«Средства и методы ознакомления с малой родиной детей дошкольного возраста»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 03.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитывая любовь к родному краю, с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. ознакомление дошкольников с историей родного края - важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
Иконка файла материала Средства и методы ознакомления с малой родиной.doc
«Средства и методы ознакомления с малой родиной  детей дошкольного возраста» При   ознакомлении   детей   с   родной   страной,   русской   культурой   и   традициями,   создаются благоприятные   условия,   при   которых   у   них   расширяется   кругозор,   развиваются   познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. В   ДОУ   используются   разнообразные   методы   и   формы   работы   с   учетом   возрастного мировосприятия детей;  экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику, экскурсии в музей);  рассказ воспитателя;  беседы о родном городе, стране, ее истории;  наблюдение за изменениями в облике родного города;  за трудом людей в детском саду и в городе, селе;  показ иллюстраций, фильмов, слайдов; Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);  использование   фольклорных   произведений   (пословицы,   поговорки,   игры   русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);  ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);  знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);  организация тематических выставок;  участие в общественных и народных календарных праздниках;  конкурс чтецов;  участие детей в посильном общественно – полезном труде. Патриотическое   воспитание,   является   составной   частью   общего   воспитательного   процесса представляет   собой   систематическую   и   целенаправленную   деятельность,   привитие   детям   чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества. Воспитывать любовь к малой родине нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что это чувство формируется у каждого ребенка индивидуально.   Он   связан   с   духовным   миром   человека,   его   личными   переживаниями.   И   задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по ознакомлению дошкольников с малой родиной, педагог сам должен знать природные,   культурные,   социальные,   экономические   особенности   региона,   где   живет.   Он   должен продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив, характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачев: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати­поле» [6, с. 327]. Воспитание   любви   к   родному   краю   должно   осуществляться   в   тесном   взаимодействии   с родителями:  анкетирование;  консультации (информация) для родителей;  родительские собрания;  беседы за круглым столом; наглядная информация в раздевалке;  участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;  на возложении цветов и т. д. Успехов   в   воспитании   могут   добиться   только   те   педагоги,   которые   смогут   добиться взаимодействия   с   детьми   «от   сердца»,   быть   искренними   и   глубоко   убежденными   не   только   в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа.   Педагоги,   которые   смогут   увлечь   своих   воспитанников   своими   мыслями,   и   чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями. Увлеченность своей профессией, профессиональное  мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства ­ вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог. Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста ребенка и особенностей его мышления,   поэтому   познания   какого­либо   объекта   или   явления   природы   начинается   с   его неоднократного   наблюдения   с   подключением   различных   анализаторов   (потрогать,   понюхать, послушать и т. д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием   музыки,   образными   движениями   танца.   Затем   эти   впечатления   отражаются   и закрепляются   в   рисовании,   лепке,   играх   с   природным   материалом.   Далее   основные   признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели.   В   программных   задачах   всех   возрастных   групп   прослеживается   одна   общая   для   всех возрастов: воспитывать любовь, формировать эстетическое отношение к природе. Задача педагога ­ отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Это касается  и ознакомления детей  с природой  родного края. Причем объекты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к природе родного края, педагог обязан ее сам хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив  наиболее характерное для данной местности или края. Работа   по   воспитанию   патриотизма   более   эффективна,   если   установлена   тесная   связь   с родителями   детей.   Родители   не   только   помощники   детского   сада,   но   и   равноправные   участники формирования личности ребенка. Природа любого края неповторима, но, воспитывая чувство любви к природе родного края, мы должны давать детям понимание того, что наша «малая Родина» ­ лишь часть огромной страны, в которой таких уголков множество. Таким образом, прослеживается основной принцип нравственно­ патриотического воспитания: от малого к большому: от частного к общему. Воспитывая любовь к. родному краю, мы растим истинных патриотов России[5, с. 324]. Если   семья   живет   в   селе   или   в   небольшом   городке,   то   общение   с   природой,   кажется,   не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком­ нибудь 12­м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть ­ еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается  на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. «Заинтересованность историей родногокрая,  ­  пишет   Р.  М.  Понтелей,  ­  любовь  и  уважение   к  своему  языку  необходимо   воспитывать  с детства. Имеется в виду воспитание бережливого отношения к своему прошлому, заинтересованность в приобретении   исторических,   этнографических,   речевых   знаний.   Особенно   это   касается   детей   в возрасте 5­7 лет. В этом возрасте можно вызвать у ребят определенное эмоциональное настроение при знакомстве с отдельными явлениями и действиями прошлого. Это будет являться тем основанием, которое позволит приобрести в дальнейшем все более содержательные знания» [8, с. 96]. Знакомя   ребенка   со   святынями   своего   народа   ­   родным   языком   национальной   одеждой, народным   творчеством   ­   мы   содействуем   развитию   познавательных   и   интеллектуальных возможностей, познания русской культуры. Так как самое дорогое в жизни это то, что с ранних лет закладывается в сердце. Культура русского народа наиболее ярко проявляется в традиционных видах народного   творчества:   играх,   обрядах,   сказках,   песнях,   танцах,   музыке,   одежде,   произведениях художественного и декоративно­прикладного искусства. Одним   из   принципов   воспитательно­образовательной   работы   является   принцип   тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания. Он заключается в широком обращении к   народной   педагогике,   национальным   традициям,   фольклору,   в   приобщении   к   национальной   и общечеловеческой культуре. Среди многочисленных задач стоит такая, как формирование, в процессе приобщения   к   культуре   (национальной   и   мировой,   ценностного   отношения   к   ней,   уважения   и признательности   ее   созидателям,   желание   творчески   усваивать   ее,   сохранять,   самим   созидать, приумножать). Сегодня   многие   ученые   высказывают   мысль   о   том,   что   необходимо   вернуться   к   своим источникам.   Основным   направлением   работы   является   приобщение   дошкольников   к   русской национальной   культуре,   углубленному   знакомству   с   родным   краем,   русскими   традициями, фольклором, привитием любви к Родине. Анализируя народное творчество, А. П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок   с   малых   лет.   Трудно   найти   более   ценный   материал   для   развития   художественного восприятия,   чем   увлекательные   народные   сказки,   выразительные   песни,   красочные   предметы декоративно­прикладного искусства [11, с. 57]. Воспитывая любовь к родному краю, с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками,   то   есть   неразрывно   связаны   с   воспитанием   у   ребенка   уверенности   в   себе   и формирование социальных норм. С   младенчества   ребенок   слышит   родную   речь.   У   каждого   народа   свои   сказки,   и   все   они передают   из   поколения   в   поколение   основные   патриотические   ценности:   добро,   дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенка знакомим с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Знакомство   с   двором,   улицей,   на   которой   живут   дети,   микрорайоном   кладут   начало формированию   у   детей   представлений   о   родном   городе,   его   устройстве,   истории, достопримечательностях.   Ярким   событием   станут   совместные   с   родителями   походы,   во   время которых   дети   не   только   имеют   возможность   познакомиться   местностью,   в   которой   расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область или   даже   небольшая   деревня.   Отбор   соответствующего   материала   позволят   формировать   удошкольников   представление   о   том,   чем   славен   родной   край:   историей,   традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края ­ важная и актуальная педагогическая   проблема.   Через   него   идет   развитие   познавательных   процессов,   воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.     Список используемой литературы: 1. Абдулаева   М.   А.   Патриотическое   воспитание   как   основа   формирования личности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). ­ Казань: Бук, 2014. ­ С. 22­24. Ветохина,   А.Я.   Нравственно­патриотическое   воспитание   детей   дошкольного возраста. ­ М.: Детство­Пресс, 2015. – 192 с. Зеленова,   Н.Г.   Мы   живем   в   России.   Гражданско­патриотическое   воспитание 2. 3. 4. 10. 11. 12. дошкольников. – М.: Скрипторий, 2016. – 104 с. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 (6­7) лет. – Н.Новгород, Сфера, 2008. – 208 с. 5. Кудрявцева,   Т.   А.   Патриотическое   воспитание:   теория   и   современная образовательная   практика   в   сфере   дополнительного   образования   на   примере   собственной педагогической   практики.   В   кн.:   Единство   образовательного   пространства   как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов.­ СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. ­ С. 321–326. 6. 7. Лихачев Д. С. Мысли о жизни. Письма о добром. – М.: Колибри, 2013. – 608 с. Микяева,   Н.А.   Нравственно­патриотическое   и   духовное   воспитание.   –   М.: Сфера, 2013г. – 144 с. 8. Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2016. – 128 с. 9. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка­дошкольника. Ближние и дальние горизонты [Текст] / Н. Н. Поддьяков. ­ СПб. : Образовательные проекты ; М. : ОБРУЧ, 2013. ­ 192 с. Сетракова, Н.М. Патриотическое воспитание детей 4­7 лет на основе проектно­ исследовательской деятельности. – М.: Учитель, 2016. – 120 с. Усова, А. П. Об организации обучения дошкольников [Текст] / А. П. Усова. – М.: Учитель, 2011. – с. 56­58. Якунина, И. В. Духовно ­ нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание.­2011.­ № 1.С.19 ­21. 13. Яковлева Е. В. Нравственно­патриотическое воспитание дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). ­ М.: Буки­Веди, 2015. ­ С. 84­87.

Посмотрите также