Раздел долгосрочного плана: |
Школа: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Лабораторная работа № 1 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
8.3.2.8- исследовать закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах; 8.1.3.2 - определять факторы, влияющие на проведение эксперимента; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
Учащиеся смогут: рассчитать количество теплоты, отданное горячей водой; рассчитать количество теплоты, полученное холодной водой; сравнить количеств теплоты при смешивании воды разной температуры; сделать вывод о проделанной работе, указав факторы повлиявшие на результаты измерений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Учащиеся смогут: ü выполнить лабораторную работу по инструкции; ü соблюсти технику безопасности при работе с приборами; ü объяснить результаты своих измерений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Лексика и терминология, специфичная для предмета: количество теплоты, отданное горячей водой (Q1); количество теплоты, полученное холодной водой (Q2); температура горячей и холодной воды, температура смеси, уравнение теплового баланса, калориметр. Полезные выражения для диалогов и письма: Количество теплоты, отданное более горячим телом считается отрицательным, а количество теплоты полученное менее горячим телом - … Калориметр состоит из … …, разделенных воздушным промежутком. Калориметр позволяет уменьшить … содержимого внутреннего … с внешней средой. Количество теплоты, отданное при теплообмене более … телом, будет равно по модулю количеству теплоты, полученному менее .. телом: Qотд=Qпол - уравнение теплового баланса Уравнение теплового баланса между несколькими телами имеет вид: Q1+Q2+Q3+…=0
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. Привитие ценностей осуществляется посредством/через выполнение эксперимента |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Из курса химии учащимся знакомо понятие тепловой баланс
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания
|
Уравнение теплового баланса. Формула расчета количества теплоты при нагревании и охлаждении тела. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0-5 мин
|
Вызов Учитель ставит перед учащимся эксперимент и обсуждают следующий вопрос: Почему две окрашенные жидкости не смешиваются? https://www.youtube.com/watch?v=IP2c3JkDeMo https://www.youtube.com/watch?v=Xk8TlkCMPYM
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 мин
6-8 мин
8-28 мин
28-35 мин |
Перед выполнением работы провести инструктаж учащимся по технике безопасности. Этап осмысления. Учитель раздает каждому учащемуся рабочий лист с инструкцией выполнения работы. Они должны ознакомиться с ними к приступить к выполнению работы.
Планируется провести эксперимент в следующей последовательности: 1) Во внутренний стакан калориметра налейте m1= 100 г горячей воды, вставьте его во внешний сосуд и измерьте температуру воды t1. 2) В стакан налейте такое же количество холодной воды и измерьте температуру воды t2. 3) Аккуратно влейте холодную воду в калориметр, кончиком термометра помешайте полученную смесь горячей и холодной воды. Измерьте температуру полученной смеси t. 4) Результаты измерений занесите в таблицу:
5) Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой по формуле: Q1=c‧m1‧(t1-t) 6) Рассчитайте количество теплоты, полученное холодной водой по формуле: Q2=c‧m2‧(t-t2) 6) Рассчитайте количество теплоты, полученное калориметром по формуле: Qк=cал‧mк‧(t-t2). 7) Сравните полученные результаты и сделайте вывод: Qотд=Qпол Q1=Q2+Qк 8) Предложите пути улучшения работы.
Оценивание достижений учащихся. Учащиеся выполняют лабораторную работу в паре, а обрабатывают результаты измерений индивидуально. Критерии оценивания: ü правильно измеряет температуру горячей, холодной и смеси воды; ü вычисляет количество теплоты Q1 , Q2, Qк; ü сравнивает значения Q1 и Q2; ü верно указывает причины потерь энергии при теплообмене; ü верно заполнена таблица измерений. Закрепление изученного материала учащиеся отвечают на контрольные вопросы. 1) Как определялась в эксперименте масса воды? 2) Почему калориметр имеет двойные стенки? 3) Почему холодную воду надо брать комнатной температуры? 4) Будут ли равными изменения температуры и количество отданной и принятой теплоты, если использовать неравные массы теплой и холодной воды? |
Указано в методических рекомендациях
Приложение 1
Оборудование: термометр, стакан, калориметр, чайник с горячей водой ( один на весь класс) мензурка.
https://5terka.com/node/1133
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35-40 мин
|
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье
и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Менее способные учащиеся выполняют работу по инструкции. Более способные учащиеся предлагают пути улучшения работы, перечисляют недостатки работы. |
Оценивание будет осуществлять по мере выполнения работы с пункта (1) по (8) включительно, согласно критериям оценивания. |
Соблюдение учащимися правил техники безопасности на данном уроке при выполнении работы (осторожно с горячей водой!).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1
Инструкции к выполнению работы
1. (i) Налейте во внутренний стакан калориметра 100 мл горячую воду и выразите объем в СИ
V1=100 мл =___л =______м3
(ii) Рассчитайте массу горячей воды по формуле:
ρ=1000 - плотность воды
(iii) Измерьте температуру горячей воды
t г1= ____0 C
2. (i) Налейте в мензурку 100 мл холодной воды и выразите объем в СИ
V2=100 мл =___л =______м3
(ii) Рассчитайте массу холодной воды по формуле:
(iii) Измерьте температуру холодной воды.
t 2 = ____0 C
3. Перелейте холодную воду в горячую, перемешайте их и измерьте температуру смеси воды.
t = ____0 C
4. Вычислите количество теплоты, отданное горячей водой по формуле:
=________________________________________ Дж
с=4200 - удельная теплоемкость воды
5. Вычислите количество теплоты, полученное холодной водой по формуле:
=_______________________________________ Дж
6. Рассчитайте количество теплоты, полученное калориметром по формуле:
Qк=cал‧mк‧(t-t2)= _________________________________________ Дж
7. Сравните значения количеств теплоты и сделайте вывод о проделанной работе.
Qотд=Qпол
Q1=Q2+Qк
_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Повторите эксперимент для других объемов воды: 50 мл холодной и 100 мл горячей; 100 мл холодной и 50 мл горячей.
Материал взят с сайта https://5terka.com/node/1133
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.