Сравнительная характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Шаланова И.В.
учитель физики
МБОУ СШ №10
Что такое «проект»?
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Результат (продукт) проектной деятельности
письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании и др.);
художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки и др.;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Учебно-исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это разновидность учебной работы, направленной на удовлетворение познавательной потребности обучающихся, связанная с освоением методов познания и выяснения той или иной закономерности развития научных представлений об окружающем мире.
Результат (продукт) учебно-исследовательской деятельности (УИД)
Продукта в УИД нет.
Результатом является
подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.
Проектная деятельность | Учебно-исследователь-ская деятельность |
Выбор темы проекта | Выбор темы исследования |
Сравнительная характеристика этапов работыI этап
Проектная деятельность | Учебно-исследователь-ская деятельность |
Постановка целей и задач | Постановка целей и задач |
Сравнительная характеристика этапов работыII этап
Проектная деятельность | Учебно-исследователь-ская деятельность |
Планирование проектной деятельности | Выдвижение гипотезы исследования |
Сравнительная характеристика этапов работыIII этап
Проектная деятельность | Учебно-исследователь-ская деятельность |
Реализация проекта | Организация исследования |
Сравнительная характеристика этапов работыIV этап
Проектная деятельность | Учебно-исследователь-ская деятельность |
Оценка и самооценка проекта | Самостоятельная деятельность, фиксирование результатов |
Сравнительная характеристика этапов работыV этап
Проектная деятельность | Учебно-исследователь-ская деятельность |
Представление результатов | Представление результатов |
Сравнительная характеристика этапов работыVI этап
Исследование носит вневременный характер | Проект определен временными рамками |
Продукт – знания | Продукт – проект |
Для знаний важен критерий истинности | Для проекта важен критерий реализуемости |
Исследование направлено на идеальный объект | Проектирование направлено на организационную форму |
Допускается бесконечное движение вглубь | Изначально задает предел, глубину решения проблемы |
Творчество в чистом виде. В исследовании значительно больше места для импровизации | Творчество не в полной мере, творчество по плану, в определенных контролируемых рамках |
Отличия проекта от исследования
Проект | Исследование |
Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства | Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу |
Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности | Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов |
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта | Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований |
Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.