У р о к …..
КИТАЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Цел и:
1. Дать представление о Китае в IV-VIII вв.
2. Показать борьбу Китая с завоевателями.
3. Охарактеризовать государственное устройство, быт, нравы и обычаи китайского народа.
♦ Основные понятия и термины: Великий шелковый путь, фарфор, пагода, пейзазки, улус.
Оборудование: карта «Китай в средние века», атлас «Индия, Китай в средние века» (с. 11); иллюстрации китайской живописи, скульптуры, памятников архитектуры.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
(Проводится на уроке 30.)
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Император и подданные.
2. Китай под властью монголов.
3. Борьба против завоевателей.
4. Культура средневекового Китая.
1. Император и подданные.
Работа с иллюстрациями к § 43: «Китайский крестьянин», «В китайской деревне», «Полевые работы китайских крестьян», «Обработка рисового поля», «Крестьяне ткут шелк».
Данный вид работы настраивает учащихся на знакомство с историей средневекового Китая.
Учитель может напомнить, что после восстания «шелковых повязок» Китай как единое государство распался на множество мелких царств. Учащимся предлагается прочитать начало § 43.
Проблемный вопрос:
=> Что послужило толчком к объединению Китая в конце VI века? {Завоевания кочевников.)
Рассказ учителя.
В VII веке утвердилась династия Тан. Власть императора неограниченна, он управляет Китаем с помощью чиновников и армии. Китай был поделен на провинции, области и уезды, ими руководили чиновники, которых назначал сам император.
Учитель обязательно уточняет, что вследствие объединения Китая стало возрождаться хозяйство страны:
- распространяется поливное земледелие,
- вводятся водяные мельницы,
- появляются прессы для выжимания масла,
- разводят чай, сахарный тростник, хлопчатник,
- увеличивается добыча полезных ископаемых,
- увеличивается производство бумаги, оружия, зеркал,
- увеличивается население Китая.
Китай во времена империи Тан в процессе военных походов овладел Великим шелковым путем.
Китай вел морскую торговлю со странами Индийского океана. Внутри страны для облегчения перевозок был сооружен Великий канал. Он соединял реки Янцзы и Хуанхэ, общая протяженность канала - 1700 км. Первоначально вся земля в Китае была собственностью императора. Крестьяне могли получить от государства маленькие наделы земли; они платили деньги, несли трудовые повинности. В дальнейшем чиновники и военачальники стали присваивать земли с крестьянами и облагать их оброками. Крестьяне убегали в леса и горы, где собирались в большие отряды.
Учитель излагает в соответствии с текстом § 43, п. 2 ход крестьянской войны в конце IX века. Слушая рассказ учителя, учащиеся работают над вопросами нас. 217:
=» Каковы причины крестьянской войны в Китае в конце IX в.?
=> Чем она отличалась от обычных крестьянских восстаний?
Работа с картой «Крестьянская война под предводительством Хуан Чао в конце IX века».
=» Показать районы крестьянской войны 874-884 гг.
=> Показать направление движения повстанческих армий в 878-884 гг.
Далее учитель представляет династию Сун. После 300-летнего правления династия Тан была свергнута. Это было неспокойное время для Китая. На севере за 50 лет сменилось 5 династий. Время с 907 по 960 гг. назвали временем «пяти династий и девяти царств». В 960 году в Китае приходит к власти династия Сун (960-1279 гг.) Династия Сун была поддержана горожанами и феодалами, но не пользовалась поддержкой крестьян. Правители династии Сун предложили следующие реформы:
- выделение ссуд крестьянам;
- освобождение за деньги от трудовых повинностей;
- обмер земель с целью установления точного размера налога;
- установление твердых цен на все товары;
- реорганизация армии за счет наделения ее землей. Реорганизация армии явилась причиной того, что Китай не
смог организовать достойный отпор вторжению чжурчженей. Они уже захватили север Китая и основали там государство Цзинь («Золотое») (1115-1234 гг.).
Двор династии Сун переехал на юг. В горах Ханчхоу сформировалась династия Южная Сун (1117-1279 гг.) Долгая война закончилась подписанием мира между императорами Сун и Цзинь. Китайский император признал себя вассалом чжурчжэней и обязался платить дань шелком и серебром. Чжурчжени перешли к оседлой жизни и растворились в китайском народе.
2. Китай под властью монголов.
Работа с картой.
=» Показать территорию, где жили монголы. (Южнее озера Байкал, на территории современной Монголии).
Силой оружия монголы во главе с Чингисханом заняли Китай. Империя Цзинь была опустошена и присоединена к Монгольской державе. Затем монголы стали завоевывать южный Китай, в 1279 году они заняли столицу империи Сун, и Китай был покорен.
=» Показать южную границу монгольских завоеваний в конце XIII века.
Учащиеся видят, что основной частью Монгольского государства стал Китай, а столицей являлся Пекин. в середине ХШ века Монгольская держава распалась на 4 государства - улуса. В них правили потомки Чингисхана, которые уже не признавали власть хана.
3. Борьба против завоевателей.
Продолжение рассказа учителя.
Последствия монгольского завоевания: от ханского ига страдали все - крестьяне, ремесленники, купцы и феодалы. Следовательно, росло недовольство владычеством монголов в Китае. Началась освободительная борьба, и в ней приняли участие все слои китайского общества. Поводом к восстанию явилось стихийное бедствие - разлив реки Хуанхэ в 1350-1351 гг. Восстание вошло в историю как Восстание красных повязок (отличительный признак восставших).
Восставшие заняли ряд городов.
Работа с картой.
=» Найти и показать районы народного восстания против монгольских завоевателей.
В ряде мест восставшие добились отмены налогов и повинностей, раздачи земель и т. д. Восстание превратилось в освободительную войну, которая длилась 20 лет. Возглавил борьбу китайцев буддийский монах Чжу Юань-чжан. Он объединил большинство отрядов, отменил монгольские законы, пресекал произвол чиновников, раздавал землю бедным. Чжу Юань-чжана широко поддерживало население. Он совершил поход на север Китая и захватил Пекин. Последний монгольский император с остатками войска бежал в северные страны. Чжу Юань-чжан был провозглашен императором и положил начало новой династии - династии Мин (1368-1644 гг.).
В 1368 году Китай добился независимости.
Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям:
- новая династия стремилась вывести Китай из кризиса и упадка;
- земли, которые принадлежали монгольским и китайским феодалам, предавшим страну, перешли в фонд государства;
- в ходе освободительного движения погибла старая знать;
- часть земель передана крестьянам, уменьшены налоги;
- рабы и бедняки переселялись на пустующие и заброшенные земли;
- крестьяне, которым досталось возделывать целину и обрабатывать пустоши, на много лет освобождались от налогов;
- власти оказывали помощь крестьянам в восстановлении плотин и каналов;
- горожане освобождались от тяжелых трудовых повинностей государству;
- купцы могли свободно
передвигаться по стране.
Все это способствовало подъему хозяйства
в стране.
4. Культура средневекового Китая.
Вопрос о культуре средневекового Китая изучать в ходе слушания ранее подготовленных творческих заданий и сообщений учащихся.
Примерная тематика творческих заданий
1. Художественные ремесла средневекового Китая:
- шелк, фарфор, слоновая кость и т. д.
2. Изобретения средневекового Китая:
- порох, компас и т. д.
3. Научные знания средневекового Китая.
4. Искусство средневекового Китая:
- архитектура (пагода), живопись.
Слушание проводится на уроке 30.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания:
=> Причины объединения Китая в VI веке.
=> Причины крестьянской войны в конце IX века.
=» Вспомните, какие события происходили в Западной Европе, Византии, Арабском халифате во времена восстания Хуан Чао (874 г.).
=> Почему распалась Монгольская держава?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 31
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.