Развитие координационных способностей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики.
Одним из ключевых направлений, изложенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является сохранение и укрепление здоровья школьников, в котором говорится, что дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. [6]
В 2011 году введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование сРазвитие координационных способностей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики.
Одним из ключевых направлений, изложенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является сохранение и укрепление здоровья школьников, в котором говорится, что дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. [6]
В 2011 году введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование с
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
(АЭРОБИКИ)»
Развитие координационных способностей младшего школьного возраста
средствами ритмической гимнастики.
Одним из ключевых направлений, изложенных в Национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа», является сохранение и укрепление здоровья школьников,в котором говорится, что дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение,
укрепление их физического, психического здоровья дело не только семьи, но и педагогов.
Здоровье человека важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится
привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания,
алкоголизм, детская безнадзорность. [6]
В 2011 году введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в
неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных
образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у
ребёнка интерес к учебе.
По ФГОС начального общего образования школьная программа должна формировать
культуру здорового и безопасного образа жизни и представлять собой комплексную
программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию
ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования. [7]
Физическая культура обязательный учебный курс в общеобразовательных
учреждениях. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурноспортивной
деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Намного важнее пробудить
в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в
учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.
Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием
сохранения и укрепления их здоровья. Первая ступень государственного образования —
дошкольное воспитание — наиболее трудоемкая и недостаточно изученная сфера жизни
общества. В дошкольном воспитании на первое место ставится проблема физкультурного
воспитания. Не в полной мере изучены возрастные особенности развития двигательных
способностей, слабо освещены вопросы последовательности и качества освоения
двигательных навыков, методики воспитания физической культуры.
Современные условия жизни детей предъявляют требования к деятельности
осуществляемой в вероятных неожиданно возникающих ситуациях, которые требуетбыстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания,
пространственной, временной, динамической точности движений и биомеханической
рациональности. Все эти качества связывают с понятием ловкость где основой ее,
являются координационные способности.
Младший школьный возраст характеризуется активным, неравномерным и
равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным
ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее
активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 711 лет.
Как известно, процесс формирования координационных движений достаточно
сложен по своему составу, как для детей, так и для инструктора по физической культуре,
так как требует особой сосредоточенности, сконцентрированности и внимательности.
Зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут
за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы
повысить уровень координационных способностей у детей младшего школьного возраста,
следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для детей форме, а
именно разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики.
Вышесказанное определило выбор проблемы моего исследования: какими должны
быть формы средства и методы физического воспитания для развития координационных
способностей детей старшего дошкольного возраста.
Перед исследованием были проведены контрольные тесты динамических и
психомоторных показателей в обоих испытуемых группах, а именно: в контрольной и
экспериментальной. Вначале были проведены тесты динамических показателей (чекание
теннисного мяча о пол 10 сек.; прыжки на скакалке за 10 сек.; метание дротика в цель),
затем психомоторных показателей нервной системы (теппингтест за 10 сек.; тремор 5
кругов разных диаметров; тремор 5 желобов разной ширины; скорость реакции). После
этого в течение 6 месяцев проводились занятия с обеими группами по следующей
направленности: с экспериментальной группой занятия ритмической гимнастикой;
с контрольной группой занятия по учебному плану.
По окончанию исследования. Были проведены контрольные тесты и сняты
показания результатов. При сравнении полученных экспериментальных данных было
установлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения в
уровне координационных способностей по сравнению с контрольной группой. Разумеется,
положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты
отличались от исходных данных. Однако темп прироста в экспериментальной группе
оказались значительно выше, чем в контрольной.
В результате проведенного педагогического эксперимента выявилась
эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования
показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить
широкое применение в общеобразовательных школьных учреждениях. В процессе занятий
ритмической гимнастикой повышается уровень координационных способностей детей,
обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими
движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и
позволили сделать следующие выводы, где педагогическими условиями развития
координационных способностей у детей младшего школьного возраста являются
комплексы ритмической гимнастики включающие в себя общеразвивающие упражнения
для различных групп мышц, элементы танца и музыкальноритмические движения, которые
подчинены определенному темпу, ритму выполнения и сопровождающиеся различной по
характеру музыкой.
Библиографический список используемой литературы
1. Дети и здоровье. (Материалы научнопрактической конференции по
проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993.
2. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы – Ростов
н/Д.: Феникс, 2005. – 157 с.: ил. – (Школа развития).
3. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. М.: Линка
Пресс, 2000.
4. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы: Кн. для учащихся и родителей. М.,1994.
5. Средство массовой информации «Интернет».
6. Статья о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым от 21
января 2010 года .
7.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309ФЗ, Приказ Минобрнауки
России от
06 октября
373.
2009
г. N