«Современные подходы профориентационной направленности выпускников
9-11 классов с интеллектуальными нарушениями в системе работы школьного Профцентра»
Воецкая Лариса Михайловна, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
г. Ульяновск
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
Цель профориентационной работы
- оказания профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы
выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы
получение данных о предпочтениях,
склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного
и профессионального образования.
Направления профориентации:
• Профинформация
• Профдиагностика
• Профпросвещение
• Профагитация
• Профконсультация
Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися в рамках школьного Профцентра.В ОГКОУШ № 39 в 2010 году был организован школьный Профцентр. Основной целью Центра профориентационной работы на базе методического объединения учителей трудового обучения (далее - Профцентр) является привлечение педагогических работников школы и учреждений профессионального образования, учащихся и их родителей, руководителей предприятий и организаций к активной работе по профессиональной ориентации молодежи, приведению образовательных интересов школьников в соответствие с потребностями рынка труда в регионе.
С учетом психологических и возрастных особенностей учащихся можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе психологических занятий, групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям учащихся с интеллектуальными нарушениями..
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда с учётом психофизиологических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы работы школьного Профцентра
Работа Профцентра реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций). Она проводится на базе кабинета СБО, школьной мастерской оборудованных в соответствии с современными достижениями науки и техники и требованиями к образовательному процессу.
1. Работа с учителями:
-обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся трудовых навыков;
-эффективное использование материально-технических и учебных ресурсов библиотеки, школьных мастерских «швейного дела» и «слесарного дела», кабинета СБО и учебно-производственных мастерских
2. Работа с учащимися:
-индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;
-посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
-тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
-встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;
-встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
-творческие конкурсы учащихся школ и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования;
-посещение традиционной выставки-ярмарки продукции учреждений начального профессионального образования, участие в ее работе;
-оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.
3. Работа с родителями:
-собрания по профессиональному самоопределению учащихся;
-вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу;
-проведение совместных мероприятий родителей и учащихся в рамках плана работы Профцентра;
-информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
-пропаганда рабочих профессий среди родителей.
Формы организации работы в кабинете:
• урок - лекция,
• беседа,
• собрание,
• классный час,
• встречи с представителями предприятий, учебных заведений,
• работа с литературой и справочным материалом,
• прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов,
• психофизиологические обследования,
• организация выставок, анкетирование.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка
системы тесного сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального
образования, а также с предприятиями города;
-Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений,
службы занятости, общественных молодежных организаций;
-Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских
комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в
сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения
школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому
обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с
младшими школьниками;
-Разработать рекомендации классным руководителям по планированию
профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров
по профориентационной работе с учащимися.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся выпускных классов с ограниченными возможностями здоровья, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности с интеллектуальными нарушениями и пути ее реализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.