Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
администрации +1
Взрослым
07.11.2017
Статья
Роль активных методов обучения при реализации ФГОС НОО.Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить., Наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие
Стрельникова Вера Ивановна.docx
Стрельникова Вера Ивановна Учитель начальных классов  МКОУ «Хохольская СОШ»                               Роль активных методов обучения при реализации ФГОС НОО        Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов  в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго  поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных  учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется,  существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс  обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс  развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и  организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне  нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как  процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя  ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.        Тяжелый и длинный путь проходит ребёнок за школьные годы в своём развитии,  освоение даже несложных определений и понятий требует от учащегося в известной  степени развития познавательных процессов. Те умственные знания и умения, которые он  получает вначале школьной жизни, могут оказаться действительно бесценными, если  только учитель сумеем открыть ученику полную меру его возможностей.      Ребёнка необходимо учить овладению приёмами умственных действий. Для этого нужно создать в начальных классах такие условия, которые обеспечили бы полноценное  всестороннее развитие детей, которое связанно с вырабатыванием  познавательных интересов, умений и навыков мыслительной работы, творческой  инициативы и самостоятельности.       Среди учащихся всегда находятся такие, которые хотели бы больше узнать об  изучаемом предмете, которые сами заинтересованы в развитии своих способностей. Они  хотят решать более сложные задачи и упражнения, заниматься в кружках, участвовать в  олимпиадах. Поэтому использование в уроках активных методов обучения представляет  большой интерес как для учителей, так и для учащихся.Под активными методами  обучения понимаются методы, стимулирующие познавательную деятельность  обучающихся, которые строятся в основном на диалоге, предполагающий свободный  обмен мнениями, пути разрешения той или иной проблемы.             Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности  учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и  учебно­производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания  соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый  метод активным делает тот, кто его применяет.          Действительно, при помощи активных методов можно результативно находить  решение проблемы. На этом цели и задачи активных методов обучения не заканчиваются.  Потенциалы активных методов разнообразны не только как «активизация учебной и  учебно­производственной деятельности», но и как многообразные достигаемые  образовательные эффекты и результаты. Кроме диалога, активные методы также могут  использовать и полилог, обеспечивая разностороннее и многоуровневое общение всех  участников образовательного процесса. Заметим, активным метод остается не зависимо от  того, кто его применяет, но для достижения видимых и ощутимых результатов использования данных методов обучения нужна надлежащая подготовка учителя. Наиболее подходящим считаю следующее определение активных методов обучения – это система  методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической  деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Вопросы, стоящие перед каждым учителем: Как сообщить учебный материал учащимся? Как возбудить их активную познавательную предприимчивость? Как обучить всех: и тех, кто учится с увлечением, и тех, у кого его нет? Эти вопросы педагогу требуется решать каждый раз при подготовке урока. Именно  поэтому целесообразно включать в различные этапы урока активные методы обучения. Выделим несколько особенностей активных методов обучения: ­ Успешность ученика (способствует продуктивности процесса обучения). ­ Задействованы все (или большая часть) участники образовательного процесса, они имеют  возможность постигать и рефлектировать. ­ Атмосфера взаимоподдержки (позволяет как получать новое знание, так и  развивает познавательную деятельность, модернизирует ее на более высокие формы  объединенности и сотрудничества). ­ Критичность мысли (решаются сложные проблемы на основе анализа ситуаций и  соответствующей информации, взвешиваются альтернативные суждения, принимаются  обдуманные решения, участвуют в дискуссиях, общаться с другими людьми). ­ Развитие коммуникативных умений и навыков (помогают определению эмоциональных  контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, так как приучают  работать в команде, прислушиваться к суждению своих товарищей). ­ Интерактив (снимает нервную нагрузку учащихся, дает возможность менять  формы их деятельности, переключать внимание на стержневые вопросы темы занятий). Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют  “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми  знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и  сознательного “формирования у них необходимых деятельностей”. Активность ученика на уроке ­ одна из актуальных проблем в образовательной практике.  Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик  самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально  он может усвоить.,Н аиболее эффективная форма обучения должна основываться на  активном включении в соответствующее действие В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы  обучения:   Практический эксперимент  метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на  творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и  физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе  создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной,  имеющих практическую значимость;   групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);   мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на  генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;   деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на  выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной  деятельности;   ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки  определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не  менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с  другом в соответствии с заданной ролью;   баскет­метод — метод обучения на основе имитации ситуаций.   тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально  заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые  знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе  подходам;   обучение с использованием компьютерных обучающих программ;   анализ практических ситуаций (case­study) — метод обучения навыкам принятия  решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять  ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения,  Активные методы обучения активизируют познавательную деятельность в процессе  обучения. Активное обучение предполагает использование такой системы методов,  которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их  запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и  умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы  нетрадиционные для массовой школы паритетные (равноправные) отношения  преподавателя и учащихся. Активные методы обучения ­ это методы, которые побуждают учащихся к  активной мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельного  овладения учебным материалом. Появление и развитие активных методов обусловлено  бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век  информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто  главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной  активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально­эмоциональный отклик на  процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и  общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение  самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой  подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию,  но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость  собственных суждений. Интеллектуальные способности обучающихся к учению проявляются и развиваются  в деятельности.             Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь  от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее. Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы. + Активные методы обучения помогают ­ развивает мотивацию к обучению и  наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают  интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся  коммуникативных навыков, учебно­информационных и учебно­организационных умений.           ­ Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для  учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности,  поэтому ­ не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне  допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно,  воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные  методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.       Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить  эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть  особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.  Список использованной литературы и источников:   1.    Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение),  12.11. 2009г. 2. «Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития  «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi­universitet.ru 3. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г. 4. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое  общество      России, 2000 г. 5. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С.  2006 6Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации  (извлечение), 12.11. 2009г. 7 «Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития  «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi­universitet.ru  8. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г. 9. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные     технологии”, Москва, Педагогическое общество      России, 2000 г. 10 Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С.  2006

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017