Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования города Новосибирска
Детская музыкальная школа № 6
Методическая статья
на тему:
«Обучение вокальному мастерству на занятиях в ДМШ и ДШИ – ведущие принципы»
Выполнила:
Лавская Ю. С.
преподаватель первой
квалификационной категории
г. Новосибирск 2024 г.
Введение
Вокальное искусство – это искусство передавать средствами певческого голоса идейно - образное содержание музыкального произведения. Один из древнейших видов музыкального исполнительства, который проявляется в виде сложного психофизиологического процесса, связанного с различными эмоциональными состояниями человека и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких как: дыхание, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т. д. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие детей, совершенствует их основные психические функции.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно, и к самому предмету. Таким образом, обучение детей пению является мощным средством их воспитания и развития, и является основной задачей самого предмета в целом.
К основным задачам вокального воспитания детей следует отнести:
1. Обеспечение развития творческих способностей, таких качеств характера учащегося как дисциплинированность, усидчивость, трудолюбие, умение справляться с поставленными задачами, его личных индивидуальных качеств;
2. Овладение знаниями в области музыкальной грамоты и представлениями о вокальном исполнительстве в контексте истории, ярких представителей различных музыкальных эпох, стилей и жанров;
3. Формирование практических умений и навыков сольного пения - обучение детей исполнительским возможностям и разнообразным приемам сольного исполнения с технической и эмоциональной стороны, способность использовать полученные знания на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;
4. Создание устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.
В рамках музыкальной школы к развивающим задачам можно отнести:
· овладение навыками сольного пения и техническими средствами, средствами музыкальной выразительности;
· развитие навыков эмоциональной вовлеченности ребенка для глубокого раскрытия художественного содержания вокального произведения;
· развитие творческих способностей средствами вокального исполнительства;
· обогащение эмоционального и мыслительного опыта;
· погружение в мир классической музыки и поэзии.
Для реализации развивающих задач необходимо подключать воспитательный аспект взаимодействия с учащимся:
· формирование культуры слушателя и исполнителя, как неотъемлемой части духовной культуры личности и нации;
· развитие эстетического вкуса, расширение кругозора и сохранение традиций в области вокального искусства;
· воспитание сценической культуры, осмысленной, артистичной интерпретации музыкального и поэтического текста;
· культивирование ответственности перед лицом автора слушателей.
Все перечисленные задачи реализуются при помощи специфических обучающих задач, свойственных развитию певческого голоса,к основным свойствам которого относятся:
· тембр;
· звуковысотный диапазон;
· динамический диапазон;
· качество дикции.
На занятиях вокалом в музыкальных школах основной упор делается на развитие основных вокальных навыков:
· навык выразительного исполнения;
· слуховые навыки;
· навык звуковедения;
· навык артикуляции лицевого аппарата;
· навык владения певческим дыханием;
· навык звукообразования;
· навык сценической выдержки.
В ходе процесса вокального обучения учащийся получает знания о певческом голосообразовании: работе голосовых связок, резонаторов, диафрагмы и певческом дыхании. Формируются, а затем совершенствуются вокально – технические, художественные навыки, развивается голос, исполнительские задатки, музыкально – эстетический вкус, умственные способности: память, наблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, воля. Происходит развитие музыкальных способностей таких как: музыкальный слух, музыкально – ритмическое чувство, музыкальная память, координационные способности и т.д.
Процесс вокального обучения – это многогранный процесс, связанный с физикой тела, художественно – образным мышлением и эмоциональным откликом на сам процесс исполнения произведения. В процессе вокального обучения ребенок узнает о своих возможностях с новой стороны, учится проявлять их и тем самым раскрывать потенциал свой личности.
Ведущие принципы вокального обучения в ДМШ и ДШИ
Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности обучающегося. Все принципы связаны между собой и могут быть представлены как система. Специальные, свойственные музыкальной педагогике принципы являются основой методики вокального обучения. Ведущими среди общепедагогических принципов обучения являются:
· принцип воспитывающего обучения;
· принцип сознательности;
· принцип научности (принцип постепенности и последовательности);
· принцип единства художественной и технической сторон;
· принцип связи с жизнью (с практикой).
Принцип воспитывающего обучения заключается в закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе и предполагает формирование базовой культуры личности (нравственная, эстетическая, физическая и т.д.).Этот принцип важен для образовательного процесса, целью которого является всестороннее развитие личности. Воспитательный характер вокального обучения связан с принципом его научности, которая исходит из объективно существующих явлений певческого процесса, из закономерностей их взаимосвязи.
Принцип сознательности включает в себя положительное (позитивное) отношение обучающихся к процессу обучения, понимании значения получаемых знаний, сущности изучаемого предмета/процесса, осознания необходимости и важности обучения. Активность учащихся является предпосылкой и одним из условий уровня сознательности усвоения знаний, умений и навыков.
Принцип научности в вокальной педагогике особенно важен. Вокальные знания и навыки преподавателя должны соответствовать объективным данным, чтобы успешно обучать пению учащихся правильно воздействовать на развитие их голосового аппарата.
На принцип научности обучения опирается принцип его посильной трудности, где важным аспектом являются знания процесса голосообразования, способов воздействия на него. Без четкого представления уровня музыкального, вокально–технического и художественного развития ученика невозможно определить, что для него посильно в определенный период обучения.
Принцип посильной трудности тесно связан с принципом постепенности и последовательности (от простого к сложному, от легкого к трудному).
При вокальном обучении посильная трудность в развитии способностей постепенно восходит вверх, тем самым повышая уровень обученности ученика. Принцип посильной трудности заменил в дидактике принцип доступности обучения.
Индивидуальный подход к учащемуся приобретает важное значение при индивидуальном вокальном обучении. На первый план выходит необходимость учёта особенностей звучания голоса и голосообразования каждого ученика, которые обусловлены особенностями строения и работы его голосового аппарата. Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые качества, музыкальные способности. Каждый новый ученик для педагога – вокалиста оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия.
Чрезвычайно важен при обучении сольному пению принцип единства художественной и технической сторон - это выразительность вокального звучания, которая достигается путем овладения «технологией» голосообразования, т.е. вокально-техническими навыками раскрывающими тембр голоса, динамические возможности, разновидности звуковых атак и других приемов. Художественная сторона работы над произведением в равной степени важна по отношению к технической стороне, так как именно в совокупности этих сторон происходить комплексное освоение, раскрытие материала через личный опыт эмоционального восприятия и интерпретацию музыкального вокального произведения.
Так как пение является практическим видом деятельности, то вокальное обучение в значительной мере сводится к формированию и совершенствованию практических профессиональных навыков певческого голосообразования и исполнения художественных произведений. Поэтому в методике вокального обучения в основном применяются такие методы, как объяснительно – иллюстративный и репродуктивный.
Объяснительно – иллюстративный метод состоит в непосредственном сообщении педагогом готовой информации о певческом звуке и голосообразовании. В него входят: объяснение с помощью устного слова и показ (демонстрацию) профессионального вокального звучания, способов работы голосового аппарата. Этот метод направлен на осознанное восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации, а так же звуковое подражание.
При вокальном обучении детей младшего школьного возраста, которым свойственна образность мышления и большая эмоциональная отзывчивость, нужно опираться на имеющийся у учащегося опыт, применять образные определения певческого звука, заимствованных из области неслуховых ощущений и представлений, из знакомых эмоций и ассоциаций. При помощи более развитых зрительных и осязательных ощущений и представлений усиливается формирование и развитие представлений о певческом звуке.
Пение, как известно, неразрывно связано не только со слуховыми, но и с резонаторными (вибрационными), мышечными и другими ощущениями. При помощи ощущений певец контролирует и регулирует процесс своего голосообразования. Но роль этих ощущений при обучении пению неодинакова в связи с тем, что они по–разному отражаются в нашем сознании. Наиболее осознанными являются слуховые ощущения и представления, поэтому слух является главным регулятором голоса. Менее осознаваемы и мало знакомы, особенно в начале вокального обучения, резонаторные ощущения. Мышечные же ощущения – «темные», т.е. плохо отражаются в сознании, особенно у детей, у них и резонаторные ощущения развиты слабо. Разница наглядно проявляется в ощущениях, связанных с работой дыхательных мышц, с опорой дыхания.
Нижнереберно–диафрагматическое дыхание и возникающие при нём мышечные ощущения формируются у взрослых с первых дней обучения. У учеников 1 класса этого делать нельзя. Дети, в связи с особенностями строения их органов дыхания пользуются более «высоким» дыханием – грудным. Поэтому в начале певческого обучения укрепляется такой тип дыхания. И только по мере овладения певческими навыками, он постепенно переходит в нижнереберное. Поскольку голоса детей отличаются легкостью, звонкостью, и для такого звучания не требуется большая опора, мышечные ощущения у ребят будут иными, чем у взрослых.
Показ звучания своим голосом или в записи позволяет воздействовать на голосовую функцию в целом и организовать её в нужном направлении, настроить слуховое восприятие ученика на нужный лад. В этом отношении немалое значение имеет и то, что восприятие звука осуществляется через голосовые органы и в результате намечается рефлекторная связь между слухом и голосом. Показ звука и нужных движений непосредственно воздействует на органы чувств (слух и зрение), его применение обязательно тесно связывают со способностью человека к подражанию. А подражание является самым коротким путем при освоении двигательных и особенно речевых и вокальных навыков. Благодаря опоре на органы чувств, наглядности и доступности, показ является чрезвычайно ценным при вокальном обучении детей. Он дает возможность использовать их природную способность к подражанию. Дети учатся говорить, у них развивается голосовая функция при помощи подражания звукам и движениям речевых органов. Поэтому показ голосом позволяет вести вокальное обучение маленьких певцов естественным путем.
Наряду с показом звучания при работе с детьми может широко использоваться иллюстрация видимых движений артикуляторных органов: губ, нижней челюсти, языка. Такое воздействие на артикуляторные органы относится к специальным способам вокального обучения – мышечным приемам.
Основной задачей начальной работы с учениками 1 классов станет организация у них плавного, спокойного дыхания, и будет достаточно только задержки дыхания перед началом фонации. При формировании у детей певческого зевка также нужно следить, чтобы он не был таким глубоким, какой, к примеру, требуется для создания прикрытия у низких мужских голосов, поскольку это «отяжелит» и «затемнит» звучание детских голосов и будет противоестественным для них.
Объяснительно–иллюстративный метод теснейшим образом сочетается с репродуктивным. Данный способ состоит в воспроизведении и повторении учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога. Такое воспроизведение и повторение специально организуется педагогом, превращается в деятельность, направленную на совершенствование выполняемых действий при помощи учебного материала: системы упражнений, вокализов, вокальных произведений. В результате у учащихся формируются и развиваются вокальные навыки.
Наиболее распространенным и эффективным в вокальном обучении является специальный метод – фонетический, который позволяет опереться на речевой опыт обучающихся пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы. Это весьма существенно, если учесть, что певческая фонация, хотя и резко отличается от речевой, но формируется на её основе.
Фонетический метод основан на активной работе артикуляторных органов – части голосового аппарата, наиболее подчинённой сознанию ребенка. Артикуляторные органы у детей отличаются значительной вялостью, но данный метод помогает бороться с этим недостатком и при помощи налаживания активной правильной функции артикуляционного аппарата активизировать работу гортани и органов дыхания. При певческом обучении детей фонетический метод особенно ценен.
Таким образом, охарактеризованные методы и их применение является необходимым условием формирования вокальных навыков и умений, развития музыкальных способностей, знаний в области певческого голосообразования.
Вокальные навыки, необходимые юному певцу
На основе слухового и вокального восприятия, мышления, умственных операций происходит формирование определенных навыков, необходимых для развития певческого голоса детей. К основным вокальным навыкам относятся:
· певческое дыхание;
· звукообразование;
· звуковедение;
· слуховые навыки;
· четкая артикуляция;
· навык эмоциональной, художественной выразительности исполнения.
Навык дыхания формируется на основе следующих элементов:
· верная певческая установка корпуса, обеспечивающая оптимальные условия работы дыхательных органов;
· глубокий, но умеренный по объёму вдох в характере произведения;
· момент задержки дыхания без излишнего закрепощения межрёберных мышц;
· фонационный выдох постепенный, эластичный;
· умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;
· умение регулировать подачу дыхания, что связано с задачей постепенного усиления или ослабления звука, сменой штрихов.
Звукообразование – целостный процесс, в котором участвуют органы дыхания, артикуляционные органы и органы гортани. Все основные свойства певческого голоса связаны с работой определённого регистрового механизма. Поэтому навык звукообразования в разных голосовых регистрах является основным. В пределах индивидуальных возможностей учащихся он определяет навык владения тембральными красками, умение использовать разнообразную динамику, разные типы атаки звука, способы артикуляции. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению тоже связано с владением регистрами. С навыком сознательного управления регистровым звучанием и дыханием связана подвижность голоса.
Звуковедение – навык овладения различными музыкальными штрихами и динамикой, который необходим для полного осмысления и интерпретации формы произведения, его наиболее яркого, эмоционального места в динамическом развитии музыки, смыслового содержания. Звуковедение помогает раскрытию дыхания, формированию певческих фраз, и осмыслению всего произведения в целом как единого музыкального момента. Работа над голосоведением или же звуковедением происходит через овладение различными штрихами, такими как Legato, Non Legato, Staccato и др. на основе певческого дыхания - эти элементы неотрывно связаны.
К слуховым навыкам в певческом процессе относятся: слуховое внимание и самоконтроль, слуховое различие качественных сторон певческого звучания (в том числе и эмоционального выражения), вокально – слуховые представления о певческом звуке и способах его образования.
Данные навыки формируются у детей на основе развития музыкального слуха во всех его проявлениях (вокального, звуковысотного, тембрового и т. д.), а также на основе эмоционального восприятия музыки.
Навык артикуляции включает в себя:
· отчётливое, фонетически определённое произношение слов;
· умение находить близкую и высокую вокальную позицию за счёт специальной организации передней части артикуляционных органов;
· умеренное округление фонем;
· умение соблюдать единую манеру артикуляции всех гласных;
· умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных.
Навык эмоциональной, художественной выразительности исполнения, то есть артистизм формируется на основе осмысленности содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания. Это способность коммуникативного воздействия на публику путем внешного выражения артистом содержания художественного образа с помощью сценического перевоплощения. В этом процессе активно участвуют: мимика, выражения глаз, жесты, движения, тембровая окраска голоса, динамические оттенки звучания, интонации, фразировка, темп, паузы, штрихи, разборчивая дикция и осмысленная подача литературного текста произведения.
Артистическая деятельность представляет собой огромную эмоционально-психическую деятельность имеющею яркие внешние проявления и оказывающую преобразующее воздействие как на личность обучающегося так и на окружение. Такое обучение дает ценный опыт с точки зрения прикладного воздействия, в частности проявления различных эмоций, в том числе “табуированных” в обществе. Изучение и исполнение произведений различных стилей расширяет «стилевой» кругозор ученика и повышает артистические способности.
Следует отметить, что уровень развития вокальных навыков влияет на формирование определённых свойств голоса, таких как:
1. звуковысотный диапазон;
2. качества голоса: тембровая окраска, полетность, звонкость, высокая позиция, ровное звучание регистровых переходов, vibrato;
3. динамический диапазон;
4. подвижность голоса;
Расширение диапазона происходит за счет развития звуков примарной зоны до двух и более октав и умения выбирать регистровый режим голосообразования в соответствии с высотой звука.
В работе над развитием динамического диапазона упор следует делать на активную и осознанную работу дыхательных мышц и тип звуковой атаки, расширяясь от pianissimo до forte.
Тембр становится более богатым по обертоновому составу, что приводит к его разнообразию при исполнении за счёт произвольного использования различных регистров голоса. Постепенно выравниваются регистровые переходы и позиционное звучание гласных. Напряжённость в голосе обычно связана с регистровой перегрузкой, поэтому первое средство снять напряжённость звучания голоса – это облегчить регистровый режим фонации.
Дикция развивается за счёт правильной артикуляции сначала отдельных гласных слогов, затем слов и целых фраз. Работая над чёткостью произнесения согласных звуков необходимо следить за сохранением формы и объёма гласного звука, а также сохранением силы тона и характеристик vibrato перед согласными и после.
Подвижность голоса формируется от среднего к медленному, а затем к более быстрому темпу и связана с умением выбрать регистровый режим работы гортани: чем быстрее темп, тем легче звук за счёт приближения способа колебания связок к фальцетному типу.
Заключение
Творческая деятельность многогранна и интересна для освоения и развития музыкальных навыков. Опыт творческой деятельности помогает подготовить учащихся к самостоятельному поиску решений проблем. Он предполагает формирование творческого мышления, которое проявляется в любом виде деятельности человека.
С целью развития творческого мышления при формировании вокальных навыков можно использовать ряд приёмов, создающих поисковые ситуации для учащихся:
· самостоятельная оценка учащимися качества певческого звука;
· определение содержания вокального произведения и отбор средств выразительности;
· импровизация подголоска к мелодии;
· импровизация в пределах заданной гармонии и метроритма;
· сочинение собственных мелодий на определённый текст и т.д.
Различные творческие приёмы формируют у детей интерес к творческой деятельности, развивают их творческую инициативу, стимулируют самостоятельное обращение к вокальному искусству в повседневной жизни.
Важными и ценными мероприятиями для обучающихся могут стать: посещение выставок и концертных залов, прослушивание музыкальных записей, просмотр концертов и музыкальных фильмов. Эта деятельность расширит кругозор и обогатит мышление, благотворно скажется на формировании эстетического вкуса.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме, стилю и содержанию. Учащегося важно познакомить с историей певческой культуры, рассказать о выдающихся певцах и композиторах, стилях и направлениях в музыке.
Список литературы:
1. Б. А. Сергеев «Программа обучения по специальности «Пение» для ДМШ и гимназии искусств», г. Санкт-Петербург, 2003;
2. В. В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг», г. Новосибирск, 1991;
3. Д.Е. Огороднов «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», г. Киев. 1980;
4. Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», г. Москва, 1998;
5. С. Л. Вигман «Педагогика в вопросах и ответах», г. Москва, 2005
6. «Детский голос» Сборник под ред. В. Шацкой, г. Москва, 1970.
7. «Резонансная теория пения» https://ru.wikipedia.org/wiki/ Резонансная теория пения — Википедия (wikipedia.org)
8. В. И. Коробка «Вокал в популярной музыке», г. Москва, 1989;
9. Е. Писарская «Вокальный букварь», г. Москва, 1996;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.