Самоанализ педагогической деятельности на тему: "Опыт использования дистанционных образовательных технологий"
Оценка 5

Самоанализ педагогической деятельности на тему: "Опыт использования дистанционных образовательных технологий"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
преподавание
Взрослым
13.09.2022
Самоанализ педагогической деятельности на тему: "Опыт использования дистанционных образовательных технологий"
Самоанализ педагогической деятельности требуется при прохождении педагогом аттестации. Такая форма анализа помогает учителю взглянуть на себя со стороны, углубить своё представление о формах и методах образовательных технологий, увидеть пути совершенствования своей деятельности, перспективы дальнейшего развития.
Самоанализ пед.деятельности Солдатовой Ж.Н..docx

 

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

учителя истории и обществознания МБОУ СОШ п.свх.Агроном

Лебедянского муниципального района Липецкой области

Солдатовой Жанны Николаевны

на тему:

«Опыт использования дистанционных образовательных технологий»

 

 

Главной задачей современной образовательной деятельности является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин.

Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии. Своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания - глобальная проблема системы образования. Дистанционные образовательные технологии в настоящее время активно внедряются в систему образования.

Нельзя односложно толковать сущность понятия "дистанционное обучение" (ДО). В целом, под дистанционными образовательными технологиями понимается ряд образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и учащимся осуществляется опосредованно (на расстоянии).

Согласно Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утверждённой постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 01.01.01 №8, под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. 

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования – обеспечение доступности качественного образования для всех слоёв населения.

В мире уже много лет широко распространено заочное обучение, телевидение является нашим повседневным спутником, поэтому нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в образовании. Однако дистанционное обучение вышло на качественно новый уровень развития именно с распространением «всемирной паутины» - сети Интернет.

Нельзя смешивать понятия «самообразование» и «дистанционное обучение». Говоря об обучении, предполагается наличие в этом процессе преподавателя.

Для дистанционного обучения, как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Основа образовательного процесса с использованием дистанционных технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе учащегося.

Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажёры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.

Важной составной частью ДО является контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несёт проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).

Проблемой дистанционного образования является повышение вероятности фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии.

Неоспоримым плюсом указанной технологии является то, что процесс получения знания может осуществляться в любое удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места его нахождения. Следует в этом ключе подчеркнуть важность наличия у обучающегося такой черты, как способность к самоорганизации. Ведь обучаться самостоятельно, без принуждения и жёсткого контроля извне не для всякого ученика является выполнимой задачей.

Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения является приоритетной.

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Организация самостоятельной деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности.

Контроль процесса дистанционного образования должен носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (например, обращения к преподавателю в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Следует выделить ряд важных характеристик, наличие которых повысит успешность обучения: 

·         более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;

·         максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем;

·         наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;

·         структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю.

 

Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. От профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения.

К получению наиболее высоких результатов ДО ведут новые возможности обучения ученика в системе ДО:

·         наряду с расширением диапазона знаний, ученики имеют возможность сравнения уровня знаний других обучающихся  (олимпиады, конференции и т.д.);

·         диалог с другими учащимися  (форум);

·         создание собственной образовательной траектории обучения;

·         выбор индивидуальной траектории обучения;

·         непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в соревнованиях и т.д.);

·         быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;

·         осуществление контроля с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

·         осуществление самоконтроля и самокоррекции результатов;

·         комфортность условий для творческого самовыражения.

Перечисленные положительные стороны ДО позволяют ученикам формировать ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, проблемную, кооперативную.

Инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но  и  предоставляют новые возможности для развития творческих способностей  одарённых учеников,  постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии  помогают учителю  повысить качество образования по  предмету,  сформировать универсальные учебные действия   в современной цифровой коммуникационной среде.

Мой личный опыт применения дистанционных технологий в образовательном процессе был обусловлен объективными причинами: в разгар пандемии коронавируса и сезонных инфекционных заболеваний, в период роста числа заболевших и людей, находящихся на самоизоляции, в образовательном учреждении неоднократно в течение учебного года объявлялся карантин с переходом на дистанционное обучение. В связи с этим, мной вносилась корректировка в рабочие программы, осуществлялась индивидуальная работа и помощь в освоении образовательных программ учащимися, были разработаны рабочие листы для индивидуальной работы каждого  ученика.

«Рабочие листы» для каждого класса составлялись в соответствии с рабочей программой. В рабочих листах обучающимся предложены задания, состоящие из самостоятельного изучения параграфов учебника, письменных и устных ответов, подготовки докладов и творческих заданий для самостоятельного выполнения.

Мной в соответствии с графиком учебных занятий планировались и проводились на платформе Zoom регулярные конференции, актуальность которых среди обучающихся стабильно растёт, посещаемость конференций составила около 65% от общего числа обучающихся.

На предложенных мною сайтах у обучающихся имеется возможность визуализировать информацию при изучении истории и обществознания:

- сайт «Всемирная история» http://www.world-history.ru/sitemap.phtml;

- сайт библиотеки электронных ресурсов исторического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html;

- Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;

- Энциклопедия «Кругосвет» https://www.krugosvet.ru/;

- Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» https://megabook.ru/;

- Всемирная история в лицах http://rulers.narod.ru/;

- Каталог интернет-ресурсов о детях и для детей http://www.kinder.ru/.

 

Использование  ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов визуализирует учебный материал, делает разнообразнее формы представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы, стимулирует воображение школьников, способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.  

В работе я руководствовалась одним из главных принципов – обеспечение комфортности учащихся на карантине, т.к. учебная результативность напрямую зависит от состояния ребенка, его уровня готовности самостоятельно планировать и изучать новый материал. 

Во время конференций на платформе Zoom я имела возможность непосредственно, «глаза в глаза» общаться с детьми, объяснять темы, проводить опросы, с помощью функции «демонстрация экрана» показывала презентации.

Для усвоения учениками материала мной в работе успешно использовались видеоролики. Главное условие - видео не должно превышать 15 минут, а для учащихся 5-6 класса идеальным является 5-6 минутный ролик.

С целью оказания всесторонней помощи ученикам и их родителям и координации их действий на период дистанционного обучения, мной была разработана памятка-инструкция по правилам поведения во время дистанционного обучения (карантина) (см. Приложение №1).

Связь с родителями в период дистанционного обучения становится ещё более тесной, потому что они организуют рабочую обстановку для ребенка и следят, чтобы те вовремя участвовали в учебном процессе. По сути, от родителей зависит, насколько ребенок пожелает и сможет самостоятельно учиться. Без помощи и советов классного руководителя родителям весьма непросто организовать обучение детей на расстоянии от школы. Поэтому для родителей мной разработан ряд советов, которые помогают организовать дистанционное обучение:

- подготовить рабочее место обучающемуся, поскольку доля самостоятельной работы увеличивается. Исключить (минимизировать) вероятность отвлекаться на посторонние шумы. Проверить камеру и микрофон компьютера, убедиться в исправности наушников;

- распланировать день ребёнка таким образом, чтобы у него была возможность обучаться по действующему школьному расписанию;

- если для организации онлайн-уроков учитель использует образовательную платформу, желательно ознакомиться с ней, чтобы затем помочь ребёнку в случае нуждаемости;

- при возникновении вопросов и проблемных ситуаций обращаться к педагогу (классному руководителю);
            - поддержка, вдохновение и поощрение ребёнка позволяет открыться его «второму дыханию»;

- помнить о гигиене и физических нагрузках, которые необходимы в перерывах между занятиями. Физкультминутки улучшают кровообращение, восстанавливают осанку, улучшают настроение, повышают концентрацию.

 

            На многочисленных интернет-сайтах (сайт Педсовет https://pedsovet.su/load/567, Современный Учительский Портал  https://pedsovet.su/load/567, методический портал Школьный урок http://shkolurok.ucoz.net/load/istorija/70 и т.д.) широко представлены игры и тренажёры по истории, сервисы LearningApps https://learningapps.org/index.php?category=9&s= и StudyLib https://studylib.ru/doc/4401456/interaktivnye-zadaniya-po-istorii-i-obshhestvoznaniyu предназначены для создания интерактивных учебно-методических пособий (интерактивные пазлы, задания), которые используются мной в работе.

            Контроль процесса дистанционного образования осуществлялся мной посредством получения электронных файлов (по электронной почте, через WhatsApp, через группу «ВКонтакте») и проверки письменных работ учеников.

Мои ученики являются активными участниками дистанционных конкурсов разных уровней, чьи победы подтверждают результативность моей работы.

            В 2022г. мной совместно с опытным коллегой – учителем истории и обществознания Мицук Ольгой Васильевной - обобщён и представлен в виде доклада на районном методическом объединении опыт работы по использованию дистанционных образовательных технологий. Подготовленная презентация, сопровождающая доклад, наглядно демонстрировала возможности дистанционного образования, степень освоенности указанной образовательной технологии педагогами и перспективы дальнейшей работы в этом направлении (см. Приложение №2).

Планирую дальнейшее изучение и применение в деятельности современных педагогических технологий.

 

 

Учитель истории и обществознания                                                                Ж.Н. Солдатова


 

 

Приложение № 1

 

 

ИНСТРУКТАЖ

ПО ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (КАРАНТИНА)

 

1. Перевод на дистанционное обучение подразумевает добровольную самоизоляцию на дому. Нахождение вне дома, встречи с друзьями не допустимы.

2. Обучающиеся соблюдают режим дня и обучения в соответствии с установленным школьным расписанием.

3. Оборудуют с участием законных представителей своё рабочее место, обеспечивают его техническими средствами, располагая их на расстоянии вытянутой руки.

4. Рабочее место должно быть надлежащим образом освещено!

5. Соблюдается максимальное время работы ребенка на компьютере, регулярно устраиваются перерывы (каждые 15-20 минут).

6. Выполнение домашнего задания, передача его в электронном формате педагогу-предметнику должно происходить ежедневно!

7. При работе с компьютером необходимо соблюдать требования техники безопасности при работе с электрическими приборами.

 

Помните: дистанционное обучение – не каникулы!

Обучение продолжается в ином формате!

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя истории и обществознания

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя истории и обществознания

Важной составной частью ДО является контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений

Важной составной частью ДО является контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений

Перечисленные положительные стороны

Перечисленные положительные стороны

Поэтому для родителей мной разработан ряд советов, которые помогают организовать дистанционное обучение: - подготовить рабочее место обучающемуся, поскольку доля самостоятельной работы увеличивается

Поэтому для родителей мной разработан ряд советов, которые помогают организовать дистанционное обучение: - подготовить рабочее место обучающемуся, поскольку доля самостоятельной работы увеличивается

Приложение № 1 ИНСТРУКТАЖ

Приложение № 1 ИНСТРУКТАЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022