Средневековый Китай

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Средневековый Китай..docx

У р о к …..

КИТАЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Цел и:

1.      Дать представление о Китае в IV-VIII вв.

2.    Показать борьбу Китая с завоевателями.

3.     Охарактеризовать государственное устройство, быт, нравы и обычаи китайского народа.

   Основные  понятия  и  термины:  Великий  шелковый путь, фарфор, пагода, пейзазки, улус.

Оборудование: карта «Китай в средние века», атлас «Индия, Китай в средние века» (с. 11); иллюстрации китайской живописи,  скульп­туры, памятников архитектуры.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

(Проводится на уроке 30.)

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.      Император и подданные.

2.    Китай под властью монголов.

3.     Борьба против завоевателей.

4.    Культура средневекового Китая.

1. Император и подданные.

 Работа с иллюстрациями к § 43: «Китайский кре­стьянин», «В китайской деревне», «Полевые работы китайских крестьян», «Обработка рисового поля», «Крестьяне ткут шелк».

Данный вид работы настраивает учащихся на знакомство с  истори­ей средневекового Китая.

Учитель может напомнить, что после восстания «шелковых по­вязок» Китай как единое государство распался на множество мелких царств. Учащимся предлагается прочитать начало § 43.

Проблемный вопрос:

=> Что послужило толчком к объединению Китая в конце VI века? {Завоевания кочевников.)

Рассказ учителя.

В VII веке утвердилась династия Тан. Власть императора не­ограниченна, он управляет Китаем с помощью чиновников и ар­мии. Китай был поделен на провинции, области и уезды, ими руко­водили чиновники, которых назначал сам император.

Учитель обязательно уточняет, что вследствие объедине­ния Китая стало возрождаться хозяйство страны:

-   распространяется поливное земледелие,

-   вводятся водяные мельницы,

-   появляются прессы для выжимания масла,

-   разводят чай, сахарный тростник, хлопчатник,

-   увеличивается добыча полезных ископаемых,

-   увеличивается производство бумаги, оружия, зеркал,

-   увеличивается население Китая.

Китай во времена империи Тан в процессе военных походов овладел Великим шелковым путем.

Китай вел морскую торговлю со странами Индийского океана. Внутри страны для облегчения перевозок был сооружен Ве­ликий канал. Он соединял реки Янцзы и Хуанхэ, общая протяжен­ность канала - 1700 км. Первоначально вся земля в Китае была собственностью им­ператора. Крестьяне могли получить от государства маленькие на­делы земли; они платили деньги, несли трудовые повинности. В дальнейшем чиновники и военачальники стали присваи­вать земли с крестьянами и облагать их оброками. Крестьяне убе­гали в леса и горы, где собирались в большие отряды.

Учитель излагает в соответствии с текстом § 43, п. 2 ход кресть­янской войны в конце IX века. Слушая рассказ учителя, учащиеся рабо­тают над вопросами нас. 217:

=» Каковы причины крестьянской войны в Китае в конце IX в.?

=> Чем она отличалась от обычных крестьянских восстаний?

Работа с картой «Крестьянская война под предво­дительством Хуан Чао в конце IX века».

=» Показать районы крестьянской войны 874-884 гг.

=> Показать направление движения повстанческих армий в 878-884 гг.

Далее учитель представляет династию Сун. После 300-летнего правления династия Тан была свергнута. Это было неспокойное время для Китая. На севере за 50 лет сменилось 5 династий. Время с 907 по 960 гг. назвали временем «пяти династий и девяти царств». В 960 году в Китае приходит к власти династия Сун (960-1279 гг.) Династия Сун была поддержана горожанами и феодалами, но не пользовалась поддержкой крестьян. Правители династии Сун предложили следующие реформы:

-    выделение ссуд крестьянам;

-    освобождение за деньги от трудовых повинностей;

-    обмер земель с целью установления точного размера налога;

-    установление твердых цен на все товары;

-    реорганизация армии за счет наделения ее землей. Реорганизация армии явилась причиной того, что Китай не

смог организовать достойный отпор вторжению чжурчженей. Они уже захватили север Китая и основали там государство Цзинь («Зо­лотое») (1115-1234 гг.).

Двор династии Сун переехал на юг. В горах Ханчхоу сфор­мировалась династия Южная Сун (1117-1279 гг.) Долгая война закончилась подписанием мира между импера­торами Сун и Цзинь. Китайский император признал себя вассалом чжурчжэней и обязался платить дань шелком и серебром. Чжурчжени перешли к оседлой жизни и растворились в ки­тайском народе.

2. Китай под властью монголов.

Работа с картой.

=» Показать территорию, где жили монголы. (Южнее озера Байкал, на территории современной Монголии).

Силой оружия монголы во главе с Чингисханом заняли Китай. Империя Цзинь была опустошена и присоединена к Монголь­ской державе. Затем монголы стали завоевывать южный Китай, в 1279 году они заняли столицу империи Сун, и Китай был покорен.

=» Показать южную границу монгольских завоеваний в кон­це XIII века.

Учащиеся видят, что основной частью Монгольского государства стал Китай, а столицей являлся Пекин. в середине ХШ века Монгольская держава распалась на 4 го­сударства - улуса. В них правили потомки Чингисхана, которые уже не признавали власть хана.

3. Борьба против завоевателей.

Продолжение рассказа учителя.

Последствия монгольского завоевания: от ханского ига стра­дали все - крестьяне, ремесленники, купцы и феодалы. Следовательно, росло недовольство владычеством монголов в Китае. Началась освободительная борьба, и в ней приняли уча­стие все слои китайского общества. Поводом к восстанию явилось стихийное бедствие - разлив реки Хуанхэ в 1350-1351 гг. Восстание вошло в историю как Вос­стание красных повязок (отличительный признак восставших).

Восставшие заняли ряд городов.

Работа с картой.

=» Найти и показать районы народного восстания против монгольских завоевателей.

В ряде мест восставшие добились отмены налогов и повин­ностей, раздачи земель и т. д. Восстание превратилось в освободительную войну, которая длилась 20 лет. Возглавил борьбу китайцев буддийский монах Чжу Юань-чжан. Он объединил большинство отрядов, отменил мон­гольские законы, пресекал произвол чиновников, раздавал землю бедным. Чжу Юань-чжана широко поддерживало население. Он совершил поход на север Китая и захватил Пекин. Последний мон­гольский император с остатками войска бежал в северные страны. Чжу Юань-чжан был провозглашен императором и положил начало новой династии - династии Мин (1368-1644 гг.).

В 1368 году Китай добился независимости.

Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям:

-    новая династия стремилась вывести Китай из кризиса и упадка;

-    земли, которые принадлежали монгольским и китайским феодалам, предавшим страну, перешли в фонд государства;

-    в ходе освободительного движения погибла старая знать;

-    часть земель передана крестьянам, уменьшены налоги;

-   рабы и бедняки переселялись на пустующие и заброшенные земли;

-   крестьяне, которым досталось возделывать целину и обра­батывать пустоши, на много лет освобождались от налогов;

-     власти оказывали помощь крестьянам в восстановлении плотин и каналов;

-     горожане освобождались от тяжелых трудовых повинно­стей государству;

купцы могли свободно передвигаться по стране.
Все это способствовало подъему хозяйства в стране.

4. Культура средневекового Китая.

Вопрос о культуре средневекового Китая изучать в ходе слушания ранее подготовленных творческих заданий и сообщений учащихся.

Примерная тематика творческих заданий

1. Художественные ремесла средневекового Китая:

- шелк, фарфор, слоновая кость и т. д.

2. Изобретения средневекового Китая:

- порох, компас и т. д.

3.   Научные знания средневекового Китая.

4.   Искусство средневекового Китая:

- архитектура (пагода), живопись.

Слушание проводится на уроке 30.

III. Закрепление изученного материала.

 Вопросы и задания:

=> Причины объединения Китая в VI веке.

=> Причины крестьянской войны в конце IX века.

=» Вспомните, какие события происходили в Западной Евро­пе, Византии, Арабском халифате во времена восстания Хуан Чао (874 г.).

=> Почему распалась Монгольская держава?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 31