«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
16.03.2019
Консультация для педагогов и родителей по средствам развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. В ней раскрыты такие методы как : аппликация, рисование, лепка, шнуровка, игры с прищепками, пальчиковый театр, пальчиковые игры. Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми.
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.doc
Консультация
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Учительлогопед: Т. Л. Коровина Если ребенок плохо разговаривает, нечетко выговаривает звуки,
обязательно нужно уделить должное внимание пальчиковой гимнастике.
Многие педагоги склонны считать, что речь ребенка находится в стадии покоя
до тех пор, пока моторика пальцев не достигнет определенного уровня.
Действительно, выполнение различных пальчиковых упражнений и ритмичных
движений индуктивно воздействуют на речевые центры головного мозга.
Развитие мелкой моторики приводит к тому, что пальцы становятся
подвижными и гибкими, что очень значительно облегчит в дальнейшем
овладение ребенком навыками письма.
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с
нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный
уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких
движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук
у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания,
затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает
развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает
необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и
развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом
для данной категории детей.
Формирование двигательных функций происходит в процессе
взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в
процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность
ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук
(ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию
ребёнка, на развитие у него сенсорномоторной стороны речи. Для развития
тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и
некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца,
палочки, флажки, утяжелённые мешочки.
Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на
физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук,
совершенствование двигательных навыков осуществляется во время
гимнастики, физминуток, прогулки.
Каким образом можно развивать моторику пальцев?
1. Строим фигуры и предметы.
Понадобятся: счетные палочки или карандаши различной длины.
Нарисуйте на листе А 4 фигуры: квадрат, треугольник, домик, лопатку.
Пусть малыш самостоятельно или с помощью взрослого повторит рисунок, выполнив его из счетных палочек. Детям постарше можно предложить спички,
если он не будет брать их в рот. Назовите малышу фигуры. Если ребенок пока
не знаком с ними, начинать изучение нужно с одной, и лишь после того, как он
запомнит фигуру, можно переходить к следующей. Попросите малыша
придумать свой «рисунок». Это может быть дом, папа с мамой, машинка и т.д.
Благодаря такой игре развитие мелкой моторики пальцев у ребенка
происходит намного быстрее. Кроме того, таким образом, развивается
фантазия малыша.
2. Делаем аппликации.
Хорошо развивают моторику, а также мышление и память – аппликации.
Понадобится: ножницы, клей, цветная бумага, готовая аппликация.
Предложите малышу с вашей помощью повторить аппликацию. Усложнить
задание можно, выполнив аппликацию без использования ножниц. Такую
сложную, кропотливую работу можно предложить детям постарше.
3. Рисование.
Понадобится: карандаши или фломастеры, нарисованные на бумаге
предметы, например, солнышко с одним лучиком, домик без крыши, мышка
без хвостика и т.д. Предложите ребенку завершить рисунок. Для того чтобы у
ребенка возник интерес к рисованию, можно предложить вместо стандартного
листа А 4 – гладкий морской камень. Пусть малыш рисует все, что захочет.
4. Лепим поделки.
Понадобится: соленое тесто (пластилин), семечки, макароны и др.
материал. Используя семечки можно слепить ежика с грибами и яблочком,
если вместо семечек использовать макароны – дикобраза. Кроме того, можно
слепить из теста овощи, фрукты и т.д. Когда тесто высохнет, фрукты и овощи
разукрасьте.
Предложив малышу пластилин красного цвета, спросите у него, что
бывает красным (зеленым, желтым и т.д.). Подобные игры развивают не
только моторику пальцев, но и фантазию, мышление и творчество.
5. Шнуровка.
Понадобится: вырезанное из бумаги или картона яблоко (можно вырезать
обувь, например, сапожок или кроссовок) с отверстиями, (их можно
выполнить при помощи дырокола), шнурок. Продевая шнурок через
отверстия, ребенок не только тренирует пальчики, но и развивает фантазию. 6. Игры с прищепками.
Для игры в неё подготовьте обычные бельевые прищепки и несколько
фигур, вырезанных из картона – круг, прямоугольник, треугольник. Научите
ребёнка пользоваться прищепками. Сначала сами покажите ему, как держать
прищепку тремя пальцами. Несколько раз сожмите и разожмите её. Потом
вложите прищепку в пальцы малыша. Придерживая его пальцы своими,
покажите, как открывается и закрывается ротик у прищепки.
Расскажите ребёнку, что прищепки – это рыбки, а фигурки – это их
кормушки. Предложите ему помочь рыбкам покушать из кормушки,
прикрепляя каждую прищепку по периметру фигуры. Когда ребёнок овладеет
техникой обращения с прищепками, можно сконструировать какуюнибудь
фигурку из прищепок, например человечка или солнышко. Если малыш
растеряется, сделайте первую фигуру сами, а можно предложить ему
повторять за вами все ваши действия.
7. Пальчиковый театр.
Пальчиковые куклы могут быть бумажными, тряпичными или
деревянные. Их можно сделать самостоятельно, или купить в магазине.
Оденьте куклу себе на палец и продемонстрируйте любую потешку. Затем
оденьте её ребёнку и направляя его палец, повторите стишок. Помогайте
малышу, пока он сам не научится управлять своим пальцем с игрушкой. Для
домашних игр подойдёт любая ширма, это может быть спинка стула или край
стола. Такие игры очень удобны в дороге, в очереди или на прогулке. Они
легко помещаются в кармане или в сумке и, безусловно, смогут развеселить
вашего малыша в любое время дня.
8. Пальчиковые игры.
Мнение о том, что пальчиковые игры для самых маленьких – ошибочно.
Интерес к ним сохраняется до пяти лет. Годовалые дети выполняют
упражнения одной рукой, в возрасте трёх лет задействуют в играх все пальцы,
а дети старше четырёх используют в своих играх дополнительные предметы –
кубики, маленькие резиновые шарики и прочее.
Заниматься пальчиковыми играми можно как в группе, так и дома.
Особых условий они не требуют. Особое внимание нужно уделять мимике
лица, делать акценты в каждой строчке на значимое слово, повышать и
понижать голос, слово произносить внятно, не торопясь. Занимаясь с
ребёнком каждый день, через некоторое время он станет подпевать знакомые
слова из стиха. Подбирайте игры соответствующие возможностям малыша. Если он не
справляется с какимилибо действиями – упростите игру. Стихотворения
можно сочинять самостоятельно, тогда они будут действительно
уникальными. Но, если в этой области талан родителей не очень развит, то
всем знакомы «Сорокаворона» или «Ладушки», используйте их. До
трёхлетнего возраста главными героями стихотворений могут быть сами
пальчики ребёнка. Так, «палец толстый и большой в сад за грушами пошел»,
«этот пальчик просит спать, этот пальчик лег в кровать…». В старшем
возрасте пальчики могут быть цыплятами, котятами и прочими любимыми
животными. Желательно, чтобы в игре были задействованы все пальцы, их
движения осуществляются как вместе, так и по отдельности. Кисти рук
сжимаются и разжимаются поочерёдно. Сложные элементы, когда руки
делают не симметричные движения, используйте ближе к пяти годам. Занятия
должны быть ежедневными, но короткими, чтобы интерес к таким играм не
пропал. Нарисуйте симпатичные рожицы на подушечках пальцев, или
наденьте на них колпаки, сделанные из старых перчаток. Сделайте театр,
используя пальчиковых зверей и кукол. Такие представления способствуют
развитию речи, мышлению и воображению ребёнка, а это и есть цель
пальчиковых игр.
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.