Первые шаги в формировании самооценки
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях стала осваиваться новая технология, новая философия оценки обученности; стала вводиться система безотметочного обучения или альтернативного оценивания достижений учащихся. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей .Исходя из вышесказанного возникает вопрос можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки?
На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить ребёнка умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя. Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.
Разумеется, не все младшие школьники способны к выработке и аргументации собственного мнения даже в самых элементарных заданиях. Многие из них не знают о том, что они что-то знают, многие не доверяют себе и нуждаются в поддержке. Для того чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание, необходимо формировать следующие умения: умение определять предмет оценивания, умение воспринимать предмет оценки, умение устанавливать критерии оценки.
Вот некоторые приёмы формирования самооценки, которыми можно пользоваться на этапе её становления:
Ø На протяжении всего урока или его части, после выполнения задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат цветовой гаммой.
- красный –«нет ошибок» или «старался, и это умение у меня прибавилось»;
- синий – «1-2 ошибки» или «старался, но результатом не доволен»;
- зеленый – « 3 и более ошибок» или «над этим не работал» . Этот прием можно использовать на первоначальных этапах формирования самоконтроля и самооценки. В дальнейшем условные обозначения успешности можно видоизменить.
! -- Я доволен и могу двигаться дальше.
? -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам.
– -- Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!
Также возможно и фиксирование той же цветовой гаммой настроения учащихся на разных этапах урока.
Ø Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист самооценки, который имеет несколько видов и функций.
Ø Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика». Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.
Ø Для определения сформированности навыка самоконтроля школьников, следует пользоваться критериями, анкетами и показателями, анализировать письменные работы и работу на уроке по результатам каждой четверти. И проводить динамику отслеживания .
Ø Можно предложить учащимся уже на первых уроках письма попробовать самим оценить свои результаты. Критерии поначалу говорит учитель (что можно оценить, т.е. какие умения) или спрашивает детей, что можно оценить. Выявляются два критерия: красота и правильность выполнения задания. Появляются две шкалы:
К. П. К. – красота, П. – правильность.
Далее объясняется, как оценить по линеечке:
1) если я считаю, что слово написано очень-очень красиво, красивее написать невозможно, я поставлю свою оценку здесь (на самом верху линеечки ставится крестик или звездочка);
2) работа выполнена красиво, но можно было бы сделать ее лучше (звездочка ставится выше средней черточки);
3) если я считаю, что слово написано некрасиво, но бывает хуже, я поставлю свою оценку здесь (ниже средней черточки).
Также учитель объясняет, как оценить правильность выполнения задания:
1) если в слове есть все буквы, то звездочка ставится вверху;
2) если буквы написаны все, но графическое изображение имеет зеркальное положение, то звездочка ставится выше средней черточки;
3) если в слове пропущены буквы или есть лишние, то звездочка ставится на линеечке ниже средней линии. Не допускаются низкие оценки. Необходимо сказать детям, чтобы при оценивании они не обижали себя, любили.
Ø На карточках- вопросах учащиеся получают задания. На карточках-ответах помещен образец решения данных заданий. Информационные карточки включают весь материал, необходимый для ответа на вопрос. В целом работа строится таким образом: ученик получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу и оценивает его.
Ø Важно также помочь ребенку осознать свое незнание и стремиться его ликвидировать. В этом помогает следующий прием. Нужно не исправлять допущенную ребенком ошибку, а только указывать место, а ребенок находит ошибку и самостоятельно ее исправляет. Хорошим приемом является письмо с пропусками. Например, на уроке русского языка, если не знаешь, какую, букву писать, поставь « - ».
Ø Можно предложить ученикам самим оценивать свою работу, для этого необходимо выработать алгоритм порядка оценивания .Например:
1.В чём заключалось задание?
2.Удалось ли получить результат?
3.Полностью правильно или с ошибкой ?
4.Полностью самостоятельно или с помощью?
5.Как ты себя оцениваешь?
Сначала можно для примера самооценки по алгоритму вызвать наиболее подготовленного ученика, чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии, а на последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем учащимся. Но главное чтобы это проводилось на каждом уроке
Результаты самооценивания дополнительно обсуждаются с отдельными ребятами, особенно с теми, у кого занижена самооценка, выясняются причины их неуверенности. После таких уроков многие дети хотят улучшить свой результат по собственной инициативе. Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика». Заполняется карта ежемесячно самим ребенком, отметки за нее не выставляются. « Мне нравится урок…..», « Мне было интересно заниматься на уроке…..», « Я доволен, тем, что… », « Я горжусь собой, когда……», «Я хочу научиться…..», «Мне надо стремиться….»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.