Из личного опыта работы:
«Лучшие педагогические практики в моделях работы объединений дополнительного образования»
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы разделяет детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учит всех по-разному, причем содержание и методы обучения рассчитываются в зависимости от уровня умственного развития и корректируются в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.
Моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.
Свою задачу, как преподаватель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности учеников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.
Исследователи отмечают наличие определенных психологических особенностей восприятия у так называемого поколения Next – детей, выросших в эпоху компьютеров и глобальной Интернет-сети.
Среди них:
- интеллектуальное равнодушие;
- неверие в традиционные ценности;
- недостаток отзывчивости и воспитанности;
- искушенность в технике и др.
Ситуация усугубляется широкой доступностью виртуального пространства, которое является «коммуникатором с широким выбором культурных объектов и способов их использования».
«Если ученик в школе не
научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели
сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Принципы обучения - дидактические принципы:
• Принцип сознательности и активности - осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение (с точки зрения обучаемого).
• Принцип наглядности – использование педагогом зрительного канала восприятия, который позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала и значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения.
• Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения
• Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний.
• Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых.
• Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения. Ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания.
• Принцип связи теории с практикой, т.к. практика – основной материал для познания.
Использую следующие формы обучения на занятиях
Урок-игра (Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Например - можнопомочь какому-то сказачному герою и т.п. Две сестры Холодная и теплая краски, Основные и составные цвета)
Урок-путешествие (хорошо проводить на уроках истории искусств, погружаемся в прошлое, узнают о культуре др народов)
Урок-диспут (Диспут не просто одна из форм урочной
работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь школьники приобретают
навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом
позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство
ответственности за окружающих людей.
На диспут идут охотно даже «молчуны». Для себя они будут молча соревноваться, и
даже если не выскажут собственной позиции, то, признав себя побежденными,
осознают ошибочность своего суждения. Так дискуссия всегда предполагает решение
сложных нравственных вопросов: прийти к истине сообща легче, чем в одиночку.)
Урок-экскурсия (он-лайн посещение музеев и музейных комплексов)
Урок-конференция
Урок-пленэр (Пленэр (от франц. en plein air — «на открытом воздухе») —Дети видят красоту окружающей их природы и отражают это в своих работах.
правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и солнечного света. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью наиболее полного воспроизведения ее реального облика.)
Урок-наблюдение
Урок-викторина( на уроках обобщения . Ребятам даю тестовые задания, шарады ребусы, назови автора)
Так же на своих уроках я применяю коллективное творчество и ребята с нетерпением ждут таких уроков. Сотрудничество.
Декоративно-прикладное искусство:
Развитие общекультурной компетентности обучающихся осуществляется через приобщение к культурному наследию народа средствами декоративно-прикладного искусства.
ДПИ решает широкий круг задач, как
познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора,
мастерами), так и воспитательных (воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к культуре своего народа).
Цели обучения - заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
Образовательные цели - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;
Развивающие цели - развитие способностей (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
Воспитывающие цели - воспитание чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.
Практическая цель обучения связана с его направленностью, с тем, какой навык формируется в результате процесса обучения
Игровая технология применяется педагогами в работе с детьми различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Поэтому цели применения технологии обширны: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития, они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Системно-деятельный подход
Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять.
Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда обучающийся пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения и сопоставить со своими мыслями и переживаниями.
Главная задача учителя - создание условий для успешного учения детей.
Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Таким образом уже в традицию вошла подготовка праздничных выставок детских творческих работ в ДК.
Помимо выставок дети участвую в конкурсах разных уровней
Название конкурса,соревнований |
Сроки проведения |
Результат участия |
Кол-во участников |
|
||||||||||
Уровень ДШИ |
|
|||||||||||||
отбор работ на региональный этап Всероссийского конкурса «Охрана труда глазами детей» |
01.12.18 |
|
2 |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
Районный уровень |
|
|||||||||||||
Конкурс рисунков «Искры памяти» |
май 2018 |
|
5 |
|
||||||||||
Муниципальный этап конкурса «Память» |
ноябрь 2018 |
1 место – Панова С. 2 место – Саронова К. 3 место – Новиеова М. |
6 |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
Областной уровень |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
Всероссийский уровень |
||||||||||||||
региональный этап Всероссийский фестиваль юных художников «Уникум» |
октябрь 2018 |
благодарственое письмо - 2 |
2 |
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
Международный уровень |
||||||||||||||
«Золотые руки» Конкурс рисунков «На пороге весны»
«Золотая осень 2018» |
апрель 2018
ноябрь 2018 |
3 место – Подчуфарова К.
3 место – Подчуфарова К.
|
1
1 |
|||||||||||
Сотрудничаем с общеобразовательными школами, в прошлом году я проводила мастер-класс по «Пуантилизму» в летнем оздоравительном пришкольном лагере. Ранее с этим же мастер-классом, при сотрудничестве с клубными работниками, попсетила Ситовскую и Языковскую общеобразовательные школы.
Показателем результативности педагогической деятельности служит высокий уровень мотивации у учащихся к занятиям, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в учебной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.