«СССР в 1939-1941гг.»
Оценка 4.7

«СССР в 1939-1941гг.»

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
«СССР в 1939-1941гг.»
учебная Познакомить студентов с политикой, проводимой СССР накануне Великой Отечественной войны.. На изучении исторических фактов показать слабость подготовки Красной Армии к войне. Перечислить меры, которые принимало руководство страны в решении вопроса подготовки страны к войне: формирование государственных материальных резервов; изменение в трудовом законодательстве; введение всеобщей воинской повинности.; идеологическая и моральная подготовка. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи. воспитательная Воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц истории; воспитывать понимание ценности мирного«СССР в 1939-1941гг.»
история - 31.doc
Учебно­методическая карта (план) занятия № 31 Дисциплина Тема занятия История «СССР в 1939­1941гг.» Вид занятия (тип урока) комбинированный урок Время 90 минут учебная Познакомить студентов с политикой, проводимой СССР накануне                               Великой Отечественной войны..  На изучении исторических фактов показать                        слабость подготовки Красной Армии к войне.  Перечислить меры, которые принимало                          руководство страны в решении вопроса подготовки страны к войне: формирование                          государственных материальных резервов; изменение в трудовом законодательстве;                           введение всеобщей воинской повинности.; идеологическая и моральная подготовка. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление  студентов,   прививать навыки анализа                           и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи. воспитательная Воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных                            страниц истории; воспитывать понимание ценности мирного                           существования.                          обеспечивающие обеспечиваемые Литература, обществознание, география Основы экономики, литература, основы социологии и политологии  я и т я н а з   и л е Ц ­ д е р п ж е М и з я в с   е ы н т е м Внутренние связи «Первая мировая война», «Тоталитарное общество в СССР.» «Мир накануне Второй мировой войны»,  «Начало Второй мировой войны» «Начало Великой Отечественной войны» А.Наглядные пособия  Портрет Рихарда  Зорге, таблица «Рост военных расходов  Обеспечение занятия Германии в 1931­1939гг»,  иллюстрации техники (танк Т­34…) Задания по теме «СССР в 1939­1941гг.», атлас, глоссарий Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское слово ,  2006.                            Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа,  2002. Дополнитель­ ная Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Арсланов Р.А., Блохин В.В.   История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2­х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.  Гринин Л. Е. История России XX века. ­ Волгоград: Учитель, 1994 Б. Раздаточный материал В.Технические средства обучения  Г. Место проведения Д. Литература: Основная            Аудитория Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001. Кириллов В.В.  Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005. План занятия 1.Организационный момент ­ 1 мин. 2.Мотивация – 1 мин. 3.Актуализация базовых данных – 16 мин. 4.Формирование новых знаний и представлений – 62 мин. 5. Контроль усвоения знаний ­  6  мин.  6.Подведение итогов ­ 3 мин. 7.Домашнее задание ­ 1  мин. Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания 1 мин. 1 мин. 16 мин. 7 мин. Карточка 1­3  (3 человека) Беседа № эле­ мента I Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. II Мотивация Проблемность изучения нового материала III   событий…   Как           Еще   не   слышны   орудийные   залпы   на   нашей Земле,   но   в   узком   кругу   своих   приближенных   А. Гитлер   неоднократно   говорил   о   неизбежности войны с СССР.          Был   ли   готов   Советский   союз   к   такому   повороту складывались международные отношения накануне войны. Какие планы   разрабатывала   Германия   и   что   ожидало наш народ, если бы эти планы были реализованы…  Актуализация базовых знаний учащихся Проверка   домашнего   задания   и   ранее   изученного материала  1. Подготовка устных ответов по карточкам 2. Вопросы:  ­   Вспомните,   чем   закончилась   Первая   мировая война?(заключением   компьенского   перемирия  (11 ноября 1918), по которому германия д/б оставить все захваченные   территории,   военнопленные   и   военное имущество   подлежало   передаче   войскам   Антанты; Версальский   мирный   договор   (28   июня   1919) Германия   теряла     1/8   часть   своей   территории, колонии) ­   Скажите,   что  собой   представляли   версальские ограничения для Германии? (имела право только на 100­тысячную   армию,   комплектуемую   на   основе найма;   введение   всеобщей   повинности   запрещалось; Германия не могла иметь подводных лодок, военной и морской   авиации;   не   имела   права   размещать гарнизоны   в   Рейнской   области;   д/б   выплатить репарации­   возмещение   ущерба.   Причиненного противнику) ­ Почему нацисты пришли к власти  в Германии и каковы   последствия   этого?  (Обещали   вывести страну из кризиса) ­   Правомерно   ли   на   ваш   взгляд,   считать,   что Вторая   Мировая   война   стала   фактической реальностью уже в середине 1930 ­ начале 1940гг? (да,   т.к.     происходит   формирование   тоталитарных режимов; распространение расистских  идей…)  ­ Назовите дату начала Второй Мировой войны. (1 сентября 1939г) ­   Какие   факторы,   на   ваш   взгляд,   обеспечили военные успехи странам фашистского блока в 1939­ 1941гг.? (отсутствие   прочного   союза   стран­   противников фашизма; высокая подготовка войск; неожиданность ударов; изменение стратегии войны) ­   Какие   шаги   Сталинского   руководства   оказали негативное   влияние   на   м/н   положение   СССР? (невозвращенные   долги   царского   правительства; агрессивная     внешняя   политика   СССР; противоречивая внутренняя политика; тоталитаризм) 3. Ответы учащихся, работающих с карточками 9 мин. IY Организация и управление учебно­познавательной деятельностью студентов 62 мин. План I.   Политика   СССР   в   начальный   период   Второй мировой войны. II. План «Барбаросса» 20 мин. Объяснение преподавателя, выполнение проблемного  задания 20 мин. Выполнение   заданий   к тексту:  «План «Барбаросса» III. Подготовка СССР к войне с Германией 22 мин. Объяснение преподавателя, использование диаграммы, иллюстрации   техники, портрет Р. Зорге Y YI  YII Контроль усвоения знаний  Вопросы: ­ Был ли готов Советский союз к войне? Докажите фактами. ­   Как   складывались   международные   отношения накануне войны?   ­   Какие   планы   были   разработаны   Германией   в отношении СССР? ­ Что ожидало наш народ, если бы планы А. Гитлера были реализованы… ­ Почему донесения разведки остались без внимания?  Подведение итогов. 1. Рефлексия   Закончить одним предложением:      На этом занятии я узнал(а), что…      Я был(а)  удивлен(а) тем, что…      Я был(а)  разочарован(а) тем, что…      Самым важным для меня было… 2  . Оценивание работы группы и отдельных  учащихся на занятии(по необходимости Домашнее задание Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI  вв.­ с. 211­222. Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ  век.­ с. 222­232. Составить связный рассказ «СССР накануне Великой  Отечественной войны» 6 мин. Беседа Устно 3 мин. 1 мин. Дисциплина: «История» Занятие 32  Тема: «СССР в 1939­1941гг.» План I. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны II. План «Барбаросса»  III. Подготовка СССР к войне с Германией 4. История в лицах. Жуков  Георгий  Константинович  Содержание занятия I. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны 1. Проблемное  задание Прослушав объяснение, ответить на вопросы:  1.   Почему   переговоры   России   с   Англией   и   Францией   в   1939г.   не   привели   к положительному результату?  2. Исключала ли Советская дипломатия участие СССР в Тройственном пакте? В   конце   1940гг.   многочисленные   книги   и   кинофильмы,   описывавшие   мощь   и непобедимость   Красной   Армии,   рекламировали   неизбежность   победы   в   будущей   войне «малой кровью на чужой территории». Даже простое сомнение в готовности страны к войне было равносильно самоубийству. А война подступала все ближе и ближе... Советское руководство, сделав верный вывод об образовании двух очагов войны­ нацистской Германии и милитаристской Японии, мучительно старалось решить проблему: с какой стороны опасность представляется более грозной ­ с запада или с востока?  Во второй половине 1930гг. СССР подписывает договоры о взаимной помощи  с Францией и Чехословакией (1935), с Монголией (1936), договор о ненападении с Китаем (1937). У Великобритании и Франции вызывали большое недоверие внутренние процессы в СССР. Их оценки военного потенциала нашей страны как возможного союзника не были   высокими.  Переговоры   Великобритании   и   Франции   с   СССР   по   вопросу   о заключении военной конвенции против германской агрессии будущие союзники вели край­ не вяло, всячески их затягивая. Да   и  политика   советской   дипломатии   не   отличалась   ясностью   и последовательностью. Она заключалась в том, чтобы попытаться лавировать, играть на противоречиях между Англией и Францией, с одной стороны, и Германией — с другой. Так, например, в августе (11) 1939г. начались переговоры советской, британской и французской сторон по вопросу об отпоре агрессии в Европе. Обширная британская и французская   документация   мая—августа   1939г.   показывает,   что   кабинет   Чемберлена (премьер   министр   Великобритании)   находил   партнерство   с   СССР   нежелательным,   а военное сотрудничество — невозможным. В это время германское правительство было извещено,   что   СССР   готов   обсудить   с   Германией   новый   характер   отношений.   Это заявление было ответом на германское предложение, сделанное еще в начале августа. Еще несколько дней велись одновременно переговоры как с Англией и Францией, так и с Германией.  20 августа Гитлер направляет послание Сталину, в котором дает понять, что согласен на далеко идущие требования Сталина. Переговоры с Англией и Францией прерываются.  И 23 августа министры иностранных дел Германии и СССР — Риббентроп и Молотов   —   подписывают   пакт   о   ненападении   сроком   на   10   лет.  Договор предусматривал,   что   стороны   будут   воздерживаться   от   агрессивных   действий   и нападения в отношении друг друга и не будут поддерживать третью державу, если один   из   участников   договора   станет   объектом     военных   действий     с   ее   стороны. Стороны обязаны были  не участвовать  в группировках держав, направленных против одной из сторон.  Возникающие споры и конфликты   намечалось решать мирным путем. Сталин   считал,   что   он   переиграл   дипломатов     Запада,   направив   германскую   агрессию против Польши, Англии и Франции. Договор   Молотова­Риббентропа   имел   секретный   дополнительный   про­ токол о разделе «сфер интересов» в Европе.  Протокол допускал возможность ввода советских   войск   в   Прибалтику,   Польшу   и   Бессарабию…   События   развивались   по нарастающей.  1   сентября   Германия   начинает   агрессию   против   Польши.   3   сентября   Англия   и Франция   объявляет   войну   Германии.   Мужественное   сопротивление   польской   армии   не смогло противостоять отлаженной, высокотехничной армии гитлеровского рейха. После разгрома немцами основных сил  польской армии в восточные  районы Польши вступили советские войска. Это случилось 17 сентября 1939г. Они встретили лишь незначительное сопротивление. При этом  СССР не объявлял войны Польше. Ее раздел был закреплен договором о дружбе   и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939г., который также сопровождался секретными протоколами.  В сентябре 1939г. части Красной Армии вступили  в Западную Украину и Западную Белоруссию, а вскоре было оформлено присоединение этих территорий к СССР. В   сентябре   ­   октябре   1939г.   советская   дипломатия   вынудила правительства Латвии, Литвы и Эстонии подписать договоры о взаимопомощи с СССР.  На их территории создавались военные базы для советских войск и Балтийского флота. Правительства этих государств оказались перед выбором между неизбежным вов­ лечением   в   сферу   влияния   гитлеровской   Германии   или   соглашением   со   сталинским режимом.   В   1940г.   страны   Прибалтики     вошли   в   состав   СССР.  На   их   территории создавались  военные базы для советских войск и Балтийского флота.  Летом 1940г. произошло новое изменение границ Советского Союза. В июне 1940г. советское правительство предъявило Румынии требование передать СССР Бессарабию и Северную   Буковину.   Румыния   выполнила   требование   СССР.   В   августе   1940г.   после присоединения Бессарабии было провозглашено создание Молдавской  ССР, а Северная Буковина вошла в состав Украины.  Таким образом, с началом войны в Европе, благодаря тайным соглашениям с Гитлером, СССР отодвинул свои границы на запад на 150­ 200 км. Отвечая в декабре 1939 года на поздравительную телеграмму Гитлера к 60­летию, Сталин писал: «Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной».  Серьезное   сопротивление   СССР     встретил   лишь   при   попытке распространить свое влияние на Финляндию.  Первоначально  ее правительству под предлогом   обеспечения   безопасности   Ленинграда     было   предложено   отодвинуть границу     от   этого   города.   СССР   претендовал   на   Карельский   перешеек   и   хорошо освоенный район Выборга, предлагая в обмен большую, но неосвоенную территорию в районе Костомукши.   Это требование финская сторона отклонила. Тогда под предлогом того, что   советская территория подверглась обстрелу со стороны Финляндии,  СССР в ноябре  начал с ней войну (советско­финляндская война (30 ноября 1939г. – 12 марта 1940г).  Лига   Наций   признала   СССР   агрессором,   его   исключили   из     состава   этой организации. Эти  105  дней   развеяли   миф   о   могуществе   Красной   Армии.   В   войне   против маленькой Финляндии советские войска потеряли 126 875 человек убитыми и пропавшими без вести, раненых, заболевших и обмороженных было 264 908. Потери Финляндии были значительно меньше ­ 48 тыс. убитых и 43 тыс. раненых. Только в начале февраля 1940г., сконцентрировав   значительные   силы,   командование   Красной   Армии   смогло   прорвать фронт.   Финляндия   согласилась   на   перемирие,   приняв   условия   Советского   Союза. Государственная  граница  отодвигалась  от Ленинграда    на  50­70км. Кроме  того, СССР получил   право создать военно­ морскую базу на полуострове Ханко у входа в Финский залив. «Зимняя война» обнажила недостатки в подготовке Красной Армии.  В   1936   ­   1938гг.   японцы   провоцировали   многочисленные   инциденты   на границе СССР и Маньчжурии:  японские воинские подразделения только в 1938г. 124 раза нарушили границы СССР.  Одно из крупных сражений произошло   в 1938г.  в районе  озера Хасан.  В течение трех суток с 7 по 9 августа шли тяжелые бои по освобождению советской территории от захватчиков.   10   августа   японское   правительство   предложило   прекратить   военные действия. 11 августа 1938г. был подписан договор о перемирии, уточнено положение войск с обеих сторон, отмечено, что государственная граница СССР полностью восстановлена.  События   у   озера   Хасан,   по   мнению   японских   историков,   являли   собой   не пограничный   конфликт,   а   были   настоящими   боями,   где   были   задействованы   войска стратегического назначения. Во время боев у озера Хасан из 7 тыс. принимавших участие в сражениях   японских   военнослужащих   были   убиты   500   и   ранены   900.   Большие   потери понесли и советские войска — 400 человек убитыми и 2700 ранеными.  События на озере Хасан продемонстрировали не только героизм и мужество наших солдат и офицеров, но и указали на характерные для состояния страны и армии негативные моменты. В частности, Хасан стал серьезным практическим уроком для нас, показав, что теория и практика «кавалерийского» мышления в военном деле исчерпала себя,   что   сталинские   репрессии   лишили   армию   лучших   командных   кадров.   Уровень технической   оснащенности   войск   тоже   оставлял   желать   лучшего:   присланными   в пограничные округа гранатами «Ф­1» бойцы пользоваться не умели (не только солдаты, но и не все офицеры знали, как зарядить гранату, так как с целью экономии обучались на деревянных   болванках).   По   свидетельству   участников   событий,   бинокли   на   40%   были негодны; броня у наших танков была недостаточно прочной; винтовка уже устарела,  а автомат,   как   известно,   появился   позже;   радиостанциями   были   оборудованы   только командирские танки и т.д. Тем не менее опыт боев с регулярной японской армией был учтен на Халхин­Голе в 1939г.  Осенью   1939г.   на   территории   Монголии,   в   районе   реки   Халхин­Гол,   шли ожесточенные   бои   советско­монгольской   группировки   войск   с   японскими   частями. Япония,   являвшаяся   союзницей   Германии   по   «антикоминтерновскому   пакту»,   была шокирована заключением советско­германского пакта о ненападении. Ее надежды на то, что военные действия против СССР на востоке будут дополнены военными действиями с запада, оказались тщетными, да и наступление советских и монгольских частей оказалось успешным. Агрессивные планы Японии были сорваны. В ноябре  1940г. Германия предложила  Советскому  Союзу стать  членом Тройственного пакта,  принять участие в войне с Англией и разделе ее владений.  В частности, оговаривалось, что  Советскому Союзу будет предоставлена возможность обрести   выход   к   портам   Индийского   океана.   Однако  советская   дипломатия   не приняла   эти   предложения.   В.М.   Молотов,   который   вел   переговоры   в   Берлине, настаивал на обсуждении интересов СССР на Балканах. В результате у Гитлера возникли опасения за германские сырьевые источники и политические позиции в Румынии, Болгарии и Турции. Он понимал, что СССР, благодаря колоссальному военно­экономическому по­ тенциалу, через несколько лет будет непобедим и опасен для Германии. Сразу   после   фактического   провала   берлинских   переговоров   А.   Гитлер принимает решение  о нападении на Советский союз.    Он был уверен, что победа над СССР изменит соотношение сил в мире и позволит преодолеть тупик в войне с Великобританией. Принимая решение о походе на восток, Гитлер полагал, что его армии не встретят серьезного   сопротивления.   Он   учитывал   международную   изоляцию   СССР   после   пакта 1939г.,   советско­финляндской   войны   и   советизации   Прибалтики.   Его   убедили   в антисоветских настроениях крестьянства и неизбежности взрыва межнациональной розни в СССР после первых же поражений Красной Армии. Он был уверен: «дело Тухачевского» и массовые репрессии в высшем комсоставе подорвали ее боеспособность. Считая Советский Союз колоссом на глиняных ногах, Гитлер не сомневался в его скором поражении. Поэтому он решил использовать, как ему казалось, уникальную историческую возможность раз и навсегда покончить с Россией именно в 1941г. 2. Решение проблемных вопросов:   (?)   ­   Почему   переговоры   России   с   Англией   и   Францией   в   1939г.   не   привели   к положительному результату?  Дипломаты данных стран не доверяли Советской России, подозрительно относились к внутриполитическим процессам в СССР, не видели в ней сильного противника. (?) ­  Исключала ли Советская дипломатия участие СССР в Тройственном пакте? СССР   не   исключал   участие   в   Тройственном   пакте.   Но   при   этом   выдвигал дополнительные  условия:  учета  своих интересов  на Балканах  , в районе  черноморских проливов   и   отказа     с   Финляндией.   Но   эти   условия   были неприемлемыми  для Германии.   Германии   от   союза II. План «Барбаросса»  1. Работа с текстом раздаточного материала:  В   первой   половине   1941г.   на   Западном   фронте   никаких   боевых   действий фактически не велось, и гитлеровское командование получило возможность сосредоточить против СССР большую часть своих сил, вооружения и боевой техники.  Подробнее с событиями вас ознакомит  текст (учащиеся читают задание и текст). 2. Проверка записей в тетради:  а) работа со словарем Блицкриг ­ молниеносная  война. План «Барбаросса» ­ кодовое название плана нападения на СССР. План   «Ост»  ­   план   насильственного   закабаления   и   онемечивания   народов Восточной   Европы.   Цель   плана   —   колонизировать   Советский   Союз   и   страны Восточной Европы.  б) Основные  пункты  плана  «Барбаросса»: ● предполагал проведение в 1941г. молниеносной войны, блицкрига против СССР; ●  за три месяца германские войска должны были выйти   на рубеж Архангельск­ Астрахань; Москвой; ●  овладеть   важнейшим   центром   коммуникаций   и   оборонной   промышленности   – ● захватить ресурсы и промышленный потенциал СССР;  ●  через советскую территорию к 1942г. достичь Ирана и захватить «жемчужину британской короны»­ Индию, заставив Англию прекратить борьбу. III. Подготовка СССР к войне с Германией 1. Подготовка СССР к войне Подготовка   СССР   к   возможному   вооруженному   конфликту   велась   по   двум направлениям: экономическому и военному.  33%   государственного бюджета шло на военные нужды, создавались  новые военно­   промышленные     районы  на   Урале,   в   Сибири,   Средней   Азии,   проводились разработка   новых   видов   вооружений   и   боевой   техники.   В   стране   происходила милитаризация   общественной   жизни  (увеличился   рабочий   день,   ужесточилась дисциплина на производстве). милитаризм – наращивание военной мощи, рост военных расходов и подготовка к войне. В конце 1930гг.  Красная Армия переживала серьезные перемены: росла ее   принципы совершенствовалась   изменялись   структура, численность, комплектования и обучения войск.   Хорошо   обученные     и   технически   оснащенные     кадровые   дивизии   составляли основное ядро армии, а остальные дивизии комплектовались из людей, призывавшихся на краткосрочные военные сборы. Естественно, что уровень боевой подготовки этих частей был значительно ниже, чем кадровых. Это показали первые военные конфликты, в которых им довелось участвовать.  Для   качественного   освоения   сложной   боевой   техники   требовалось увеличить сроки военной службы и повысить уровень обучения.  1   сентября  1939г.   Верховный   Совет   СССР  принял   Закон   о  всеобщей воинской обязанности, закрепивший кадровый принцип построения армии. Призывной возраст был снижен с 21 года до 18 лет, а срок военной службы увеличен до 3­11 лет. Если в 1936г. общая численность армии и флота составила чуть более 1 млн. человек, то на 22 июня 1941г. в Вооруженных Силах СССР служило свыше 5 млн. человек. Численно выросшую кадровую армию нужно было обмундировать, накормить, вооружить, обучить, обеспечить жильем и культурно­бытовыми благами. Растущая армия  нуждалась в большом количестве квалифицированных военных специалистов. Но вскоре армию захлестнула волна репрессий.  На заседании Военного совета в ноябре 1938г. нарком обороны К.Е. Ворошилов сообщил   об   успехах   по   выкорчевыванию   врагов   народа:  «Чистка   была   проведена радикальная   и   всесторонняя.   Чистили   мы,   как   и   подобает   большевикам,   все,   что подлежало очищению, начиная с самых верхов и кончая низами... достаточно сказать, что за все время мы вычистили больше 4 десятков тысяч человек». Ежегодно   получали   новые   назначении   десятки   тысяч   офицеров.   Нередко,   едва приступив к работе в новой должности, они вновь перебрасывались к следующему месту службы.   Кадровая   чехарда   отрицательно   сказывалась   на   уровне   дисциплины   и   боевой выучке войск.  Особенно сильно пострадал высший командный состав. В общей сложности в предвоенные годы было репрессировано около 600 лиц высшего начальствующего состава. История   не   знает   примеров,   когда   накануне   большой   войны   с   таким   ожесточением   и размахом уничтожался бы цвет собственной армии. В течение полутора лет уничтожено вдвое больше генералов, чем погибло в боях Великой Отечественной войны. Гнетущая   атмосфера   подозрительности   и   недоверия   сковывала   инициативу командиров, некоторые из них боялись принимать серьезные решения, так как в случае неудачи их могли обвинить в умышленном вредительстве.  Существенной   слабостью   Красной   Армии   была  низкая   профессиональная подготовка кадров командиров.  К началу войны только 7% командиров вооруженных сил имели высшее военное образование, а 37% не прошли даже полного курса в средних военно­учебных заведениях. Начальник германского генштаба сухопутных сил генерал Ф. Гальдер записал в мае 1941г.   в   своем   дневнике:   «Русский   офицерский   корпус   исключительно   плох.   Он производит худшее впечатление, чем в 1933 году. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты». Разрушительные   последствия   происшедших   в   армии   процессов   выявила советско­финская война. Весь мир увидел, что Красная Армия не является серьезной военной силой, не способна вести современную войну. Войска плохо обучены, не имеют представления о современном бое, опыта взаимодействия с артиллерией и танками.    Сталин   попытался   возложить   всю   вину   за   неудачи   на   Ворошилова,   15   лет возглавлявшего   военное   ведомство,   но   услышал   в   ответ:  «Ты   виноват   в   этом.   Ты истребил военные кадры».  Выступая на заседании комиссии Главного военного совета (ГВС), Сталин заявил, что опыта гражданской войны уже недостаточно для руководства современной армией, что вместо ветеранов надо выдвигать на руководящие посты более молодых командиров. В Советском Союзе вводятся новые воинские звания, а через месяц свыше 1000 человек   стали   генералами   и   адмиралами.   Сталин   сделал   ставку   на   более   молодых военачальников.   Народным   комиссаром   обороны   СССР   стал   45­летний   маршал   С.К. Тимошенко, а начальником Генштаба — 43­летний генерал армии К.А. Мерецков. Военно­ морской флот возглавил 34­летний адмирал Н.Г.Кузнецов, а Военно­воздушные силы ­ 29­ летний генерал П.В. Рычагов. Несмотря на большую энергию и желание, они не успели освоить свои обязанности по руководству войсками в сложных условиях. Принимается решение о снятии с производства устаревших конструкций танков и о принятии на вооружение Красной Армии великолепного танка Т­34  Справка:   Т­34   ­   лучший   танк   Великой   Отечественной   войны   был   создан   на Харьковском   тракторном   заводе   в   1939   году   группой   советских   конструкторов   под руководством   Михаила   Ильича   Кошкина.   В   1941   году   оказался   самым   неприятным сюрпризом для немецкой армии. Харьковский завод успел до начала войны произвести 1100   машин.   Ни   один   из   танков   фашистской   Германии   не   мог   выдержать   открытого поединка с Т­34. Прекрасно показал себя в боях с финнами тяжелый танка КВ (Клим Ворошилов), спроектированного   под   руководством  Жозефа   Яковлевича   Котина.  В   это   время   из 20тысяч советских танков было лишь 9 экземпляров КВ, тридцатьчетверок не было ни одного.  Всю устаревшую бронетехнику было  решено использовать в войсках  до полного износа, а затем заменить тридцатьчетверками.  Для полного переоснащения танкового парка требовалось не менее 2 лет. Накануне   войны   советская  авиация находилась  в стадии перевооружения.   К этому времени большинство самолетов, принесших стране мировую славу и установивших 62 мировых рекорда, уже  утратили свое превосходство над зарубежной техникой. Требовалось   обновить   самолетный   парк,   создать   следующее   поколение   боевых   машин. Сталин постоянно следил за развитием авиации, встречался с летчиками и конструкторами, со   знанием   дела   рассуждал   о   конструктивных   особенностях   советских   и   зарубежных самолетов,   давал   конкретные   указания   по   разработке   новых   типов   истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков. Малейшие изменения в конструкции серийных машин производились   только   с   его   разрешения   и   оформлялись   соответствующими   постанов­ лениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР. По числу самолетов советские ВВС превосходили любую страну мира, но по качественным показателям они начали отставать от лучших мировых образцов. После   фейерверка   авиационных   рекордов   признать   свое   отставание   было   нелегко. Вместо   двух   конструкторских   бюро,   являвшихся   монополистами   в   деле   создания истребителей   и   бомбардировщиков,   было   образовано   около   20   новых   конструкторских бюро,   получивших   задание   в   минимальные   сроки   спроектировать   и   построить   боевые самолеты, соответствующие мировому уровню.  В   напряженно   конкурентной   борьбе   победили   конструкторские   коллектив   С.В. Ильюшина (штурмовик Ил­2),   В.М. Петлякова (скоростной пикирующий бомбардировщик Пе­2),   С.А.   Лавочкина   (истребители   ЛАГГ­3,   Ла­5,   Ла­7),   А.И.   Микояна   (истребитель МиГ­3),   и   А.С.   Яковлева   (истребитель   Як­1,   способен   конкурировать   с   немецкими «Мессершмиттами»). Авиапромышленность полностью перешла на выпуск только новых самолетов. Но процесс   перевооружения  ВВС  находился  в  самом  начале,  и для  его  завершения требовалось не менее полутора лет.  Самолеты старых типов в это время составляли 82,7% самолетного парка. Лишь 10% строевых летчиков успели освоить новые машины.  Отечественное   судостроение   было   переориентировано   на   выпуск   легких надводных кораблей и подводных лодок. Новый глава военного ведомства С.К. Тимошенко понимал, что армия нуждается в серьезной перестройке всей системы боевой подготовки. Он требовал учить войска тому, что нужно на войне, и только так, как это делается на войне, Резко вырос объем полевых занятий, а сами учения стали проводиться в обстановке, максимально приближенной  к реальным   условиям   войны.   Но   учебные   заведения   по   уровню   оснащения   современной техникой отставали от армии.  2. Подготовка Германии к войне Еще   до   развязывания   войны   в   Европе  Германия   обладала   высокоразвитой промышленностью.  На   военные   нужды   работали   все   отрасли   промышленности.   За короткое время Германия наладила  производство самолетов,  танков, подводных лодок, артиллерии.   В   1935г.   в   германии   была   введена   всеобщая   воинская   повинность.   Это являлось   грубым  нарушением   Версальских   соглашений.   Но  Великобритания   и Франция  не   решились   противодействовать   росту   германской   военной   мощи   и   стали проводить политику «умиротворения». Эти страны не желали нести связанные с войной затраты, не хотели новых жертв, надеясь, что с Гитлером удастся договориться. Кроме того. Многие западные политики полагали, что Германскую агрессию удастся направить против СССР. В 1935­1936гг. с германии были сняты ограничения в области производства военной техники и строительства флота.  А   полностью   подчинив   экономику   захваченных   стран   и   поставив   под контроль   экономику   своих   европейских   союзников,   Германия   значительно   уве­ личила свой военно­экономический потенциал. Были накоплены большие запасы меди, цинка, свинца, нефти.  По   таблице   видно   как   резко   увеличилось   производство   вооружений,   различной боевой   техники.   Укрепились   вооруженные   силы,   общая   численность   которых   к   июню 1941г. составляла 7 254 000 человек (сравнение: численность Красной Армии составила  к июню 1941г. более 5 млн. человек). Причем ставка делалась не на количественное, а на качественное превосходство.  Немецкие   дивизии,   полностью   укомплектованные   и   оснащенные   современным вооружением, получили опыт боев в Европе. Офицерский корпус вермахта, воспитанный на вековых традициях, отличался хорошей профессиональной подготовкой. Германский солдат был дисциплинирован, упорен в выполнении поставленных боевых задач. Личный состав   армии   подвергался   мощной  пропагандистской   обработке.  Немцам   постоянно внушалась   мысль,   что   они   «высшая   раса»,   которой   «сам   Бог   повелел господствовать»   над   другими   народами.   Восхвалялись   «непревзойденное могущество» германских вооруженных сил и их «непобедимость». Советская военная разведка, зарубежные антифашисты, помогавшие нашей стране, настойчиво   предупреждали   о   наступающей   угрозе.   Однако   информация   разведчиков квалифицировалась как дезинформация. В   1930­1940гг.  Рихард   Зорге,  находясь   в   качестве   немецкого   журналиста   в Германии,   Китае   и   Японии,   добывал   ценную   развединформацию.   Он  сообщил   дату предстоящего вторжения немецко­фашистских войск в СССР, количество дивизий и общую схему их плана военных действий.   Несмотря на то, что Германия сократила выполнение обязательств перед СССР по торговым соглашениям, из СССР в Германию продолжали идти эшелоны и пароходы с хлебом, сталью, рудами, в том числе с марганцем (которого у Германии не бы­ ло, а он требовался для военных нужд). Через советскую территорию вне очереди пропускали вагоны с каучуком, закупленным Германией в Индонезии.  Одновременно с этим запрещалась всякая антинацистская пропаганда. Г. К. Жуков вспоминал:  «Конечно,   надо   реально   себе   представить,   что   значило   тогда   идти наперекор Сталину в оценке общеполитической обстановки. У всех на памяти были недавно   минувшие   годы;   и  заявить   вслух,   что  Сталин   не   прав,   что   он  ошибается, попросту говоря, могло означать то, что, еще не выйдя из здания, ты уже поедешь пить кофе к Берии».  («Пить кофе у Берии»  означало арест, пытки, смерть. Берия – нарком внутренних дел) До сих пор нет убедительных объяснений поведения Сталина в последние дни перед войной.  Одни ученые считают, что он якобы стремился оттянуть военное столкновение и поэтому не давал согласия на приведение войск в боевую готовность. Другие полагают, что Сталин был убежден, что Гитлер не пойдет на открытие Восточного фронта, не завершив войны   на   западе.   Он   ошибочно   исключал   готовность   Гитлера   пойти   на   риск.   Третьи считают,   что   поведение   Сталина   объясняется   его   попытками   сорвать   возможность образования против СССР единого военного союза всех капиталистических стран.  Главная   причина   кроется   в   системе   власти,   поставившей   великую   страну   в зависимость от воли одного человека и его тоталитарного по духу окружения. Но так или иначе, неправильно оценив ситуацию, Сталин оказался в плену ошибки, которая дорого стоила Красной Армии и нашему народу. Рихард Зорге план «Ост»                план   «Барбаросса» блицкриг Задания  по теме «СССР в 1939­1941гг.» Прочитать   текст   (при   необходимости   пользоваться   словарем   и   атласом   стр.   18)   и выполнить самостоятельное задание:  1. Записать определение понятиям: блицкриг, план «Барбаросса», план «Ост»  2. Записать в тетради основные пункты плана «Барбаросса»: План «Барбаросса» Центральная идея плана войны против СССР в директиве № 21  была выражена так:   «Разгромить   Советский   Союз  в   ходе   одной  кратковременной   кампании».   Иначе говоря,  план   предполагал  проведение   молниеносной  войны­  «блицкрига».  Гитлер и его генералы считали, что для разгрома СССР потребуется не более 8­10 недель. План «Барбаросса» предусматривал три основных стратегических направления наступления   фашистских   войск:  Ленинград,   Смоленск   и   далее   на  Москву  и  Киев. Планировалось также нанесение вспомогательных ударов: из Финляндии — на Ленинград и Мурманск, из Румынии ­ на Кишинев.  Для действий на Восточном фронте немецко­ фашистское командование создало три группы армий: «Север», «Центр» и «Юг».  Задачей войск группы армий «Север» являлось уничтожение советских войск в Прибалтике и захват портов на Балтийском море. Потом части группы армий «Север» должны были беспрепятственно продвигаться на Ленинград.  Группа   армий   «Центр»  одновременными   ударами   должна   была   окружить  и уничтожить советские войска в Белоруссии, развить наступление на  Смоленск, овладеть городом и районом южнее его. Затем группе армий «Центр» надлежало нанести удар на Москву.  Войска   группы   армий   «Юг»  должны   были   нанести   главный   удар   из   района Люблина в общем направлении на Киев и далее на юг вдоль излучины Днепра и в результате отрезать  советские  войска  в Западной  Украине  от коммуникаций на Днепре,  захватить переправы через Днепр в районе Киева и южнее его, воспрепятствовав организованному отходу советских войск за Днепр. К середине июня 1941г. фашистская Германия сосредоточила  у западных границ СССР огромные вооруженные силы. Общая численность их составляла 4,6 млн. человек, а с войсками союзников ­ 5,5 млн. человек. Против Советского Союза было нацелено почти 4300 танков и штурмовых орудий, около 5 тыс. самолетов, свыше 47 тыс. орудий и минометов. Военно­морской флот Германии выставил 192 боевых корабля и катера. Гитлеровская клика бросила на Восток 83 % личного состава сухопутных войск и частей СС, в том числе 86 % танковых дивизий, все моторизованные дивизии, три четверти всей артиллерии и 70 % находившихся в боевой готовности самолетов. Вся эта грозная военная армада,  готовая обрушить смертоносные  удары на мирные  советские города и села, заняла исходные рубежи вдоль всей западной границы СССР. Гитлеровские   стратеги   придавали   первостепенное   значение  захвату   Москвы   ­ столицы Советского Союза, важнейшего экономического и культурного центра. Захват этого города, считала гитлеровская клика, будет означать как с политической, так и с экономической стороны решающий успех. Таким образом, ближайшей стратегической целью войны против СССР Гитлер и его генералы считали разгром войск Советской Армии  в Прибалтике, Белоруссии и на Правобережной   Украине.  Конечной   же   целью   являлся   выход   немецко­фашистских войск на линию Волга — Архангельск. Захватив   ресурсы   и   промышленный   потенциал   СССР,   через   советскую территорию   к   1942г.  немецко­фашистские   войска   планировали    достичь   Ирана   и захватить   «жемчужину   британской   короны»­   Индию,   заставив   Англию   прекратить борьбу Среди   тех   документов,   которые   составляли   план   «Барбаросса»,   особое   место занимают   директивы   и   распоряжения   по  колонизации  захваченной   территории   и   ее экономическому ограблению. В мае 1940г. Гитлер подписал директиву о составлении так называемого  генерального  плана   «Ост»  —   плана   насильственного   закабаления  и онемечивания народов Восточной Европы. Цель плана — колонизировать Советский Союз и страны Восточной Европы.  Из всех методов колонизации предпочтение отдавалось физическому уничтоже­ нию   миллионов   русских,   украинцев,   белорусов,   поляков,   чехов  и   других   народов, превращению оставшихся в живых в рабов «третьего рейха»; до 51 млн. человек подлежало выселению из стран Восточной Европы, в том числе из Западной Украины, Белоруссии, Прибалтики.   «Освободившиеся»   земли   предполагалось   заселить   10   млн.   немцев.   По расчетам   гитлеровцев,   на   этих   землях   осталось   бы   не   более   14  млн.   человек,   которых предстояло постепенно «онемечить». В середине июня 1941г. фюрер утвердил составленные Герингом директивы по руководству   экономикой   во   вновь   оккупируемых   восточных   областях   (так   называемая Зеленая   папка   Геринга),   смысл  которых   сводился   к   захвату   как   можно   больше продовольствия  и   промышленного   сырья.   Для   руководства   ограблением   завоеванных советских территорий был приспособлен штаб «Ольденбург». Гитлеровцы разработали методы проведения своей оккупационной политики на захваченной   территории   СССР,   создали   и   вымуштровали   для   ее   осуществления специальный аппарат профессиональных грабителей. Непревзойденной по своему цинизму является   утвержденная   1   июня   1941г.   инструкция   для   чиновников   оккупационного аппарата   (так   называемые   «Двенадцать   заповедей   поведения   немцев   на   Востоке   и   их обращения   с   русскими»),   предписывавшая   проводить   самые   жестокие   и   самые беспощадные мероприятия, которых потребует «третий рейх». Административную власть на завоеванных советских территориях было намечено сосредоточить  в  руках главы гестапо Гиммлера. Ему было предписано исходить из идеи решительной   борьбы   двух   «противоположных   политических   систем»,   действовать «самостоятельно и на свою ответственность». Инструктируя своих подручных, Гиммлер в начале   1941г.   указал,   что   одной   из   целей   войны   против   Советского   Союза   «является уничтожение 30 млн. славян». Верховное главнокомандование вооруженных сил Германии издало директиву об установлении оккупационного режима на захваченной советской территории. В мае 1941г. Гитлер утвердил директиву «Об особой подсудности в районе «Барбаросса» и об особых мероприятиях  войск».  Директива предписывала  войскам  применять  к советским  людям «массовые   насильственные   меры»   и   снимала  с   солдат   и   офицеров   вермахта   всякую ответственность за преступления против населения оккупированной советской территории «даже в тех случаях, когда эти действия одновременно составляют воинское преступление или проступок». В изданной для личного состава вермахта «Памятке немецкого солдата» прямо говорилось: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость   и  сострадание   ­убивай  всякого  русского,   советского,  не   останавливайся,  если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, — убивай...» Немецко­фашистская армия получила, таким образом, «законное право» действовать на советской земле как армия убийц, насильников и грабителей. Гитлеровцам   надо   было   как­то   оправдать   вероломное   нападение   на   СССР, выдумать причины, которые бы послужили «основанием» для их вторжения на советскую территорию. И они выдумали. Гитлер, даже не очень заботясь о том, чтобы ему поверили, объявил в начале войны с СССР, что он предпринял эту войну в качестве превентивной меры против якобы готовящейся советской агрессии.  Рефлексия. Закончить одним предложением: На этом занятии я узнал(а), что…  Я был(а)  удивлен(а) тем, что… Я был(а)  разочарован(а) тем, что… Самым важным для меня было… Карточка № ___1 Внимательно прочитай вопросы и подготовь письменный  ответы  на них: 1. Укажите масштабы Второй Мировой войны 2. Отличалась ли Вторая Мировая война от Первой   характером   боевых действий, если «да», то в чем состоит отличие?  3. Укажите периодизацию Второй Мировой войны Внимательно прочитай вопросы и подготовь письменный  ответы  на них: Карточка № ___ 2 1. В   чем   состояли   причины   успеха   германских   войск   во  время   Второй   Мировой   войны   в   действиях   против Польши, Дании, Норвегии, Франции, Греции, Югославии? 2. Почему Великобритания в 1940­ первой половине 1941года, по существу, в одиночку удалось противостоять Германии и ее союзникам?  3. Укажите причины и характер Второй Мировой войны.  Внимательно прочитай вопросы и подготовь письменный  ответы  на них: Карточка № ___ 3 1. Раскроите цели участников Второй Мировой войны? 2. Какое новое оружие использовали впервые во время Второй Мировой войны (если помните, то укажите кто и где его использовал)?  3. Объясните , что значит понятие «ленд­ лиз»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»

«СССР в 1939-1941гг.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017