УДК 37.091.3(072)(075.9)
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И
СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Optimization of teachind deneral fechnical and special subiects.
Лысенко Александр Иванович
Преподаватель специальных дисциплин
КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Казахстан,
komkclass211@mail.ru
Аннотация: читая статью, можно видеть, что автор – творческая личность. Он в поиске. Пытается внести нечто новое, в методику преподавания современного теоретического урока опираясь на уже известные методы и формы проведения, общетехнических и специальных предметов, для более качественной подготовки студентов и делится своими мыслями и опытом с коллегами.
Ключевые слова: урок, дидактическая, преподавателей, подготовка, знаний.
Подготовка квалифицированных кадров имеет ключевое значение для подъёма экономики Казахстана. Задачи подготовки квалифицированных специалистов решаются, прежде всего, в процессе теоретического обучения.
Многогранный и комплексный подход к исследованию проблемы интенсификации учебного процесса, осуществляемого на основе классно-урочной системы, усилил практическое значение урока как основной организационной формы теоретического обучения в учебных заведениях системы профессионального образования. Общая дидактическая характеристика урока включает все основные компоненты определения урока, выдвинутого классической и современной педагогикой. Однако специфика профессионального образования требует включения в нее ряда уточняющих признаков, касающихся режима, состава обучающихся, структуры и т.д.
Каждый урок представляет собой составную часть, ступень учебного процесса. Вместе с тем это относительно цельный, логически завершенный этап на пути формирования у студентов знаний, умений и навыков.
Классно-урочная система в колледже позволяет правильно нормировать труд и отдых обучающихся, обеспечить руководящую роль преподавателя в учебном процессе и строгое выполнение каждым студентом своих учебных обязанностей. Все это обеспечивает организационную четкость в учебной работе колледжа, развитие самостоятельности и активности обучающихся в их учебной деятельности.
Эффективность теоретического обучения, прежде всего, зависит от соблюдения преподавателем при подготовке урока и в его ходе основных общих психолого-дидактических требований к организации системы уроков и отдельного урока теоретического обучения в колледже.
В системе уроков теоретического обучения последовательность распределения учебного материала в соответствии с учебной программой должна сочетаться с непрерывным укреплением и развитием связей между ранее сформированными и вновь формируемыми у обучающихся знаниями, умениями и навыками.
Процесс разработки преподавателем системы уроков по учебной теме обязательно должен включать следующие компоненты:
· определение места данной темы в учебном курсе, ее идеи и круга знаний (что должны усвоить обучающиеся, какими умениями и навыками овладеть, какие идеи науки постигнуть);
· конкретное выяснение того, какой материал должен быть подан обучающимся в осведомительном плане, что требует осознанного усвоения и что должно быть усвоено наиболее прочно;
· определение возможности осуществления при изучении данного учебного материала связи теории с практикой, с жизнью, с учебно-производственным трудом;
· определение и разработку межпредметных и внутрипредметных связей (особое внимание должно быть уделено связи теоретических дисциплин с курсом производственного обучения);
· выявления таких особенностей содержания учебного материала темы, которые должны быть использованы преподавателем для развития познавательных способностей обучающихся, формирования их научного мировоззрения, интереса к профессии, активно-позитивного отношения к труду;
· выявление готовности обучающихся к усвоению новой темы (какими понятиями, фактами, умениями, навыками они владеют к началу изучения темы);
· определение логического пути преподавания материала, наиболее плодотворного для формирования знаний и навыков и познавательных сил обучающихся, для правильного распределения учебного материала темы по урокам;
· выбор эффективных методов реализации дидактических целей урока;
· определение видов самостоятельных, контрольных и творческих работ обучающихся (отбор тематики и планирования докладов, сочинений, обобщений студентов, составление задач, изготовление пособий и т. п.);
· выявление необходимых связей уроков с домашними занятиями, с работой обучающихся в предметных кружках технического творчества;
· определение ожидаемого результата изучения студентами данной темы (уровень сформированности конкретных знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности обучающихся).
Объективная обоснованность системы уроков логикой учебного процесса не может рассматриваться как нечто неизменное. Разработка системы уроков требует творческого подхода преподавателя к педагогической деятельности, осуществление развивающего обучения.
Целью разработки системы уроков должно быть повышение эффективности каждого отдельного урока.
Осуществляя детализированную разработку одного отдельного урока, преподаватель должен соблюдать следующие основные общие психолого-дидактические требования:
· основная дидактическая цель урока должна быть определенной, ясной, четко сформулирована;
· образовательные и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны;
· содержание учебного материала для урока в целом и для каждой его части (в соответствии со структурой урока) должно отбираться на правильной психолого-дидактической основе;
· подбор методов обучения для урока в целом и для каждой его части должен быть педагогически обоснован, так как это обусловливает целесообразность применения каждого метода системы в целом, и направлен на выполнение задач развивающего обучения;
· организационная четкость урока должна быть следствием осуществления педагогически правильного выбора типа (вида) урока, планирования его структуры, а также подготовки к уроку преподавателя и обучающихся;
· на каждом уроке должны реализоваться связи теоретических знаний обучающихся с их профессиональной учебно-производственной практикой;
· сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся на уроке должно видоизменяться в зависимости от общей дидактической цели и частных (или дополнительных) целей каждого конкретного урока.
Разработанная система уроков по теме, разделу, курсу должна уточняться и детализироваться при подготовке преподавателя к проведению конкретного урока. В процессе этой доработки может быть изменен (уточнен) тип или вид урока.
Классификация уроков теоретического обучения в колледже должна давать преподавателю четкую ориентировку в трех самых важных вопросах, от которых зависит в дальнейшем рациональность разработки и реализации урока:
а) определение этапа обучения в соответствии с логикой учебного процесса и основной дидактической цели обучения, вытекающей из психолого-дидактического содержания этого этапа;
б) определение общей дидактической цели урока;
в) определение основного (ведущего) метода формирования знаний (умений и навыков) в соответствии с общей дидактической целью урока, имея в виду конкретное содержание учебного материала и требования учебных программ (и профессионально-квалификационных характеристик) на данном этапе учебного процесса.
Выбор типа и вида урока определяется основной дидактической целью обучения на данном этапе; спецификой содержания учебного материала; местом проведения урока; формами организации учебной деятельности обучающихся, а также методами или дидактическими средствами обучения, являющимися ведущими (но не единственными) на данном уроке. Продуктивность учебной деятельности обучающихся характеризуется, прежде всего, системностью знаний, умений и навыков, их прочностью и глубиной. Эти качества знаний, умений и навыков формируются достаточно эффективно в том случае, если тип (вид) организационной формы и ее структура позволяют максимально (в соответствии требованиями учебной программы, профессионально - квалификационной характеристики и конкретным содержанием учебного материала) использовать в ходе урока межпредметные связи, методы разрешения дидактических противоречий на основе принципов профессионального обучения.
Творческой подход преподавателей к организации уроков теоретического обучения на научной основе с использованием последних достижений и результатов исследований педагогики, психологии, профессиональной педагогики и дидактики является совершенно необходимым условием оптимизации учебного процесса в колледже на уровне современных требований научно-технического прогресса.
Список использованной литературы
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Г.К. Селевко – М.: Народное образование;
2. Научно методические журналы «Профессионал Казахстана».
3. Багрова, И.Г. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова; Под ред. Е.Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 655 c.
4. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2018. - 511 c.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.