Становление личностных качеств детей раннего возраста посредством предметной деятельн
Оценка 4.6

Становление личностных качеств детей раннего возраста посредством предметной деятельн

Оценка 4.6
doc
04.02.2020
Становление личностных качеств детей раннего возраста посредством предметной деятельн
Л.С.Шуцкая. Становление личностных качеств детей раннего возрвста посредством предметной деятель.doc

Л.С. Шуцкая

Становление личностных качеств детей раннего возраста посредством предметной деятельности. 

Производя действия с предметами, малыш осваивает одну из частей социального опыта, накопленного человечеством. Без освоения предметов, начиная с пустышки, погремушки, бутылочки, которые в дальнейшем приобретают все более сложные формы: сложнейшие машины, многоэтажные здания и т.д., человек не может нормально жить и развиваться.

Ребенок в возрасте от года до трех лет начинает усваивать все принятые и существующие способы употребления различных предметов. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет их различные признаки и свойства, при этом идет развитие его восприятия. Запоминая признаки и названия предметов, ребенок одновременно овладевает речевыми навыками и развивает память. Учась действовать предметами, малыш размышляет, развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и интеллекта.

Овладение предметной деятельностью влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность – это основа, от которой берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.

Если действия с предметами уже в раннем детстве не стали заботой родителей, у детей более старшего возраста, да и у взрослого все из рук валится, движения угловаты и неповоротливы. Пошел ваш малыш в школу, выводит старательно первые буквы, цифры – усилий много, а в результате – одни закорючки. Или вы призываете свое дорогое дитя к порядку, просите одеться поаккуратнее. Ребенок, кажется, и старается, а все на нем наперекосяк сидит. Одним словом, «неумеха». Одна из причин этого кроется в раннем детстве, в слабом развитии предметной деятельности.

Как развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т. д.). Затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии, с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. п.). Позднее появляются орудийные действия, то есть ребенок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой причесывает куклу и т. п.). Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия постепенно усложняются.

Все это можно увидеть на примере вашего собственного ребенка. Понаблюдайте или вспомните, как ваш малыш учился есть ложкой. Сначала он стучал ею, так как удобно ухватил за ручку; пытался засунуть куда – нибудь, использовал как рычаг и т. п.; а потом, пытаясь есть ложкой, он зажимал в ладошке самую емкую часть и нес ко рту вместе с пищей. Позднее, уже более уверенно ухватившись за ручку ложки всей кистью, с трудом доносил ее до рта, разливая почти все содержимое, и т. д.

Почему малышу так трудно осваивать всякое новое действие? Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме его цели (представления результата), в нем есть ориентировочные операции, само движение, контроль за ним. Чтобы выполнить действие, ребенку приходятся ориентироваться в пространстве, в пространственных свойствах предметов; соотносить движение руки, положение кисти со своеобразием того или иного орудия, то есть как бы примеряться к нему (соотносить глубину ложки и тарелки (чашки), глубину ложки и характер пищи; расстояние от тарелки до рта), представлять движение и т. п. Вспомните, как вы, будучи уже взрослым, учились делать что-нибудь. Вам приходилось делать то же самое: замечать, сравнивать, соотносить внешние признаки предметов, влияющие на процедуру действия, «примеряться» к ним, представлять движение.

Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в начальной стадии развития, поэтому ему трудно осваивать действие.

По мере упражнения предметные действия становятся более смелыми, уверенными, точными, самостоятельными. Что происходит, когда ребенок научился выполнять эти действия более уверенно и самостоятельно? Это значит, что малыш, во-первых, хорошо представляет себе конечный результат, то есть то, что должно получиться в итоге. (В пирамидке, например, кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величины.) Во-вторых, он ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой (величину колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце). В-третьих, малыш владеет движением (умеет удобно взять кольцо, примерить расстояние от коробки с кольцами до стержня и произвести точное движение — с первой попытки нанизать кольцо). И, наконец, ребенок на основе сенсорных ориентировок контролирует свои действия. Таким образом, действие оформилось структурно, выработался своего рода алгоритм его выполнения.

Теперь малыш уже гораздо легче осваивает другие, особенно подобные, действия. Научился есть ложкой — легче, сноровистее совком насыпает песочек в форму-игрушку; научился застегивать пуговки крупные — осваивает более мелкие и т. п. То есть действия становятся более разнообразными. В итоге ребенок становится все более самостоятельным, все менее зависимым от вас. Он начинает ощущать свою умелость (конечно, умелость относительная), проявляет все больше инициативы: «Хочу сам делать». И в этих заявлениях, как мы уже отмечали, проявляется формирующаяся личность малыша. Уважительно к этому относитесь, берегите, лелейте эти проявления.

Итак, мы рассказали вам более подробно о том, что такое предметная деятельность, зачем она нужна и как постепенно развивается. Но без вашей помощи малыш не освоит ее. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался нормально, помогите ему.

Что же вы можете сделать? Как помочь вашему ребенку освоить предметную деятельность?

Во-первых, создайте условия для ее появления и полноценного развития. Это значит, что уже на первом году жизни малыша и сейчас, то есть на втором и третьем, надо побеспокоиться о своевременном и последовательном развитии его сенсорики, органов чувств, первых элементарных действий. Не забудьте, что уже после шести месяцев жизни малыша общение с ним строится преимущественно через предметы, совместные игры с ними.

Второе условие (после года жизни): расширяйте круг предметов, осваиваемых ребенком. Это и специальные игрушки, дидактические материалы, и предметы быта. Имеются в виду не только занятия с различными матрешками, пирамидками, вкладышами, коробочками, мозаикой и пр., но и освоение предметов ближайшего окружения во время бытовых процессов (кормление, одевание и раздевание детей, привлечение к элементарным трудовым действиям, рисованию и лепке и т. п.— см. соответствующие главы).

Дело в том, что предметная деятельность, как и общение, не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности, превращается в них в отдельные действия; в труде — действия с предметами труда (малыш учится надевать колготки, туфли, платье и т. п., лепит с мамой пельмени, стирает свой платочек и т. д.), в изодеятельности — учится действовать с карандашом, кистью, глиной, бумагой и т. п. Таким образом, вы расширяете круг предметов, которые может освоить ребенок. Заметьте: не ограничиваете, не прячете от него все подряд, не отталкиваете: «Не мешай», а предоставляете их малышу и даете возможность действовать с ними. Более того, надо все сделать, чтобы ребенок лам захотел познакомиться с новым предметом и освоить его. Поддержите природное любопытство ребенка, его активность, стремление понять все новое. Ведь инициативность — ценнейшее качество личности. Его первые проявления мы отмечали с вами очень рано, уже на первом году.

Итак, малыш живет в обстановке, где действуют взрослые, в мире разнообразных вещей, предметов. Большинство из них не вредны для ребенка, многие из них он может осваивать. Он любопытен, ему все интересно, и вы поддерживаете эту инициативу в удовлетворении любопытства. При этом вы готовы помочь малышу, вы готовы научить его. Это и есть третье условие освоения им предметной деятельности — обучение со стороны взрослых. Однако обучение — это не дрессировка. Для начала порадуйтесь тому, что малыш чем-то заинтересовался, проявляет любопытство, и наберитесь терпения. Не спешите помогать, тем более действовать за него. Понаблюдайте за ним: как он пытается действовать с новым для него предметом, определите, в какой мере и какая помощь ему нужна. Позволяйте малышу самому учиться и помогайте только в той мере, в какой это необходимо. Для этого и надо наблюдать за ним. Дайте малышу возможность «поэкспериментировать», попробовать разные варианты действия.

Учить следует тому, чего ребенок не знает, не умеет, и в той мере, в какой он в этом нуждается. То есть активность познания, поиск, находки надо поддерживать и с их учетом строить обучение. Это касается не только освоения предметной, но и всех других видов деятельности и обучения вообще.

Действуя таким образом, вы поможете малышу приобрести ту базу, которая в дальнейшем позволит ему быть ловким в действии, инициативным, самостоятельным, самодостаточным, пытливым, т.е. более адаптивным к постоянно меняющимся жизненным условиям, а, значит, более успешным.

 

Используемая литература:

1.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2.     Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.


3.    

Л.С. Шуцкая Становление личностных качеств детей раннего возраста посредством предметной деятельности

Л.С. Шуцкая Становление личностных качеств детей раннего возраста посредством предметной деятельности

Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия постепенно усложняются

Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия постепенно усложняются

И, наконец, ребенок на основе сенсорных ориентировок контролирует свои действия

И, наконец, ребенок на основе сенсорных ориентировок контролирует свои действия

Таким образом, вы расширяете круг предметов, которые может освоить ребенок

Таким образом, вы расширяете круг предметов, которые может освоить ребенок

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020