Воспитывая любовь к родному краю, с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. ознакомление дошкольников с историей родного края - важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
«Средства и методы ознакомления с малой родиной
детей дошкольного возраста»
При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются
благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные
способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи
эстетического воспитания и детского творчества.
В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного
мировосприятия детей;
экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику, экскурсии в музей);
рассказ воспитателя;
беседы о родном городе, стране, ее истории;
наблюдение за изменениями в облике родного города;
за трудом людей в детском саду и в городе, селе;
показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские
народные, сказки, песни, потешки, заклички);
ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись,
игрушки, вышивка);
знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
организация тематических выставок;
участие в общественных и народных календарных праздниках;
конкурс чтецов;
участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса
представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства
гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна,
другой российской символики и исторических святынь Отечества.
Воспитывать любовь к малой родине нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается
много путей и способов, но нельзя забывать о том, что это чувство формируется у каждого ребенка
индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача
педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Начиная работу по ознакомлению дошкольников с малой родиной, педагог сам должен знать
природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живет. Он должен
продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив, характерное только для данной местности,
доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы
педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачев: «Чувство
любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в
малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекатиполе» [6, с. 327].
Воспитание любви к родному краю должно осуществляться в тесном взаимодействии с
родителями:
анкетирование;
консультации (информация) для родителей;
родительские собрания;
беседы за круглым столом; наглядная информация в раздевалке;
участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
на возложении цветов и т. д.
Успехов в воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться
взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убежденными не только в
правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего
народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами,
вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Увлеченность своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность,
активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства вот тот набор, которым
должен обладать настоящий педагог.
Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста ребенка и особенностей его
мышления, поэтому познания какоголибо объекта или явления природы начинается с его
неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать,
послушать и т. д.).
Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин,
прослушиванием музыки, образными движениями танца. Затем эти впечатления отражаются и
закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки
природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы,
модели. В программных задачах всех возрастных групп прослеживается одна общая для всех
возрастов: воспитывать любовь, формировать эстетическое отношение к природе.
Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные
ему. Это касается и ознакомления детей с природой родного края. Причем объекты, к которым
привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому,
начиная работу по воспитанию любви к природе родного края, педагог обязан ее сам хорошо знать.
Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее
характерное для данной местности или края.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с
родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники
формирования личности ребенка.
Природа любого края неповторима, но, воспитывая чувство любви к природе родного края, мы
должны давать детям понимание того, что наша «малая Родина» лишь часть огромной страны, в
которой таких уголков множество. Таким образом, прослеживается основной принцип нравственно
патриотического воспитания: от малого к большому: от частного к общему. Воспитывая любовь к.
родному краю, мы растим истинных патриотов России[5, с. 324].
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не
представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком
нибудь 12м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их.
Ведь смотреть еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на
сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.
Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать
краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо
или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона,
то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать
его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы
не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. «Заинтересованность историей родногокрая, пишет Р. М. Понтелей, любовь и уважение к своему языку необходимо воспитывать с
детства.
Имеется в виду воспитание бережливого отношения к своему прошлому, заинтересованность в
приобретении исторических, этнографических, речевых знаний. Особенно это касается детей в
возрасте 57 лет. В этом возрасте можно вызвать у ребят определенное эмоциональное настроение при
знакомстве с отдельными явлениями и действиями прошлого. Это будет являться тем основанием,
которое позволит приобрести в дальнейшем все более содержательные знания» [8, с. 96].
Знакомя ребенка со святынями своего народа родным языком национальной одеждой,
народным творчеством мы содействуем развитию познавательных и интеллектуальных
возможностей, познания русской культуры. Так как самое дорогое в жизни это то, что с ранних лет
закладывается в сердце. Культура русского народа наиболее ярко проявляется в традиционных видах
народного творчества: играх, обрядах, сказках, песнях, танцах, музыке, одежде, произведениях
художественного и декоративноприкладного искусства.
Одним из принципов воспитательнообразовательной работы является принцип тесной
взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания. Он заключается в широком обращении
к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и
общечеловеческой культуре. Среди многочисленных задач стоит такая, как формирование, в процессе
приобщения к культуре (национальной и мировой, ценностного отношения к ней, уважения и
признательности ее созидателям, желание творчески усваивать ее, сохранять, самим созидать,
приумножать).
Сегодня многие ученые высказывают мысль о том, что необходимо вернуться к своим
источникам. Основным направлением работы является приобщение дошкольников к русской
национальной культуре, углубленному знакомству с родным краем, русскими традициями,
фольклором, привитием любви к Родине.
Анализируя народное творчество, А. П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная
речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются
незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается
ребенок с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного
восприятия, чем увлекательные народные сказки, выразительные песни, красочные предметы
декоративноприкладного искусства [11, с. 57].
Воспитывая любовь к родному краю, с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные
желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести
и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и
сверстниками, то есть неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и
формирование социальных норм.
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они
передают из поколения в поколение основные патриотические ценности: добро, дружбу,
взаимопомощь, трудолюбие. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенка знакомим с детским садом, родной
улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.
Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало
формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории,
достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время
которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен
микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область
или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать удошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края важная и актуальная
педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения,
формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда
мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях,
прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление
о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
Список используемой литературы:
1.
Абдулаева М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования
личности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч.
конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 2224.
Ветохина, А.Я. Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного
возраста. М.: ДетствоПресс, 2015. – 192 с.
Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание
2.
3.
4.
10.
11.
12.
дошкольников. – М.: Скрипторий, 2016. – 104 с.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 (67) лет.
– Н.Новгород, Сфера, 2008. – 208 с.
5.
Кудрявцева, Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная
образовательная практика в сфере дополнительного образования на примере собственной
педагогической практики.
В кн.: Единство образовательного пространства как
междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И.
Герцена; АСТЕРИОН, 2011. С. 321–326.
6.
7.
Лихачев Д. С. Мысли о жизни. Письма о добром. – М.: Колибри, 2013. – 608 с.
Микяева, Н.А. Нравственнопатриотическое и духовное воспитание. – М.:
Сфера, 2013г. – 144 с.
8.
Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. – М.:
Сфера, 2016. – 128 с.
9.
Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенкадошкольника.
Ближние и дальние горизонты [Текст] / Н. Н. Поддьяков. СПб. : Образовательные проекты ;
М. : ОБРУЧ, 2013. 192 с.
Сетракова, Н.М. Патриотическое воспитание детей 47 лет на основе проектно
исследовательской деятельности. – М.: Учитель, 2016. – 120 с.
Усова, А. П. Об организации обучения дошкольников [Текст] / А. П. Усова. – М.:
Учитель, 2011. – с. 5658.
Якунина, И. В. Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения //
Дополнительное образование и воспитание.2011. № 1.С.19 21.
13.
Яковлева Е. В. Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников [Текст] //
Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).
М.: БукиВеди, 2015. С. 8487.