Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Тавдинский техникум им. А.А. Елохина»
Рабочая программа учебной дисциплины
А. 02 Социальная адаптация и основы социально – правовых знаний
Уровень образования: профессиональное обучение
Срок обучения:1год 10 мес
Профессии: 19601 Швея
Отделение обучения: очное
Тавда 2022
Рабочая программа по А.02 Социальная адаптация и основы социально – правовых знаний составлена на основании комплекта учебной документации для профессионального обучения рабочих, служащих по профессии 19601 Швея
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Тавдинский техникум им. А.А. Елохина»
Автор-составитель:
Петрова С.В. - преподаватель, 1КК
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УМР
______________Е.В. Карпеева
«____»_____________2022г
РАССМОТРЕНО
На заседание методической комиссии
Профессионального цикла
Протокол № _____ от _______________
Председатель МК __________________ Л.Н. Апостолова
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 2022 / 2023учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………… 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………...........5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………........7
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....10
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
А. 02Социальная адаптация и основы социально – правовых знаний
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии 19601 Швея из числа выпускников специальной коррекционной образовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость).
Рабочая программа является частью программы профессионального обучения для ГАПОУ СО «Тавдинский техникум им. А.А. Елохина» обеспечивает необходимый базовый уровень по А. 02 Социальная адаптация и основы социально – правовых знаний при подготовке рабочих по профессии 19601 Швея.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сервиса, для повышения квалификации, для курсовой подготовки взрослого населения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в состав адаптационного цикла, в число адаптационных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать нормы позитивного социального поведения;
- использовать свои права согласно законодательству;
- обращаться в надежные органы за квалифицированной помощью;
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- составлять необходимые заявительные документы;
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- механизмы социальной адаптации;
- основополагающие международные документы по правам человека;
- основы гражданского и семейного законодательства:
- основы трудового законодательства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 час, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40час
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
40 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
40 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины А .02 Социальная адаптация и основы социально – правовых знаний |
|||
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся. |
Количество часов |
Осваиваемые компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Социальная адаптация |
10 |
|
|
Тема 1.1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Понятие «социальная адаптация»; виды, этапы и стадии социализации. |
|||
Практические занятия 1.Механизмы социальной адаптации. 2.Дезадаптация: понятие, причины. |
2 2 |
||
Тема 1.2. Механизмы защиты прав человека |
Основополагающие документы по правам человека |
2 |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Практические занятия Изучение документов. Решение ситуационных задач. |
2 |
||
Раздел 2. Основы Российского законодательства |
28 |
|
|
Тема 2.1 Конституционное право |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Основы конституционного строя РФ; |
|||
Практические занятия Конституционные права и свободы граждан |
2 |
||
Тема 2.2. Основы гражданского законодательства |
Содержание учебного материала |
2
2 |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Гражданский кодекс РФ. |
|||
Практические занятия Правоспособность и дееспособность граждан. Понятие гражданского и правового договора. |
|||
Тема 2.3. Основы семейного права |
Содержание учебного материала |
2
2
|
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака. |
|||
Практические занятия Права и обязанности супругов. Брачный договор. |
|||
ТЕМА 2.4 Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов и лиц с ОВЗ |
Содержание учебного материала |
2 2
2 |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Понятие трудовой договор Изменение и прекращение трудового договора |
|||
Практические занятия Решение ситуационных задач |
|||
ТЕМА 2.5 Федеральный закон от 24 ноября 1995г ода №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» |
Содержание учебного материала |
2
2 |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Общие положения . основные статьи закона |
|||
Практические занятия Решение ситуационных задач |
|||
ТЕМА 2.6. Перечень гарантий инвалидам в Российской федерации |
Содержание учебного материала |
2 2
2 |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Дополнительная бесплатная медицинская помощь инвалидам Санитарно-курортное лечение инвалидов |
|||
Практические занятия Решение ситуационных задач |
|||
|
Дифференцированный зачет |
2 |
|
Всего
|
40 / 22 / 16 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
- шкафы для хранения дидактических пособий;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия (планшеты, действующие стенды, плакаты);
Технические средства обучения:
- компьютер (ноутбук);
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Конституция РФ. Семейный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Конвенция ООН о правах инвалидов. Конвенция о правах ребенка.
Дополнительные источники:
1. Основы правоведения, учебник для учреждений НПО/А.Я. Яковлева- Москва, «Академия»,
2. Основы права, учебник для учреждений НПО/В.В. Румынина- Москва, «Форум-инфра-М»
Нормативные акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).
2. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г.).
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.).
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп.).
5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 12.11.2012 г.).
6. «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.07. 2012 г.). 12
7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2012 г.).
8. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015 г.).
9. Указ Президента РФ от 02.10.1992 г. №1157 (ред. от 01.07.2014 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».
10. Приказ Минтруда России от 25.12.20012 г. № 627 «Об утверждении методики, позволяющей активизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» (вместе с «ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) Группа Р 20. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства реабилитации людей с ограничениями) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 г. № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09.
Гигиенические требования к условиям труда инвалидов.
Санитарные правила») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2009 г. № 14036).
Интернет ресурсы:
1. http://elib.mosgu.ru - электронный каталог Библиотеки МосГУ
2. IPRbooks - электронно-библиотечная система
3. KNIGAFUND.RU - электронно-библиотечная система
4. www.biblio-online.ru - электронно-библиотечная система
5. www.znanium.com - электронно-библиотечная система
6. http :// www. chtivo.ru
7. http :// vkpolitehnik.ru
8. Справочно-правовая система «Гарант»
9. Справочно-правовая система «Консультант+»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь - использовать нормы позитивного социального поведения;; - использовать свои права согласно законодательству; -обращаться в надежные органы за квалифицированной помощью; - анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации; - составлять необходимые заявительные документы; -использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - механизмы социальной адаптации; -основополагающие международные документы по правам человека; - основы гражданского и семейного законодательства: - основы трудового законодательства. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения определяются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. - Решение ситуационных задач -фронтальный опрос -индивидуальный опрос -тестовый контроль - проверка ведения тетрадей; - внеаудиторная самостоятельная работа; - дифференцированный зачет. |
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.