Статья « Современные подходы профориентационной направленности выпускников 9-11 классов с интеллектуальными нарушениями в системе работы школьного Профцентра»
Оценка 4.9

Статья « Современные подходы профориентационной направленности выпускников 9-11 классов с интеллектуальными нарушениями в системе работы школьного Профцентра»

Оценка 4.9
docx
психологическая работа
СCУЗ, ВУЗ
14.06.2020
Статья « Современные подходы профориентационной направленности выпускников 9-11 классов с интеллектуальными нарушениями в системе работы школьного Профцентра»
Современные подходы профориентационной направленности выпускников.docx

«Современные подходы  профориентационной направленности выпускников

9-11 классов с интеллектуальными нарушениями в системе работы  школьного Профцентра»

Воецкая Лариса Михайловна, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

 «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

 г. Ульяновск

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,

Цель профориентационной работы

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы

получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Направления профориентации:

      Профинформация

      Профдиагностика

      Профпросвещение

      Профагитация

      Профконсультация

Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися в рамках школьного Профцентра.В ОГКОУШ № 39  в 2010 году был организован школьный Профцентр. Основной целью Центра профориентационной работы на базе методического объединения  учителей трудового обучения (далее - Профцентр) является привлечение педагогических работников школы и учреждений профессионального образования, учащихся и их родителей, руководителей предприятий и организаций к активной работе по профессиональной ориентации молодежи, приведению образовательных интересов школьников в соответствие с потребностями рынка труда в регионе.

С учетом психологических и возрастных особенностей учащихся  можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе психологических занятий,  групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям учащихся с интеллектуальными нарушениями..

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда с учётом психофизиологических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы работы школьного  Профцентра

Работа Профцентра реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций). Она проводится на базе кабинета СБО, школьной мастерской оборудованных  в соответствии с современны­ми достижениями науки и техники и требованиями к образовательному процессу.

             1. Работа с учителями:

-обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся трудовых навыков;

-эффективное использование материально-технических и учебных ресурсов библиотеки, школьных мастерских «швейного дела» и «слесарного дела», кабинета СБО и учебно-производственных мастерских

              2. Работа с учащимися:

-индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

-консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;

-посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

-тематические и комплексные экскурсии  учащихся на предприятия;

-встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;

-встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

-творческие конкурсы учащихся школ и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования;

-посещение традиционной выставки-ярмарки продукции учреждений начального профессионального образования, участие в ее работе;

-оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.

3. Работа с родителями:

-собрания по профессиональному самоопределению учащихся;

-вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу;

-проведение совместных мероприятий родителей и учащихся в рамках плана работы Профцентра;

-информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

-пропаганда рабочих профессий среди родителей.

 

Формы организации работы в кабинете:

      урок - лекция,

      беседа,

      собрание,

      классный час,

      встречи с представителями предприятий, учебных заведений,

      работа с литературой и справочным материалом,

      прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов,

      психофизиологические обследования,

      организация выставок, анкетирование.

 

Перспективы профориентационной работы:

 

- Выработка системы тесного сотрудничества  школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
-Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций;
-Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
-Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

 

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся выпускных классов с ограниченными возможностями здоровья, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности с интеллектуальными нарушениями  и пути ее реализации.

 

 

 


 

Современные подходы профориентационной направленности выпускников 9-11 классов с интеллектуальными нарушениями в системе работы школьного

Современные подходы профориентационной направленности выпускников 9-11 классов с интеллектуальными нарушениями в системе работы школьного

Направления и формы работы школьного

Направления и формы работы школьного

Перспективы профориентационной работы: -

Перспективы профориентационной работы: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020