«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Оценка 4.6

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
16.03.2019
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Консультация для педагогов и родителей по средствам развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. В ней раскрыты такие методы как : аппликация, рисование, лепка, шнуровка, игры с прищепками, пальчиковый театр, пальчиковые игры. Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми.
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.doc
Консультация  «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Учитель­логопед: Т. Л. Коровина Если   ребенок   плохо   разговаривает,   нечетко   выговаривает   звуки, обязательно   нужно   уделить   должное   внимание   пальчиковой   гимнастике. Многие педагоги склонны считать, что речь ребенка находится в стадии покоя до   тех   пор,   пока   моторика   пальцев   не   достигнет   определенного   уровня. Действительно, выполнение различных пальчиковых упражнений и ритмичных движений индуктивно воздействуют на речевые центры головного мозга. Развитие   мелкой   моторики   приводит   к   тому,  что   пальцы   становятся подвижными   и   гибкими,   что   очень   значительно   облегчит   в   дальнейшем овладение ребенком навыками письма. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением   речи   специальными   исследованиями   выявлен   недостаточный уровень   сформированности   не   только   крупной   моторики,   но   и   тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет   манипуляции   различными   мелкими   предметами,   сдерживает развитие   некоторых   видов   игровой   деятельности.   Всё   это   обусловливает необходимость   специальной   целенаправленной   работы   по   коррекции   и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей. Формирование   двигательных   функций   происходит   в   процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе   его   общения   с   взрослыми.   Кроме   того,   двигательная   активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорно­моторной стороны речи. Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки. Знакомство   детей   с   новыми   упражнениями   осуществляется   на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование   двигательных   навыков   осуществляется   во   время гимнастики, физминуток, прогулки. Каким образом можно развивать моторику пальцев? 1. Строим фигуры и предметы.          Понадобятся: счетные палочки или карандаши различной длины.          Нарисуйте на листе А 4 фигуры: квадрат, треугольник, домик, лопатку.  Пусть малыш самостоятельно или с помощью взрослого повторит рисунок, выполнив его из счетных палочек. Детям постарше можно предложить спички, если он не будет брать их в рот. Назовите малышу фигуры. Если ребенок пока не знаком с ними, начинать изучение нужно с одной, и лишь после того, как он запомнит фигуру, можно переходить к следующей. Попросите малыша  придумать свой «рисунок». Это может быть дом, папа с мамой, машинка и т.д. Благодаря   такой   игре   развитие   мелкой   моторики   пальцев   у   ребенка происходит   намного   быстрее.   Кроме   того,   таким   образом,   развивается фантазия малыша. 2. Делаем аппликации.          Хорошо развивают моторику, а также мышление и память – аппликации. Понадобится:   ножницы,   клей,   цветная   бумага,   готовая   аппликация. Предложите   малышу   с  вашей  помощью  повторить   аппликацию.  Усложнить задание   можно,   выполнив   аппликацию   без   использования   ножниц.   Такую сложную, кропотливую работу можно предложить детям постарше.  3. Рисование.               Понадобится: карандаши или фломастеры, нарисованные на бумаге предметы, например, солнышко с одним лучиком, домик без крыши, мышка без хвостика и т.д. Предложите ребенку завершить рисунок. Для того чтобы у ребенка возник интерес к рисованию, можно предложить вместо стандартного листа А 4 – гладкий морской камень. Пусть малыш рисует все, что захочет. 4. Лепим поделки.                    Понадобится: соленое тесто (пластилин), семечки, макароны и др. материал. Используя семечки можно слепить ежика с грибами и яблочком, если вместо семечек использовать макароны – дикобраза. Кроме того, можно слепить из теста овощи, фрукты и т.д. Когда тесто высохнет, фрукты и овощи разукрасьте.                  Предложив малышу пластилин красного цвета, спросите у него, что бывает   красным   (зеленым,   желтым   и   т.д.).   Подобные   игры   развивают   не только моторику пальцев, но и фантазию, мышление и творчество.           5. Шнуровка. Понадобится:   вырезанное   из   бумаги   или   картона   яблоко   (можно   вырезать обувь,   например,   сапожок   или   кроссовок)   с   отверстиями,   (их   можно выполнить   при   помощи   дырокола),   шнурок.   Продевая   шнурок   через отверстия, ребенок не только тренирует пальчики, но и развивает фантазию. 6. Игры с прищепками. Для игры в неё подготовьте обычные бельевые прищепки и несколько фигур, вырезанных из картона – круг, прямоугольник, треугольник. Научите ребёнка пользоваться прищепками. Сначала сами покажите ему, как держать прищепку тремя пальцами. Несколько раз сожмите и разожмите её. Потом вложите   прищепку   в   пальцы   малыша.   Придерживая   его   пальцы   своими, покажите, как открывается и закрывается ротик у прищепки. Расскажите ребёнку, что прищепки – это рыбки, а фигурки – это их кормушки.   Предложите   ему   помочь   рыбкам   покушать   из   кормушки, прикрепляя каждую прищепку по периметру фигуры. Когда ребёнок овладеет техникой   обращения   с   прищепками,   можно   сконструировать   какую­нибудь фигурку   из   прищепок,   например   человечка   или   солнышко.   Если   малыш растеряется,   сделайте   первую   фигуру   сами,   а   можно   предложить   ему повторять за вами все ваши действия.   7. Пальчиковый театр. Пальчиковые   куклы   могут   быть   бумажными,   тряпичными   или деревянные.   Их   можно   сделать   самостоятельно,   или   купить   в   магазине. Оденьте куклу себе на палец и продемонстрируйте любую потешку. Затем оденьте   её   ребёнку   и   направляя   его   палец,   повторите   стишок.   Помогайте малышу, пока он сам не научится управлять своим пальцем с игрушкой. Для домашних игр подойдёт любая ширма, это может быть спинка стула или край стола. Такие игры очень удобны в дороге, в очереди или на прогулке. Они легко помещаются в кармане или в сумке и, безусловно, смогут развеселить вашего малыша в любое время дня. 8. Пальчиковые игры. Мнение о том, что пальчиковые игры для самых маленьких – ошибочно. Интерес   к   ним   сохраняется   до   пяти   лет.   Годовалые   дети   выполняют упражнения одной рукой, в возрасте трёх лет задействуют в играх все пальцы, а дети старше четырёх используют в своих играх дополнительные предметы – кубики, маленькие резиновые шарики и прочее. Заниматься   пальчиковыми   играми   можно   как   в   группе,   так   и   дома. Особых условий они не требуют. Особое внимание нужно уделять мимике лица,   делать   акценты   в   каждой   строчке   на   значимое   слово,   повышать   и понижать   голос,   слово   произносить   внятно,   не   торопясь.   Занимаясь   с ребёнком каждый день, через некоторое время он станет подпевать знакомые слова из стиха. Подбирайте игры соответствующие возможностям малыша. Если он не справляется   с   какими­либо   действиями   –   упростите   игру.   Стихотворения можно   сочинять   самостоятельно,   тогда   они   будут   действительно уникальными. Но, если в этой области талан родителей не очень развит, то всем   знакомы   «Сорока­ворона»   или   «Ладушки»,   используйте   их.   До трёхлетнего   возраста   главными   героями   стихотворений   могут   быть   сами пальчики ребёнка. Так, «палец толстый и большой в сад за грушами пошел», «этот   пальчик   просит   спать,   этот   пальчик   лег   в   кровать…».   В   старшем возрасте пальчики могут быть цыплятами, котятами и прочими любимыми животными. Желательно, чтобы в игре были задействованы все пальцы, их движения   осуществляются   как   вместе,   так   и   по   отдельности.   Кисти   рук сжимаются   и   разжимаются   поочерёдно.   Сложные   элементы,   когда   руки делают не симметричные движения, используйте ближе к пяти годам. Занятия должны быть ежедневными, но короткими, чтобы интерес к таким играм не пропал.   Нарисуйте   симпатичные   рожицы   на   подушечках   пальцев,   или наденьте   на   них   колпаки,   сделанные   из   старых   перчаток.   Сделайте   театр, используя пальчиковых зверей и кукол. Такие представления способствуют развитию   речи,   мышлению   и   воображению   ребёнка,   а   это   и   есть   цель пальчиковых игр.

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2019