Проект
«Школа профессионального мастерства»
МБДОУ № 33 «Аленький цветочек»
Актуальность проекта.
В условиях внедрения требований ФГОС и создания программы развития дошкольного образовательного учреждения возрастает необходимость повышения уровня профессионального мастерства педагогов.
Неоднородный состав педагогических кадров: педагоги со специализацией «Дошкольное воспитание», педагоги, прошедшие переподготовку по специальности «Дошкольное воспитание», молодые специалисты (до 3 лет педагогического стажа по специальности «Дошкольное воспитание») обязывает к более тщательному подходу в построении работы по развитию и расширению профессиональных компетенций педагогов - воспитателей. Построение образовательных траекторий развития профессионального мастерства вышеназванных групп педагогических кадров должно быть разное, однако в «одном ключе»: расширении компетенций и идти параллельно. Например, воспитателям специалистам достаточно освоение годового плана методической деятельности, тогда как молодым специалистам не хватает практических навыков, а педагогам, прошедшим переподготовку, необходимо практически освоить специфические методы и приёмы работы с детьми – дошкольниками.
В то же время изменения в построении новой модели развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с федеральными образовательными стандартами дошкольного образования, предъявляют одинаковые требования к творческой активности всех педагогических работников, к умению проектировать свою деятельность и внедрять исследовательскую, проектную и другие формы инновационной деятельности с дошкольниками.
Все воспитатели должны быть готовы к внесению изменений в информационное пространство, трансформации Центров детской активности, построения позитивного сотрудничества с детьми и развития партнёрских взаимоотношений с родителями.
Реализация этих стратегий становится возможной только в результате постоянного обогащения педагогического опыта, причём, в специально созданном профессиональном пространстве, т.е. пространстве «Школы профессионального мастерства» (далее «Школы»).
Пояснительная записка.
Анализ качественного и количественного состава педагогического потенциала ДОУ (воспитателей дошкольных групп) 2015-2016 учебный период выявил следующее:
Педагоги со специализацией «Дошкольное воспитание» (кол-во, %) |
Педагоги, не имеющие специализацию «Дошкольное воспитание» (кол-во, %) |
Педагоги, прошедшие переподго – товку по специальности «Дошкольное воспитание» (кол-во, %) |
Молодые специалисты (стаж работы по специальности «Дошкольное воспитание» (до 3 лет) (кол-во, %) |
Компетенция в области ФГОС (из общего количества ): курсы повышения квалификации
(кол-во, %) |
Квалификационная категория |
||
высшая |
первая |
соответствие |
|||||
13 (41%) |
17 (53%) |
5 (16%) |
2 (1%) |
10 (31%) |
1 |
4 |
3 |
Наблюдение за работой педагогов, не имеющих опыта работы в ДОУ и не имеющих специализации «Дошкольное воспитание», выявило недостатки в овладении методикой организации детей в режимных процессах и во время непосредственно образовательной деятельности. Анкетирование показало частичное владение умением планировать учебно-воспитательный процесс, знаниями и применением различных технологий, знанием анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Воспитатели - неспециалисты и молодые специалисты не отдают должного внимания игре, как ведущей деятельности детей, не применяют в своей работе проектирование педагогического сопровождения дошкольников, не используют принципы трансформации, интеграции, полифункциональности игровой и предметно пространственной среды для развития дошкольников.
В таких условиях возникает необходимость обновления и обогащения опыта данных педагогов. В предложенном проекте это может быть реализовано как через традиционные формы методической деятельности, так и через такую форму, как - «Игра в школу» (для молодых специалистов). В игре предусмотрены уроки, «весёлые переменки» и каникулярные занятия. Предполагается, что данная форма работы послужит одним из примеров – вариантов (для перечисленных категорий воспитателей) при организации образовательной деятельности в дошкольной группе и может быть использована в качестве образца проектной деятельности в педагогическом процессе группы в дальнейшем.
Концепция проекта:
«От достижений педагога - к достижениям детей»
Цель: Расширение и обогащение профессиональных компетенций педагогических кадров ДОУ
Задачи:
1. Повысить уровень профессионального мастерства в условиях внедрения ФГОС ДО.
2. Познакомить с инновационными игровыми технологиями.
3. Способствовать развитию творческой активности и инициативности педагогов в области организации предметно-развивающей среды ДОУ.
4. Расширить представления педагогов о способах организации детского коллектива во время проведения режимных моментов и НОД.
Направления деятельности:
1. Организация образовательной деятельности детей в режимные моменты
2. Организация непосредственно образовательной деятельности детей
3. Организация работы с родителями
Ресурсы
Кадровые |
Информационные |
Методические |
Заведующий Заместитель заведующего Педагог-психолог Старший воспитатель Специалисты ДОУ Воспитатели - наставники |
Интернет ИКТ (Power Point, Exel, Windows Movie Market) Интерактивные игры, видеосюжеты, презентации, фотоматериалы, конспекты 1. Сайт www.«Мерсибо».ru 2. Сайт www. фгос-игра.рф 3. Cайт www. МБДОУ №33 «Аленький цветочек»
|
· Образовательная программа МБДОУ№ 33 · Технология «Сообщество» · Технология «Социокультурные истоки» · Материалы по ознакомлению с ФГОС ДО · Конспекты образовательных проектов · Картотеки игр |
Содержание работы в проекте
Для осуществления качественной работы по развитию профессионализма воспитателей – не специалистов и молодых специалистов необходимо создание системы методической деятельности. Достижение положительных результатов зависит также от мотивированности педагога-воспитателя, коррекции и стимулирования его деятельности. Знакомясь с коллективом учреждения, молодой специалист рассчитывает изначально на поддержку, благосклонность и сотрудничество коллег. Администрация учреждения, в свою очередь, предоставляет работникам возможность быть принятым, и помощь в социализации. Методическая поддержка начинающего воспитателя обеспечивается, прежде всего, изучением его деятельности в стажировочный период (3 месяца, как правило). Происходит знакомство, налаживание доверительных отношений, наблюдение за внедрением в педагогический процесс группы, изучение мотивации воспитателя к деятельности. Затем только выстраивается стратегия перспективного планирования совместной деятельности для расширения педагогических компетенций.
Работа в данном проекте в условиях программы развития всего учреждения, рассчитана на три учебных периода: 2015-2016гг.; 2016-2017гг.; 2017-2018 гг.
Содержание методической деятельности в проекте определено согласно перспективным планам, в которых предусмотрены темы, сроки и ответственные за реализацию (Приложение 1)
Для молодых специалистов предусмотрено отдельное планирование на три учебных периода (Приложение 2), форма плана работы по наставничеству (Приложение 3), разработка учебного плана «Школы «Статус +» (Приложение 4), материалы для мониторинга (Приложение 5).
Этапы работы в проекте
№ этапа |
Вид деятельности |
Цель деятельности |
сроки |
Подготовительный |
1. Анализ качественного состава педагогического коллектива
2. Наблюдение за работой воспитателей и специалистов – педагогов с детьми.
3. Анкетирование педагогов.
4. Выбор формы организации методической работы с педагогами.
5. Постановка целей, задач, концепции и направлений сотрудничества в «Школе», структуры и содержания мероприятий по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ 6. Подготовка методического, кадрового и информационного ресурсов. |
1.Определение соответствия специализации 2.Выявление достижений и пробелов в реализации ОП ДОУ и требований ФГОС 3. Определение профессиональных компетенций педагогических кадров ДОУ 4. Определение оптимальной формы взаимодействия по решению профессиональных задач. 5. Создание перспективных планов
6. Оптимизация процесса взаимодействия и ответственности педагогических кадров в процессе организации работы «Школы» |
Сентябрь - ноябрь |
Реализация проекта |
1.Проведение мероприятий согласно перспективному планированию 2. Сопровождение взаимодействия воспитателей и наставников
|
1. Реализация поставленных задач
2. Контроль и коррекция способов сотрудничества |
Декабрь - февраль |
Заключительный |
1. Мониторинг
|
Определение результатов деятельности педагогов ДОУ в проекте и перспективы |
Март- апрель |
Формы работы:
1. Игра
2. Мастер – класс
3. Работа на ПК
4. Презентация
5. Демонстрация
6. Практикум
7. Отчёт
8. Рефлексия
9. Домашнее задание (для игры в «школу»)
Методы и приёмы:
1. Игровые (разыгрывание ролей, игровых ситуаций, мозговой штурм)
2. Обучающие (диагностика, методы проблемного обучения, диалог)
3. Поисковые (эвристическая беседа, исследовательский метод)
4. Мультимедийные
5. Наглядные
6. Практическая деятельность
a. составление Циклограмм
b. перспективное планирование
c. моделирование
d. конспектирование
e. проектирование
7. Ведение Дневника «Успешного педагога» (для игры в «школу»)
8. Заполнение «Журнала Достижений» (для игры в «школу»)
Модель участника проекта
Соответствие профессиональных компетенций педагога требованиям ФГОС к педагогическим работникам
Результаты- продукты деятельности в проекте
· Папка «Памятка воспитателю» с письменными результатами практической деятельности, образцами проектов педагогического процесса в группе
· Видеоролики «Из жизни группы»
· Интерактивные авторские игры для дошкольников
· Авторские мультфильмы для дошкольников
· «Большая Книга Достижений» с иллюстрациями (коллаж из фотографий «уроков»)
· Конспект «Школа профессиональной компетенции «Статус+»
Литература:
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. / М.: ООО «Линка-ПРЕСС», 2004
2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. / М. ТЦ «Сфера», 2014
3. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. / М.:ТЦ «Сфера», 2005
4. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. Авт-сост. Шмонина Л.В., Зайцева О.И. / Волгоград: «Учитель», 2014
5. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум / авт.-сост. Лапман В.Е.(и др.) / Волгоград: «Учитель», 2013
6. Майер А.А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования: от профилактики к саморазвитию. / М.:ТЦ «Сфера»,2015 (Управление детским садом)
7. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО/ авт.-сост. Бацина Е.Г., Чепикова В.Н., Начарова О.В., Жук Л.Н., Федосеева М.А. / Волгоград, изд. «Учитель», 2015
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» //http//www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok/html
9. Родительские собрания. /авт.-сост. Крыласова В.Е. (и др.) / Волгоград: «Учитель», 2013
10. Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 1: Планирование и контроль. / М.: ТЦ «Сфера, 2014 (Управление детским садом)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.