Становление Турции как светского государства
Оценка 5

Становление Турции как светского государства

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
обществознание
01.05.2024
Становление Турции как светского государства
В работе описывает процесс становления и его причины Турции в качестве светского государства
Становление Турции как светского государства.docx

 «Становление Турции как светского государства».  

Весьма интересным на сегодняшний день является вопрос о религиозности Турции. На протяжении несколько веков в Османской Империи ислам был движущей религией и играл значимую роль в существовании государства. Более того, отмечаются периоды, в рамках которых руководящие посты страны могли занимать только представители ислама. Однако в начале 20 века Турция претерпела значительные изменения, в том числе и в религиозном плане, что, несомненно, повлияло на развитие государства. Тем самым возникает ряд вопросов, касающиеся стороны светского государства современной Турции. Прежде всего, основным предметом анализа является причина подобных коренных изменений. А также не менее важным является вопрос о том, какой путь развития религиозности наиболее приемлем для современного населения Турции.

Как уже было отмечено ранее, во времена Османской империи на всей ее территории доминирующей религией был ислам. Более того, ислам фактически являлся и государственной идеологией, которая проникала во все сферы жизни общества, в том числе и в культурную. На протяжении нескольких столетий Османская империя была сверхдержавой, которая имела весьма существенное влияние как в Европе, так и в Азии. Государство активно развивало военную промышленность, торговлю. Также большие успехи отмечались в культуре, в частности, науке, искусстве, образовании.

Однако к концу 19, началу 20 века Османская империя стала испытывать ряд существенных проблем. Как итог империя распалась. Во многом этому способствовала Первая мировая война, которая выявила слабость прежнего правительства и острую необходимость менять сложившиеся режим и форму правления. Становлению нового государство послужили действия национального освободительного движения, возглавлявшего Мустафой Кемалем Ататюрком, который, в свою очередь, внёс колоссальную лепту в развитии страны. Грамотные действия Мустафы Кемаля позволили объединить турецкую нацию и сохранить государственность от его полного распада. Важно отметить его следующее изречение: «Турки были великой нацией еще до принятия религии арабов. После принятия эта религия не смогла объединить арабов, персов и египтян с турками в один народ. Напротив, она ослабила национальные узы турецкого народа, привела к притуплению национальной гордости. И это естественно, так как целью основанной Мухаммадом наднациональной религии было вовлечь народы в поглощающую арабскую национальную политику»[1]. Именно поэтому Ататюрк, будучи первым президентом Турции, активно стал проводить политику, ослаблявшую позицию и авторитет ислама в стране. Провозглашение Турции в 1923 году республикой послужило началом развития светского государства. Этому способствовали следующие реформы, в частности принятие законов о ликвидации халифата, о единой светской системе народного образования. Важно отметить, что многие реформы в сфере образования уже в скором времени дали свои плоды. К 1940 году уровень грамотности населения повысилось более чем в 2 раза.

Отправной точкой стала поправка в Конституцию, согласно которой Турция провозглашалась светским государством. На этом реформирование страны лишь начинали набирать обороты. Так, изменения коснулись и одежды, ознаменовавший переход на европейский стиль. За нарушения внешнего вида граждане подвергались гонениям.

Таким образом, реформы М. Кемаля стали первым серьёзным шагом для религиозной секуляризации в Турции. Однако, несмотря на все проводимые реформы, турецкое общество не готово была однозначно отказываться от Ислама в той степени, в которой это требовала власть.

Тем не менее,  М. Кемаль продолжал проводить реформы по модернизации страны. Во многом, ключевой причиной подобных реформ являлась стагнация государства. Ататюрк понимал, что ситуация, которая складывалась в ту эпоху в Османской империи, требовала существенных изменений. Налицо была отсталость в экономическом развитии, культурной сфере. В ином случае, без коренных изменений Османская империя  могла иметь совершенно другой исход событий, вплоть до постепенного исчезновения турецкой идентичности либо же её дальнейшей деградации. Важно отметить, что на момент распада Османской империи, страна считалась отсталой во всех сферах жизни общества. Во многом причиной подобной деградации, по мнению руководства страны, была чрезмерная религиозность. Поэтому М. Кемаль начал свой путь по восстановлению и дальнейшему развитию страны с изменений в Исламе, что в конечном итоге перешло в радикальную модернизацию. Коренные изменения в религии должны были положить путь по демократизации общества, а также создать условия для всестороннего совершенствования государства. Тем не менее, действительно ли данная политика была направлена на создание демократического строя? На наш взгляд, формально, цели были таковыми. Фактически история показывает весьма жёсткий режим Мустафы Кемаля, претворявшего в жизнь авторитарные методы управления.

Религиозная секуляризация, несомненно, дала свои плоды, в первую очередь, сопровождаемые успехами в экономической сфере, а также в области управления и науки. Однако, часть граждан, были настроены крайне негативно, в связи с чем общество дихотомно разделилось на два лагеря: приверженцев Ататюрка (кемалистов) и ярых его противников. Общество не готово было к таким резким и радикальным изменениям, в частности так быстро отвергать религию. Тем не менее потребность в демократизации общества и его развитии сохранялась.

Дальнейшему модернизацию государства способствовала неоднократная смена руководящих органов. В данной стезе важно отметить несколько ключевых факторов. Во-первых, развитие многопартийности и оппозиции. Появление партий с различными идеологиями также положило начало активному развитию демократии. При этом набирала оборот демократическая партия, пропагандировавшая «антиисламизм». Тем самым постепенно разрасталась внутриполитическая борьба, никак не позволявшая найти золотую середину для согласования интересов всех сторон. Тем не менее в дальнейшем, в частности после 1950-х, годов большой авторитет стали получать те партии, которые разделяли ценности Ислама. К 1980-м годам данные партии имели удельный вес в руководящих органах, что позволило взять им курс на устранение западного влияния и её последствий.

Во-вторых, в послевоенное время с появлением оппозиции, постепенно обретали свободу средства массовой информации (Далее – СМИ). Таким образом, стали появляться издания, публиковавшие статьи об Исламе и его значимости для общества и развития страны. Однако многие издания всё же подвергались гонениям. Во многом это было связано с тем, что ключевой целью  СМИ было умаление авторитета партий с антиисламскими убеждениями. Информационный посыл заключался в следующем: «государственная агрессия против религии, по мнению подобных изданий, была направлена исключительно против ислама, а не других религий (представителей которых в Турции того времени, к слову, было ничтожно мало); такая враждебность противоречила светскости и вела к разрушению моральных устоев общества»[2].  

Итак, 1970-1980 годы стали ключевыми в возвращении к национальной идентичности и создании «нового» исламского мира[3]. Налицо было нежелание принимать западные ценности. Наиболее острым стал вопрос о технологическом и экономическом развитии страны, а также решение вопросов социального характера. Тем не менее, в полной степени многие вопросы не решались, и снова вернулась стагнация в развитии общества. Население волновало, в первую очередь, их состояние, однако социальной ориентированности граждане так и не увидели со стороны органов власти. Именно это предопределило снижение авторитета партий исламского толка. Победа в 2002 году Партии Справедливости и Развитии (далее – ПСР), лидером которой был ныне действующий президент Турции, Тайип Эрдоган, полностью поставила точку во внутриполитической борьбе и предопределила дальнейшее развитие светского характера страны.

Ключевым направлением развития пришедшей к власти партии был полный отказ от Ислама в сфере политики. Основная цель элиты заключалась в присоединении к Европейскому Союзу и реформировании законодательства под его стандарты[4]. Тем не менее нельзя говорить о полном отвержение Ислама. Напротив, многие принципы Ислама сохранялись в социальной сфере, и отчасти в экономической. За несколько лет пребывания ПСР у власти, Турция претерпела значительные успехи в развитии экономики, инфраструктуры, роста благосостояния населения и повышения авторитета на международно политической арене: «За те пять лет, что ПСР находится у руля, Турция достигла ежегодного роста экономики в 7,5%, рекордных объемов иностранных инвестиций, стремительно возросших с 1,2 млрд долларов до 20 млрд, и снижения уровня инфляции.. Сеть социальной помощи, программа которой была развернута благодаря ПСР, сыграла колоссальную роль в смягчении негативных последствий перехода к экспортно-ориентированной рыночной экономик»[5]. Важным является тот факт, что уровень доверия граждан к ПСР неуклонно увеличивался, так как в стране совершенно открыто наблюдались рост уровня жизни и социальная ориентированность правительства. Таким образом, сама идея религиозности постепенно отходила на второй план. Принятие обществом ценностей либеральной демократии полностью искоренило существовавшие раннее представления политического ислама в стране.

Таким образом, 20 век для Турции оказался весьма динамичным. Данная нестабильность связана с многочисленными сменами политических элит и их идеологическими убеждениями и установками, насаждающими обществу «сверху». Особый акцент стоит отметить на радикальной секуляризации религии в начале 20 века, что послужило началу модернизации общества в ответ на затянувшуюся стагнацию страны. Как мы видим, государство требовало существенные изменения. Более того, подобные радикальные изменения послужили началу демократизации государства. Однако общество отказывалось в полной степени отвергать религию, что вызвало недовольство и дальнейшее постепенное возвращение к исламу. Но, как было указано выше, крайне частая смена элит показала свою неэффективность и не отвечала требованиям общества. Ислам, действительно, играет большую роль в жизни страны. Однако, как показала практика и история, политизированный Ислам не мог своевременно решать насущные вопросы жизни населения и создавать условия для эффективного и полноценного развития страны. Данный факт сыграл определяющую роль в том, что именно необходимо современному турецкому обществу. Современная политическая элита стала той движущей силой, которая правильно определила запрос населения и выбрала грамотный вектор модернизации страны. Таким образом, современная Турция является светским государством, признающим либеральные ценности. В то же время, ислам как традиционная религия государства сохраняется в социальной и экономической жизни населения.  

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Скорынина В.А. Исламский фактор в турции в начале XX В и антиисламские реформы М.К. Ататюрка. //  Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение : сборник материалов конференции. — Екатеринбург : Деловая книга, 2019. С. 283.

[2] Шлыков П.В. Политический ислам в Турции: поиски новой идентичности // Россия и мусульманский мир. 2009. С. 55.

[3] Там же.

[4] Сотниченко А. Турция: ислам и особенности национальной модернизации // Россия и мусульманский мир. 2011.С. 95.

[5] Шлыков П.В. Политический ислам в Турции: поиски новой идентичности // Россия и мусульманский мир. 2009. С. 69.

Становление Турции как светского государства»

Становление Турции как светского государства»

Грамотные действия Мустафы Кемаля позволили объединить турецкую нацию и сохранить государственность от его полного распада

Грамотные действия Мустафы Кемаля позволили объединить турецкую нацию и сохранить государственность от его полного распада

Тем не менее, М. Кемаль продолжал проводить реформы по модернизации страны

Тем не менее, М. Кемаль продолжал проводить реформы по модернизации страны

Дальнейшему модернизацию государства способствовала неоднократная смена руководящих органов

Дальнейшему модернизацию государства способствовала неоднократная смена руководящих органов

Тем не менее, в полной степени многие вопросы не решались, и снова вернулась стагнация в развитии общества

Тем не менее, в полной степени многие вопросы не решались, и снова вернулась стагнация в развитии общества

Таким образом, сама идея религиозности постепенно отходила на второй план

Таким образом, сама идея религиозности постепенно отходила на второй план
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2024