СТАТЬИ
Оценка 4.7

СТАТЬИ

Оценка 4.7
docx
08.05.2020
СТАТЬИ
Оптимизация преподавания.docx

УДК 37.091.3(072)(075.9)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И

СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

Optimization of teachind deneral fechnical and special subiects.

Лысенко Александр Иванович

Преподаватель специальных дисциплин

КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Казахстан,

komkclass211@mail.ru

 

Аннотация:  читая статью, можно видеть, что автор – творческая личность. Он в поиске. Пытается внести нечто новое, в методику преподавания современного теоретического урока опираясь на уже известные методы и формы проведения, общетехнических и специальных предметов, для более качественной подготовки студентов и делится своими мыслями и опытом с коллегами.

Ключевые слова: урок, дидактическая, преподавателей, подготовка, знаний.

 

Подготовка квалифицированных кадров имеет ключевое значение для подъёма экономики Казахстана. Задачи подготовки квалифицированных специалистов решаются, прежде всего, в процессе теоретического обучения.

Многогранный и комплексный подход к исследованию проблемы интенсификации учебного процесса, осуществляемого на основе  классно-урочной системы, усилил практическое значение урока как основной организационной  формы теоретического обучения в учебных заведениях системы профессионального образования. Общая дидактическая характеристика урока включает все основные компоненты определения урока, выдвинутого классической и современной педагогикой. Однако специфика профессионального образования требует включения в нее ряда уточняющих признаков, касающихся режима, состава обучающихся, структуры и т.д.

Каждый урок представляет собой составную часть, ступень учебного процесса. Вместе с тем это относительно цельный, логически завершенный этап на пути формирования у студентов знаний, умений и навыков.

Классно-урочная система в колледже позволяет правильно нормировать труд и отдых обучающихся, обеспечить руководящую роль преподавателя в учебном процессе и строгое выполнение каждым студентом своих учебных обязанностей. Все это обеспечивает организационную четкость в учебной работе колледжа, развитие самостоятельности и активности обучающихся в их учебной деятельности.

Эффективность теоретического обучения, прежде всего, зависит от соблюдения преподавателем при подготовке урока и в его ходе основных общих психолого-дидактических требований к организации системы уроков и отдельного урока теоретического обучения в колледже.

В системе уроков теоретического обучения последовательность распределения  учебного материала в соответствии с учебной программой должна сочетаться  с непрерывным укреплением и развитием связей между ранее сформированными и вновь формируемыми у обучающихся знаниями, умениями и навыками.

Процесс разработки преподавателем системы уроков по учебной теме обязательно должен включать следующие компоненты:

·                      определение места  данной темы в учебном курсе, ее идеи и круга знаний (что должны усвоить  обучающиеся, какими умениями и навыками  овладеть, какие идеи науки постигнуть);

·                     конкретное выяснение того, какой материал должен быть подан обучающимся в осведомительном плане, что требует осознанного усвоения и что должно быть усвоено наиболее прочно;

·                     определение возможности осуществления при изучении данного учебного материала  связи теории с практикой, с жизнью, с учебно-производственным трудом;

·                     определение и разработку межпредметных и внутрипредметных связей (особое внимание должно быть уделено связи теоретических дисциплин с курсом производственного обучения);

·                      выявления таких особенностей содержания учебного материала темы, которые должны  быть использованы преподавателем для развития познавательных способностей обучающихся,  формирования их научного мировоззрения, интереса к профессии, активно-позитивного отношения к труду;

·                     выявление готовности обучающихся к усвоению новой темы (какими понятиями, фактами, умениями, навыками они владеют к началу изучения темы); 

·                     определение логического пути преподавания материала, наиболее плодотворного для формирования знаний и навыков и познавательных сил обучающихся, для правильного распределения учебного материала темы по урокам;

·                     выбор эффективных методов реализации дидактических целей урока;

·                     определение видов самостоятельных, контрольных и творческих работ обучающихся (отбор тематики и планирования докладов, сочинений, обобщений студентов, составление задач, изготовление пособий и т. п.);

·                     выявление необходимых связей уроков с домашними занятиями, с работой обучающихся в предметных кружках технического творчества;

·                     определение ожидаемого результата изучения студентами данной темы (уровень сформированности конкретных знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности обучающихся).

Объективная обоснованность системы уроков логикой учебного процесса не может рассматриваться как нечто неизменное. Разработка системы уроков требует творческого подхода преподавателя к педагогической деятельности, осуществление развивающего обучения.

Целью разработки системы уроков должно быть повышение эффективности каждого отдельного урока.

Осуществляя детализированную разработку одного отдельного урока, преподаватель должен соблюдать следующие основные общие психолого-дидактические требования:

·         основная дидактическая цель урока должна быть определенной, ясной, четко сформулирована;

·         образовательные и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны;

·         содержание учебного материала для урока в целом и для каждой его части (в соответствии со структурой урока) должно отбираться на правильной психолого-дидактической основе;

·         подбор методов обучения для урока в целом и для каждой его части должен быть педагогически обоснован, так как это обусловливает целесообразность применения каждого метода системы в целом, и направлен на выполнение задач развивающего обучения;

·         организационная четкость урока должна быть следствием осуществления педагогически правильного выбора типа (вида) урока, планирования его структуры, а также подготовки к уроку преподавателя и обучающихся;

·         на каждом уроке должны реализоваться связи теоретических знаний обучающихся с их профессиональной учебно-производственной практикой;

·         сочетание  коллективной и индивидуальной работы обучающихся на уроке должно видоизменяться в зависимости  от общей дидактической цели и частных (или дополнительных) целей каждого конкретного урока.

Разработанная система уроков по теме, разделу, курсу должна уточняться и детализироваться при подготовке преподавателя к проведению конкретного урока. В процессе этой доработки может быть изменен (уточнен) тип или вид урока.

Классификация уроков теоретического обучения в колледже должна давать преподавателю четкую ориентировку в трех самых важных вопросах, от которых зависит в дальнейшем рациональность разработки и реализации урока:

            а) определение этапа обучения в соответствии с логикой учебного процесса и основной дидактической цели обучения, вытекающей из психолого-дидактического содержания этого этапа;

            б) определение общей дидактической цели урока;

            в) определение основного (ведущего) метода формирования знаний (умений и навыков) в соответствии с общей дидактической целью урока, имея в виду конкретное содержание учебного материала и требования учебных программ (и профессионально-квалификационных характеристик) на данном этапе учебного процесса.

Выбор типа и вида урока определяется основной дидактической целью обучения на данном этапе; спецификой содержания учебного материала; местом проведения урока; формами организации учебной деятельности обучающихся, а также методами или дидактическими средствами обучения, являющимися  ведущими (но не единственными) на данном уроке. Продуктивность учебной деятельности обучающихся характеризуется, прежде всего, системностью знаний, умений и навыков, их прочностью и глубиной. Эти качества знаний, умений и навыков формируются достаточно эффективно в том случае, если тип (вид) организационной формы и ее структура позволяют максимально (в соответствии  требованиями учебной программы, профессионально - квалификационной характеристики и конкретным содержанием учебного материала) использовать в ходе урока межпредметные связи, методы разрешения дидактических противоречий на основе принципов профессионального обучения.

Творческой подход преподавателей к организации уроков теоретического обучения на научной основе с использованием  последних достижений и результатов исследований педагогики, психологии, профессиональной педагогики и дидактики является совершенно необходимым условием оптимизации учебного процесса в колледже на уровне современных требований научно-технического прогресса.

 

Список использованной литературы

1.      Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Г.К. Селевко – М.: Народное образование;

2.      Научно методические журналы «Профессионал Казахстана».

3.      Багрова, И.Г. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова; Под ред. Е.Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 655 c.

4.      Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2018. - 511 c.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

УДК 37.091.3(072)(075.9) ОПТИМИЗАЦИЯ

УДК 37.091.3(072)(075.9) ОПТИМИЗАЦИЯ

Объективная обоснованность системы уроков логикой учебного процесса не может рассматриваться как нечто неизменное

Объективная обоснованность системы уроков логикой учебного процесса не может рассматриваться как нечто неизменное

Разработанная система уроков по теме, разделу, курсу должна уточняться и детализироваться при подготовке преподавателя к проведению конкретного урока

Разработанная система уроков по теме, разделу, курсу должна уточняться и детализироваться при подготовке преподавателя к проведению конкретного урока
Скачать файл