СТАТЬИ

  • docx
  • 08.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Оптимизация преподавания.docx

УДК 37.091.3(072)(075.9)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И

СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

Optimization of teachind deneral fechnical and special subiects.

Лысенко Александр Иванович

Преподаватель специальных дисциплин

КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Казахстан,

komkclass211@mail.ru

 

Аннотация:  читая статью, можно видеть, что автор – творческая личность. Он в поиске. Пытается внести нечто новое, в методику преподавания современного теоретического урока опираясь на уже известные методы и формы проведения, общетехнических и специальных предметов, для более качественной подготовки студентов и делится своими мыслями и опытом с коллегами.

Ключевые слова: урок, дидактическая, преподавателей, подготовка, знаний.

 

Подготовка квалифицированных кадров имеет ключевое значение для подъёма экономики Казахстана. Задачи подготовки квалифицированных специалистов решаются, прежде всего, в процессе теоретического обучения.

Многогранный и комплексный подход к исследованию проблемы интенсификации учебного процесса, осуществляемого на основе  классно-урочной системы, усилил практическое значение урока как основной организационной  формы теоретического обучения в учебных заведениях системы профессионального образования. Общая дидактическая характеристика урока включает все основные компоненты определения урока, выдвинутого классической и современной педагогикой. Однако специфика профессионального образования требует включения в нее ряда уточняющих признаков, касающихся режима, состава обучающихся, структуры и т.д.

Каждый урок представляет собой составную часть, ступень учебного процесса. Вместе с тем это относительно цельный, логически завершенный этап на пути формирования у студентов знаний, умений и навыков.

Классно-урочная система в колледже позволяет правильно нормировать труд и отдых обучающихся, обеспечить руководящую роль преподавателя в учебном процессе и строгое выполнение каждым студентом своих учебных обязанностей. Все это обеспечивает организационную четкость в учебной работе колледжа, развитие самостоятельности и активности обучающихся в их учебной деятельности.

Эффективность теоретического обучения, прежде всего, зависит от соблюдения преподавателем при подготовке урока и в его ходе основных общих психолого-дидактических требований к организации системы уроков и отдельного урока теоретического обучения в колледже.

В системе уроков теоретического обучения последовательность распределения  учебного материала в соответствии с учебной программой должна сочетаться  с непрерывным укреплением и развитием связей между ранее сформированными и вновь формируемыми у обучающихся знаниями, умениями и навыками.

Процесс разработки преподавателем системы уроков по учебной теме обязательно должен включать следующие компоненты:

·                      определение места  данной темы в учебном курсе, ее идеи и круга знаний (что должны усвоить  обучающиеся, какими умениями и навыками  овладеть, какие идеи науки постигнуть);

·                     конкретное выяснение того, какой материал должен быть подан обучающимся в осведомительном плане, что требует осознанного усвоения и что должно быть усвоено наиболее прочно;

·                     определение возможности осуществления при изучении данного учебного материала  связи теории с практикой, с жизнью, с учебно-производственным трудом;

·                     определение и разработку межпредметных и внутрипредметных связей (особое внимание должно быть уделено связи теоретических дисциплин с курсом производственного обучения);

·                      выявления таких особенностей содержания учебного материала темы, которые должны  быть использованы преподавателем для развития познавательных способностей обучающихся,  формирования их научного мировоззрения, интереса к профессии, активно-позитивного отношения к труду;

·                     выявление готовности обучающихся к усвоению новой темы (какими понятиями, фактами, умениями, навыками они владеют к началу изучения темы); 

·                     определение логического пути преподавания материала, наиболее плодотворного для формирования знаний и навыков и познавательных сил обучающихся, для правильного распределения учебного материала темы по урокам;

·                     выбор эффективных методов реализации дидактических целей урока;

·                     определение видов самостоятельных, контрольных и творческих работ обучающихся (отбор тематики и планирования докладов, сочинений, обобщений студентов, составление задач, изготовление пособий и т. п.);

·                     выявление необходимых связей уроков с домашними занятиями, с работой обучающихся в предметных кружках технического творчества;

·                     определение ожидаемого результата изучения студентами данной темы (уровень сформированности конкретных знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности обучающихся).

Объективная обоснованность системы уроков логикой учебного процесса не может рассматриваться как нечто неизменное. Разработка системы уроков требует творческого подхода преподавателя к педагогической деятельности, осуществление развивающего обучения.

Целью разработки системы уроков должно быть повышение эффективности каждого отдельного урока.

Осуществляя детализированную разработку одного отдельного урока, преподаватель должен соблюдать следующие основные общие психолого-дидактические требования:

·         основная дидактическая цель урока должна быть определенной, ясной, четко сформулирована;

·         образовательные и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны;

·         содержание учебного материала для урока в целом и для каждой его части (в соответствии со структурой урока) должно отбираться на правильной психолого-дидактической основе;

·         подбор методов обучения для урока в целом и для каждой его части должен быть педагогически обоснован, так как это обусловливает целесообразность применения каждого метода системы в целом, и направлен на выполнение задач развивающего обучения;

·         организационная четкость урока должна быть следствием осуществления педагогически правильного выбора типа (вида) урока, планирования его структуры, а также подготовки к уроку преподавателя и обучающихся;

·         на каждом уроке должны реализоваться связи теоретических знаний обучающихся с их профессиональной учебно-производственной практикой;

·         сочетание  коллективной и индивидуальной работы обучающихся на уроке должно видоизменяться в зависимости  от общей дидактической цели и частных (или дополнительных) целей каждого конкретного урока.

Разработанная система уроков по теме, разделу, курсу должна уточняться и детализироваться при подготовке преподавателя к проведению конкретного урока. В процессе этой доработки может быть изменен (уточнен) тип или вид урока.

Классификация уроков теоретического обучения в колледже должна давать преподавателю четкую ориентировку в трех самых важных вопросах, от которых зависит в дальнейшем рациональность разработки и реализации урока:

            а) определение этапа обучения в соответствии с логикой учебного процесса и основной дидактической цели обучения, вытекающей из психолого-дидактического содержания этого этапа;

            б) определение общей дидактической цели урока;

            в) определение основного (ведущего) метода формирования знаний (умений и навыков) в соответствии с общей дидактической целью урока, имея в виду конкретное содержание учебного материала и требования учебных программ (и профессионально-квалификационных характеристик) на данном этапе учебного процесса.

Выбор типа и вида урока определяется основной дидактической целью обучения на данном этапе; спецификой содержания учебного материала; местом проведения урока; формами организации учебной деятельности обучающихся, а также методами или дидактическими средствами обучения, являющимися  ведущими (но не единственными) на данном уроке. Продуктивность учебной деятельности обучающихся характеризуется, прежде всего, системностью знаний, умений и навыков, их прочностью и глубиной. Эти качества знаний, умений и навыков формируются достаточно эффективно в том случае, если тип (вид) организационной формы и ее структура позволяют максимально (в соответствии  требованиями учебной программы, профессионально - квалификационной характеристики и конкретным содержанием учебного материала) использовать в ходе урока межпредметные связи, методы разрешения дидактических противоречий на основе принципов профессионального обучения.

Творческой подход преподавателей к организации уроков теоретического обучения на научной основе с использованием  последних достижений и результатов исследований педагогики, психологии, профессиональной педагогики и дидактики является совершенно необходимым условием оптимизации учебного процесса в колледже на уровне современных требований научно-технического прогресса.

 

Список использованной литературы

1.      Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Г.К. Селевко – М.: Народное образование;

2.      Научно методические журналы «Профессионал Казахстана».

3.      Багрова, И.Г. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова; Под ред. Е.Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 655 c.

4.      Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2018. - 511 c.

 

 


Скачано с www.znanio.ru