Занятие кружка по русскому языку и литературе «Олимп»
Тема. Средства художественной выразительности: тропы и синтаксические фигуры
Цели
Образовательные: повторить и обобщить основные виды изобразительных средств языка;
Развивающие: совершенствовать умения и навыки различать изобразительно-выразительные средства, умение пользоваться словарями;
развивать навыки работы с текстом;
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, художественному слову;
формировать умение видеть и ценить красоту природы
Ход занятия
1 . Организационный момент.
“В каждом слове бездна пространства;
каждое слово необъятно, как поэт.
Слов немного, но они так точны,
что обозначают всё”
Н.В. Гоголь
– Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя?
2. Введение в тему. Постановка целей.
Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи и т. п. Выразительность речи достигается разными способами и средствами:
– Вспомните и прокомментируйте следующие понятия:
Средства выразительности:
Фонетические
(звукопись)
Морфологические
Словообразовательные
Лексические
Синтаксические
Основная задача занятия – повторить и обобщить лексические виды изобразительно-выразительных средств – тропы.
3.Актуализация темы.
Происхождение термина «троп»
Термин "троп" происходит от греческого слова tropos, что в переводе на русский язык означает "оборот речи". Тропы используются для придания образности речи, с их помощью поэтические и прозаические произведения становятся невероятно выразительными.
- Что такое
звукопись?
Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных
звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения
образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого
явления.
- Что такое аллитерация?
Аллитерация - это повторение одинаковых или сходных звуков.
- Что такое ассонанс?
Ассонанс – это повторение гласных звуков.
- Что можно слышать осенью; отметим ассонанс и аллитерацию.
Осень
Кажется, шепчут
колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.
Н.А. Некрасов
(Глухие согласные [ш][с]передают шепот, скуку; [у] – напоминает свист ветра)
4.Повторение теоретического материала.
Работа с таблицей-опорой.
5.Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса.
Повторим основные из них
- Что такое эпитет?
Эпитет может указывать на:
1)
величину предмета («бескрайние поля, леса»);
2) время дня или года («осенние мечты»);
3) цвет («золотая листва», «изумрудная трава)»;
4) запах («горько-душистая полынь»);
5) звук («шумные дубравы»);
6) быстроту движения («быстролетный ветер»);
7) отношение писателя («Осенняя пора, очей очарованье»).
- Олицетворение?
Задремали
звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы. (А. С. Пушкин)
Назовите олицетворения, найдите прием звукописи. Как называется это явление? Есть ли ассонанс? С какой целью используются они в тексте?
- Метафора?
Отговорила
роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова… (С. А. Есенин)
- Сравнение?
Внизу, как
зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. И. Тютчев)
Осыпался березы лист и, как ковер, устлал дорогу. (А. Майков)
Ветер всхлипывал, словно дятел, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)
- Какова роль изобразительно-выразительных средств в речи, в текстах?
7. Исследовательская работа.
Поработаем с текстом
Золотая осень
Вот и пришла к нам золотая осень, яркая, теплая и немного грустная. Осень… Осень с грустинкой. Зелень поблекла, солнце уже не так ослепительно сияет, становится холоднее и дни значительно укоротились. Но во всем этом есть своя прелесть! Я вообще люблю осень. Но не слякотную и холодную, а именно такую, как сейчас. Осенняя пора, очей очарование! Природа окрашена великолепными красками. Желтые, бордовые, красные, зеленые, золотистые, – десятки тонов и оттенков! Это непередаваемо! Солнце уже светит мягко и нежно. А осенние туманы? Это же целое явление! Они легки и невесомы. Они несут с собой тишину и умиротворенность. Какие призрачные и фантастические фигуры ваяет туман над гладью воды.
Гулять по осеннему парку, или лесу, что может быть прекраснее? Листопад - как много в этом слове! Листья, такие волшебно-прекрасные, бесшумно срываются с веток и кружатся в неслышном осеннем вальсе, точно по прихоти капризного ветра. Они шуршат под ногами и дарят воспоминания о далеком детстве. Идешь, загребая ногами листву, и словно плывешь в золотистом, сверкающем море. Воздух свеж и прекрасен. Лазурная синева небосвода ласкает глаз, а любимая музыка – слух. И остаешься наедине с ней – Золотой осенью. На душе становится так же тепло, золотисто и уютно. В этом волшебство осени…
Влад Лабас
- Тема текста?
- Основная мысль?
- Стиль?
- Тип речи?
- Какие художественные средства использует автор для описания осени?
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
- Какие цели и задачи мы перед собой ставили?
- Что получилось? Не получилось?
- Над чем ещё предстоит работать?
- Какую практическую помощь вы получили сегодня на занятии?
- Что особенно запомнилось вам, получило в вашей душе эмоциональный отклик?
– Когда-то вы станете выпускниками нашего колледжа, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
Всем спасибо! Удачи!!!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.