Материалы к статье
Организация интегрированного обучения в ГОУ № 1513 комбинированного вида
Из опыта работы заведующей ГОУ детского сада № 1513 комбинированного вида ЮОУО
Дорофеевой Ирины Ивановны
ИНТЕГРАЦИЯ. Красивое слово и модное. Но что стоит за ним? Теперь коллектив нашего учреждения знает - огромный труд взрослых (педагогов и родителей) по созданию единого детского коллектива, ежедневная кропотливая работа педагогического коллектива в течение всего времени пребывания детей в детском саду: на занятиях, в быту, на прогулках, праздниках и развлечениях и др.
Работая заведующей массового детского сада №1513 с 1990 года, никогда не предполагала, что придется столкнуться с вопросами воспитания и обучения детей с отклонением в развитии, а в связи с этим и со всеми проблемами, которые пришлось решать, при этом перестраиваясь на ходу. Но сегодня я испытываю удовлетворение от того, что всё получилось, что мы сделали казалось бы невозможное, что коллектив вырос и окреп как профессиональное сообщество, что самое трудное позади, а впереди есть удовлетворение от того, что ты сделал.
Я хочу поделиться опытом по работе с детьми с нарушенным слухом, по открытию групп компенсирующего обучения и первых в России смешанных групп на базе массового детского сада.
Как известно, в девяностых годах детские сады стали закрываться, а здания передаваться под другие службы из-за резкого уменьшения количества воспитанников. Это было обусловлено и спадом рождаемости, и политикой государства, выплачивавшего субсидии родителям, если дети будут сидеть дома и воспитываться мамами.
Передо мной, как перед руководителем детского сада, встал вопрос: как сохранить учреждение, места для детей, основной костяк сотрудников. Каждый детский сад искал свои пути, придумывая различные формы работы, чтобы только дети шли в детский сад. Но и это не всегда помогало. Время шло, требования и запросы города увеличивались. Я узнала, что в детских садах начали открываться группы для детей с различными отклонениями в развитии. Обратилась в Окружное управление образования с просьбой открыть в нашем детском саду группы для таких детей. Мне было предложено открыть группы для детей с нарушением слуха, т,к. таких групп в округе не было, а необходимость в их открытии была острой. Детям и родителям приходилось ездить в час пик ежедневно на метро в детские сады других районов города Москвы или отдавать ребенка на круглосуточное пребывание. Естественно, что ослабленные дети не столько посещали детские сады, сколько болели. Я стала проводить определенную работу по открытию этих групп, преодолевая многие трудности. Наконец, в 1994 году на базе нашего детского сада были открыты две группы для детей с нарушенным слухом.
В группы были направлены дети с разной потерей слуха: от 2-3 степени тугоухости до глухоты, часть дошкольников имела выраженные дополнительные отклонения в развитии: умственная отсталость, задержка психического развития, выраженное нарушение зрения, опорно- двигательного аппарата. В связи с этим были скомплектованы две группы: одна для детей со сложной структурой нарушения, вторая - обычная специальная группа для дошкольников с нарушенным слухом.
Сложности начались сразу после открытия этих групп. Во-первых, у всех сотрудников должно перевернуться сознание того, что теперь у нас в саду находятся не только массовые дети, а дети, с которыми мы никогда раньше не работали (дошкольники с нарушенным слухом), и не только дети, но и родители с разной потерей слуха. Как общаться с ними никто не знал. Собрав коллектив, я стала вести соответствующую работу. Воспитатели всех групп должны были сами в первую очередь «принять таких детей», т.к. приходилось сталкиваться и с детьми, и с их родителями на разных уровнях и ежедневно. Приходилось учиться на ходу. Я понимала, что в первую очередь и мне, и воспитателям не хватает специальных знаний. Поэтому сама и двое воспитателей, которые должны были работать в специальных группах, прошли подготовку по работе с детьми с нарушенным слухом на городских курсах для сурдопедагогов и воспитателей. Однако, осознав трудности работы, именно эти воспитатели отказались от нее. Я понимала, что обратного пути нет. Подготовку других воспитателей, а также музыкального руководителя и специалиста по физической культуре организовывали уже в ходе рабочих стажировок: посещения детских садов для детей с нарушенным слухом. За что выражаю глубокую благодарность сурдопедагогическому сообществу Москвы, которое не оказывало нам в помощи, делилось своими наработками.
Постепенно работа налаживалась. Все вставало на свои места. Дети, которые ездили в другие концы Москвы, уже не тратили столько времени на дорогу, а поэтому меньше болели, и больше получали квалифицированной помощи. Но появились другие трудности – это массовые дети и их родители. Вначале они не принимали этих детей в свой детский коллектив (дразнились, обзывали детей, обижали). Но они в этом не были виноваты, т.к. никогда не видели таких детей и не знали, как с ними общаться. Родители массовых детей боялись того, что дети, общаясь с такими дошкольниками, тоже потеряют слух, тоже перестанут говорить. Приходилось объяснять, что это не инфекция, что это такие же дети как и их. Отличие лишь в том, что ребенок носит слуховые аппараты. С другой стороны, родители, имеющие детей с нарушенным слухом, тоже боялись общения с массовыми детьми. И сами дошкольники с нарушенным слухом, конечно, не умели общаться со слышащими сверстниками. Получался замкнутый круг: одни - не желали, другие – боялись, третьи - терялись.
Но постепенно все вставало на свои места, т.к. ежедневная кропотливая работа давала свои результаты. Труд педагогического коллектива не прошел даром. Менялась позиция и родителей, и педагогов. Для меня, как для руководителя, это было очень важно. Итак, две группы были открыты. Находясь в массовом детском саду, дети с нарушенным слухом часто были вместе со слышащими: на прогулках, досугах, праздниках и др. Они постоянно тянулись к ним, им всегда не хватало общения в своей специальной группе. Да и родители массовых детей постепенно стали относиться к таким детям совсем по-другому, стали более терпимы. Вспоминается первый осенний праздник, где читали стихи , пели, а особенно красиво танцевали дети с нарушенным слухом. Сколько было слез на глазах у родителей слышащих детей, сколько было восхищений и оваций. Произошел положительный перелом в пользу слабослышащих детей.
Когда в 1995 году часть детей с нарушенным слухом должна была уйти в школу, родители оставшихся детей обратились ко мне с просьбой обеспечить их детям максимальное общение со слышащими дошкольниками в течение всего дня. К счастью, к этому времени я уже знала о том, что под руководством сотрудников Института коррекционной педагогики РАО целенаправленная работа по интеграции детей с нарушенным слухом ведется в учреждениях г. Москвы. Мы обратились к Институту за методической помощью. Нам было предложено открыть смешанную дошкольную группу, в которой вместе воспитываются 5 детей с нарушенным слухом и 10 слышащих, работают два воспитателя и сурдопедагог, обещано научное руководство. Вторая группа осталась специальной, так как это была группа для детей со сложной структурой нарушения развития. Но и для этих детей была обеспечена доступная им модель интеграции - временная частичная интеграция (в ходе праздников, развлечений, прогулок, игр, отдельных совместных занятий и др.)
1 сентября 1995 года благодаря поддержке руководства ЮОУО г. Москвы, была открыта первая смешанная группа в рамках окружной экспериментальной площадки (научный руководитель Н.Д.Шматко, к.п.н., ведущий научн.сотр. ИКП РАО). Родители специальной группы, которую было необходимо преобразовать в смешанную, были очень благодарны, но не видели особых сложностей. Они рассуждали так: «У нас (в специальной группе) после выпуска остается трое детей. Двоих Вам предоставит Сурдологический центр, а массовых детей Вы наберете сами».
В самом начале работы трудности в комплектовании смешанной группы были обусловлены нежеланием родителей слышащих детей воспитывать их в такой группе. По возрасту эта группа должна была быть подготовительной. Начала проводить работу среди родителей детей из массовых групп, предлагая перевести ребенка в смешанную группу. Но желания ни у одного из родителей не возникло, более того все они отказались перевести своего на ребенка на один год в другую группу, хотя видели, что там для него обеспечены лучшие условия, чем в массовой группе (меньшая наполняемость). Но я не расстраивалась, так как была уверена, что наберу массовых детей. Нам удалось скомплектовать первую смешанную группу за счет вновь пришедших детей. Конечно, новым родителям подробно рассказывали о всех плюсах группы, куда будет направлен слышащий ребенок. Родители соглашались, но настороженность оставалась. Однако опасения слышащих родителей быстро развеялись – в течение 1-2 месяцев. И вот уже в марте месяце именно родители слышащих детей, не уходящих в школу, попросили сохранить смешанную группу. Они говорили: «Анвар ( слабослышащий ребенок) в школу не идет. Маша и Света (девочки из специальной группы) говорят хорошо; они нам подойдут. А еще двоих детей с нарушенным слухом Вы найдете». Это было знаковое событие: с этого момента проблем с комплектованием слышащими детьми смешанных групп в нашем учреждении не было. Более того, зная о существовании этой группы, многие родители массовых детей просили записать своего ребенка именно в нее. Если же первый ребенок воспитывался в смешанной группе, то требование поместить в нее и второго были категоричными. Родители слышащих детей считают, что в смешанной группе комфортно не только ребенку с нарушенным слухом, но и массовому (наполняемость группы меньше, чем в обычной массовой группе (5+10), работает дополнительно еще один педагог, да и дети имеют большую пользу для социального развития, находясь друг с другом в течение всего дня.)
В 1998-99 уч. году заканчивали обучение дети второй – специальной – группы. К этому времени в ней уже в основном воспитывались не дошкольники со сложной структурой нарушения, а обычные слабослышащие и глухие дети. Мы выпускали детей в школу. Перед нами встал вопрос, какую группу формировать – смешанную или специальную? Видя работу смешанной группы и сравнивая результаты, мы обратились в органы образования Южного округа г. Москвы с просьбой открыть вторую смешанную группу. Почему мы выбрали вариант смешанной группы? На наш взгляд, дети в специальной группе имеют меньше возможностей раскрыться, т.к. не за кем тянуться, нет той возможности общения среди массовых детей. В смешанной группе дети с нарушенным слухом имеют более высокий уровень речевого развития, чем в специальной группе. Дети с нарушенным слухом быстрее раскрываются и раньше начинают говорить, так как для них крайне важна возможность нахождения и общения в среде нормально говорящих детей, где создаются наиболее оптимальные условия формирования и развития устной речи глухого и слабослышащего ребенка. В ходе проведения общих мероприятий – праздников, развлечений, соревнований и даже отдельных совместных занятий – неслышащие дошкольники из смешанной группы, как бы растворялись среди слышащих детей, не выделялись поведением из них. В то же время как мы ни старались организовать временную частичную интеграцию детей специальной группы, все же они значительно больше, чем воспитанники смешанной группы отличались от нормально слышащих детей. С нашей точки зрения, именно смешанные группы являются наиболее эффективными для детей с нарушенным слухом в комбинированных детских садах на сегодняшний день.
В смешанных группах реализуется модель постоянной, но не полной интеграции, при которой дети постоянно воспитываются в одной группе, но часть занятий для детей с нормальным и нарушенным слухом проводится раздельно. Так в первую половину дня проводятся раздельные занятия: дети с нарушенным слухом работают вместе с сурдопедагогом, а слышащие занимаются с воспитателем. Вечером воспитатель проводит занятие со всей группой детей. Музыкальные и физкультурные занятия всегда являются совместными. Такая организация воспитания и обучения позволяет принимать в смешанные группы детей с нарушенным слухом, еще не владеющих речью. Подробно организация работы в смешанных группах описана нами ранее (1).
В смешанной группе формируется единый детский коллектив, имеющий общие интересы, ежедневно проводятся совместные занятия (воспитателей в вечернее время), игры, прогулки. Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников, развлечений, дней рождения, они помогают друг другу в течение дня как в режимных моментах, так и на занятиях.
Кроме смешанных групп, которые работают в детском саду, у нас существует и другая форма помощи детям с нарушенным слухом. Если в детский сад поступает ребенок с нарушенным слухом, имеющий сохраненный интеллект, владеющий развернутой фразовой речью, внятно говорящий и понимающий обращенную к нему речь, психологически готовый к интегрированному обучению, то он направляется на воспитание и обучение в массовую группу по возрасту. Такой ребенок обеспечивается ежедневными коррекционными занятиями. При этом в массовой группе может быть не более 2 двух детей с нарушенным слухом. Модель постоянной полной интеграции реализуется, как правило, в средней, старшей и подготовительной группах для слышащих детей. Мы называем массовые группы, в которые интегрированы 1-2 хорошо говорящих ребенка с нарушенным слухом, интегрированными дошкольными группами.
Уже более 10 лет мы целенаправленно занимаемся интеграцией детей с нарушенным слухом в сообщество нормально слышащих детей. Работа по интеграции детей с нарушенным слухом не только способствует поиску более эффективных путей социальной реабилитации неслышащих детей, но и нравственному воспитанию слышащих дошкольников. В процессе воспитания и обучения как слышащих, так и детей с нарушенным слухом используются разнообразные современные методики: развивающие компьютерные программы, углубленные занятия по изодеятельности, ознакомлению с природой, музыкальной ритмики. Осуществляется взаимодействие всех педагогов в процессе разностороннего развития детей. Главный плюс интеграции детей с недостатками слуха – полноценная речевая среда в течение всего дня, что ведет к лучшему, чем в специальном учреждении речевому развитию. Практика показала, что дети с нарушением слуха, воспитывающиеся в смешанных и интегрированных группах, как правило, достигают высокого уровня речевого развития. Это позволяет им обучаться в массовой школе. Из 19 детей с нарушенным слухом воспитывающихся в течение 2-5 лет в смешанных и интегрированных группах, 13 детей подготовлено к обучению в массовой школе.
Следует также особо подчеркнуть, что открытие смешанных, а не специальных групп для глухих и слабослышащих детей позволяют решать и проблему очередности приема слышащих детей в дошкольное учреждение, т.к. в этих группах воспитываются и обучаются вместе с детьми, имеющими нарушение слуха, и массовые дети (5+10).
Рядом с нашим детским садом находится массовая школа №578. Между нашими учреждениями заключен договор о сотрудничестве, в рамках которого осуществляется школьное обучение наших выпускников (2). Наши дети, обучаясь вместе с массовыми детьми, имеют много друзей среди слышащих сверстников, принимая активное участие в жизни класса и школы.
Известно, что успех в реабилитации детей с нарушенным слухом зависит от своевременного выявления нарушения слуховой функции. Поэтому на базе нашего учреждения в 2002 году силами педагогического коллектива совместно с Московским городским сурдоцентром был проведен для всех детских садов округа семинар на тему: «Педагогические методы выявления детей с подозрением на снижение слуха». На семинаре представители детских садов (логопеды, старшие методисты, учителя-дефектологи и др.) не только познакомились с методикой обследования слуха детей раннего и дошкольного возраста, но и участвовали в обследовании конкретных детей. Этот семинар дал свой результат: детские сады, где появились дети, у которых по подозрению был снижен слух, стали обращаться к нам за помощью или давать координаты Городского сурдологического центра для аудиологического обследования ребенка. Положительная тенденция проведения таких семинаров в том, что педагоги массовых детских садов, включая и логопедических групп, осознают, что дети с нарушенным слухом в этих условиях не получают остро необходимой им специализированной помощи учителя-дефектолога. Главное понять всем, кто работает с такими детьми - наша святая обязанность своевременно оказать им квалифицированную помощь, а если не можем этого сделать, то направить родителей туда, где им ее окажут и еще сделать это необходимо, чтобы не потерять время.
В заключение хочется сказать, что если кто-то окажется в такой же ситуации, как наш педагогический коллектив, знайте, что любые трудности можно преодолеть, если перед собой поставить ясную цель. А цель эта благородная – помогать тем, кто нуждается в этой помощи, а особенно детям, какие бы у них не были отклонения.
Список литературы:
1. Дорофеева И.И., Гиндина Е.А., Лосева Л.Л., Теплоухова И.А. Из опыта экспериментальной работы по интеграции детей с нарушенным слухом. Дефектология, № 1, 2003.
2. Соловьева Т.А. Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы. // Дефектология, №5, 2005.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.