Средства музыкальной выразительности. (3 класс, музыка)

  • Аудио
  • Иллюстрации
  • Карточки-задания
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан для 3 класса, по музыке. Тема:Средства музыкальной выразительности. Целью является:: Создать условия для знакомства обучающихся со средствами музыкальной выразительности. Материально техническое обеспечение: аудиозаписи, видеоролик, презентация, карточки с заданиями. Урок построен в игровой форме, где обучающиеся с помощью цветика-семицветика знакомятся с новым материалом.
Иконка файла материала konspekt_1.docx
Предмет: Музыка Тема: Средства музыкальной выразительности. Цель: Создать условия для знакомства обучающихся со средствами музыкальной выразительности МТО: Презентация, аудиозапись, видеоролик, карточки с заданием. Планируемые результаты: Личностные: Чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; Понимать  разнообразие и богатство музыкальных средств для выражения состояния человека; Предметные: Передавать настроение музыки и его изменение: в пении; Знание основных закономерностей музыкального  искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; Метапредметные: Регулятивные: Адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы; адекватно оценивать правильность  выполнения задания; определять цели урока; оценивать свою работу. Познавательные: Характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений; Коммуникативные: Слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах; умение выслушивать  друг друга при работе в паре.Этапы занятий и содержание Виды  деятельнос ти  учащихся Психологический настрой Цель: положительно настроить детей на  предстоящий урок. ­Посмотрите друг другу в глаза,  улыбнитесь, передайте частичку своего  хорошего настроения. От ваших улыбок  стало ярче, уютнее, светлее в классе. ­Здравствуйте ребята, меня зовут Алёна  Дмитриевна и сегодня урок музыкального  искусства у вас проведу я. Актуализация знаний ­Ребята, на прошлом уроке вы  познакомились с оперой Н.Римского –  Корсакова «Снегурочка». ­ Скажите, где происходят действия этой  оперы? ( действия происходят в сказочной стране царя Берендея) ­ Кто является главными героями?  (ответы). Планируемые результаты Личностны й тные Предметные  Метапредме Знание  основных  закономерно стей  музыкальног о искусства  на примере  изучаемых  музыкальных произведений Форма  организац ии МТО и  методиче ское  обеспече ние Слайд 1 Фронталь ная­ А с помощью чего композитор рисовал  нам образ Снегурочки? (средств  музыкальной выразительности) Постановка проблемы Ребята, у вас на партах лежат конверты в  них слова , разделите эти слова на две  группы (на карточках написаны слова:  регистр, лад, динамика, темп, тембр,  опера, балет, марш, танец, песня). ­ Почему вы их так разделили? (ответы). ­ Какая тема нашего урока?  ­Какие цели мы поставим перед собой? ­ Что вы хотите узнать? Изучение нового материала. Сегодня, среди зимы, у нас в классе  распустился необыкновенный цветок!  Этот волшебный цветок перенесет нас в  мир музыки, где всем управляют средства  музыкальной выразительности. Сегодня  мы вспомним, что каждый лепесток имеет  не только свой цвет, но еще и  определенное название. ­Посмотрите на цветик­семицветик.  ­Что будет  находится в его сердцевине? ( Работа в  паре Карточк и со  словами Слайд 2 Р: Определять  цели урока. К: умение  выслушиват ь друг друга при работе  в паре. Фронталь ная Слайд 3 Слайд 4Мелодия)  ­  Все лепестки выросли из этого главного  в музыке – мелодии (это основной мотив  произведения).  ­Мелодия – это «душа музыки», как  сказал П.И.Чайковский, это основа любой  песни, любого музыкального  произведения, а также это одно из  важнейших средств музыкальной  выразительности. Мелодия никогда не  стоит на месте! Она может двигаться  плавно вверх или вниз, может крутиться на двух­трех звуках рядом или развиваться  стремительными скачками. ­ Давайте с вами попробуем проследить за  мелодией с помощью рук  ­ Как будет двигаться мелодия, такие  движения вы выполняете руками.  Музыкально­пластическая работа в  качестве физ. минутки ­ Звучит «Колыбельная медведицы».   ­ Как двигалась мелодия в песне? (Плавно, без больших скачков…) ­ Еще два средства музыкальной  выразительности, без которых не может  быть музыки ­ это лад и динамика. ­Ребята, что вы знаете про лад? (ответы) Аудиоза пись  «колыбе льнаямед ведицы» Слайд 5­ 6 Слайд 7­ Лад­ это настроение музыки ­Скажите, какие лады вы знаете? (Мажор  и минор) ­Какой из них придает музыке темную  краску, а какой ­ светлую?  ­Минор ­ темную, мажор ­ светлую.  ­У вас на столе лежат квадратики с  изображением солнца и тучки с дождем ­Мы с вами сейчас поиграем ­ когда будет  звучать мажорная музыка, вы поднимаете  солнышко, а когда минорная ­ тучку.  (Звучит музыка из «Детского альбома»  Чайковского.) ­Вы заметили, насколько по­разному  звучали произведения? (ответы) ­Но отличаются они не только ладом, но  еще и динамикой.  ­Ребята, а вы знаете, что такое динамика?  (ответы) ­Динамика ­ это сила звука.  ­Давайте послушаем пьесу Чайковского  «Неаполитанская песенка» и посмотрим,  что же в этой песенке такого необычного?  (Звучит «Неаполитанская песенка»  Чайковского.) ­Ребята, так что же в этой песенке  необычного?(Сначала звучит очень  Применять знания  основных  средств  музыкальн ой  выразитель ности при  анализе  прослушан ного  музыкальн ого  произведен ия Определять и сравнивать  характер,  настроение и  средства  музыкальной  выразительно сти  (мелодия,  ритм, темп,  тембр,  динамика) в  музыкальных произведения х  (фрагментах) Аудиоза пись.  Музыка  из  «детског о  альбома» Чайковс кий Слайд 8 Аудиоза пись  «неаполи танская  песенка» Слайд 9спокойно, потом ускоряется. ) ­То есть в произведении меняется темп!  Это еще одно средство музыкальной  выразительности. Темп определяет  скорость исполнения музыкального  произведения ­ быстро, умеренно,  медленно.   ­ Каждое произведение исполняется в  своем темпе ­ в том, которое указал  композитор. Иногда, как мы уже  убедились, в произведении меняется темп.  ­Также и ритм присутствует  в музыке.  Это чередование долгих и коротких  звуков.  Физминутка ­Ребята у  нас с вами осталось еще 2  лепестка: тембр и регистр.  ­Что же такое регистр?(ответы) ­Это высота звучания голоса или  инструмента. ­ Посмотрите: существует высокий,  низкий и средний регистр.  ­Давайте попробуем догадаться, кому на  картинке соответствуют эти разные  регистры (Высокий ­ птице, средний ­  человеку, низкий ­ медведю.) ­ Правильно! Также и у каждого  Слайд 10 Видеозап ись Слайд 11 Фронталь ная Слайд 12инструмента разные возможности,  например, фортепиано обладает всеми  регистрами, а скрипка ­ только высоким!  ­И мы всегда сможем отличить звучание  скрипки от фортепиано. В этом нам  помогает последнее средство музыкальной выразительности ­ тембр.     ­Тембр ­ это  окраска звучания.  ­У каждого инструмента свой тембр. Так  же, как и у каждого человека свой, ни на  чей не похожий, голос. ­ И именно благодаря различию тембров  мы легко отличаем один инструмент от  другого.  ­Давайте попробуем! (Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и  волк». Ребята называют персонажа,  инструмент и какой регистр  используется для создания данного  образа.) ­ Молодцы! ­ Мы с вами рассмотрели все лепестки  нашего волшебного цветика­ семицветика!  Обобщение урока  ­ С какими средствами музыкальной  выразительности нас познакомил цветик­ семицветик? Понимать  разнообраз ие и  богатство  музыкальн ых средств для  выражения состояния  человека Выражать  своё  эмоционал ьное  отношение к  музыкальн ым  образам Слайд 13 Фрагм.  Симф.  Сказки  Прокофь ева  «Петя и  волк» К:слышать в музыке и  делиться  своими  впечатления ми о  музыкальны х образах П:Характер изовать  музыкальны е  произведени я,  СамостояЛад Динамика Тембр Темп Регистр Окраска звучания  Высота звучания  голоса или  инструмента Настроение музыки Сила звука Скорость  исполнения  музыкального  произведения ­  быстро, умеренно,  медленно.  ­Ребята, а сейчас я вам предлагаю  выполнить небольшую работу  (раздаю карточки) ­ Вам необходимо стрелочками соединить  понятия.( выполняется работа) ­ А теперь давайте поменяемся  листочками в парах и проверим.  Вокально – хоровая работа. ­А сейчас мы споем песню «Наша армия» и постараемся с помощью средств  музыкальной выразительности показать её  тельная  работа персонажей  музыкальны х  произведени й; Карточк и с  заданием Слайд 14 (с  ответом) Р: Адекватно  воспринима ть  содержателхарактер ­ Как вы думаете хорошо мы спели? ­ Были допущены ошибки? ­Молодцы Итог ­Какая была тема урока? ­ Какие цели мы ставили перед собой?  ­Мы справились? Рефлексия учебной деятельности. ­Я учился… ­Я теперь знаю… ­Я затруднялся… чувство  уважения  к народной песне,  народным  традициям музыкальн ой  культуре  России; Передавать  настроение  музыки и его  изменение: в  пении ьную оценку своей работы;  адекватно  оценивать  правильност ь  выполнения задания; Р: Оценивать  свою работу Аудиоза пись  «наша  армия»