Средства и функции условно-графической наглядности
Оценка 4.6

Средства и функции условно-графической наглядности

Оценка 4.6
docx
26.03.2021
Средства и функции условно-графической наглядности
Средства и функции условно-графической наглядности.docx

            Средства и функции условно-графической наглядности

Применение наглядности – уникальная возможность  задействовать  одновременно память (зрительную и ассоциативную)  и мышление учеников. Психологи и методисты выделяют наглядный материал как внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Наглядность показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения.

На уроках обществознания учителя широко применяют различные виды наглядности, в частности, условно – графическую. Графика  представляет собой изображение живой речи  письменными знаками и символами,  отражающие главные черты изучаемого материала, количественные и качественные стороны общественных процессов, тенденции развития общественных явлений, их причинно-следственные связи.

К условно-графической наглядности, согласно методической литературе[1], используемой в процессе обучения обществознанию, относятся следующие средства: схемы, таблицы и  диаграммы, графики, интеллект – карты, аппликации, кластеры, дидактические кроссворды, опорные конспекты, коллаж, которые выполняют соответствующие им функции.  Каждое из перечисленных средств  имеет свои характерные качества и выполняет определенную функциональную роль. Рассмотрим их более подробно.                  

Под схемой  понимается «условное или абстрактное изображение или взаимодействия частей, элементов чего-либо».[2]По выполнению  функциональной роли выделяются следующие виды схем: поисковые, струк­турные, логические. Структурные схемы (Приложение 1) отражают  взаиморасположение и связь составных частей  изучаемого теоретического материала, логические (Приложение 2) составляющие части изучаемого теоретического материала. Поисковые(Приложение 3)  содержат познавательные вопросы для рассуждения учеников. Использование схем на уроках обществознания помогает ученикам усвоить обществоведческие термины.  Способствует последовательному усвоению материала, развивает логику у учеников.

Таблица  –  «перечень сведений, расположенных  в определенном порядке по графам».[3]В табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения смысла материала, приема сравнения двух или более элементов. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида: разъяснительная, сравнительная, обобщающая. Также часто выделяют и таблицы-круги.  Функция разъяснительной (Приложение 4)  заключается в помощи   усвоения  теоретического материала учениками. Сравнительная таблица (Приложение 5) осуществляет сопоставление или противопоставление обществоведческого материала. При этом, сравниваться могут разнообразные элементы: признаки, черты, характеристики  социальных, экономических или политических объектов. Стоит отметить, что сравнительная таблица развивает у учащихся умение анализировать пройденный материал на уроке.  Функция обобщающей  таблицы (тематической) (Приложение 6)  заключается в  подведении итогов изученному теоретическому материалу, способствует формированию обществоведческих  понятий. Обобщая, в логической последовательности перечисляются основные черты явлений или событий. Такой вид таблицы способствует формированию обществоведческих понятий  и систематизирует пройденный материал.  Таблицы – круги (Приложение 7) - «это особые таблицы композиционного варианта, в которых круг служит  основным графическим компонентом»[4] Важные методические ценности в этой табличной формы состоит в том, что они композиционно облегчают систематизацию материала, зрительное объединение и одновременно его разграничения. Такая форма таблицы систематизирует изучаемый материал, облегчает возвращение к ранее пройденному материалу и может быть размещена в форме выводов в конце параграфа или темы. Наглядности таблиц во многом определяются компактным расположением материала, облегчающим сопоставлением и противопоставлением сравниваемых объектов (фактов, явлений, признаков, персоналий, событий, документов, процессов). 

Диаграмма – «графическое изображение  соотношения величин»[5], которое способствует созданию условий для формирования умения рассмотреть за статистическим материалом, развитие общественных явлений, опреде­лить внутренние связи между ними. В методической литературе[6] выделяются следующие виды диаграмм: круговая, столбчатая, фигурная, гистограмма. Круговая диаграмма (Приложение 8)  помогает видеть, какую часть занимает каждый элемент. Столбчатая – позволяет проводить  сравнения предоставленных статистических данных (Приложение 9).Фигурная диаграмма (Приложение 10) позволяет проводить сравнения, предоставленных статистических данных. Информация, как правило, представлена  в  виде фигур-символов, характерных для определенного явления, иллюстрирует изменение объектов за какой-то период времени, к примеру,  данные социального опроса за 2014 год.  Информация изображена  в виде столбцов или строк в определенный промежуток времени и иллюстрирует изменение объектов за указанный период.

Использование  диаграммы на уроке обществознания формирует у учащихся умение видеть за статистическим материалом развитие общественных явлений, а также опреде­лять внутренние связи между ними, развивает   мыслительную деятельность.

Рассмотрим еще одно средство условно – графической наглядности - интеллект  - карты (технология Mind maps, ассоциативная карта,  «карта ума», интеллект-карта, ментальная карта) – «способ изображения процесса общего системного мышления»[7]. Реализуется в виде древа, на котором изображены обществоведческие термины, события, ключевые слова, связанные  между собой ветвями (Приложение 11).  Ментальные карты могут использоваться на различных формах обучения, как на уроке (при изучении нового материала), так и при написании учениками доклада, реферата, подготовка проекта, презентации по обществознанию.  Такой вид  карты развивает критическое мышление. Помогает выделить основную идею изучаемой темы на  уроке обществознания (размещается в центре карты в виде яркого образа) и  эффективнее запомнить, воспроизвести историческое событие  (содержание исторического события оказывается «как на ладони»). Ученики, при составлении  мыслительных карт  демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления изучаемого материала на уроке. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе их деятельности. Стоит отметить, что метод интеллект - карт на уроках обществознания, позволяет развивать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности, улучшать виды памяти учащихся, стимулирует творчество, а также помогает усвоить изучаемый материал. Ментальная карта является «помощником учителя»  при проверке знаний учащихся и  планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися. Позволяет увидеть, насколько полно учение усвоил информацию, как еѐ структурировал и связал еѐ элементы между собой.

График (Приложение 12) – «план выполнения какой-либо последовательности действий с точным указанием сроков и содержания отдельных этапов»[8]. Является эффективным средством для наглядного представления экономических явлений и источником для формирования у учащихся новых обществоведческих знаний.

Далее рассмотрим аппликацию (Приложение 13), в пере­воде с латинского языка означает «присо­единение»это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскрашенные изображения-  символы предметов, объектов или представителей различных обществен­ных групп, людей, зданий, производств, типы обществ. Композиция из аппликаций возникает постепенно: каждый персонаж появляется по ходу рассказа учителя, сразу приковывая к себе внимание. Внимание учащихся не рассеивается  и  направлено на то, о чем идет речь в рассказе учителя.  Близким средством  наглядности к аппликации является коллаж (Приложение 14) – представляет собой   наклеивание на какую – либо основу (к примеру, картон)  картинок в определенной схематичной или табличной форме,  отражающих изучаемый обществоведческий материал. Коллажирование – универсальный и многоступенчатый процесс, предполагающий: отбор материалов изобразительного, графического и текстового ряда; организацию отобранных материалов в блок-коллаж; работу по изучению предметных и материалов блока-коллажа с целью формирования адекватного представления о ключевом понятии; непосредственное дизайнерское исполнение коллажа и представление результатов деятельности. По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. По содержанию коллаж характеризуется информативность и наглядностью –  картинки, изображения, короткая разноплановая текстовая информация, наличие схем, диаграмм, связей. На уроках обществознания в качестве тем  для коллажей могут, например, служить: «Конституционные права и обязанности в РФ»;  «Права ребенка в России»; «Конформизм» и многие другие.

Кластер  (Приложение 15) – «графический приём систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов»[9]. Кластеры – рисуночные формы, в  его центре расположена  тема, а   вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой.  Составление кластеров способствует развитию критического мышления у учащихся, предполагает проецирование новых идей.

Опорные конспекты с элементами условно-графической наглядности (Приложение 16) представляют собой скомпонованные  главные черты обществоведческого материала  в виде блоков.  Такой опорный конспект позволяет обращать внимание на логику  изложения, на основные факты и легко запоминать их. Опорный конспект развивает умения систематизировать учебный материала, а также играют важную роль при систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.

К средствам условно-графической наглядности относится и дидактический кроссворд (Приложение 17), направленный на длительное, эмоционально осознанное запоминание. Использование дидактического кроссворда позволяет формировать теоретические знания учащихся, углублять и расширять их, проверять уровень усвоения новых понятий и терминов, обобщать словарный запас учащихся, развивать умения правильно его применять. Кроме того, дидактический кроссворд позволяет формировать такие качества личности ученика, как целеустремленность, готовность к самоконтролю и самопроверке. Возможно и самостоятельное составление кроссворда обучающимися. Одно из главных требований к составлению кроссворда – наличие конспекта, так как вопросы формируются именно на его основе. Основная дидактическая задача, которая решается в процессе самостоятельного составления кроссворда – формирование умения осознавать толкование термина, осмысливать его и  применять в учебной деятельности.

Таким образом, на основе изучения методической литературы, мы рассмотрели классификацию условно – графической наглядности.  Выявили, что ее средствами разнообразны: схемы, таблицы и  диаграммы, графики, интеллект – карты, аппликации, кластеры, дидактические кроссворды, опорные конспекты, коллаж, которые  имеют свои особенности и выполняют соответствующую им функциональную роль. 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.; Власова Т.М. Методика преподавания обществознания в средней школе: учеб. пособие / Т.М. Власова. – М.: Педагогика, 2011. – 269 с.                         2Новый словарь методических терминов и понятий. — М.:  ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. С.243.              

 

3 Там же.

[4]Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971. С. 66.

[5]Там же. С. 153

[6]Власова Т.М. Методика преподавания обществознания в средней школе: учеб. пособие / Т.М. Власова. – М.: Педагогика, 2011. – 269 с.; Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. Из опыта работы учителя. [Электронный ресурс]URL:https://www.twirpx.com/file/1716932/;Методика преподавания обществоведения в средней школе: [Учеб. пособие для ист. фак. пед. ин-тов] / А. В. Дружкова. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.; Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.

[7]Ментальная карта. Составление. Наглядные примеры. Сайт для учителей. [Электронный ресурс] URL: http://start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/

 

[8]Методический глоссарий Будаевой Н.А. [Электронный ресурс] URL: https:// infourok.ru/slova r_m etod iche skih _terminov_metodicheskiy_glossariy-286790.htm

[9] Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. С. 112. 

Средства и функции условно - графической наглядности

Средства и функции условно - графической наглядности

Приложение 2) составляющие части изучаемого теоретического материала

Приложение 2) составляющие части изучаемого теоретического материала

Важные методические ценности в этой табличной формы состоит в том, что они композиционно облегчают систематизацию материала, зрительное объединение и одновременно его разграничения

Важные методические ценности в этой табличной формы состоит в том, что они композиционно облегчают систематизацию материала, зрительное объединение и одновременно его разграничения

Информация изображена в виде столбцов или строк в определенный промежуток времени и иллюстрирует изменение объектов за указанный период

Информация изображена в виде столбцов или строк в определенный промежуток времени и иллюстрирует изменение объектов за указанный период

Ментальная карта является «помощником учителя» при проверке знаний учащихся и планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися

Ментальная карта является «помощником учителя» при проверке знаний учащихся и планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися

В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение

В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение

Возможно и самостоятельное составление кроссворда обучающимися

Возможно и самостоятельное составление кроссворда обучающимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021