Сообщение по методической проблеме: «Активные методы обучения в СПО»
Активные методы обучения – это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
АМО строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, на деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Существуют несколько классификаций АМО
1. Например, классификация по Ю. С. Арутюнову
(в основе - наличие заданных моделей деятельности и ролей)
2. Классификация Кашлева
(в основе - ведущая функция в педагогическом взаимодействии)
1. Методы создания благоприятной атмосферы
2. Методы организации обмена деятельностью:
А) Метод «Метаплан»,
Б) Метод «1х2х4»
3. Методы организации
мыследеятельности
4. Методы организации смыслотворчества
5. Методы организации рефлексивной деятельности
Каждый метод имеет множество вариантов реализации.
Остановимся на методах организации обмена деятельностью. Я использую некоторые из них на занятиях по методике русского языка и детской литературе.
Например, метод «Метаплан». Суть его. Это система разнообразных видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, в которой промежуточные результаты одной деятельности являются исходным материалом для организации другой деятельности. Метод предназначен для организации мыследеятельности по решению проблемы, поставленной на занятии, для создания каждым учащимся своего индивидуального смысла по этой проблеме и его обогащения в результате обмена смыслами.
Вот как использую этот метод по теме «Виды орфографических ошибок»
Определяем задачи групповой деятельности:
1. показать знание различных видов орфограмм, изучаемых в начальных классах;
2. показать знание опознавательных признаков орфограмм и основанных на них правил;
3. развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки, объяснять причины их.
Студенты делятся на группы по 2-3 человека. Группам даются разные тексты для орфографического диктанта, которые содержат одинаковые виды орфограмм, например, правописание безударных гласных, падежных окончаний, изучаемые в начальных классах.
Для работы дана инструкция для выполнения задания:
1.запишите текст с орфографическими ошибками, которые могли бы сделать школьники на каждый изученный вид орфограмм;
2. передайте этот текст другой подгруппе для исправления ошибок (каждая группа исправляет ошибки другой);
3. классифицируйте ошибки по видам орфограмм, на которые они сделаны;
4. обобщите причины ошибок, т.е. укажите, какие опознавательные признаки не усвоены учащимися при написании определенного вида орфограмм;
5. выразите свое мнение по вопросам №№ 3,4;
6. сравните ответ другой группы со своим, при необходимости задайте вопросы;
7. зафиксируйте обобщение по теме, выслушав преподавателя.
8. определите достоинства и недостатки своей работы.
Например, текст: Чудеса.
Глянул я подноги. Кучька сухой листвы лежыт. Листя будто жывые двигаюца. В них кто-то фыркает и чихает. Клочя сухой листвы поднились, а подними ежик сидит. Чудиса!
Виды орфографических ошибок |
Опознавательные признаки орфограмм |
1. Раздельное написание предлогов |
1.1. Наличие буквосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой. 1.2. Часть речи: предлог относится к имени сущ-ому или местоимению. |
2. Правописание чк-чн |
2. Наличие в слове данных сочетаний. |
3. Правописание жи-ши |
3. Наличие в слове данных сочетаний. |
4. Правописание ь разделительного знака |
4.1 Наличие звука Й после мягкого согласного. 4.2. Наличие гласных е, ё, ю, я. 4.3. Место орфограммы: на стыке корня и окончания. |
5. Правописание личных окончаний глагола 3 лица наст. и буд. времени |
5.1. Часть речи: глагол. 5.2. Признаки: наст. или буд. время, 3 лицо. 5.3.Место: окончание. |
6. Правописание постфикса -ся |
6.1. Часть речи: глагол. 6.2. Возвратность глагола. 6.3. Место: после окончания. |
7. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
7.1. Наличие безударных гласных а, о, и, е. 7.2. Место в слове: корень. |
Ещё один метод организации обмена деятельностью: Метод «1х2х4»
Суть его. Преподавателем называется вопрос по теме занятия и предлагается всем учащимся индивидуально в течение 3-5 минут написать ответ на него, после чего нескольким учащимся предлагается озвучить свои варианты решения проблемы. Далее учащиеся объединяются в пары, которые должны в течение 3-5 минут сравнить тексты каждого из участников и создать общий текст, расширив и углубив его содержание. Трем-пяти парам предлагается представить результаты своей работы. Далее каждые две пары объединяются в группы по 4 человека, которым предлагается в течение 7-10 минут сравнить варианты текстов, созданных в парах, расширить и углубить содержание. В результате каждая группа представляет свой вариант текста по решению проблемы, после чего преподавателем организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
Этот метод я использую по методике обучения чтению при работе над языком художественного текста, например, стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
Задачи: формирование навыка языкового анализа текста и методики работы над ним.
Задание: показать методику изучения стихотворения на этапе анализа языка текста Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
Инструкция:
1. выбрать группу лексики для анализа с целью обогащения словаря учащихся, составить вопросы - задания.
2. выбрать лексику для усвоения оттенков значений слов (изобразительно-выразительные средства), составить вопросы - задания.
3. Представить результаты.
4. Оценить работу в группах.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,-
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Образец выполнения задания
Из лексики, предназначенной для анализа, выделяется:
1. Лексика для анализа с целью обогащения словаря учащихся (усвоение новых слов):
Лучезарный («лучезарны вечера») – полный блеска, сияния, сверкающий, озаряющий своим светом (устаревшее слово)
-Какие два слова «спрятались» в этом прилагательном (луч зари)
-Как бы вы его описали, какой он – луч зари (светящийся, сияющий)
-Почему же это прилагательное использовал автор для описания осенних вечеров (они светлые, наполненные теплым сиянием).
2. Лексика для усвоения оттенков значений слов (изобразительно-выразительные средства):
Льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Сначала Объясняется устаревшее слово
Лазурь - цвет неба в ясный день, синева неба
Затем работаем над метафорой:
-Какое особенное слово употребил автор, чтобы показать, как раскинулась синева небес над полем, в каком значении оно употреблено (льется – переносное значение - метафора)
- Какое состояние природы хотел выразить этой метафорой поэт (безмятежное, умиротворенное, наполненное теплым сиянием ранней осени)
Конечно, в индивидуальной работе на первом этапе не все слова, необходимые для анализа, будут найдены. Но в групповой работе содержание анализа языка обогатится и будет точнее показана методика работы. На этапе рефлексии группы оценивают свою работу после обобщения преподавателем представленных результатов.
Таким образом, использование инновационных, активных методических приемов организации обучения на занятиях по русскому языку с методикой преподавания и детской литературе обеспечивают повышение эффективности работы студентов, формирует у обучающихся критическое и креативное мышление и способствуют развитию личности студента.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.