Баскетбол, как средство физического воспитания, широко применяется в различных формах физкультурного движения. Современная система образования детей включает в себя баскетбол, а именно в программы физического воспитания у учеников младшей, средней и старшей школы, студентов и дошкольников.
На современном этапе для детей существует очень много вариантов дополнительного образования. В частности, заниматься баскетболом юные спортсмены могут в спортивных школах или же в секциях дополнительного образования. В нашей работе мы выявили основные отличительные аспекты как в организационных структурах избранных образовательных учреждений, так и в одном из основных разделов подготов
«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 1213 ЛЕТ»
Стр.
3
5
5
9
19
30
43
44
45
Содержание.
Введение……………………………………………………………………
Глава I. Анализ литературных источников……………………………….
1.1. Ретроспективный анализ техники баскетбола………………………
1.2. Характеристика технической подготовленности современных
баскетболистов……………………………………………………………
1.3. Особенности технической подготовленности баскетболистов
детских групп………………………………………………………………
Глава II. Задачи, методы, организация исследования…………………… 21
2.1.Задачи…………………………………………………………………… 21
21
2.2.Методы………………………………………………………………...
22
2.3. Организация исследования…………………………………………..
Глава III. Результаты и их обсуждения…………………………………
23
3.1. Особенности организационной структуры СШОР № 49 Тринта и
ЛБА………………………………………………………………………..
3.2. Анализ технической подготовленности баскетболистов СШОР №
23
49 Тринта и ЛБА………………………………………………………….
Выводы……………………………………………………………………..
Практические рекомендации…………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………
1Введение.
Баскетбол — одна из самых популярных игр в мире и в Российской
Федерации. Для нее характерны различные виды перемещений и технических
приемов: бег различной скорости, остановки, прыжки, повороты, ловля, броски
мяча в корзину, ведение мяча, которые осуществляются в единоборстве с
соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению
метаболизма, благотворной деятельности всех систем организма, формируют
ловкость. Этим видом спорта занимаются и дети, и взрослые, и ветераны.
Занятия детей баскетболом способствует всестороннему и гармоничному
развитию личности ребенка. Эта игра помогает сформировать у детей такие
важные качества, как честность, настойчивость, решительность и смелость,
уверенность в себе и командный дух.
Актуальность.
Баскетбол, как средство физического воспитания, широко применяется в
различных формах физкультурного движения.
Современная система
образования детей включает в себя баскетбол, а именно в программы
физического воспитания у учеников младшей, средней и старшей школы,
студентов и дошкольников.
На современном этапе для детей существует очень много вариантов
дополнительного образования. В частности, заниматься баскетболом юные
спортсмены могут в спортивных школах или же в секциях дополнительного
образования. В нашей работе мы выявили основные отличительные аспекты как
в организационных структурах избранных образовательных учреждений, так и в
одном из основных разделов подготовленности баскетболистов – технической.
В связи с вышеизложенным мы поставили цель – провести сравнительный
анализ технической подготовленности баскетболистов 1213 лет (на примере
СШОР № 49 Тринта и Любительской Баскетбольной Академии (ЛБА)).
2Объект исследования – баскетболисты 1213 лет.
Предмет исследования – техническая подготовленность баскетболистов
1213 лет.
Гипотеза. Гипотеза исследования строится на предположении о том, что
теоретические и экспериментальные данные, полученные в результате изучения
технической подготовленности баскетболистов СШОР Тринта и ЛБА, дадут
возможность обосновать эффективность методики оценки подготовленности
баскетболистов.
Практическая значимость – результаты нашего исследования могут быть
использованы в качестве ориентира для разработки модельных показателей для
юных баскетболистов разного возраста в годичном цикле в ходе технической
подготовки, а так же могут быть использованы в ходе учебнотренировочного
процесса для внесения коррекций в индивидуальные планы юных
баскетболистов.
3Глава I. Анализ литературных источников.
1.1
Ретроспективный
анализ
техники
баскетбола
Баскетбол – является едва ли не одним из популярных и известных видов
спорта, о возникновении которого известно очень много. Известны дата и место,
где зародилась такая прекрасная, динамичная и зрелищная игра. Об этом
событии написано немало книг, в которых часто упоминаются вымышленные
подробности возникновения этой игры, но тем не менее мы можем иметь
достоверное представление о первых шагах замечательного вида спорта [5].
Преподаватель физкультуры, Джеймс Нэйсмит, профессор колледжа в
Спрингфелде, столкнулся с проблемой занятости студентов в зимнее время
года, когда погодные условия уже не позволяют проводить занятия на свежем
воздухе [49]. В штате Массачусетс в периоде между сезоном в бейсболе и
футболе необходима была какая либо соревновательная деятельность, схожая с
данными играми. Нэйсмит предположил, что лучшим вариантом игры для
закрытых помещений будет та, в которой использование только силы и
скорости будет не достаточно. Впервые свое изобретение Джеймс Нэйсмит
представил в декабре 1891 года в Спрингфилде [8].
Нэйсмит очень быстро сформулировал тринадцать правил для игры в
предшественника современного баскетбола[23]. Это были такие правила, как:
1. Мяч можно бросать одной или двумя руками в любом направлении,
2. По мячу нельзя наносить удар кулаком, в остальных случаях по мячу
бить разрешается
3. Бегать с мячом в руках игрокам запрещается. Для перемещения мяча
нужно использовать передачи или броски в корзину. Есть исключение для
игрока, который бежит на высокой скорости.
44. Мяч можно держать только двумя или одной рукой, использовать тело
или предплечье запрещено.
5. Ни в коем случае не допускаются толкания, удары, удержание
соперника. При первом нарушении этого правила игрок наказывается фолом,
второе нарушение этого же правила является поводом для дисквалификации
игрока до следующего забитого мяча. Но если нарушение было умышленным, с
намерением травмировать соперника, то дисквалификация продлится всю игру.
6. Удар по мячу кулаком так же сопровождаются фолом, описание в
пункте 5.
7. Очки можно набрать не только забрасыванием мяча в корзину. При
нарушении соперником правил три раза подряд команде нападения будет
засчитан гол, или забитый мяч.
8. Мяч считается засчитанным, если после броска или отскока от пола
попадает в корзину и остается там. Игрокам защиты запрещается касаться мяча
или корзины в момент броска, иначе мяч будет считаться засчитанным.
9. Когда мяч покидает пределы площадки, то происходит его вбрасывание
игроком, первым коснувшимся мяча в течение 5 секунд. Если отведенного
времени не хватило – мяч отдается сопернику. В случае спорной ситуации мяч
вбрасывает судья. Так же запрещено тянуть время, в наказание команде дается
фол.
10. В обязанности судьи входит контроль за фолами, действиями игроков.
11. За временем, контролем мяча, когда он в площадке или в ауте должен
рефери. Так же им определяется попадание мяча в корзину и запись
вышесказанного.
12. Игра включала в себя две половины по 15 минут, между ними перерыв
в 5 минут.
13. Побеждает та команда, которая забросит наибольшее количество
мячей в корзину соперника в игровое время [21].
5Ввиду вышеизложенных правил баскетбола можно увидеть, что многие
технические приемы, которые известны современному баскетбольному миру,
используются в меньшей степени, а некоторые неизвестны совсем. Одним из
главных отличий от современного баскетбола является полное отсутствие
такого технического приема, как дриблинг, без которого современную игру
Первые баскетболисты могли
совершенно невозможно представить.
передвигаться мяч к кольцу исключительно посредством передач, которые, к
слову, так же были очень однообразны. Так же у наших предшественников
баскетболистов существовал такой технический прием, как удар по мячу одной
или двумя руками (но не кулаком) [22]. Очень сложно представить современную
игру с такими действиями. Игроки передавали мяч только двум руками от
груди, немного позднее стали использоваться передачи двумя руками изза
головы. Бросок в кольцо производили двумя руками от груди или "изпод себя".
Бросок мяча одной рукой, который в современном варианте игры является
практически единственным применяемым, впервые был применен лишь в 1930е
годы, что заметно изменило игру [14].
Баскетбол менялся с каждым годом, с каждым новым правилом, с
появлением все новых и новых технических приемов. Для сравнения, игра в
самом начале своего зарождения была игрой тактики и терпения. Но в таком
виде она не была зрелищной и интересной зрителям, поэтому правила менялись,
благодаря чему баскетбол становился быстрее и динамичнее.
Так как менялись правила, менялась скорость игры, соответственно
техника так же менялась [50]. Для более быстрой игры участникам необходимо
было добавить больше движения, что было достигнуто таким техническим
приемом, как дриблинг, который уже упоминался ранее. С этим приемом игроки
могли позволить себе больше перемещений, что являлось плюсом как для
командной стратегии, так и для индивидуального мастерства. Участники теперь
6имели возможность обыгрывать соперника один на один, что придает большой
интерес как участникам, так и зрителям [39].
Результаты матчей были очень невелики, в сравнении с современным
счетом в конце какой либо игры. Баскетбол был медленным, и в один из
периодов времени был назван "игрой гигантов". Высокий рост читался главным
приоритетом, а команда с высокорослыми игроками имела больше шансов на
успех и победу. Но известно, что высокорослые игроки редко отличаются
хорошими скоростными и координационными способностями, а для баскетбола
скорость была необходима. В связи с чем правила менялись так, чтобы отдалить
высокорослых игроков от кольца, тем самым прировнять уровни команд.
Впоследствии появилась линия трехочкового броска, которые успешнее
выполнялись игроками среднего или маленького роста. Соответственно и
техника броска так же изменилась [41]. Требовалась все большая работа мышц
нижних конечностей и туловища.
Так же большое изменение ввело новое правило 3х секунд. До его
появления атака корзины в большинстве случаев строилась на броске
высокорослого игрока, находящегося под самой корзиной. Правило секунд
вынудило игроков высокого роста отойти дальше от кольца, позволяя выполнять
больше дальних и средних бросков.
Введение правила времени владения мячом игра приобрела совсем
динамичный характер [18]. Много атак, активная защита, перехваты, подборы и
забитые мячи. Это то, что мы видим в настоящее время.
71.2 характеристика технической подготовленности современных
баскетболистов.
Современный баскетбол с каждым годом становится все динамичнее,
быстрее. Правила постоянно меняются, в связи с чем меняется характер игры, а
вслед за ним и подготовка спортсменов. Техника баскетбола так же меняется,
подстраиваясь под изменения. Баскетбол современный по сравнению с
баскетболом зарождающимся увеличил темп игры, а так же усилил
единоборство на протяжении игры, повысил требования к подготовленности
спортсменов. Игра происходит в постоянно меняющихся условиях, что требует
предельной концентрации [52].
Направленность технической подготовки определяется тенденцией
развития игры [19]. Достичь высоких результатов становится возможным только
при высоком уровне технической подготовленности. Для достижения этого
спортсмен должен:
1) Уметь владеть современными техническими приемами игры и
применять их в различных игровых ситуациях;
2) Уметь комбинировать данные приемы друг с другом в разнообразной
последовательности в условиях игровой деятельности, для достижения
эффективного единоборства с соперником;
3) Хорошо и уверенно владеть неким комплексом приемов, которые
используются игроком в соревновательной практике чаще всего и с наибольшей
продуктивностью;
4)Постоянно разнообразить свой технический арсенал, совершенствовать
уже усвоенные приемы, улучшать взаимодействие их между собой, уменьшая
скорость выполнения;
8Техника игры это сложившаяся в процессе развития баскетбола
совокупность приемов, позволяющих наиболее успешно решать конкретные
соревновательные задачи. Техника баскетбола разделяется на два раздела:
Техника нападения разделяется на: 1. технику передвижений, 2. технику
владения мячом;
Техника защиты разделяется на: 1. техника передвижений, 2. техника
отбора мяча и противодействие [44];
1. Техника передвижения для баскетболистов можно смело считать
основой техники, так как с помощью перемещений у игроков появляется
возможность правильно выбрать то или иное место на площадке, выполнять
своевременные входы и выходы для дальнейшей атаки, достичь наиболее
удобных исходных положений для выполнения каких либо других приемов.
Для смены игровых позиций в период коротких пауз игроками
используется ходьба. Так же ходьба применима в баскетболе для смены темпа
движений.
Основным способом передвижений является бег. Игроки должны
выполнять данных элемент правильно для достижения наибольших результатов.
Баскетбол вынуждает спортсменов уметь выполнять ускорения из различных
исходных положений, быстро изменять направление движения исходя из
сложившейся ситуации, выполнять бег, как лицом, так и спиной вперед [36].
Прыжки для баскетболистов являются профессиональным движением.
Игра требует выполнение множества прыжков. Баскетболист высокой
квалификации выполняет в среднем до 130140 прыжков для достижения разных
задач и из различных исходных положений. Имеются всего два варианта
прыжков – прыжок с двух ног и прыжок с одной ноги. Прыжок с толчком двух
ног применяется чаще всего для борьбы за мяч под щитом, для подбора и
добивания мяча. Такой прыжок выполняется с места. Прыжок толчком одной
9ноги выполняется в движении, после небольшого разбега и используется для
атаки кольца, для передачи.
Современный баскетбол предъявляет высокие требования к
подготовленности игроков в координационных способностях. Применительно к
прыжкам ловкость будет иметь значение основополагающего за контролем
различных звеньев тела в безопорном положении. Игрок, умеющий
контролировать мяч, или решать какие либо задачи в безопорном положении
получает преимущество перед соперниками, которые таким навыком не
обладают. Современный баскетболист обладает таким навыком, выполняет
прыжки правильно с точки зрения биомеханики, с оптимальным усилием [33].
Очень важным приемом в баскетболе являются повороты. Они
используются в основном для укрывания мяча от защитника, для поиска
наиболее оптимальных вариантов атаки или передачи. Повороты могут
выполняться как лицом вперед, так и спиной. При повороте главным является
удержание тела в балансе, это достигается правильным переносом центра
тяжести тела.
2. Техника владения мячом является именно тем главным отличительным
признаком в спортивных играх, именно техника игры с мячом придает
современному баскетболу эстетическую красоту, зрелищность. Она включает в
себя такие приемы, как: ловля мяча, передача мяча, ведение и бросок мяча в
кольцо [53].
Ловля мяча прием, с которым игроки сталкиваются постоянно, в связи с
чем данный навык должен быть доведен до автоматизма. Ловля мяча
предшествует дальнейшим двигательным действиям, а значит определяют их
возможную эффективность. Так же следует помнить, что прием мяча при
неправильно сформированном навыке может стать причиной травм пальцев и
кистей.
10Ловля мяча является исходным положением для атаки кольца, передачи
или начала дриблинга [17]. Для этого обработать мяч правильно очень важно.
Ловля мяча чаще всего выполняется двумя руками, однако есть игроки и
среди игроков высокой квалификации, которые выполняют ловлю мяча одной
рукой, при этом не снижая ее эффективности. Следует помнить, что это
возможно лишь для баскетболистов профессионалов, детей необходимо
приучать к ловле мяча двумя руками, так как это является наиболее
эффективным вариантом приема мяча.
Следующий немаловажный прием – передачи мяча. Этот технический
прием существовал в игре баскетбол с момента ее зарождения, в отличие от
ведения, о котором будет сказано ниже. С развитием игры, с изменением ее
правил так же развивались и передачи. Становилось все больше вариаций для
перемещения мяча между партнерами. Баскетболист высокой квалификации для
достижения наивысших результатов умеет выполнять все виды передач, такие
как передачи двумя руками и одной, передачи от груди, от плеча или изза
головы, передачи по воздуху или с отскоком от пола. Так же игрок должен
успевать в минимально короткий промежуток времени оценить игровую
ситуацию и выбрать наиболее подходящий к данному моменту вариант передачи
мяча. При этом нужно помнить, что передача должна быть быстрой, сильной и
резкой, только тогда можно добиться хорошего завершения атаки или
дальнейшего ее продолжения. В обратном случае, если передача будет слабой,
неточной или неверно выбранной – мяч может быть перехвачен соперниками,
что приводит к снижению эффективности соревновательной деятельности [27].
В современном баскетболе чаще всего применяется передачи по воздуху
одной или двумя руками, так как они являются наиболее быстрыми в
исполнении. Так же хорошо применять в игре передачи, которые будут путать
противника. Такими являются передачи изза спины, редко когда защитник
успеет среагировать на такую передачу. И обводящая передача так же очень
11эффективна при розыгрыше атаки. Такие передачи требуют очень большой
концентрации на их выполнении, а так же обязывают тратить много времени на
их овладение и совершенствование.
Ведение мяча в баскетболе – тот прием, без которого наша игра не была
бы столь динамичной и ярком, а так же единственной в своем роде. Дриблинг
появился в баскетболе не сразу, а спустя несколько лет. После его появления
игра приобрела совершенно другой характер, стала быстрая, активная.
Появилось больше возможностей для достижения каких либо тактических задач,
которых тоже стало невероятно много.
Дриблинг дает возможность игрокам перемещаться по площадке с мячом,
чего нельзя было сделать в игре только зарождающейся [6]. Перемещаться стало
возможным в любом направлении и с любой скоростью, время перемещений с
ведением было ограничено лишь временем владения мячом одной из команд.
Дриблинг современного баскетбола условно делится на три вида:
скоростной, силовой и комбинированный.
Скоростной дриблинг заключается в умении игрока выполнять ведение
мяча на высокой или максимальной скорости без потери контроля за мячом и
оценки ситуации на площадке. При скоростном дриблинге, при условии
отсутствия рядом игроков защиты, баскетболист проталкивает мяч максимально
вперед, при этом не переставая его контролировать и увеличивая скорость
продвигается к кольцу соперника.
Силовой дриблинг – ведение мяча в условиях постоянного и активного
давления игрока защиты. Силовой дриблинг, как правило, отличается большей
силой отскока мяча от пола, меньшей скоростью. Но контроль за мячом и
игровой ситуацией остается неизменным условием.
Комбинированный дриблинг это результат взаимодействия силового
дриблинга со скоростным и умение выполнять переход от одного вида ведения
мяча к другому без снижения эффективности данного приема [5].
12Для баскетболиста высокой квалификации важно уверенно владеть всеми
видами дриблинга, осуществлять его без зрительного контроля для возможности
оценить ситуацию на всей площадке, видеть перемещения как партнеров, так и
игроков команды соперника. Баскетболист должен уметь выполнять ведение
различной высоты и различной силы давления на мяч.
Для современного баскетбола характерно максимальное количество
изменений направления, как без мяча, так и с мячом. Для выполнения данного
маневра у баскетболистов есть такой технический прием, как перевод мяча с
руки на руку. Выполняется он для того, чтобы укрыть мяч от соперника и
сохранить его у нападающей команды. Переводы бывают нескольких видов,
такие как перевод с руки на руку перед собой, перевод под ногой, перевод за
спиной и разворот. Для наиболее эффективного выполнения данного действия
необходимо очень долго и упорно работать над ним, довести двигательное
действие до навыка, после чего постоянно его совершенствовать [54].
Очень важным составляющим игры в баскетбол являются различного вида
финты и обманные движения. Они могут выполняться как мячом, не прекращая
дриблинг, так и корпусом, по прежнему сохраняя ведение мяча. Данные
элементы имеют множество вариантов, и у каждого спортсмена они могут быть
своими. Такие действия делают игру артистичной и красивой.
Следующим техническим приемом является бросок мяча в кольцо. Этот
элемент можно назвать самым главным для баскетболистов. Именно броском
завершается атака, с помощью забитых мячей определяется победитель встречи.
Чем больше команда забивает – тем больше шансов на победу [15].
Современный баскетбол насчитывает множество вариантов атаки кольца,
они менялись с изменением самого баскетбола. У предшественника
современного баскетбола броски ограничивались такими видами, как бросок
двумя руками изза головы, от груди и бросок изпод себя. С изменением
правил, с изменением физической подготовленности игроков данные броски
13стали не так часто встречаться, потому что утратили свою эффективность. Им
на смену пришли такие броски как бросок одной рукой, броски с вращением,
броски с двух или с одного шага и многие другие.
Основным и наиболее часто встречающимся является бросок одной рукой
сверху в прыжке. Выполняется он со средней, ближней или дальней дистанции.
Говоря о технике броска нужно иметь в виду такие характеристики, как
стиль броска, вид и технику. Большинство современных снайперов сильнейших
команд мира имеют отличную от общепринятой технику броска, но при этом не
мешает забивать максимальное количество мячей за игру.
Существует множество различных классификаций бросков, представим
одну из них:
1) Бросок двумя руками и бросок одной рукой;
2) Бросок от груди, сверху, добивание мяча;
3) Бросок с отскоком от щита, без отскока от щита, с различным
вращением;
4) Бросок с места, бросок в движении или в прыжке;
5) Бросок со средней, ближней или дальней дистанции;
6) Бросок под углом к щиту, параллельно от щита и перпендикулярно к
щиту.
При выполнении броска важную роль играет психологическая
составляющая. Во время броска очень важно быть собранным, но при этом уметь
расслабить необходимые группы мышц. Очень важна уверенность в своем
броске, иначе выполнение такого броска с наименьшей вероятностью достигнет
желаемого результата [1].
Для наиболее эффективного выполнения броска баскетболисту
необходимо:
1. Думать и понимать, в какой ситуации применить тот или иной бросок,
следует ли его выполнять, или партнер находится в более удобном положении.
142. Совершенствовать умение вовремя расслабляться.
3. Быть совершенно уверенным в своем броске, и в том, что каждый мяч
можно забивать.
4. Умение сосредоточиться на цели броска.
5. В момент броска находиться в сбалансированном положении тела.
6. Каждый бросок сопровождать взглядом по возможности и быть готовым
к последующей борьбе за отскок.
7. Следить за вращением мяча, контролировать силу вращения и скорость.
В среднем команды высокой квалификации выполняют за время игры 65
70 бросков с игры, от их точности зависит результат встречи между командами.
После броска и борьбы за отскок при положительном исходе для
нападающих возможна повторная атака кольца, а именно добивание мяча. Его не
всегда удобно выполнять с места, эффективнее довести мяч в кольцо одной или
двумя руками находясь в безопорном положении после выпрыгивания [32].
Перейдем к технике защиты, что является очень важной составляющей
игры. Часто бывают ситуации, в которых очень сложно попасть в кольцо, а
соответственно набрать очки и в перспективе выигрывать. Но если грамотно
защитить свое кольцо, то вполне вероятно избежать набранных очков в пользу
наших соперников, что увеличивает наши шансы на победу.
Техника защиты распадается на два раздела: 1. техника передвижений; 2.
техника отбора мяча
1. Техника передвижения.
Техника передвижений состоит из защитной стойки со сменой на бег в
каких либо необходимых для этого ситуациях. Защитная стойка баскетболиста
должна быть в первую очередь устойчива. Ноги согнуты и заряжены на
молниеносную реакцию в изменяющейся игровой ситуации.
В защитной стойке баскетболист должен затруднять выход соперника для
получения мяча, для обыгрыша, для прохода к кольцу. В защитной стойке в
15основном играют на небольшой дистанции от нападающего, чтобы затруднить
ему проход под кольцо. Но дистанция должна быть не слишком большой, иначе
у нападающего появиться возможность для свободного броска.
Защитная стойка может быть на параллельных ногах или с выставлением
одной ноги вперед. Обе этих стоек широко применяются в современном
баскетболе.
Важно так же знать, где правильно занимать защитную стойку. Игрок
должен находиться между своем соперником и кольцом, при этом можно
держать вытянутую руку на линии передачи мяча для возможного перехвата.
Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от
действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение
равновесия и быть готовым передвигаться в людом направлении, все время
изменяя направление бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед)
2. Техника отбора мяча.
Отбор мяча – важная и приятная составляющая игры. После отбора мяча
команда получает шанс на забитый мяч, команда противников же такой шанс
потеряет. Отобрать мяч возможно на любой части площадки и в любой момент
игры. Важно лишь правильно располагаться по отношению к кольцу и игроку
соперника, действовать в рамках правил и обладать большим желанием
завладеть мячом [9].
Вырывание мяча возможно при контакте с мячом обоих противников. Для
наиболее эффективного выполнения данного приема необходимо попытаться
захватить мяч как можно крепче, после чего вращательными движениями
вырвать мяч из рук соперника. Возможно применение поворотов, описанных
ранее.
Так же возможно отобрать мяч на ведении соперника. Это возможно при
достаточной концентрации внимания на мяч, а так же терпении. Выбивание –
сложный технический прием, выполнять его без нарушения правил не всегда
16удается. Для эффективного выполнения выбивания мяча важно находиться в
хорошей защитной стойке, двигаться вместе с нападающим на соответствующей
скорости, и, находясь в положении равновесия, попытаться рукой выбить мяч
после отскока от пола или после удара по мячу вниз.
Перехват мяча является хорошим предшественником быстрого нападения
или совершенно свободно забитого мяча, что помогает заработать необходимые
для победы очки, затратив при этом минимальные усилия в нападении [22].
Для перехвата мяча необходимы своевременные и быстрые движения
защитника в нужно направлении. Нужно отступить от соперника, позволяя ему
получить передачу мяча, но находиться на таком расстоянии от него, чтобы
успеть выйти к мячу быстрее соперника. В момент передачи постараться плечом
отсечь нападающего и выйти на линию передачи.
Если не получилось отобрать мяч на ведении и при передаче, можно
отобрать мяч при броске с помощью накрывания мяча. Чаще всего таким
приемом владеют игроки высокого роста или игроки, обладающие хорошим
прыжком и длинными руками. Защитник в момент броска должен предпринять
попытку помешать нападающему выпустить мяч из рук. При накрывании важно
избегать контакта с нападающим, иначе это будет нарушением правил. Так же
важно выполнить накрывание до того момента, как мяч достигнет наивысшей
точки и начнет движение вниз. При касании мяча в нисходящей точке игрокам
нападения будет засчитано столько очков, сколько они должны были заработать
в положительном исходе броска.
Защитник должен стараться максимально быстро выходить для
противодействия броску в прыжке, так как время от момента отталкивания до
момента выпуска мяча равняется всего 0,18 0,20 сек.
Борьба за отскок в защите является основной. Элемент, встречающийся в
игре постоянно. В среднем в игре таких моментов насчитывается около 3035
раз за игру. После броска нападающего все игроки защиты обязаны постараться
17перекрыть им путь к кольцу, развернувшись при этом спиной к ним или же
препятствовать лицом. После того, как защитник занял правильное положение
необходимо своевременно выполнить выпрыгивание за мячом. После овладения
им, важно приземлиться широко расставив ноги, занять устойчивое положение,
укрыть мяч от соперника и после этого выполнять атаку кольца противника.
Для современного баскетбола важно не только обладать всеми
техническими приемами, перечисленными выше, но и уметь комбинировать их
при применении. И чем разнообразней будут эти комбинации, тем более
зрелищно и динамично будет смотреться игра. Помимо зрелищности
несомненный плюс неожиданных вариаций технических приемов это новизна.
Противник, защищающий кольцо соперника, возможно, совершенно не готов к
подобным действиям, вследствие чего не сможет в полной мере им
противодействовать.
181.3 особенности технической подготовленности баскетболистов
детских групп
Подготовка юных баскетболистов в нашей стране осуществляется в
общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. В школах
проводится внеклассная спортивная работа, которая осуществляется в
спортивных секциях. Группы начальной подготовки комплектуются из числа
учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом.
В настоящее время в связи с повсеместным распространением баскетбола
становится очевидной проблема содержания методики физической и технико
тактической подготовки юных баскетболистов [2].
Разносторонне владение техникой баскетбола одна из главных задач
обучения юных баскетболистов. При нынешнем развитии спортивных
достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной
всесторонней технической подготовленности юных баскетболистов. Правильная
начальная постановка техники основа для достижения высоких спортивных
результатов.
Юные баскетболисты в 1213 лет знакомы с большинством технических
приемов, как нападения, так и защиты. Практически все применяют в игровой
практике. Но в данном возрасте невозможно обучение некоторых технических
приемов в связи с недостаточной физической подготовленностью. В таким
приемам можно отнести ,например, броски "крюком", "полукрюком" и дальний
бросок. Изучение данных бросков на этом этапе обучения баскетболистов
может нанести вред будущей технике, юные спортсмены будут пытаться
повторить какойлибо технический прием,
но изза недостаточной
подготовленности мышц детского тела техника будет неверна, что не всегда
легко изменить со временем.
19В детских группах ученики владеют передвижениями, такими как ходьба,
бег, прыжки. Владеют ведением мяча, броском с ближней и средней дистанции.
Так же юные спортсмены владеют приемами техники защитных действий, таких
как отбор мяча, выбивание, передвижение в защитной стойке. Все эти приемы
баскетболисты 1213 лет, в среднем, выполняют достаточно уверенно, на уровне
навыка.
20Глава II. Задачи, методы, организация исследования.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Провести сравнительный анализ организационной структуры СШОР №
49 Тринта и Любительской Баскетбольной Академии (ЛБА)
2) Провести сравнительный анализ технической подготовленности
баскетболистов СШОР № 49 Тринта и ЛБА.
3) Предложить практические рекомендации по повышению уровня
технической подготовленности баскетболистов 1213 лет
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
1) Метод анализа литературных источников.
Нами была проанализирована литература, которая отражает вопросы
техники и технической подготовленности баскетболистов разных возрастов.
Анализ данных источников показал, что избранная проблема не раскрыта в
полном объеме, несмотря на то, что вопросы техники баскетбола очень широко
освещены. По данной теме так же были проанализированы и обработаны
материалы интернетисточников.
2) Педагогическое наблюдение.
В процессе наблюдений за тренировочной и соревновательной работой
были выявлены формы ее организации и особенности тренировочного и
соревновательного процессов в части технической подготовки.
3) Педагогическое тестирование.
Нами так же был применен метод контрольных испытаний для
определения эффективности применяемых средств и методик, направленных на
развитие технической подготовленности юных баскетболистов. Этот метод
позволил определить и оценить уровень, а также динамику развития
необходимых для юных баскетболистов двигательных качеств.
214) Анализ документации планирования и отчетности.
Нами были изучены документы ЛБА и Тринты, в частности уставы
организаций, учебные планы, статистические отчеты матчей и положения о
соревнованиях.
5) Метод математической обработки результатов.
Основными методами обработки результатов являлись определение
среднего арифметического и ранжирование результатов.
Организация исследования.
Работа была выполнена в сроки с мая 2014 по апрель 2015.
Исследование проводилось на командах юношей 1213 лет СШОР № 49
Тринта и Любительской Баскетбольной Академии. В процессе анализа
технической подготовленности обследуемого контингента было просмотрено 15
тренировочных занятий и 5 матчей Первенства Москвы.
Работа выполнялась в несколько этапов:
1) Май 2014 – август 2014. На данном этапе было определено
направление нашей работы и сформулирована тема. Намечены задачи работы
и подобраны методы для их решения. Проведен анализ литературных
источников.
2) Сентябрь 2014 – Январь 2015. Мы провели контрольное
тестирование на предмет анализа технической подготовленности юношей 12
13 лет СШОР № 49 Тринта и Любительской Баскетбольной Академии.
Изучены показатели соревновательной деятельности обследуемого
контингента.
3) Февраль 2015 – Март 2015. Обработка результатов исследования,
написание выводов и практических рекомендаций.
4) Март 2015 – Апрель 2015. Работа была завершена. Внесены
заключительные правки в текст, оформлены таблицы и графики.
Окончательно оформлена ВКР, подготовлены презентация и доклад.
22Глава III. Результаты исследований
3.1 Особенности организационной структуры ЛБА и СШОР № 49
Тринты.
Специализированная школа олимпийского резерва «ТРИНТА» является
ведущей баскетбольной спецшколой России. Школа существует с 1944 года.
Школой подготовлены выдающиеся спортсмены, известные любителям спорта
всего мира, победители и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и
Европы. С 2003 года «Тринта» стала региональным центром Олимпийской
подготовки России по баскетболу. В настоящее время в школе занимаются
ученики в возрасте от 7 до 18 лет, с которыми работают 35 тренеров
преподавателей. 17 тренеров имеют почетное звание заслуженного тренера
России. Школа имеет спортивный оздоровительный лагерь в Подмосковье.
Любительская Баскетбольная Академия – частное учреждение
дополнительного образования детей. Академия существует с 2009 года. В
учреждении работают 12 тренеровпреподавателей. Ни один из них не имеет
почетного звания заслуженного тренера России. Своей спортивной базы ЛБА не
имеет, занятия проводятся на базах общеобразовательных школ Москвы.
Собственного летнего лагеря Академия также не имеет, для сборов
используется учебнотренировочный комплекс Сатурн.
Обработав документацию, мы провели сравнительный анализ СШОР № 49
Тринты и ЛБА по одним из главных компонентов. Организационную структуру
СШОР № 49 Тринты представляют: директор, заместитель директора по
спортивной подготовке, заместитель директора по общим вопросам, заместитель
директора по административнохозяйсвенной части (АХЧ) и т.д.
организационную структуру ЛБА представляет директор. На основании
вышеизложенного можно сделать вывод, что спортивная школа оснащена
наилучшим контролем за деятельностью школы, нежели ЛБА. Но стоит
23отметить, что спортивная школа имеет свою учебнотренировочную базу, в
отличие от баскетбольной академии, что говорит об не такой острой
необходимости в заместителе директора разных отраслей деятельности. Тринта
имеет собственный спортивнооздоровительный лагерь, что однозначно можно
считать весомым плюсом. ЛБА собственного лагеря не имеет, ввиду чего для
учебнотренировочных сборов выезжает на базу "Сатурн", где часто проводят
сборы резервные команды. В спортивной школе Тринта работают 35 тренеров, в
ЛБА 12. Количество учеников в СШОР № 49 Тринта незначительно меньше, чем
в Академии, что является плюсом для ЛБА. Важным вопросом является отбор в
команды. В СШОР № 49 Тринта отбор производится в обязательном порядке,
так как правильная комплектация команды является важным фактором для
достижения высоких результатов. В Любительской Баскетбольной Академии
отбор отсутствует. Объясняется это тем, что в группах ЛБА может заниматься
абсолютно любой желающий, независимо от уровня физической, технической
или других видов подготовленности.
24Огранизационная структура СШОР № 49Тринта и ЛБА
СШОР № 49 Тринта
Директор
ЗД по спортивной
подготовке, по общим
вопросам, по АХЧ
Собственная
тренировочная база
Спортивный лагерь
Тренеры
преподаватели
Колво учеников
Отбор в команду
+
+
+
+
35
637
+
Таблица 1.
ЛБА
+
12
648
В Таблице 2 представлены данные о количестве обучающихся в
спортивной школе и в академии. Общее количество учеников СШОР № 49
Тринта – 637, из них 273 – девушки, 364 – юноши. В Любительской
баскетбольной академии обучаются 648 учеников, из них 166 девушек и 482
юноши. Разница в количестве девушек изза того, что в Любительской
Баскетбольной Академии нет разделения юношей и девушек в тренировочном
процессе, в то время как в спортивной школе четко организованны команды по
возрасту и полу.
25Таблица 2.
Количество обучающихся в СШОР № 49 Тринта и ЛБА
Общее колво
ГНП
УТГ
ГСС
СШОР №49 «Тринта»
Ю
Всего
364
637
245
138
121
209
183
105
Д
273
107
88
78
ЛБА
Д
166
47
98
21
Всего
648
211
297
140
Ю
482
164
199
119
Далее мы рассмотрели тренировочный процесс двух данных команд. В
Таблице 3 мы видим, что команда Тринты работает по установленному
учебному плану, работает согласно программе спортивной подготовки.
Осуществляется ежегодный контроль за реализацией вышеупомянутой
программы. Команда ЛБА не имеет учебного плана и программы спортивной
подготовки. Тренировочный процесс строится на усмотрение тренера, что
является нецелесообразным для достижения высоких результатов.
Тренировки в СШОР № 49 Тринта проходят 5 раз в неделю, по 1 ч. 45 м. –
2 ч. Тренировки ЛБА проводятся 2 раза в неделю по 1 ч. Колоссальная разница в
тренировочном времени объясняется в отсутствии собственной тренировочной
базы у ЛБА, что является одним из главных минусов.
Важным показателем является соревновательная деятельность.
26Организационная система СШОР № 49 Тринта и ЛБА
Учебный
Программа
Колво
Продолжи
Соревнова
Таблица 3.
план
подготовки
тренировок
в неделю
тельность
тренировок
СШОР
№ 49
Тринта
ЛБА
+
+
5
2
~ 2 ч.
1 ч.
тельная
деятель
ность
+
+
27Соревновательная деятельность игроков СШОР № 49 Тринта и ЛБА.
Таблица 4.
Соревнования
СШОР № 49
Тринта
Первенство
Москвы
Зональный этап
Первенства
России
Полуфинальный
этап Первенства
России
Финальный этап
Первенства
России
Международный
турнир
Итого
Колво игр
Соревнования
ЛБА
Колво игр
14
Лига ЛБА
16
4
5
6
6
35
16
В таблице 4 представлены данные о соревновательной деятельности
игроков СШОР № 49 Тринты и Любительской Баскетбольной Академии. Игроки
спортивной школы получают достаточную соревновательную практику,
участвуя в Первенстве города, Первенстве России и международном турнире.
Первенство города Москвы включает в себя два круга по 7 игр, в сумме
получаем 14 игр. Первенство России включает зональный этап – 4 игры,
полуфинал – 5 игр, и финальный этап 6 игр. Международный выездной турнир
включал в себя 6 игр. Игроки ЛБА участвуют в единственном турнире – Лига
ЛБА, в котором игроки получили соревновательную практику в 16 играх.
28Проанализировав данные мы видим, что соревновательная деятельность игроков
спортивной школы в два раза превышает соревновательную деятельность
игроков академии.
293.2 Анализ показателей технической подготовленности баскетболистов ЛБА
и СШОР № 49 Тринты.
В нашем исследовании принимали участия игроки 1213 лет СШОР № 49
Тринта и Любительской Баскетбольной Академии. Мы протестировали группы
игроков по 15 человек. В таблице 5 и 6 представлены полезные данные об
обследуемых игроках. В результате полученных данных можно увидеть, что
средний рост игроков Тринты составил 165,87 см, средний вес – 59 кг, а
занимаются баскетболом игроки в среднем 4,4 года. Средний рост игроков ЛБА
– 164,13, средний вес – 61 кг, занимаются баскетболом в среднем 2,2 года.
Проведя анализ комплектования, мы видим, что существенных различий в
росте и весе у игроков нет. Значимое отличие двух групп исследуемых в
продолжительности занятий. Игроки Тринты занимаются в среднем в два раза
дольше, чем игроки ЛБА.
В таблице 7 и 8 представлены результаты, полученные в результате
проведения контрольных тестирований баскетболистов.
тестирование включало следующие пункты:
Контрольное
1) Скоростная обводка.
Игрок находится за лицевой линией, по сигналу испытуемый начинает
ведение мяча правой рукой в направлении ближайшего круга на разметке
площадки, выполняет перевод мяча на левую руку, проходит по внешней
стороне второго круга и т.д. Преодолев третий круг, игрок выполняет ведение
правой рукой и бросок в движении с двух шагов (с попаданием). После броска
игрок подбирает мяч и начинает движение в обратном направлении, только
начинает вести мяч левой рукой, а в конце, преодолев третий круг, выполняет
ведение и бросок левой рукой двух шагов (с попаданием) в движении с двух
шагов. Тест выполняется один раз, а время фиксируется, с точностью до 0,1 сек.
30Малышев А.
Волков Н.
Щипенев А.
Цельных В.
Иванов Н.
Реглай Ю.
Колесников А.
Киросиров С.
Степанов И.
Резников С.
Постников И.
Корицин С.
Матросов И.
Лопухов П.
Ухов В.
Среднее значение
6
5
6
4
2
5
4
4
2
5
6
6
5
4
2
4,4
Анализ комплектования игроков СШОР № 49 Тринта
Таблица 5.
ФИ
Возраст
Рост
(см)
Вес (кг) Продолжительность
занятий (год)
(лет)
12
13
13
13
12
12
13
12
13
12
12
13
12
11
12
175
179
170
167
154
166
171
164
163
165
176
180
153
149
156
58
71
60
64
51
49
54
64
67
53
54
78
52
50
61
12,33
165,87
59,07
31Анализ комплектования игроков ЛБА
ФИ
Возраст
(лет)
Рост
(см)
Дмитриев С.
Белявский А.
Хмельницкий В.
Чиркин Д.
Сазонов В.
Сорокин М.
Ловейко Ю.
Орлов П.
Папков А.
Степанов Г.
Финапетов А.
Веселовский Д.
Соболев А.
Васильев Е.
Струков М.
Среднее
значение
13
13
12
13
12
13
12
12
12
13
13
13
13
13
12
165
164
145
176
178
171
168
159
156
172
170
162
151
157
168
Таблица 6.
Продолжительность
занятий (год)
3
2
3
3
2
1
3
2
2
3
2
1
2
1
3
Вес
(кг)
45
47
51
76
68
72
81
72
65
59
53
54
61
48
61
12,6
164,13
60,87
2,2
2) Штрафные броски.
Игрок находится на штрафной линии. По сигналу испытуемый выполняет
штрафной бросок (партнер подбирает мяч и отдает передачу испытуемому),
после чего второй (испытуемый подбирает мяч самостоятельно). Выполнив два
броска, испытуемый перебегает на противоположное кольцо, где повторяет два
32броска. Таким образом, необходимо выполнить 20 бросков, результат
измеряется в количестве попаданий.
3) Передвижение в защитной стойке.
Испытуемый располагается в центре лицевой линии под кольцом. По
сигналу игрок начинает движение к конусу, стоящему в позиции corner на
правой или левой стороне, после чего возвращается назад к центру лицевой
линии, передвигаясь в защитной стойке. То же самое испытуемый выполняет с
конусами в точках wing,top, wing, corner. От последнего конуса (в позиции
corner) испытуемый двигается в защитной стойке по лицевой линии к первому
конусу (в позиции corner на противоположной стороне) и возвращается к центру
лицевой линии.
4) Дистанционные броски.
Испытуемый находится у первого конуса на позиции среднего броска. По
сигналу игрок выполняет бросок, подбирает свой мяч, после чего выполняет
бросок первой точки, но с дальнего расстояния от кольца. После двух бросков
игрок переходит на следующую точку. На протяжении теста имеется 5 точек,
испытуемому необходимо выполнить по 4 серии бросков с каждой точки (4
круга), уложившись в 4 минуты и 30 секунд. За каждое попадание со средней
дистанции игроку дается 1 очко, с дальней – 2 очка. По окончанию теста
считается общая сумма забитых мячей.
5) Передачи мяча.
Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передачу в щит,
снимает мяч в высшей точке и передает его помощнику № 1 левой рукой и
начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и
передает его помощнику № 2 левой рукой и т.д. После передачи от помощника
№ 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой мяч и повторяет тот
же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой. Для
учебнотренировочных групп передачи выполняются об пол, задание
33выполняется 3 дистанции (6 бросков). Фиксируется общее время выполнения и
количество попаданий. За каждый забитый мяч отнимается 1 с.
34Результаты тестирования игроков СШОР № 49 Тринта
Таблица 7.
№
ФИ испытуемо
п/п.
Го
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Малышев А
Волков Н.
Щипенев А.
Цельных В.
Иванов Н.
Реглай Ю.
Колесников А.
Киросиров С.
Степанов И.
Резников С.
Постников И.
Корицин С.
Матросов И.
Лопухов П.
Ухов В.
Штрафные
Скорост
ная обводка
броски
(колво
(сек.)
попада
ний)
Передвиже
ние
защитной
стойке (сек.)
в
Дистанционные
Передачи
броски (очки)
(сек)
16,73
15,09
14,5
15,28
15,25
14,00
16,13
17,63
13,25
14,82
16,94
15,99
15,84
15,33
13,52
17
14
9
14
13
19
16
10
16
13
17
15
16
14
9
25,37
26,19
25,03
26,44
23,14
25,71
24,45
25,40
23,55
24,02
23,65
24,05
23,04
25,65
25,81
23
25
27
18
29
24
23
26
20
23
26
31
19
20
26
15
18
19
17
14
19
17
15
17
15
14
16
15
16
13
35Результаты тестирования технической подготовленности игроков ЛБА
Таблица 8.
№
п/п.
ФИ испытуемого
Скорост
Штрафные
ная
броски (кол
обводка
во
1
2
Дмитриев С.
Белявский А.
3 Хмельницкий В.
Чиркин Д.
4
Сазонов В
5
Сорокин М.
6
Ловейко Ю.
7
Орлов П.
8
Папков А.
9
10
Степанов Г.
11 Финапетов А.
12 Веселовский Д.
13
14
15
Соболев А
Васильев Е.
Струков М.
(сек.)
15,33
16,08
17,65
16,25
15,27
18,00
15,03
18,53
17,25
15,42
16,94
15,99
16,74
16,23
17,52
попаданий)
7
6
9
7
5
7
8
6
3
13
10
15
6
14
9
Передвижение
Дистан
в защитной
стойке (сек.)
ционные
броски (очки)
Передачи
(сек)
25,26
25,12
26,63
25,54
26,04
26,91
23,35
28,40
25,65
24,62
24,85
24,95
26,04
24,85
25,71
15
18
14
17
15
14
14
16
14
20
22
24
17
15
20
14
18
20
15
16
14
18
13
17
12
13
10
16
18
15
Далее мы сравнили значения средних показателей по всем пяти
контрольным тестам, их можно увидеть в таблице 9. По результатам
исследования контрольное тестирование "скоростная обводка" игроки СШОР
Тринта выполнили незначительно быстрее, чем игроки Любительской
Баскетбольной академии. Показатели в штрафных бросках также выше у
36игроков Тринта. Разница с игроками ЛБА составляет примерно 6 попаданий, что
является достаточно существенной разницей. Результаты передвижений в
защитной стойке отличаются незначительно, игроки ЛБА выполнили
тестирование медленнее меньше, чем на 1 секунду. Дистанционные броски
игроки спортивной школы выполнили лучше на 7 очков, чем игроки
баскетбольной академии. Тест передачи мяча игроки ЛБА выполнили
незначительно лучше, чем игроки Тринты. По полученным результатам можно
сделать вывод о том, что разница в технической подготовленности игроков
СШОР тринта и ЛБА достаточно весомая, игроки Тринты показали результаты
выше по всем имеющимся показателям.
Средние показатели тестирования игроков СШОР № 49 Тринта и ЛБА
Таблица 9.
Скоростная обводка (сек)
Штрафные броски (колво
попаданий)
Передвижение в защитной
стойке (сек)
Дистанционные броски
(очки)
Передачи мяча (сек)
Тринта
15,36
14,13
24,77
24
16
ЛБА
16,55
8,33
25,6
17
15
Далее мы в нашей работе решили больше остановиться на каждом тесте. В
таблице 10 представлены результаты проранжированных данных теста
"скоростная обводка" баскетболистов Тринты и ЛБА. Полученные результаты
показывают, что лучшее время в скоростной обводке показал Степанов Иван,
игрок команды Тринта, что составило 13,25 секунд. Это на 2 секунды превышает
лучший результат игрока ЛБА Ловейко Юрия, его время – 15,03 секунды. Так
же видно, что 5 игроков Тринты выполнили данный тест быстрее, чем самый
37быстрый результат у игроков ЛБА. Самый низкий результат показал игрок
команды ЛБА Орлов Петр – 18,53 секунды.
Таблица 10.
Ранжированные результаты теста скоростная обводка баскетболистов
СШОР № 49 Тринта и ЛБА
Игроки
Ранг
СШОР № 49
Тринты
Степанов И.
Ухов В.
Реглай Ю.
Щипенев А.
Резников С.
Волков Н.
Иванов Н.
Цельных В.
1
2
3
4
5
6
7
8
Лопухов П.
9
10 Матросов И.
11
Корицин С.
Колесников
12
А.
13 Малышев А.
14 Постников И.
15
Киросиров С.
Результат
(сек.)
13,25
13,52
14,34
14,55
14,82
15,09
15,25
15,28
15,33
15,84
15,99
16,13
16,73
16,94
17,63
Ранг
Игроки ЛБА
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ловейко Ю.
Сазонов В.
Дмитриев С.
Степанов Г.
Веселовский Д.
Белявский А.
Васильев Е.
Чиркин Д.
Соболев А.
Финапетов А.
Папков А.
Струков М.
Хмельницкий В.
Сорокин М.
Орлов П.
Результат
(сек.)
15,03
15,27
15,33
15,42
15,99
16,08
16,23
16,25
16,74
16,94
17,25
17,52
17,65
18
18,53
Мы провели ранжирование результатов теста "Штрафные броски". В
таблице 11 представлены полученные данные. Лучший результат показал игрок
Тринты Реглай Юрий, забивший 19 мячей в кольцо из 20 возможных. Лучший
результат в команде ЛБА показал Веселовский Даниил, который забил в кольцо
3815 раз, что на 4 попадания меньше, чем лучший показатель Тринты. Самый
низкий результат показал игрок ЛБА Папков Александр, набравший всего 3
попадания, стоит при этом заметить, что самый слабый результат в команде
Тринты – 9 попаданий Валентина Ухова.
Таблица 11.
Ранжированные результаты теста штрафные броски баскетболистов
СШОР № 49 Тринта и ЛБА
Игроки
Результат
Результат
Ранг
СШОР № 49
(колво
Ранг
Игроки ЛБА
(колво
Тринты
Реглай Ю.
Малышев А.
Постников И.
Колесников
А.
Степанов И.
1
2
3
4
5
6
Матросов И.
7
Корицин С.
8
Волков Н.
9
Цельных В.
10
Лопухов П.
11
Иванов Н.
12
Резников С.
13
Киросиров С.
14 Щипенев А.
15
Ухов В.
попаданий)
попаданий)
19
17
17
16
16
16
15
14
14
14
13
13
10
9
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Веселовский Д.
Васильев Е.
Степанов Г.
Финапетов А.
Хмельницкий
В.
Струков М.
Ловейко Ю.
Дмитриев С.
Чиркин Д.
Сорокин М.
Белявский А.
Орлов П.
Соболев А.
Сазонов В.
Папков А.
15
14
13
10
9
9
8
7
7
7
6
6
6
5
3
Результаты сравнения ранжированных данных по тесту "передвижения в
защитной стойке" представлены в таблице 12. Игрок Тринты, Матросов Иван,
показавший лучшее время в своей команде выполнил тест не на много быстрее,
чем лучший в команде ЛБА, Ловейко Юрия. Но худший результат в команде
ЛБА на 2 секунды отличается от слабейшего в команде Тринты.
39Таблица 12.
Ранжированные результаты теста Передвижение в защитной стойке
баскетболистов СШОР № 49 Тринта и ЛБА
Ранг
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Игроки СШОР
Результат
№ 49 Тринта
Матросов И.
Иванов Н.
Степанов И.
Постников И.
Резников С.
Корицин С.
Колесников А.
Щипенев А.
Малышев А.
Киросиров С.
Лопухов П.
Реглай Ю.
Ухов В.
Волков Н.
Цельных В.
(сек.)
23,04
23,14
23,55
23,65
24,02
24,05
24,45
25,03
25,37
25,4
25,65
25,71
25,81
26,19
26,44
Ранг
Игроки ЛБА
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ловейко Ю.
Степанов Г.
Финапетов А.
Васильев Е.
Веселовский Д.
Белявский А.
Дмитриев С.
Чиркин Д.
Папков А.
Струков М.
Сазонов В.
Соболев А.
Хмельницкий В.
Сорокин М.
Орлов П.
Результат
(сек.)
23,35
24,62
24,85
24,85
24,95
25,12
25,26
25,54
25,65
25,71
26,04
26,04
26,63
26,91
28,4
В таблице 13 представлены результаты ранжирования показателей в
дистанционных бросках. Больше всего очков заработал Корицин Степан из
Тринты – 31. Стоит отметить, что Корицин Степан самый высокорослый игрок
своей команды, а так же он дальше всех занимается избранным видо спорта.
Лучший результат в команде ЛБА отличается на 7 очков и составляет 24 очка у
Веселовского Даниила. Самый слабый результат так же у игрока ЛБА, который
отличается от слабейшего в Тринте на 4 очка.
Таблица 13.
Ранжированные результаты теста дистанционные броски баскетболистов
СШОР № 49 Тринта и ЛБА
40Ранг Игроки СШОР
№ 49 Тринта
Корицин С.
Иванов Н.
Щипенев А.
Киросиров С.
Постников И.
Ухов В.
Волков Н.
Реглай Ю.
Малышев А.
Колесников А.
Резников С.
Степанов И.
Лопухов П.
Матросов И.
Цельных В.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Результат
Ранг
(очки)
Игроки ЛБА
Результат(очки)
31
29
27
26
26
26
25
24
23
23
23
20
20
19
18
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Веселовский Д.
Финапетов А.
Степанов Г.
Струков М.
Белявский А.
Чиркин Д.
Соболев А.
Орлов П.
Дмитриев С.
Сазонов В.
Васильев Е.
Хмельницкий В.
Сорокин М.
Ловейко Ю.
Папков А.
24
22
20
20
18
17
17
16
15
15
15
14
14
14
14
В таблице 14 приведены данные проранжированных результатов в тесте
Передачи мяча. Лучший результат так же показал баскетболист Тринты Ухов
Валентин – 14,87 секунд. Лучший результат игроков ЛБА у Дмитриева Степана
– 17,95, что значительно отличается от результата вышеупомянутого
баскетболиста. Самый слабый результат игрока Тринты на 8 секунд хуже, чем
слабейший результат игрока Тринты.
41Таблица 14.
Ранжированные результаты теста передачи мяча баскетболистов СШОР № 49
Тринта и ЛБА
Ранг
Игроки СШОР
№ 49 Тринта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ухов В.
Щипенев А.
Киросиров С.
Малышев А.
Колесников А.
Корицин С.
Цельных В.
Степанов И.
Постников И.
Волков Н.
Иванов Н.
Лопухов П.
Матросов И.
Реглай Ю.
Резников С.
Результат (сек)
Ранг
Игроки ЛБА Результат (сек)
14,87
14,99
15,45
15,98
16,12
16,78
17,45
17,89
18,23
18,65
19,32
19,45
19,54
20,43
20,94
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Дмитриев С.
Ловейко Ю.
Белявский А.
Папков А.
Орлов П.
Сорокин М.
Струков М.
Степанов Г.
Веселовский Д.
Чиркин Д.
Васильев Е.
Хмельницкий В.
Финапетов А.
Сазонов В.
Соболев А.
17,95
18,32
18,9
18,98
19,34
19,65
19,94
21,65
23,05
23,54
24,05
24,76
25,93
26,45
28,94
42Выводы.
1. Проведенный нами анализ организационной структуры СШОР «Тринта»
и ЛБА показывает ведение образовательной деятельности согласно всем
нормативноправовым и локальным актам в спортивной школе и отсутствие
вышеназванного порядка в академии.
2. Согласно учебному плану, в СШОР «Тринта» в год выделяется 126
часов на овладение и совершенствование основных элементов технической
подготовки баскетболистов, для сравнения, в ЛБА учебные планы отсутствуют.
3. Средние показатели технической подготовленности по всем
проведенным контрольным тестированиям выше у баскетболистов Тринты.
4. Нами было проведено сравнение среднего показателя по передачам у
баскетболистов Тринты с нормативными требованиями данного возраста, в
результате чего было выявлено небольшое отставание от норматива – 2 секунды,
что говорит о высоком уровне технической подготовленности игроков Тринты.
5. Максимальный показатель теста по скоростной обводке у
баскетболиста Тринты – 13,25 сек., у ЛБА – 15,03 сек; по штрафным броскам у
баскетболиста Тринты – 19 мячей, у ЛБА – 15 мячей; по передвижениям в
защитной стойке у Тринты – 23,04 сек, у ЛБА – 23,35 сек; по дистанционным
броскам у Тринты – 31 очко, у ЛБА – 24 очка; по передачам мяча у Тринты –
14,87 сек, у ЛБА – 17,95, что подчеркивает более высокий уровень технической
подготовленности учеников спортивной школы олимпийского резерва.
6. По всем проведенным исследованиям видно, что система
дополнительного образования детей в сфере баскетбола более качественно
реализуется через государственные стандарты Департамента по физической
культуре и спорту города Москвы (Москомспорт), а именно, через спортивные
школы, что подтверждено нами на примере одной из ведущих российских
баскетбольных школ – СШОР Тринта.
43Практические рекомендации
Каждый тренер должен знать и постоянно обновлять знания о
специфических особенностях технической подготовки баскетболистов. В связи с
этим в данном разделе работы на основе анализа литературных данных,
результатов представленных в предыдущих главах, а также изучения опыта
работы тренеров различных баскетбольных школ разной подведомственности
представляем организационные и методические рекомендации.
1. Прежде всего, считаем, что тренерам необходимо усилить внимание к
вопросам планирования в системе круглогодичной подготовки. В
соответствии с задачами тренировочного занятия, обоснованно
распределять время на различные виды подготовки.
2. Каждый тренер должен знать и понимать значимость уровня
технической подготовленности и стремиться создать необходимую
базовую систему технической подготовки баскетболистов путем
планомерного решения задач в системе круглогодичной подготовки.
3. Рекомендуем регулярно проводить тестирования по физической
подготовленности своих баскетболистов, прослеживая динамику
результатов и, применяя на основании полученных данных,
индивидуальный подход к детям.
4. Любой тренер детской спортивной школы по баскетболу должен знать,
что необходима практическая реализация принятых коррекций и их
интеграция в единую систему тренировки, независимо от поставленных
задач и распределении видов подготовки.
44Список использованной литературы
1.Абалаков, В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники.
М.: ФиС, 1960. 89 с.
2.Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам /
Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. 240с.
3.Анненков В.Н. Средства и методы техникотактической подготовки
юных баскетболистов 811 лет: Автореф. дис. …канд. пед. наук. СПб, 1993.
24 с.
4 .Анискина С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. М., 1991.
5..Бальсевич В.К. , Запорожанов В.А. Физическая активность человека.
Киев: Здоровья, 1987. С.124147.
6. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско
юношеских спортивных школ,
спортивных школ олимпийского резерва. М., 1984. 154 с.
специализированных детскоюношеских
7. Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от
простых до сложных. ТВТ Дивизион. М., 2008. – 5061 с.
8. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 255с.
9. Блинов В.М. Эффективность обучения (методологический анализ
определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. С. 2056.
10.Боген М.М. Обучение двигательным действиям.М.:ФиС,1985. 192с.
11. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей
человека. М.: ФиС, 1987. 144с.
12. Бойко В.С., Сологуб А.А., Грачев Ю.С. Индивидуальное обучение и
совершенствование студентов в баскетболе в условиях самостоятельных
занятий. Брянск, 1999. 98 с.
13. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Прогресс, 1977. С.242
254.
4514. Бурнашев И.М. Педагогическая оценка эффективности средств и
методов подготовки юных баскетболистов в специализированных классах
общеобразовательной школы: Автореф. дис. …канд. пед. наук. М.: МОПИ им.
Н.К. Крупской, 1985. 23 с.
15. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1973. С.79
81.
16. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. 208с.
17. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учебник для
студ. учреждений высш. проф. Образования. М
18. .Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства
спортсменов М.: Физкультура и спорт, 1972. 150 с.
19. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. М., 2000.
20. Жданов С.В. Модельные характеристики как фактор в управлении
подготовкой юных баскетболистов. М.: Физкультура и спорт, 1989. 174 с.
21. Зимкин Н.В. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. Л.:
Наука, 1969. С.390394.
22. Зинин А.М. Первые шаги в баскетболе. М.: Физкультура и спорт,
1972. 159 с.
23. Кожевникова З.Я. Баскетбол // Спортивные игры /Под ред. Ю.И.
Портных. М.: Физкультура и спорт, 1975. С. 149218.
24. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших
школьников. Минск: Народная асвета, 1979. 78с.
25. Леонов А.Д., Малый А.А. Баскетбол. К.: Рад. шк., 1989. 104 с.
26. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С. В., Мазурина А.В., Теория и
методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Млсква –
Смоленск, 2011. С. 912
4627. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: Учеб.
пособие для пед. вузов. Пенза, 2001. 4.1. Основы обучения технике игры.
231 с.
144с.
28. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе. М.: Ф и С, 1984.
29. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ.
культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. М.: ФКиС, 1986. 362 с.
30. Островский Г.Л., Бутвиловский А.П. Структура двигательных
способностей баскетболистов 1415 лет и обоснование комплекса тестов для их
измерения. // Научнометодические основы подготовки резервов в спортивных
играх: Сб. науч. трудов. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1981. С. 70.
31. Петяйкин И.П. Возрастные особенности проявления решительности
при выполнении физических упражнений//Психомоторика.Л.,1976.С.5155.
32. Петерсон Т.Я. Минибаскетбол. М.: ФиС, 1973. 50с.
33. Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений М.:
Физкультура и спорт, 1973. 85 с.
34. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических
приемов игры у юных баскетболистов 1012 лет: Автореф. дис. …канд. пед.
наук. Киев, 1990. 23 с.
35. Рекутина, Н.В. Игровой и соревновательный методы обучения//Физ.
культура в школе. 1988. №1. С.3233.
36. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника выполнения броска в прыжке.
Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва,
2010. С. – 2326
37. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания
и спорта: Учеб. для студ.сред. и высш.учебных заведений. М.: Издво ВЛАДОС
ПРЕСС, 2002. 608с.
4738. Туревский, И.М., Филин, В.П., Кофман, Л.Б. Зигзаги ловкости. Тула:
Приокское книжное издво, 1993. 208 с.
39. Туревский, И.М. Структура психофизической подготовленности
человека. Тула: РИО ТППО, 1997. 201 с.
40. Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. М.:
АПН РСФСР, 1959. 64с.
41. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. 2е изд.,
М.: "Академия", 2002. 480с.
42. Черемисин В.П. Методология подготовки баскетболистов высокой
квалификации // Теоретикометодологические основы спортивных игр. М.:
Малаховка, 1997. С.6567.
43. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.
М.:Педагогика, 1989. 560с.
44. Юный баскетболист: Пособие для тренеров /Под ред. Е.Р. Яхонотова.
М.: Физкультура и спорт, 1987. 122 с.
45. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. – М., 1987.
46. Л.Б. Кофман, Настольная книга учителя физической культуры,
Физкультура и Спорт, 1998
47. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол//
Физическая культура в школе. – 1991.№2 с. 2730.
48. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая
культура». – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 122 с
49. Bill Syken, Sports Illustrated: Basketball’s Greatest? Sports Illustrated,
2014, с. 150173
50. Narda Zacchino, 50 Amazing years in City of Angels, Time Capsule Press,
LLC, 2010.
51. http://trinta.ru/
4852. http://vbasket.ru/
53. http://minibasket.ru/
54. http://russiabasket.ru/
55. http://www.mosbasket.ru/
49Исполнитель выпускной
квалификационной работы
студент 4 курса, института
спорта и физического воспитания _________________ Зотова Т. С.
Научный руководитель _________________________ Лаптев С. О.
Заведующий кафедрой
ТиМ баскетбола
д.п.н., профессор ______________________________ Чернов С. В.
Дата защиты «______» _______________________ 2015 г.
Оценка за защиту ___________________________________
Председатель Государственной
аттестационной комиссии ______________________________
50