С.Т.Аксаков "Аленький цвнточек"
Оценка 4.7

С.Т.Аксаков "Аленький цвнточек"

Оценка 4.7
docx
17.02.2023
С.Т.Аксаков "Аленький цвнточек"
Лит.чт. 4Б. 19.12..docx

19 декабря 2022 г.

Литературное чтение 4-б класс.

 Учитель Носова Т.Г.

Группа ПНК 33

Технологическая карта.

Тема

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» . Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Тип урока

Открытия нового знания

Цель

Создать условия для формирования у учащихся о  жизни и творчестве С.Т. Акса­кова

Задачи

Образовательная: познакомить  учащихся с жизнью и творчество писателя,  познакомить со сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь; умения и навыки анализа басен, поиск главного, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету; воспитывать высокие моральные качества.

Планируемые результаты (предметные)

умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение

Личностные результаты

формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Межпредметные связи

Русский язык,- окружающий мир

Организация пространства

Фронтальная; индивидуальная и групповая работа

 

 

 

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

1.      Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Константиновна,  и сегодня урок литературного чтения  проведу у вас я.

 

Прозвенел звонок, начинается урок.

Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе!

На протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.

 

Проверим готовность к уроку,  все ли лежит на столах: учебник, дневник, пенал.

Здравствуйте!

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

2.      Актуализация и пробное учебное действие

-Над каким произведением  вы работали на прошлом уроке?

-Назовите главных героев сказки.

 

 

 

 

 

 

 

-Какова главная мысль сказа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодцы!

Серебряное копытце.

Добрый старик — охотник, по имени Кокованя. Девочка — 6 летняя девочка, которую зовут Даренка. Кошка — питомица Даренки, которая отправилась вместе со своей хозяйкой жить к Коковане.  Серебряное копытце — козлик, выбивающий своим копытом сверкающие драгоценности.

Главная мысль сказки «Серебряное 

копытце» заключается в том, что если у вас чистые помысли и вы делаете только добро, то все, о чем вы мечтаете, обязательно сбудется. Но даже если выпадает возможность сильно разбогатеть, нужно быть скромным и не жадным к деньгам. Вывод. Сказка «Серебряное копытце» учит нас быть добрыми и милосердными к окружающим людям.

3.      Выявление места и причины затруднения

-Что узнать,  произведение какого автора мы сегодня будем изучать,  вам необходимо отгадать ребус.

Итак,  на доске я написала ряд букв, вам необходимо составить из этих букв фамилию писателя.

 

са ов акк

-Какая фамилия у вас получилась?

-Как пишутся фамилии людей?

-Кто из вас слышал эту фамилию?

-Кто это?

-Что вы знаете об этом писателе?

 

 А сейчас вам необходимо разгадать еще один ребус,  в котором вы узнаете название произведения. Приложение 1.

-Итак,  какие получились слова?

-Верно! Тема нашего урока «Аленький цветочек».

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Аксаков.

С большой буквы.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Аленький цветочек.

 

4.      Построение проекта выхода из затруднения

1.               Рассказ об авторе.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские отношения. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа очень любил читать  книги, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Радовался приходу весны, замечал приметы, наблюдал за природой. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать.

Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством.

Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству.

Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, несмотря на это, на стареющего писателя надвигалась слепота, но он продолжал писать. Умер писатель на 68-м году жизни, 30 апреля 1859 года в Москве.

 

2.                  Работа с выставкой книг.

- Ребята, сейчас я вам хочу представить книги, которые написал Сергей Аксаков. Приложение 2.

- Ребята, а какие вы читали произведения Аксакова?

-В тексте сказки, которую мы будем читать сегодня, встречаются слова:

3.                Словарно-лексическая работа.

·              Парча 

·              Тувалет 

·              Венец 

·              Паче зеницы ока 

·              Челядь дворовая   

·              Сажень 

- Ребята, вы видите слова на доске.

-Что обозначает 1 слово? (…)

-Прочтите их сначала по слогам про себя.

-А теперь прочтите по цепочке целиком все слова.

- Объясните, как понимаете смысл слов?

- Послушаем, как объясняется значение слов в толковом словаре.

·              Парча – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

·              Тувалет – стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

·              Венец – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона.

·              Паче зеницы ока – сохранять, беречь больше, чем глаза.

·              Челядь дворовая   –  слуги, дворовые.

·              Сажень – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).

 

-Откройте учебник на стр. 193 и  прочитайте еще раз, как называется рассказ?

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно изучают выставку книг.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читаю слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебники, читают.

5.      Реализация построенного проекта

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим сказку Сергея Аксакова «Аленький цветочек» а после вы ответите на вопрос: О чем сказка?

https://youtu.be/-q-OEUJayNA

 

Перед чтением задаю вопрос:

 После прослушивания постарайтесь ответить на вопрос: О чем сказка «Аленький цветочек»?

(Смотрят сказку)

 

-Итак, ребята, о чём сказка?

-Понравилась вам сказка?

 Какое чувство вы испытали, слушая эту сказку?

- Предложите своё название сказки.

 

-Молодцы! Вы были внимательны и отлично справились с заданием.

 

- Положите учебники перед собой. Еще раз прочитаем этот рассказ. Внимательно слушайте, чтобы могли отвечать на вопросы.

1 часть: Чтение.

-Начинает читать...

-Что вы узнали о семье купца?

-Что можете сказать о самом купце?

 

 

-Можем ли мы уже сказать о характере сестер?

- Какое мнение о них у вас сложилось и почему?

-Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?

 

2 часть: Начинает читать...

-В какой лес попал купец?

-Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?

-В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство?

-Как он понял, что нашел тот самый цветок, который заказывала младшая дочь?

 

3 часть: Начинает читать...

-Что случилось после того, как был сорван цветок?

-Как должен был быть наказан купец?

-Какое условие поставило чудище? Что оно хотело?

 

Часть 4. Начинает читать…

-Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел отправить за себя одну из дочерей?

-Какую черту характера подчеркивает автор?

 

 

-Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? 

 

 

-Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?

-Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправить на погибель вместо близкого вам человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка о любви.

Да, понравилась.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Было три дочери.

Что он был честным, известным. Очень любил своих дочерей.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Его честность. «Зверь лесной, чудо морское... и записки с него заручной не взял».

Старших волновало — не потерял ли он своего богатства великого. Меньшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.

 

 

Очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.

Физкультминутка

А теперь пришло время отдохнуть. Все встали.

 

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

Встают. Повторяют движения.

6.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Положите учебники перед собой. Еще раз прочитаем этот рассказ. Внимательно слушайте, чтобы могли отвечать на вопросы.

Сейчас каждая группа прочитает определенный отрывок сказки. Даст название своей части сказки. Определит, какая иллюстрация подходит к данному отрывку и один ученик из группы подготовит пересказ своего отрывка.

Работа в группах.

Проверка.
1. Жил купец и было у него три дочери.(с.193)
2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.(с 193-196)

3. Отправился купец в дальние страны.(с.196-198)
4. Купец встретился со зверем лесным.(с 198-200)
5. Купец все рассказывает дочерям (с.200-204)

      6. Младшая дочь у зверя лесного.(204-208)

7. Зависть сестёр.(с. 208-211)

8. Превращение зверя в принца.(с. 211-214)

 

-Какова тема сказки?

-Какова главная мысль сказки?

 

 

 

 

- Так чему учит сказка?

 

 

 

 

 

-Давайте сделаем вывод: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сострадание, верность слову, любовь.

Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем.

Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.

7.      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

- Ребята, какие иллюстрации вы бы нарисовали к этому рассказу?

-Молодцы!

Ответы учащихся.

8.      Включение в систему знаний

-С какой сказкой мы сегодня познакомились?

-Кто её автор?

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

-Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?

-Какие задания показались вам интересными?

- Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?

-Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?

«Аленький цветочек.

Сергей Трофимович Аксаков.

Ответы учащихся.

 

 

Да, пригодятся.

9.      Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, а сейчас откройте дневник, запишите домашнее задание.

Уч., стр. 193-214 читать.

 

Наш урок подошел к концу, и вам пора оценить свою деятельность на уроке.

 

Сейчас я каждому развал лучик. Ваша задача выбрать подходящее  вам по настроению солнышко и прикрепить лучик.

 

Сначала девочки, затем мальчики.

 

-Что можно сказать о настроении класса?

 

 

Урок окончен, до свидания!

Внимательно слушают, записывают в дневники.

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

До свидания!

 

Методист ____________ Кузнецова В.А.

Учитель _____________ Носова Т.Г.

Оценка ___________

 

 

 

 

 

Приложение 1

,

,,,,,           И=Е

О=А

https://documents.infourok.ru/78833575-2dbb-4ad2-81c5-c03aa7cf97d9/0/image001.jpg

https://documents.infourok.ru/78833575-2dbb-4ad2-81c5-c03aa7cf97d9/0/image002.jpg

https://documents.infourok.ru/78833575-2dbb-4ad2-81c5-c03aa7cf97d9/0/image003.jpg+КИЙ

ЦВЕТОЧЕК

АЛЕНЬКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

https://sun9-73.userapi.com/impg/qpmtezmQ9vD8bvu_lfuT9aCy0hVvz7E_8hN66g/5JnIq0HhMZ0.jpg?size=604x340&quality=96&sign=b557244a07297739a70fecb00002173a&type=album

 

 

 

 

Приложение 3


 

Скачано с www.znanio.ru

Литературное чтение 4-б класс.

Литературное чтение 4-б класс.

Сценарий урока Этапы урока

Сценарий урока Этапы урока

Что узнать, произведение какого автора мы сегодня будем изучать, вам необходимо отгадать ребус

Что узнать, произведение какого автора мы сегодня будем изучать, вам необходимо отгадать ребус

Последние годы жизни Сергея Тимофеевича

Последние годы жизни Сергея Тимофеевича

Реализация построенного проекта -

Реализация построенного проекта -

Начинает читать... -Что случилось после того, как был сорван цветок? -Как должен был быть наказан купец? -Какое условие поставило чудище?

Начинает читать... -Что случилось после того, как был сорван цветок? -Как должен был быть наказан купец? -Какое условие поставило чудище?

Работа в группах. Проверка. 1

Работа в группах. Проверка. 1

Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас? -Какие задания показались вам интересными? -

Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас? -Какие задания показались вам интересными? -

Приложение 1 , ,,,,,

Приложение 1 , ,,,,,

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2023