Автор: Томасова Алевтина Михайловна,
учитель технологии,
МАОУ «Город дорог»,
город Пермь.
Дистанционное обучение в системе образования
В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий -это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга. Понятийный аппарат дистанционного обучения. Ключевое определение -это дистанционное обучение. Под ним понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательная деятельность обучающихся). Это означает, что в учебном процессе принимают участие педагог и обучающийся. К основным факторам, которые определяют дистанционную форму обучения, относят:
ü географическое разделение педагога и его обучающихся;
ü применение учебных средств, которые позволяют объединить усилия педагога и учеников и тем самым обеспечить усвоение содержания курса;
ü отведение приоритетной роли самоконтролю обучающихся;
ü обеспечение интерактивности не только в общении между педагогом и обучающимися, но и между администрацией учреждения и обучающимися.
Интерактивность в дистанционном обучении осуществляется на следующих уровнях:
1. взаимодействие учителя с учениками
2. взаимодействие учеников между собой
3. взаимодействие обучающихся со средствами обучения
Реализация данного взаимодействия, как и всей познавательной деятельности обучающихся, достигается за счет специфичных средств интернет-технологий, либо других интерактивных технологий. Особая роль здесь выделяется информационным технологиям, которые открывают новые возможности для межличностной коммуникации в процессе обучения. Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Однако процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, что предполагает активное вовлечение обучающегося в познавательную деятельность, которая не ограничивается овладением знаниями, но и предполагает их применение для решения проблем в своей практической деятельности.
Отечественными ученые А.А. Андреев и В.И. Солдаткин сформулировали такую трактовку, что «Дистанционное обучение-это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».
Понятие «дидактическая система» выступает в качестве системообразующего элемента содержания определения «дистанционного обучения». Авторами выделяется в дидактической системе 12 подсистем, которые участвуют в реализации процесса дистанционного обучения:
1. цель;
2. содержание;
3. обучающие;
4. обучаемые;
5. методы обучения;
6. информационно-образовательная подсистема, т.е. средства обучения;
7. формы обучения;
8. материально-техническая подсистема;
9. нормативно-правовая подсистема;
10. финансово-экономическая подсистема;
11. маркетинговая подсистема;
12. идентификационно-контрольная подсистема.
При моделировании системы дистанционного обучения в образовательном учреждении нужно руководствоваться тем, как эти подсистемы взаимодействуют друг с другом.
Характерные черты дистанционного обучения:
· Гибкость. Обычно обучающиеся не должны посещать регулярные занятия. Они выбирают удобное для себя время, место и темп занятий. Срок обучения определяется индивидуальными особенностями обучающегося, т.е. он определяет самостоятельно, сколько времени требуется на полное усвоение материала учебного курса, дисциплины по выбранному курсу или специальности;
· Модульность. Основой программ дистанционного обучения является принцип модульности. Должна быть обеспечена адекватность каждой отдельной дисциплины либо курса содержанию определенной предметной области. Благодаря этому становится возможным формирование учебного плана с учетом индивидуальных либо групповых потребностей, основываясь на наборе независимых, но логически взаимосвязанных дисциплин и учебных курсов. Таким образом реализуется формирование практически персонифицированного учебного плана обучающегося, где будут отражены его индивидуальные предпочтения. Это является совершенно несвойственным для традиционных форм получения образования;
· Параллельность. Обучение может осуществляться параллельно с иным обучением либо при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
· Дальнодействие. Вне зависимости от местонахождения обучающегося и месторасположения образовательного учреждения обеспечивается эффективность образовательного процесса;
· Асинхронность. Реализация технологии дистанционного обучения осуществляется вне зависимости от временного фактора, как как обучаемый и обучающий могут работать по удобному для себя графику/расписанию;
· Массовость. Нет критичности такого параметра, как число обучаемых. У обучающихся есть доступ к разнообразным источникам информации учебного и справочного характера, в число которых входят электронные библиотеки и информационные базы данных. Предусмотрена возможность общения друг с другом, с преподавателем посредством телекоммуникационных сетей и средств связи;
· Рентабельность. Дистанционное обучение характеризуется высокой экономической эффективностью. Согласно оценкам зарубежных и отечественных специалистов, затраты на дистанционное обучение примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на иные формы обучения;
· Социальность. За счет дистанционного образования в определенной степени происходит снятие социальной напряженности за счет обеспечения равных возможностей получения образования, когда не учитываются место и условия проживания, а в определенной степени – и материальные условия;
· Интернациональность. Внедрение дистанционного обучения оказывает положительный эффект на экспорт и импорт образовательных услуг.
· Новые информационные технологии. Активно применяются различные информационные технологии, причем предпочтение отдается новым информационным технологиям, представленным компьютерами, мультимедиа системами, компьютерными сетям и пр.;
Вышеперечисленные черты представляют собой основные достоинства. И благодаря использованию дистанционных образовательных технологий становится возможной оптимизация учебного процесса, придание ему динамичности, целостности и гибкости.
Система дистанционного обучения характеризуется значительной сменой роли преподавателя (преподаватель (учитель) дистанционного обучения). Ранее преподаватель воспринимал себя в качестве единственного и основного распространителя знаний. Теперь преподаватель дистанционного обучения осознаёт, что его роль в обучении изменилась. Педагог становится координатором обучения, советником и наставником.Дистанционное обучение происходит в качестве межличностного взаимодействия на основе диалога в системе преподаватель-обучающийся и обучающийся-обучающийся. И взаимодействие дистанционного педагога и обучающихся, должны привести к более быстрому, продуктивному и экономичному усвоению содержания.
В развитии сущностных характеристик дистанционного обучения О. Петерсом определяются такие особенности отношений между преподавателем и обучающимися в системе дистанционного обучения:
· подконтрольность технологическим правилам. При очном преподавании существует подконтрольность социальным нормам;
· поддержка посредством неэмоционального языка, а не живой речи;
· основой являются ограниченные возможности анализа и направления потребностей обучающихся, так как личное общение отсутствует;
· достижение поставленных целей через продуктивную работу, а не с помощью личного взаимодействия.
Для организации и поддержки системы педагогического сопровождения дистанционного обучения важное значение имеет информационная образовательная среда (ИОС), которая является программной основой. Для того чтобы организовать ИОС, требуется наличие современных платформ дистанционного обучения, которые также называются система дистанционного обучения (СДО). В число самых распространенных и доступных СДО входит платформа Moodle, благодаря которой у учебного заведения появляется возможность развертывания сети электронных дистанционных курсов. Аббревиатура Moodle – это ModularObject-OrientedDynamicLearningEnvironment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).Ресурсы платформы дистанционного обучения обеспечивают доступ к электронным учебно-методическим комплексам, учебно-методической документации (графикам учебного процесса, учебным планам и т. д.); дополнительным образовательным материалам. Также предусматривается возможность работы с материалами мультимедиа, прохождения тестирования и взаимодействия с субъектами системы дистанционного обучения.
Основными преимуществами дистанционного обучения являются:
1) Предоставление возможности обучающимся получать образование без отрыва от своих основных занятий и делать это в любое удобное для себя время.
2) Обеспечение высокого уровня самостоятельности с одновременной возможностью получать консультации от преподавателя.
3) Наличие возможности самостоятельно определять сроки и темп обучения.
4) Возможность привлечения к образовательному процессу специалистов, вне зависимости от их географической удаленности.
5) Применение в обучении передовых технологий и современных учебных средств.
6) Возможность использования приобретенных навыков работы с различными интернет-технологиями в своей профессиональной деятельности.
Говоря о стратегии развития дистанционного обучения в России, С.А. Щенников выделяет основные тенденции:
1. Единение возможностей современных информационных технологий с традиционно сложившейся практикой обучения для того, чтобы обеспечить массовость и возможность обучения на расстоянии;
2. Построение базовой модели образования, которая ориентируется на учет и развитие потребностей в образовании специалиста XXI века.
Возможности организации дистанционного образования в вашем образовательном учреждении (для детей, не имеющих постоянной или временной возможности посещать образовательное учреждение)
Российские школы, перешедшие на дистанционный формат обучения, уже используют различные образовательные платформы. Наша школа не является исключением! На платформах можно получить реальные знания, которые пригодятся в работе и жизни, а иногда возможно и задать преподавателю конкретные вопросы. Какие платформы использует наша школа? В настоящее время за счет активного развития Интернета обучающиеся получили доступ к множеству образовательных ресурсов, как отдельных курсов, так и комплексных образовательных программ.
epos.permkrai.ru
Это облачная платформа состоящая из нескольких блоков: электронного журнала и дневника, библиотека электронных образовательных материалов и инфраструктуры, которая обеспечивает работу этих профилей. Работать в информационном портале «ЭПОС.Школа» имеют возможность учителя, ученики и их родители.
«Российская электронная школа»
Возможно использовать интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны . Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки и т.д.. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам.
«ЯндексУчебник»
Младшие школьники продолжают занятия по русскому языку и математике с помощью этого сервиса. Ресурс содержит более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. Все задания разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта.В числе возможностей «ЯндексУчебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников.
Образовательная платформа «Учи.ру».
На ней школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать и т.д.
В школе для удобства взаимодействия по дистанционному обучению решили использовать эти платформы. Понятно, что обучающих платформ очень много, но очень важно, чтобы ребёнок не запутался в них. Тем более, что на плечи ученика легла приоритетная роль самоконтроля. А педагог стал координатором обучения, советником и наставником.
В период дистанционного обучения я, как учитель технологии чаще всего работала в информационном портале «ЭПОС.Школа», использовала для поведения своих уроков конфеенции в ZOOM, а моей шпаргалкой выступал электронный портал ИНФОУРОК и различные есурсы в сети интернет.
Используемая литература:
1. Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. – М.: Издательство МЭСИ, 1999.год
2. Балакин М. А. Психолого-педагогические проблемы дистанционного образования М. А. Балакин // Педагогическое обозрение, 2005 год – № 1.
3. Дерешко Б. Ю. Системы дистанционного обучения в российском образовательном пространстве / Б. Ю. Дерешко // Телекоммуникации и информатизация образования, 2005 год – № 3
4. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании. Специализированный учебный курс. – М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании 2006 год
Интернет ресурсы
http://psibook.com/scholarly/kognitivnye-i-lichnostnye-osobennosti-studentov-ochnogo-idistantsionnogo-obucheniya.html
http://www.science-education.ru/108-9045
Приложение
РАЗРАБОТКА УРОКА
Учитель технологии МАОУ «школа «Диалог»:
ТомасоваАлевтина Михайловна
(эл.адресtomasova27@rambler.ru)
Предмет: Технология5 класс.
Урок «Творческая проектная деятельность»
Раздел Творческая проектная деятельность
Урок «Творческая проектная деятельность» (35-40 мин.)
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: Дать понятие о творческой проектной деятельности.Этапы творческого проекта. Цель и задачи проектной деятельности.
Задачи:
обучающие:
1. Раскрыть понятия проект, проектирование, проектная деятельность.
2. Объяснить цель проектной деятельности.
3. Ознакомить с этапами выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
4. Дать представление о творческой и созидательной деятельности обучающихся, о составных частях творческого проекта, создании и защите творческого проекта.
5. Способствовать пониманию закономерности при выполнении творческого проекта.
Развивающая: содействовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.
Воспитательная: формировать культуру общения при работе.
Формы работы с учащимися: дистанционная
Дидактические средства обучения: рабочая тетрадь, персональный компьютер, материалы электронных образовательных ресурсов, иллюстративный материал, примеры творческих проектов.
Опорные понятия: творческий проект, проектная деятельность, проектирование.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений |
Понимание и определение понятий «Проектная деятельность», «Творческий проект» (пояснительная записка), «Проектирование», «Защита проекта». |
Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные: извлечение необходимой информации из ролика, презентации, выработка алгоритма действий. Коммуникативные: учебное сотрудничество. |
Ход урока
№ п\п |
Этапы урока |
Время |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Приемы УУД |
1 |
Организационный момент |
1 |
Активизация учащихся |
Приветствие класса. Настрой на работу. |
Контроль готовности к уроку. |
Личностные: мобилизация внимания, уважение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
2 |
Постановка цели и задач урока. |
5 |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Постановка цели урока. В начальной школе вы познакомились с творческим проектом, вспомним. 1.Что же это такое проект? (Просмотр презентации https://infourok.ru/prezentaciya-tvorcheskaya-proektnaya-deyatelnost-5-klass-4275925.html?is_new)
|
Формулируют цель урока. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Смотрят презентацию. Записывают ответ на вопрос.
|
Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: общеучебные - логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
3 |
Актуализация знаний |
4 |
Выявить уровень знаний и система-тизировать их. |
Предлагает ответить на вопросы. 2.Что называют проектированием? 3. Какова цель проектной деятельности?
|
Отвечают на вопросы письменно в рабочей тетради |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
4 |
Первичное усвоение новых знаний |
5 |
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
|
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Просмотр ролика (https://www.youtube.com/watch?v=J4ifLsCS2WQ) Задаёт вопросы 4. Для чего выполняют экологическую оценку изделия? 5.На каком этапе оценивают достоинства и недостатки готового проекта? 6.Как компьютер может помочь тебе при защите проекта?
|
Смотрят ролик. Формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради. |
Познавательные: извлекать необходимую информацию из просмотренного материала, структурирование знаний. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: знакомятся с новыми понятиями темы. |
5 |
Первичная проверка знаний. |
8 |
Организовать осмысленное восприятие новой информации. |
Задаёт вопросы. 7. Как вы думаете, работа над проектом поэтапная или сразу можно выполнить весь проект? Предлагает задание в рабочей тетради. 8. Запишите, из каких этапов состоит творческий проект и что включают в себя этапы? |
Работа в рабочей тетради. |
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Познавательные: называть этапы последовательности выполнения проекта и ихсодержание. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
6 |
Первичное закрепление |
5 |
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний |
Предлагает задание на новое знание. Организует учащихся по исследованию и постановке проблемной ситуации. Учитель устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует. |
Осуществляют учебные действия, Обосновывают выбор своего решения. Объясняют, анализируют, формулируют проблемную ситуацию. Записывают её в рабочую тетрадь. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: обще-учебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
7 |
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. |
5 |
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствова-ния. |
Предлагает ученикам предоставить результат выполнения работы. Консультирует, советует, помогает( на примере 3-5 человек). Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. |
Предъявляют результаты самостоятель-ной работы осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно, адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. |
Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
8 |
Информация о домашнем задании |
1 |
Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания
|
Предлагает сформулировать цель проекта и задачи для достижения цели проекта. |
Осознают актуальность домашнего задания. |
|
9 |
Подведение итогов урока. |
1 |
Дать качественную оценку работы класса. |
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Даёт анализ деятельности. Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. |
|
|
Ответы на все вопросы и задания учителя:
1. Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы.
2. Проектированием называется подготовка комплекта проектной документации, а также сам процесс создания проекта.
3. Цель проектной деятельности - создание нового нужного изделия, новой услуги.
4. Экологическую оценку изделия выполняют чтобы узнать не нанесёт ли изделие вред здоровью человека и окружающей среде.
5. Достоинства и недостатки проектаоценивают на аналитическом этапе.
6. На компьютере можно подготовить презентацию проекта.
7. Работа над проектом поэтапная и этапы связаны между собой.
8. Этапы творческого проекта
Урок поводился через конференцию в ZOOM., и электронную систему ЭПОС
Используемая литература:
1. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособиеЯнушевский В. Н., ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015год.
2. Учебник Технология Труды 5 класс, Синица Н.В., Симоненко В.Д., г.Москва издательский центр « Вентана-Граф», 2013год.
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=J4ifLsCS2WQ
https://infourok.ru/prezentaciya-tvorcheskaya-proektnaya-deyatelnost-5-klass-4275925.html?is_new
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.