Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
математика
9 кл—11 кл
08.08.2019
Попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его продолжение, привели к необходимости введения независимых форм контроля над знаниями учащихся. Изменение формы контроля соответственно ведет за собой необходимость изменения системы подготовки к успешной сдаче экзамена. Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?». В этой статье хочу поделиться своим опытом работы по успешной подготовке выпускников к ЕГЭ. Первым делом выяснила, что затруднения при подготовке испытывают учащиеся с низким уровнем вычислительных навыков; учащиеся с завышенным самомнением или, наоборот, имеющие заниженную самооценку.
Подготовка к ОГЭ по математике.docx
Калинина Елена Ивановна
МКОУ «Средняя школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово
Учитель математики.
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике.
Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может
сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и
компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо,
но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и
навыки.
В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто
не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд
незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в
таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному
правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто
обыгрываемые типы каверзных задач.
Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой
специфики ЕГЭ и ОГЭ по математике. Подготовленность в плане специфики
подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно
отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях
дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и
масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо
знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет
большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ОГЭ.
Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще
раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный
вариант ответа среди четырех предложенных.
Подготовленность к чемулибо понимается как комплекс приобретенных знаний,
навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В
готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие
составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене,
информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету,
умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности – "настрой",
внутренняя
настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные
действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий
в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ
и ОГЭ являются следующие:
организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
мониторинг качества;
психологическая подготовка к ЕГЭ.
ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор
своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации,
продолжить образование и овладеть профессиональными навыками. Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и
освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную
сдачу экзамена.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая
принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в
виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих
занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются
тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к
экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только
выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением
времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя за какое время сколько заданий они
успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по
времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему
назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль
результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования,
критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро
решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно,
без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько,
насколько он способен.
Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный
подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ способствует повышению
эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным
подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей
предметников, учащихся и их родителей.
В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по
подготовке к ЕГЭ и ОГЭ мы выделяем три направления: информационная работа с
педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях:
нормативноправовыми документами по ЕГЭ и ОГЭ;
о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в школе, в городе и крае;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих
вопросов:
проведение пробных ЕГЭ и ОГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ОГЭ;
творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (на методической
или научной конференции в рамках школы);
выработка совместных рекомендаций учителюпредметнику по стратегиям подготовки
учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся);
психологические особенности 9,11классников.
3) Педагогический совет "ЕГЭ и ОГЭ – методические подходы к подготовке учащихся". 4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ОГЭ.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
правила поведения на экзамене;
правила заполнения бланков;
расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам
Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила
заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ОГЭ по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся.
1) Родительские собрания:
информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, особенностях подготовки к
тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ОГЭ;
пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ОГЭ.
2) Индивидуальное консультирование родителей.
Мониторинг качества образования.
Мы работаем в гимназии, наши ученики имеют средние учебные возможности и
понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее
обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной
проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Одна из задач, которые решаем на уроках математики подготовка учащихся 9х,
11х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного
экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса,
которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать,
возможности каждого.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ
занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут
сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ. Мониторинг – отслеживание, диагностика,
прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку
события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества
образования – "следящая" и в определенной степени контрольнорегулирующая система по
отношению к качеству образования.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать
следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися
в форме ЕГЭ и ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным
работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ОГЭ. Учитель анализирует их,
выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до
сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на
выпускном ЕГЭ и ОГЭ.
Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка
стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам
саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны:
групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной
тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как
подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервнопсихического
напряжения, как противостоять стрессу.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или
выборочно.
Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по
математике.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления.
Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или
отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и
т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения.
В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось
название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений
весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического
материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и
величинами.
Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании
вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии
личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее
изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне
автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а
должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный
характер.
Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в
начальной школе или в 56 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных
навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает
необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи
базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и
вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и
таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение
записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют
этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно.
Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований,
решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке
необходимо отводить 57 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,
предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют
осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь,
внимание, быстрота реакции.
Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых
для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения
учителя;
2) контроль состояния знаний учащихся;
3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению
изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное
соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно:
вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
Если в 56 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные
числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть
совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма.
Например, на уроках математики мы используем УС по темам:
7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших ЛУР.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.
8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение КВУР рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.
9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
5) Значения тригонометрических функций.
10 класс:
1) Вычисление производных.
2) Простейшие тригонометрические неравенства.
3) Тригонометрические формулы.
4) Простейшие тригонометрические уравнения.
5) Функции, обратные тригонометрическим.
6) Преобразование графиков функций.
11 класс:
1) Вычисление первообразных .
2) Свойства логарифмов.
3) Простейшие показательные уравнения и неравенства.
4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.
Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному
повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на
выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2ой
степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования
иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной
задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для
решения более сложных задач.
Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного
материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала,
если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на: использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных
моделей содержания;
деятельности учителя, управляющего этими средствами;
повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными
свойствами компьютера.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в
следующих вариантах:
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”
Поскольку нагляднообразные компоненты мышления играют исключительно важную
роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ
повышают эффективность обучения:
графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические
математические построения;
возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными
объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее
полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении
нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет
различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего
коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с
компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется
принцип успешности
(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).
При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные
возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и
других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь
решается задача – закладываются основы рационального и эффективного общения
учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества.
Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:
– стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
– повышению мотивации учащихся;
– развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
– развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет
формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
– осуществлению дифференцированного подхода;
– формированию коммуникативных и учебнопознавательных компетенций учащихся;
– развитию вычислительных навыков учащихся;
– формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
– реализации межпредметных связей;
– включению у учащихся всех каналов восприятия информации.
Применение информационных технологий помогают:
создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
развить познавательный интерес к предмету;
первично закрепить знания учащихся;
проверить прочность усвоения знаний. Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача
материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При
изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал
разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует
текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект
урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и
домашнего задания.
Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на
помощь в этом случае приходят интернетресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы:
http: // www.rubricon.ru группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
http: // www.college.ru «Открытый колледж» компании «Физикон».
На уроках закрепления знаний хорошо применять программы – тренажеры для
отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на
помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и
Мефодий» для 11 классов, «Математика – семейный наставник» фирмы «1С» для 56
классов, а для 59 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно
найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим
учебникам.
Роль математических олимпиад при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Цель математической олимпиады:
дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и
интеллектуальные способности; развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;
привлечь внимание детей к математике; создать для одаренных детей атмосферу радости и
праздника.
Основные принципы разработки заданий олимпиады.
Международная олимпиада по основам наук включает в себя 25 различных заданий, 5
заданий по 2 балла, 5 заданий по 3 балла, 15 заданий по 5 баллов.
Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало
базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий
для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. В каждом
варианте даются легкие задачи, с которыми могут справиться большинство участников.
Также даются задачи, с которыми заведомо могут справиться единицы. В целом задания
подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы
математики. Общий объем варианта подбирается так, чтобы только наиболее
подготовленные дети могли решить все задания.
Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:
1. числовые ряды, закономерности, ребусы;
2. «текстовые» задачи (классические арифметические задачи);
3. логика (в том числе алгоритмизация);
4. геометрия (задачи на нагляднообразное мышление: «разрезалки», «складывалки»,
развертки и т.д.);
5. комбинаторика (задачи на перебор вариантов);
6. творческое задание.
Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной
возможности, чтобы сделать ее более доступной. Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в
современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически
грамотным человеком.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут
быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать
использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения
поставленной проблемы.
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Стать на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.