Давайте вспомним, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите внимательно на слова, которые вы видите на доске:

(Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь.)

Прочитайте данные слова. Найдите в них общее.

 

Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

 

 

 

Определите время глаголов.

 

Посмотрите на следующую группу глаголов:

(поедешь, нарисуешь, прочитаешь, выучишь, зарисуешь, потанцуешь).

Какое время у данных глаголов?

 

Сейчас мы разделимся по вариантам. От окна будет первый вариант, ваши соседи- это второй вариант. Потом первый вариант, соседи- второй, первый вариант и соседи- второй вариант.

 

Сейчас мы определить спряжение этих глаголов.

 

Сидя за партами, каждый назовёт спряжение глагола. Начинаем с первого ряда.

 

 

 

Хорошо.

 

Теперь ваша задача- изменить данные глаголы по числам и лицам и выделить в них окончания.

 

Первый ряд первый вариант: тебе достаётся слово сидишь

2) поедешь

3)светлеешь

4)нарисуешь

5)кричишь

6)прочитаешь

7)влезаешь

8)выучишь

9)замечаешь

10)зарисуешь

11)чернеешь

12)потанцуешь

 

Давайте все вместе попробуем, а потом будите самостоятельно выполнять задание.

Работать – какое спряжение?

 

Ед. число, 1 лицо, 1 спр. (работаю)

Ед.число, 1 спр., 2 лицо(работаешь)

Ед.число, 1 спр., 3 лицо (работает)

Мн.число,1 спр., 1 лицо (работаем)

Мн.число, 1 спр., 2 лицо (работаете)

Мн.число, 1спр., 3 лицо (работают)

 

Как выполнять задание поняли?

Тогда откройте свои рабочие тетради запишите число 9первое апреля), классная работа.

Можете приступать к работе.

 

Давайте проверим, что у вас получилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

2.      Как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?

 

  Хорошо. Теперь я буду читать вам предложения, вы должны их записать и у глаголов определить спряжение, число, лицо и время.


Строят  беседку,
придумаешь  рассказ,
слышит пение соловья
начертишь  план квартиры,
смотрит на портрет

 Давайте проверим, что у вас получилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть -
Вы запомните, друзья,
Их на «Е» спрягать нельзя.


 

 

 

 

 

это глаголы 2 лица, единственного числа, настоящего времени. Все они пишутся с ь знаком на конце.

 

1 группа - глаголы I спряжения - светлеешь, влезаешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной Е в корне и окончанием -ешь.

2 группа - глаголы II спряжения - сидишь, кричишь, с безударной И в корне и окончанием -ишь.

Это глаголы настоящего времени

 

Будущее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сидишь( 2)

Светлеешь(1 )

Кричишь( 2)

Влезаешь( 1)

Замечаешь( 1)

Чернеешь( 1)

 

 

 

 

Поедешь( 1)

Нарисуешь(1 )

Прочитаешь(1 )

Выучишь( 2)

Зарисуешь( 1)

Потанцуешь(1 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 спряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

1)                Сидишь       ( сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят)

2)                Поедешь (поеду, поедешь, поедет, поедем, поедете, поедут)

3)                Светлеешь (светлею, светлеешь, светлеет, светлеем, светлеете, светлеют)

4)                Нарисуешь (нарисую, нарисуешь, нарисует, нарисуем, нарисуете, нарисуют)

5)                Кричишь (кричу, кричишь, кричит, кричим, кричите, кричат)

6)                Прочитаешь (прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитаем, прочитаете, прочитают)

7)                Влезаешь (влезаю, влезаешь, влезает, влезаем, влезаете, влезают)

8)                Выучишь (выучу, выучите, выучит, выучим, выучите, выучат)

9)                Замечаешь (замечаю, замечаешь, замечает, замечаем, замечаете, замечают)

10)            Зарисуешь (зарисую, зарисуешь, зарисует, зарисуем, зарисуете, зарисуют)

11)            Чернеешь (чернею, чернеешь, чернеет, чернеем, чернеете, чернеют)

12)            Потанцуешь (потанцую, потанцуешь, потанцует, потанцуем, потанцуете, потанцуют)

 

 

Чтобы правильно написать безударные окончания глагола, нужно определить его спряжение

 

по неопределённой форме глагола; глагол неопределённой формы, который оканчивается на -ить - ко II спряжению; глагол неопределённой формы, который оканчивается на -ать, -ять, -еть, ыть - к I спряжению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят (2спр., 3 лицо, настоящее время, мн. число) беседку,
придумаешь(1спр., 2 лицо, будущее время, ед. число) рассказ,
слышит (2спр., 3 лицо, настоящее время, ед.число) пение соловья
начертишь(2спр., 2 лицо, будущее время, ед.число) план квартиры,
смотрит(2спр., 2 лицо, настоящее время, ед.число) на портрет

5. итог, рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Кто может сказать, что мы делали сегодня на уроке?

 

- Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

Какие задания вызвали у вас интерес? Почему

 

Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать. Урок окончен, до свидания.

Мы изменяли глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам

 


 

Тема: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени»

Тема: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени»

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Как определить лицо и число глагола? -Назовите лица глаголов

Как определить лицо и число глагола? -Назовите лица глаголов

А у этих глаголов какое время?

А у этих глаголов какое время?

Глагол 2-го лица, 1-го спряжения? 2-го спряжения?

Глагол 2-го лица, 1-го спряжения? 2-го спряжения?

Теперь страница 89. Рассмотрите следующую таблицу

Теперь страница 89. Рассмотрите следующую таблицу

Посмотрите внимательно на слова, которые вы видите на доске: (Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь

Посмотрите внимательно на слова, которые вы видите на доске: (Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь

Хорошо. Теперь ваша задача- изменить данные глаголы по числам и лицам и выделить в них окончания

Хорошо. Теперь ваша задача- изменить данные глаголы по числам и лицам и выделить в них окончания

Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? 2

Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? 2

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Гнать, держать, смотреть и видеть,