Средства художественной выразительности: тропы и синтаксические фигуры
Оценка 4.6

Средства художественной выразительности: тропы и синтаксические фигуры

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—11 кл
07.05.2020
Средства художественной выразительности: тропы и синтаксические фигуры
Методическая разработка "Средства художественной выразительности: тропы и синтаксические фигуры" может быть использована на уроке или на занятии кружка по русскому языку и литературе. На занятии предусмотрено повторение изобразительно-выразительных средств, работа с текстом (исследование), где обучающиеся непосредственно совершенствуют умения и навыки различать изобразительно-выразительные средства. Данная разработка поможет и при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Тропы.docx

 

Занятие кружка по русскому языку и литературе «Олимп»

Тема. Средства художественной выразительности: тропы и синтаксические фигуры

Цели

Образовательные: повторить и обобщить основные виды изобразительных средств языка;

Развивающие: совершенствовать умения и навыки различать изобразительно-выразительные средства, умение пользоваться словарями;

 развивать навыки работы с текстом;

Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, художественному слову;

формировать умение видеть и ценить красоту природы

Ход занятия

1 . Организационный момент.

 “В каждом слове бездна пространства;
каждое слово необъятно, как поэт. 
Слов немного, но они так точны, 
что обозначают всё”
Н.В. Гоголь

– Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя?

2. Введение в тему. Постановка целей.

Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи и т. п. Выразительность речи достигается разными способами и средствами:

– Вспомните и прокомментируйте следующие понятия:

Средства выразительности:

Фонетические (звукопись)
Морфологические
Словообразовательные
Лексические
Синтаксические 

Основная задача занятия – повторить и обобщить лексические виды изобразительно-выразительных средств – тропы.

3.Актуализация темы.

Происхождение термина «троп»

Термин "троп" происходит от греческого слова tropos, что в переводе на русский язык означает "оборот речи". Тропы используются для придания образности речи, с их помощью поэтические и прозаические произведения становятся невероятно выразительными.

 - Что такое звукопись?
Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.
  - Что такое аллитерация?

Аллитерация - это повторение одинаковых или сходных звуков.

  - Что такое ассонанс?

Ассонанс – это повторение гласных звуков.

 - Что можно слышать осенью; отметим ассонанс и аллитерацию.

Осень

Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу
.

                                     Н.А. Некрасов

(Глухие согласные [ш][с]передают шепот, скуку; [у] – напоминает свист ветра)

4.Повторение теоретического материала.

Работа с таблицей-опорой.

5.Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса.

Повторим основные из них

  - Что такое эпитет?

Эпитет может указывать на:

1) величину предмета («бескрайние поля, леса»);
2) время дня или года («осенние мечты»);
3) цвет («золотая листва», «изумрудная трава)»;
4) запах («горько-душистая полынь»); 
5) звук («шумные дубравы»);
6) быстроту движения («быстролетный ветер»);
7) отношение писателя («Осенняя пора, очей очарованье»).

  - Олицетворение?

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы. (А. С. Пушкин)

Назовите олицетворения, найдите прием звукописи. Как называется это явление? Есть ли ассонанс? С какой целью используются они в тексте?

 -  Метафора?

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова… (С. А. Есенин)

 -  Сравнение?

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. И. Тютчев)
Осыпался березы лист и, как ковер, устлал дорогу. (А. Майков)
Ветер всхлипывал, словно дятел, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

 - Какова роль изобразительно-выразительных средств в речи, в текстах?

7. Исследовательская работа.

Поработаем с текстом

Золотая осень

Вот и пришла к нам золотая осень, яркая, теплая и немного грустная. Осень… Осень с грустинкой. Зелень поблекла, солнце уже не так ослепительно сияет, становится холоднее и дни значительно укоротились. Но во всем этом есть своя прелесть! Я вообще люблю осень.  Но не слякотную и холодную, а именно такую, как сейчас. Осенняя пора, очей очарование! Природа окрашена великолепными красками. Желтые, бордовые, красные, зеленые, золотистые, – десятки тонов и оттенков! Это непередаваемо! Солнце уже светит мягко и нежно. А осенние туманы? Это же целое явление! Они легки и невесомы. Они несут с собой тишину и умиротворенность. Какие призрачные и фантастические фигуры  ваяет туман над гладью воды.

Гулять по осеннему парку,  или лесу, что может быть прекраснее?  Листопад - как много в этом слове! Листья, такие волшебно-прекрасные, бесшумно срываются с веток и кружатся в неслышном осеннем вальсе, точно по прихоти капризного ветра. Они  шуршат под ногами и дарят воспоминания о далеком детстве. Идешь, загребая ногами листву, и словно плывешь в золотистом, сверкающем море. Воздух свеж и прекрасен. Лазурная синева небосвода ласкает глаз, а любимая музыка – слух. И остаешься наедине с ней – Золотой осенью.  На душе становится так же тепло, золотисто и уютно. В этом волшебство осени…                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                 Влад Лабас

 - Тема текста?

 - Основная мысль?

 - Стиль?

 - Тип речи?

 - Какие художественные средства использует автор для описания осени?

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

-  Какие цели и задачи мы перед собой ставили?

-  Что получилось? Не получилось?

          -  Над чем ещё предстоит работать?

-  Какую практическую помощь вы получили сегодня на занятии?

-  Что особенно запомнилось вам, получило в вашей душе эмоциональный отклик?

– Когда-то вы станете выпускниками нашего колледжа, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Всем спасибо! Удачи!!!

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Занятие кружка по русскому языку и литературе «Олимп»

Занятие кружка по русскому языку и литературе «Олимп»

Что такое аллитерация? Аллитерация - это повторение одинаковых или сходных звуков

Что такое аллитерация? Аллитерация - это повторение одинаковых или сходных звуков

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава

Что особенно запомнилось вам, получило в вашей душе эмоциональный отклик? –

Что особенно запомнилось вам, получило в вашей душе эмоциональный отклик? –
Скачать файл