Статус педагога в обществе
Педагог – одна из древнейших и почитаемых профессий. Во все времена люди, обладающие знаниями и опытом и способные передавать их другим, ценились и пользовались уважением в социуме. Слова древнегреческого философа Аристотеля о том, что «учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь»,
Педагог 21 века, по сути, мало чем отличается от педагога 19 и 20 века. «Сеет разумное, доброе, вечное...». Отдаёт себя детям без остатка. Однако изменилось отношение общества к педагогу. Каково же положение в обществе у педагога сейчас? К сожалению, можно констатировать, что тот высокий статус, которым педагог пользовался, на сегодняшний день большей частью утрачен. Это находит своё отражение и в уровне зарплат, и в небрежении к педагогу со стороны государственных чиновников, которые с каждым годом всё больше погружают педагога в водоворот бумажной волокиты, отрывая его от самого главного – от подготовки себя к передаче знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Осуществляя оценку престижа любой профессии, следует принимать во внимание три позиции: научно-теоретическую, государственную и общественную. С первых двух позиций положение дел в отношении педагогов выглядит более или менее оптимистично, и оценка достаточно высока. Но с точки зрения самих работников образования и прогрессивных представителей общественного мнения, воспитатели, учителя и преподаватели находятся далеко не в благополучной ситуации.
Как же оценивается престиж профессии преподавателя сегодня? Большинство молодежи не хотят заниматься педагогическим трудом. Закончив педагогический, молодые люди выбирают иную сферу деятельности. По мнению действующих педагогов, основными причинами являются: низкая оплата труда, сложность работы с детьми ,непрестижность профессии , психоэмоциональные перегрузки («нервная профессия») .Таким образом, данные подтверждают падение статуса преподавателя в обществе. Однако, эта проблема не только самого преподавателя, но и общества в целом. Ведь преподаватель является важным субъектом социальных отношений - связующим звеном между поколениями, носителем общественно-исторического опыта. Падение его статуса напрямую отражается на культурном развитии общества.
Современное общество довольно сильно изменилось не в лучшую сторону. Изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время. На место предыдущего поколения учащихся, для которых уважение к педагогу существовало априори, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Невидимые катаклизмы сознания человека привели к девальвации духовности. Меркантильность, беспринципность, равнодушие – как часто сталкиваемся мы сегодня с этими негативными явлениями. Но мы знаем, что педагог может, смело преодолевать трудности современной жизни. И не только потому, что долг обязывает, но и потому, что в их преодолении формируются педагогические навыки, выявляются духовные резервы и приходят в боевую готовность педагогические задатки и способности. Чем труднее - тем интересней! В победе над трудностями появляется истинное самоутверждение.
И, конечно, в наш век бурного развития высоких технологий, технических ноу-хау педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером, уметь пользоваться различными программами для создания видеороликов, игр, заданий многое другое . Я думаю, что это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег. Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Это и огромное чувство юмора, доброжелательность, безграничное педагогическое мастерство, профессионализм. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Педагог – пример для подражания, поэтому он должен быть кристально чист.
Я убеждена в том, что подлинное право на воспитание и обучение – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности. Педагог не просто профессия, а образ жизни: бесконечная ответственность перед государством, обществом, учеником, а прежде всего - перед самим собой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.