ГБОУ гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга
Сравнительный анализ ФГОС второго и третьего поколений
Учителя французского языка:
Ковалева Н.В.
Кукушкина А.А.
1. Начальное общее образование
2. Предмет: французский язык (2, 3 классы)
Примерная рабочая программа (в дальнейшем ПРП) ФГОС третьего поколения составлена не только на основе требований ФГОС НОО к результатам обучения, но и ориентирована на Примерную программу воспитания. Таким образом, ПРП позволяют организовать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы реализовать все современные требования ФГОС.
В пояснительной записке ПРП ФГОС третьего поколения делается акцент на формирование основ функциональной грамотности. Подчеркивается, что построение программы имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе.
Место учебного предмета в учебном плане: новая Примерная рабочая программа предусматривает на изучение иностранного языка на этапе НОО 204 часа, по 68 часов соответственно во 2, 3 и 4 классах. Рабочая программа ФГОС второго поколения отводила 238 ч. на изучение иностранного языка в начальной школе (70 ч. во 2 классе, 61 ч. в 3 классе и 107 ч. в 4 классе).
Цели и задачи обучения иностранному языку в начальной школе по новым ФГОС условно разделены на образовательные, развивающие и воспитывающие, что перекликается с образовательными стандартами ФГОС первого поколения (образовательная, развивающая, воспитательная), а также триединстве целей урока советского периода (практическая, развивающая, воспитательная).
ФГОС второго поколения делал акцент на личностно ориентированном образовательном процессе обучения и предполагал 4 цели изучения иностранного языка в школе: учебную, образовательную, воспитательную и развивающую.
Особо оговаривалась интегративная цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции младшего школьника. Эти же коммуникативные умения в ФГОС третьего поколения конкретизированы в содержании учебного предмета по годам обучения. ФГОС второго поколения давал лишь общее описание планируемых результатов освоения предмета по итогам обучения (Выпускник научится… Выпускник получит возможность научиться…).
3. Изменения по классам (параллелям) в содержательном разделе
3.1. Новые разделы / темы
Примерная рабочая программа по ФГОС третьего поколения в разделе «Содержание учебного предмета «Иностранный (французский) язык» включает тематическое содержание речи, коммуникативные умения, языковые знания и навыки, социокультурные знания и умения, а также компенсаторные умения. Почасовое тематическое планирование, которое ранее было включено в содержании УМК, в Примерной рабочей программе ФГОС третьего поколения предлагается в графе «Программная тема, число часов на ее изучение (тематика общения)». Также указывается, что количество учебных часов на изучение той или иной темы может варьироваться по усмотрению учителя, при условии, что общее количество часов (68 часов в год) сохраняется.
Примерная рабочая программа по ФГОС третьего поколения публикует обязательный список тем общения, большая часть которых повторяется из класса в класс, реализуя концентрический принцип.
Подробно по классам обозначен список тем к изучению.
Во 2 классе остались традиционные темы, такие как Знакомство, Мир моего «я», Мир вокруг меня, Мир моих увлечений. Акцент сделан на теме Родная страна и страны изучаемого языка.
В программе 3 класса повторяются те же темы (кроме Знакомства), добавляются сюжеты про распорядок дня, любимую сказку, каникулы, комнату, погоду и времена года.
3.2. В каких привычных разделах / темах произошли изменения
Примерная рабочая программа по ФГОС третьего поколения предлагает программные темы (тематику общения) и примерное количество учебных часов на ее изучение, не привязывая темы к УМК.
Программное содержание (коммунивативные умения и языковые навыки) и характеристика деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной/речевой) предлагаются на учебный год, без привязки к конкретным темам.
3.3. На что обратить особое внимание
Примерная рабочая программа по ФГОС третьего поколения определяет обязательную (инвариативную) часть содержания учебного курса, за пределами которой остается возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования по предмету.
Особая значимость придается формированию основ функциональной грамотности.
Построение программы имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. При этом в каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования.
Следует обратить внимание на то, что предметные результаты в соответствии с ФГОС третьего поколения должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, на элементарном уровне. Они являются частью планируемых результатов, наряду с личностными и метапредметными.
4. Какие новые предметные результаты заявлены?
Само понятие «предметные результаты» не является новым в стандартах третьего поколения. Однако в новом проекте рабочих программ в содержании учебного предмета «Иностранный (французский) язык» присутствует его подробное описание по годам обучения.
Предметные результаты описывают умения и навыки, освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета в соответствии с видом деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, условно-коммуникативных ситуациях.
ФГОС второго поколения
|
ФГОС третьего поколения |
Предметное содержание речи |
Тематическое содержание речи |
Коммуникативные умения по видам РД: - говорение (диалогич. / монологич. речь) - аудирование - чтение - письмо |
Коммуникативные умения: - говорение (диалогич. / монологич. речь) - аудирование - смысловое чтение - письмо |
Языковые средства: - графика, каллиграфия, орфография - фонетическая сторона речи - лексическая сторона речи - языковая сторона речи |
Языковые знания и навыки: - графика, орфография, пунктуация - фонетическая сторона речи - лексическая сторона речи - языковая сторона речи |
Социокультурная осведомленность |
Социокультурные знания и умения |
Компенсаторные умения |
Компенсаторные умения |
Учебно-познавательные умения |
- |
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный (французский) язык» на уровне НОО отдельно описаны по годам обучения. Также следует отметить, что ПРП ФГОС третьего поколения дает им более четкие и краткие определения.
ФГОС второго поколения личностные и метапредметные результаты описывали лишь в планируемых результатах освоения учебного предмета по итогам обучения во 2-4 классах. В ФГОС второго поколения основной образовательной программы НОО подчеркивалось, что «личностные результаты выпускников на ступени начального образования в полном соответствии с Требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке». А оценка метапредметных результатов могла проводиться в ходе различных процедур. Например, в комплексной работе на межпредметной основе было возможно вынести оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Однако подчеркнем, что данные определения были описаны в Примерных программах начальной школы Стандартов второго поколения. В рабочих программах начальной школы по французскому языку личностным и метапредметным результатам было дано общее описание.
Коммуникативные умения:
- диалогическая речь: заявлен объем обмена репликами (не менее 3-х высказываний для 2 класса и не менее 4-х для 3 класса) с соблюдением правил речевого этикета;
- монологическая речь: заявлен объем высказывания (не менее 3 фраз для 2 класса и не менее 4 предложений для 3 класса) со зрительной или вербальной опорой,
- аудирование: заявлено время звучания текста (для 2 класса – до 40 секунд, для 3 класса – до 1 минуты) с использованием зрительной или языковой догадки;
- смысловое чтение:
а) читать вслух и понимать тексты объемом до 60 слов во 2 классе и до 70 слов в 3 классе,
б) читать про себя и понимать тексты объемом до 80 слов во 2 классе и до 130 слов в 3 классе
- письмо:
2 класс – заполнять простые формуляры, писать с опорой на образец короткие поздравления 3 класс – заполнять простые анкеты и формуляры, создавать подписи к иллюстрациям с пояснениями, писать с опорой на образец короткие поздравления.
Все эти требования к объему и содержанию коммуникативных умений не были отражены в Рабочей программе по французскому языку ФГОС второго поколения
Языковые знания и навыки в ПРП НОО по французскому языку нового поколения подробно описаны по годам обучения. В предыдущей редакции они были обозначены лишь по результату освоения программы начального образования.
Лексическая сторона: заявлен объем распознавания и употребления не менее 200 лексических единиц во 2 классе и не менее 350 слов в 3 классе.
В рассматриваемой новой Примерной рабочей программе отсутствует подраздел «каллиграфия», однако появилось понятие «пунктуация».
Также отсутствует раздел «Учебно-познавательные умения», что нам кажется весьма логичным, поскольку эти умения являются частью универсальных учебных действий и обеспечивают достижение метапредметных результатов обучения.
Социокультурные и компенсаторные умения в проекте ПРП и действующей программе, в целом созвучны.
5. Характеристика раздела «Тематическое планирование»
Количество учебных часов на изучение отдельных тем может варьироваться по усмотрению учителя, при условии, что общее количество часов (68 часов в год) сохраняется.
Сохранилась структура таблицы, отражающей тематическое планирование, однако изменились ее разделы.
ФГОС второго поколения
|
ФГОС третьего поколения |
Содержание |
Программная тема, число часов на ее изучение (тематика общения) |
Содержание УМК |
Программное содержание (коммуникативные умения и языковые навыки) |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Характеристика деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной/речевой); методы и формы организации |
Отличия в содержательном разделе были рассмотрены выше.
Отсутствие раздела «Содержание УМК» вполне объяснимо: содержательные компоненты ПРП еще не вошли в школьные учебники. В Программном содержании представлены коммуникативные умения и языковые навыки, которые логично повторяются каждый год обучения, но без соотнесения к конкретному УМК. Важно понимать, что построение программы основано на концентрическом принципе: освоенные формы и конструкции на одном этапе обучения повторяются и закрепляются на следующем этапе на новом лексическом материале и новом тематическом содержании. Именно этим объясняется нелинейный характер построения программы.
Более детальное описание планируемых результатов обучения дано в главах «Содержание учебного предмета» и «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Иностранный (французский) язык», исходя из года обучения.
5.1. Методы и формы организации обучения
В примерной рабочей программе НОО даны следующие рекомендации:
«При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании».
Также и в Конструкторе рабочих программ на сайте «Единое содержание общего образования» последняя графа тематического планирования – это ссылки на электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
Такие формулировки лишь дают указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов по предмету «Французский язык». Однако никаких конкретных рекомендаций по их выбору ПРП не дает. Впрочем, как и рекомендаций по другим методам и формам организации обучения.
5.2. Характеристика деятельности обучающихся
Характеристика деятельности обучающихся закономерно перекликается с программным содержанием и дополняется методами и формами ее организации.
Например, программное содержание монологической речи во 2 классе – это «создание устных монологических высказываний с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации». В характеристике деятельности это выражается в следующих умениях:
- описывать предмет, человека, литературного персонажа;
- рассказывать о себе, своей семье, друге;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- создавать связное монологическое высказывание по образцу с использованием вербальных и зрительных опор.
В 3 классе программное содержание монологической речи дополняется пересказом основного содержания прочитанного текста, а характеристика деятельности – умением передавать основное содержание прочитанного текста с использованием вербальных и/или зрительных опор.
В действующей рабочей программе раздел «Характеристика основных видов деятельности учащихся» отражен:
- в видах речевой деятельности (диалогическая / монологическая речь, аудирование, чтение, письмо)
- в области языковой компетенции (фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи).
В ПРП ФГОС третьего поколения кроме вышеперечисленных умений и навыков, также подробно рассмотрены социокультурные знания и умения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.