Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений
Оценка 4.8

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Оценка 4.8
Семинары
docx
музыка
1 кл—4 кл
21.01.2018
Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений
Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений.docx
«Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений» Васильченко Е.Г., учитель музыки и искусства МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги, ЯНАО Эмоции   являются   важным   составляющим   психической   жизни   человека,   особенно ребёнка.   Актуальность   темы   развития   эмоциональной   сферы   младших   школьников обусловлена   современными   требованиями   образования,   основанными   на   личностно­ ориентированном   развитии.   Данная   статья   является   обобщением   опыта.   В   ней раскрываются   методы,   развивающие   эмоциональную   сферу   детей   и   творческие способности детей. В   настоящее   время   проблема   развития,   обучения,   воспитания   детей становится   особенно   значимой.   По   статистическим   данным,   только   10% новорожденных детей появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети   имеют   различные   микроорганические   поражения   или   выраженную патологию.   Отдельную   категорию   составляют   аномалии   развития, сопровождающиеся нарушением речи. Отсюда и усталость детей на уроках, появление невнимания….  Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока и существует на всем его протяжении. При   этом   эмоциональный   настрой   может   изменяться   по   ходу   урока   в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к уроку, в связи с оценками их деятельности. Однако радость на уроке ­ это не только и не столько веселье, сколько  радость труда, учения. К.Д. Ушинский писал, что на уроке «должна  царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку...».  Радость на уроке не надо специально и натужно придумывать. Чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к урокам, необходимо, чтобы   радостные   переживания   возникали   у   него   многократно.   Само содержание урока таит в себе много потенциальных возможностей для этого. Чем взрослее учащиеся, тем в большей степени основным источником радости   на   уроке   должен   являться   сам   процесс   обучения,   преодоления трудностей,   приобретения   нового,   развития   своих   способностей   и   качеств личности. Эстетика кабинета, эстетика поведения, принятого на уроке, сам учитель, светящийся радостью и заражающий ею учащихся, ­ все это имеет немаловажное значение. Игра   ­  это   язык,   на   котором   общаются   дети.   Игра   ­   это   способ самоорганизации,   присущий   детскому   возрасту   и   традиционной   культуре. Учитель задаёт правила игры и перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли координатора игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая, таким образом, в диалог с учителем. В   процессе   поиска   эффективных   методик   для   эмоционального   и творческого   развития   детей   ещё   20   лет   назад   меня   заинтересовала музыкально­педагогическая   система   «элементарного   музицирования» К.Орфа. Музыка в концепции К.Орфа играет ведущую роль в формировании чувства   ритма,   которое   имеет   в   своей   основе   моторную   природу   и сопровождается   моторными   реакциями.   Понимание   ритма   вызывает различные двигательные ощущения: сокращение языка, мыщц, головы, пальцев ног   и   рук,   гортани,   грудной   клетки…   Одну   из   форм   работы   по восстановлению эмоционального фона на уроках представляют речевые игры (звучащие жесты, логоритмические игры…). Я в своей работе опираюсь на разработанные   Орфом   упражнения,   песенки,     которые   можно   варьировать, или придумывать новое вместе с детьми. Хочется особо отметить значение музыки   при   использовании   логоритмических   упражнений.   Музыка   задаёт определённый   ритм   перед   началом   занятия   или   урока,   настраивает   на глубокий   отдых   во   время   релаксации   на   заключительном   этапе. Ритмитизированная   речь   заинтересовывает   детей   своей   живностью, эмоциональность   настраивает   детей   на   игру.   Музыка     захватывает   своим ритмическим   строем,   активно   стимулирует   и   регулирует   движения человеческого   тела   и   является   незаменимым   компонентом   логопедической ритмики.   Такие   упражнения   помогают   легче   усваивать   программное содержание занятия или урока в 1­2 классах даже детям, имеющим речевые нарушения. Также у всех детей наблюдаются укрепление костно­мышечного аппарата, дыхание развивается и становится глубоким, улучшаются моторные функции.   Всё   это   способствует   сохранению   укреплению   здоровья   детей. Речевые   игры   обогащают   не   только   музыкальное   воспитание,   но   и преподавание   родного   и   иностранного   языков,   а   также   служат   для стабилизации эмоционального фона урока или занятия. Базой для речевых игр служит,   как   правило,   детский   фольклор:   считалки,   дразнилки,   кричалки, приговорки, потешки… Приветствие  на   уроке  является   «пусковым   механизмом»   урока   и формирует   готовность   к   общению,   концентрирует   внимание   детей,   даёт этикетные правила поведения, стимулирует речевую деятельность, а также даёт  эмоциональный   настрой.   Для   этого   мы   исполняем   приветственные песни, упражнения:                       Песня «ДОБРЫЙ ДЕНЬ» Утро начинается                    ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Люди просыпаются                ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Солнце улыбается                 ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Новый день рождается          ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Добрый день!                        ДОБРЫЙ ДЕНЬ! День добрый!                        ДЕНЬ ДОБРЫЙ! Добрый день!                        ДОБРЫЙ ДЕНЬ! День добрый!                        ДЕНЬ ДОБРЫЙ! Добрый день!                        ДОБРЫЙ ДЕНЬ! День добрый!                        ДЕНЬ ДОБРЫЙ! Добрый день!                        ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Речевая игра «Здравствуйте, ладошки» ­ Здравствуйте, ладошки! ­ хлоп, хлоп, хлоп! ­ Здравствуйте, ножки ­ топ, топ, топ! ­ Здравствуйте, щечки ­ плюх, плюх, плюх! ­ Пухленькие щечки ­ плюх, плюх, плюх! ­ Здравствуйте, губки ­ чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики) ­ Здравствуйте, зубки ­ чок, чок, чок! (стучат зубками) ­ Здравствуй наш носик ­ пип, пип, пип! (нажимают на носик) ­ Здравствуйте малышки — всем привет!  Упражнение «Я рад тебя видеть!» Координационная игра « Картина Вселенной»(Модель Н.Антонян) Солнце поднимается – руки над головой Солнце опускается – руки опустить вниз.  Месяц поднимается – скрещенные руки вверх.  Месяц опускается – скрещенные руки вниз.  Звёздочки сияют – ладони к себе и от себя.  Звёздочки мерцают – «волны» руками сверху вниз.  Падают, падают, падают… – кисти рук над головой, к плечам, к талии. Упражнение «Мелкий дождик моросит» (1 вариант) Мелкий дождик моросит: кап – кап – кап – кап, ­ кистевые  движения, В листьях сада шелестит: ш – ш – ш ­ ш, ­ плавные махи руками над головой, Мокнет мяч у ворот: шлеп – шлеп… ­ шлепки по бёдрам, Мокнет поле, огород: топ – топ – топ – топ. ­ топать ногами, Что­то шепчут листья, ­ плавные махи над головой. Подойдем и спросим, ­ развести руки в стороны, Листья отвечают: Осень! Осень! Осень! ­ кивки головой по  сторонам, И сползают тучи, птиц куда­то пряча, ­ круговые движения руками, Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут… ­ плавные махи руками  вниз. Речевая интонационная игра  «Осенины» (2 вариант со звучащими  жестами) Мелкий дождик моросит:  кап – кап – кап – кап (удары пальчиками по парте) В листьях сада шелестит:  ш – ш – ш ­ ш,  (шуршим ладошками), Мокнет мяч у ворот:  Кап­кап, кап­кап… ­ (шлепки по коленкам), Мокнет поле, огород: топ – топ – топ – топ. – (топаем  ногами), Что­то шепчут листья, (щелчки пальчиками) Подойдем и спросим, ­ развести руки в стороны, Листья отвечают: Осень! Осень! Осень! ­ кивки головой по  сторонам, И сползают тучи, птиц куда­то пряча, ­ круговые движения руками, Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут… ­ плавные махи руками  вниз. Интонация – одна из первооснов  музыки и речи, поэтому словесный  образ неразделим с музыкальным. Интонация помогает детям глубже  постигать словесно – поэтический образ, а затем и выразить образ  музыкальный. Речевой слух является одной из основ музыкального слуха.  Речевое упражнение – эффективное средство развития интонационного слуха. Базой для ритмических упражнений является детский фольклор:  считалки,  дразнилки, потешки, прибаутки, небылицы…  Небылица  Рано ут    ­  ром,   ве   ­  чер ­ ком, (Топ, шлёп­шлёп, хлоп­хлоп, щёлк) Поздно на       рас   ­  све   ­ е ­   те, (Топ,      шлёп­шлёп, хлоп­хлоп, щёлк) Свёкла    е ­     ха ­     ла     вер ­  хом (Топ,      шлёп­шлёп, хлоп­хлоп, щёлк) В па – рус ­ ной     ка ­   ре ­   те. (Топ, шлёп­шлёп, хлоп­хлоп, щёлк) а за ними, чуть дыша, Тихо, аккуратно. Два кирпичных беляша Топали обратно. А за ним во всю прыть мелкими шажками, шкаф пытался переплыть блюдо  с пирогами. Заяц на небо взглянул, Там землетрясенье И из тучи на него Капало варенье. Ритмодекламация может звучать на фоне ритмического сопровождения звучащих   жестов   (хлопы,   шлепы,   щелчки,   притопы   и   т.   п.),   шумовых музыкальных   инструментов,   звучания   мелодии.   Она   может   также сопровождаться   различными   движениями, что   помогает   детям   телесно ощутить темп, динамику, ритм речи. Рече­ритмическая игра Хохотальная разминка» Тук, тук, тук! Что за странный звук?  (стучат кулачками) тук, тук, тук! Что за странный звук? Синти бринти чок, это сверчок.           (щелчки­хлопок) Дзень дзень дзень дзень                         (скользящие хлопки)  звенит муха целый день.   Энзы бензы энзы трок,                           (хлоп­шлёп)  скачут зайцы прыг да скок.  Ани бани тарабани,                    (шлёпы, одновременно топы)  идёт лисонька из бани.  Хо хо хо ! Ха ха ха!                                    (Хлопки­шлепки.  В речке плещется уха.                       (разведение рук в стороны) Хо хо хо! Ха ха ха!                                     (Хлопки­шлепки. Вот такая петуха..                              (разведение рук в стороны) Хо хо хо! Ха ха ха!                                     (Хлопки­шлепки. Надоела чепуха.                                         (махнуть рукой) ТУЧА ПО НЕБУ ГУЛЯЛА «Туча по небу гуляла» Туча по небу гуляла ­ описываем перед собой круг сцепленными руками Дождик за руку вела, ­ берём за руку соседа и качаем руками Он шагал на тонких ножках ­ ходим пальцами по телу: В черных маленьких сапожках ­ опускаемся до ступней,  Дождик всюду походил: ­ перебираем пальцами в локтевой ямке, На крылечке наследил, ­ то же самое другой рукой, В теплой луже покупался, ­ щекочем ладошку, затем другую, Топнул, шлепнул и умчался! ­ топаем, шлепаем по бёдрам и прячем руки  за спину. Пальчиковая гимнастика  – это скоординированная работая мелких мышц пальцев рук и глаз. Развитие пальцевой мелкой моторики готовит основу для формирования будущей речи. Если у ученика обнаружен речевой дефект, то особое внимание следует обратить на тренировку его пальцев, потому как существует   тесная   взаимосвязь   между   речевой   и   моторной   деятельности. Музыкально­ритмические   движения   снимают   психоэмоциональное напряжение,   социализируют   ребенка,   способствуют   развитию   внимания, памяти,   формированию   целенаправленной деятельности.   внутренней   собранности, танец»  Прием  «Игра­   У п р а ж н ение «Дом» Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы  опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики ­   "бутончик  тюльпана") «Друзья – садоводы» Палец толстый и большой В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем  его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз) Указательный с порога Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем­разгибаем") Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем­разгибаем" его. При этом нужно  стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими  пальчиками) А мизинчик­господинчик В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик) Очень важна на уроке  и улыбка самого ребёнка. Если ребёнок поёт и  улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным.  Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате  постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой  внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир людей.                                    Осенняя сказка. Тихо бродит по дорожке        Тихо бьют ладошками по барабану. Осень в золотой одёжке. Где листочком зашуршит,        Маракасы. Где дождинкой зазвенит.        Колокольчик. Раздаётся громкий стук:           Ложки. Это дятел – стук да стук! Дятел делает дупло ­                Ксилофоны. Белке будет там тепло. Ветерок вдруг налетел,           «Шуршалки» По деревьям по шумел, Громче зазывает,                     Тремоло бубнов. Тучки собирает. Дождик – динь, дождик – дон!     Колокольчики, металлофон. Капель бойкий перезвон. Всё звенит , стучит, поёт –            Все инструменты. Осень яркая идёт! Снежный оркестр. Летят, летят снежиночки:                    Играют на треугольнике,  металлофоне. Динь­динь,дон­дон, дан­дан. Снежиночки – пушиночки:                 Играют на ксилофоне. Динь­динь,дон­дон, дан­дан. Их ветерок покружит,                         Звучат «шуршунчики». С метелью их подружит. Поют, поют снежиночки:                     колокольчики и металлофоны. Динь­динь,дон­дон, дан­дан. Им подпевают льдиночки: Динь­динь,дон­дон, дан­дан.             Играют на треугольнике,  колокольчиках. Тут Дедушка Мороз                           Шлепками по коленям. Динь­динь,дон­дон, дан­дан. Их вдаль с собой унёс. «Таря­Маря» (игра на  развитие быстрой и точной реакции, внимания,  координации действий со всеми играющими) ­ Таря ­Маря в лес ходила. ­ В лес ходила? (удивление) ­ В лес ходила!  (утвердительно) ­ Таря­Маря шишки ела. ­ Шишки ела? ­ Вам велела! ­ А мы шишек не хотим! Таре­Маре отдадим! «Кто взял ключи от буфета?»: ­ Кто взял ключи от буфета, в котором на полке лежали конфеты? ­ Оля взяла! ­ Кто? ­ Я? ­ Да, ты. ­ Я не брала! ­ А кто? (называется имя следующего участника)… ­ Нет здесь ключей от буфета. А мыши доели конфеты. Зум­зум­ зум­зум – стих спор и шум. Бум! Мимические упражнения на развитие артикуляционного аппарата Восхищение  «а» удивление    вопрос   ускорения,   силы,   направления,   следовательно, «Кинезитерапия». Кинезитерапия   –   терапия   движением,   усиливающая   общую   активность организма. Учёные выявили: если появляются трудности в усвоении учебного материала, то это обусловлено запоздалым развитием моторики. Как верно заметил   В.В.   Медушевский,   музыка   легко   передает   ощущение   массы, скорости,   обладает способностью воссоздавать любые виды движения. Такие ощущения движений в жизни связаны с ориентировкой организма в пространстве. Начало берут в глубоко  бессознательных  сферах. обязательным  компонентом  компонентом таких   ориентировочных   реакций   являются   эмоции   Изменение   дыхания   и пульса,   мышечного   тонуса   являются   основными   телесными   реакциями   на музыкальное воздействие. Упражнение «Кузнечики, стрекозы, бабочки». Учитель называет то одно, то другое насекомое, а дети под музыку выполняют характерные для этого насекомого   движения.   «Кузнечики»   выполняют   прыжки   из   положения глубокого приседа. «Стрекозы» летают, (бегают) и машут крыльями (широко разведенными   в   стороны   руками).   «Бабочки»   порхают   (руки   соединены   в области   локтей   и   запястий),   работают   только   кисти   рук:   ладони   то смыкаются, то разводятся в стороны). Упражнение «Замени слово жестом». Исполняется песня – попевка всеми детьми. Затем нужно постепенно удалять из текста по одному слову, заменяя его характерным движением. При замене слова движением, оно ни в коем случае   не   произносится.   слово   «колпак»   заменяется   Например, прикосновением   правой   руки   к   голове…   Невнимательные   нарушители выбывают из игры. Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак, А если не треугольный, То это не мой колпак. Релаксация ­ глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Знание и внедрение в учебный процесс методов релаксации   играет   важную   роль   в   профилактике   заболеваний,   снятию мышечного напряжения на уроках и общему укреплению здоровья учащихся. Релаксация «Сотвори в себе солнце» в виде мини­медитации. Цель: снять  эмоциональное и мышечное напряжение, настроить ребёнка на предстоящую  работу. Инструкция (можно под спокойную музыку). Сядьте удобнее, глаза  прикройте, почувствуйте, что ваше дыхание ровное и глубокое... С каждым  вдохом и выдохом вы входите в более расслабленное состояние...  Представьте, что у вас внутри маленькое солнышко... Вот оно начинает расти.  С каждой секундой оно все больше и теплее... Солнышко тёплым золотым  светом заливает изнутри все ваше тело: стопы.., ноги.., живот.., ладошки..,  руки.., грудную клетку.., спину.., лицо.., голову... Все ваше тело сияет  золотом.., и каждый из вас похож на солнышко... А теплые солнечные лучи из  вас выливаются наружу... Мысленно подарите лучик света тем, кого вы  любите и кто любит вас... А теперь пошевелите ручками, ножками, потянитесь и откройте глаза! Такое расслабление займет буквально несколько минут, но за это время  отдохнет головной мозг ребенка. Восприятие   музыки,   её   исполнение   и   создание   являются   основными формами   не   только   музыкального   восприятия,   но   и   музыкальной психотерапии. По существу каждый учитель, осознаёт это или нет, является стихийным   психотерапевтом,   изменяющим   при   помощи   музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.  Список литературы Воронковой ­ М., 1994. 2. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. ­ М., 2007 3. Инновационная деятельность педагога­музыканта. Сборник  методических статей. Выпуск 2. Беседина Л.Г. Музыкально­  ритмическая деятельность детей с особыми образовательными  потребностями. Омск­2012 4. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/stabilizatsiia­emotsional­ nogho­sostoian

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений

Стабилизация эмоционального фона на уроке музыки посредством логоритмических упражнений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018