Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
10 кл—11 кл +1
14.02.2018
Статья
В статье "Роль классного руководителя в формировании коллектива группы" освещены цели. задачи и направления работы классного руководителя. Его место в системе образования, необходимость для организации и воспитания подростков, для их социализации и привития основных морально-этических ценностей общества.А так же представлены диагностические тесты для мониторинга группы.
Роль КЛ.РУК В воспитании группы.doc
РОЛЬ  КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ  В ФОРМИРОВАНИИ  КОЛЛЕКТИВА ГРУППЫ Шушпанова Наталья Владимировна преподаватель Государственное  бюджетное профессиональное   образовательное  учреждение  "Волжский  технологический техникум" Нео правданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать   педагоги:   обучать   воспитывая   или   воспитывать   обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского,   пренебрежение   воспитанием   есть   гибель   людей,   семей, государств и всего мира. В   сегодняшней   социально­экономической   и   культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания, которое, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания.  Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня   подростка   нужно   защитить   от   агрессивной   пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме,   создавая   «островки   безопасности»   в   различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой   стороны,   молодого   человека   надо   ввести   в   практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – обязанность классного руководителя. В   условиях   модернизации   российского   образования значительно   возрастают   воспитательные   функции   школы, призванной   создать   условия   для   достижения   главной   цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении   содержания   и   организации   педагогического   процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников   (детей,   родителей,   педагогов,   представителей общественных   объединений   и   организаций)   на   разных   у   Все вышесказанное  позволяет  сделать вывод о том,  что на классного руководителя   возлагается   важнейшая   задача   координации   и направления  усилий всех педагогов  образовательного учреждения по   формированию   воспитательной   системы,   благодаря   которой состоится самоактуализация личности растущего человека.  Классные руководители по существующему в образовательном пространстве   законодательству   имеют   право   на   свою   авторскую воспитательную   программу,   сами   определяют   формы,   методы, содержание работы на основании стоящих целей и задач воспитания. Документальное обеспечение воспитательного процесса Примерное   положение   о   классном   руководителе   воспитательно­образовательного   кураторе) (воспитателе, учреждения В   истории   развития   российской   школы   важнейшее   место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании  и становлении  личности  ребёнка, раскрытии  его самобытности,   способностей   и   потенциальных   возможностей, защите   интересов,   как   показывает   практика   различных   типов учреждений образования, даёт именно классный руководитель. Назначение и задачи классного руководителя Классный   руководитель   –   это   педагог­профессионал, являющийся для растущего человека:  духовным   посредником   между   обществом   и   ребёнком   в усвоении основ человеческой культуры;  защитником от моральной деградации, нравственной гибели;  организатором отношений  сотрудничества  в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;  организатором   условий   для   самовыражения   и   развития каждого   ребёнка, (совместно   с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;   осуществляющим    помощником,   консультантом   в   организации   повседневной   в   осмыслении   социально­ жизни   и   деятельности, экономической, профессиональной ориентации;   политической   жизни   общества,   в  координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех   воспитательных   институтов   общества,   влияющих   на становление и развитие воспитанников;  создателем   благоприятной   микросреды   и   морально­ психологического   климата   в   детском   и   подростковом коллективе, объединении, группе. Деятельность   классного   руководителя   является   важнейшим звеном   в   воспитательной   системе   учебного   заведения,   основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена   она   современными   задачами,   которые   ставят   перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий   для   нормального   духовного,   умственного,   физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Классный   руководитель   (куратор,   воспитатель   и   т.д.) реализует эти задачи в своём учебном заведении: 1)   осуществляет   непосредственное   наблюдение   индивидуальным развитием ребёнка, подростка, девушки, юноши; за 2)   содействует   созданию   оптимальных   условий   для формирования каждой личности; 3)   организует   взаимодействие   и   сотрудничество   всех воспитательных сил; 4)   вносит   необходимые   коррективы   в   этот   процесс, способствуя   свободному   и   полному   проявлению   и   развитию способностей воспитанников; 5)   помогает   организации   всех   видов   индивидуальной   и   вовлекающей   учащихся   в коллективной   деятельности, разнообразные коммуникативные ситуации; 6) работает над созданием классного (школьного) клуба и др. коллектива   как   воспитательной   подсистемы,   среды,   социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка. Функции и содержание работы 1.  Аналитическая  функция   определяет   следующее содержание работы классного руководителя:       изучение   индивидуальных   особенностей   детей   и подростков; изучение   и   анализ   состояния   и   условий   семейного воспитания каждого воспитанника; анализ и оценка уровня воспитанности; изучение   и   анализ   становления   и   формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.; изучение   и   анализ   воспитательных   возможностей педагогического коллектива; изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, группы, клуба, объединения. 2. Прогностическая:  предвидение   результата   намеченного   дела   или воспитательного воздействия; прогнозирование   уровней   индивидуального   развития учащихся; прогнозирование   этапов   становления   и   формирования коллектива; построение   модели   воспитательной   подсистемы   (или микросистемы)   для   своего   класса,   группы,   объединения, соответствующей   воспитательной   системе   учебного заведения; определение   ближних   и   дальних   перспектив   жизни   и деятельности учащихся, коллектива; предвидение   последствий   складывающихся   в   детском коллективе   отношений   (между   воспитанниками,   между педагогами   и   воспитанниками,   педагогами   и   родителями учащихся и др.).      3. Организационно­координирующая:  помощь   и   сотрудничество   в   планировании   и   организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;  помощь   и   сотрудничество   в   деятельности   органов самоуправления;   организация взаимодействия с семьями учащихся;  помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами района, города, республики, страны;  стимулирование   творческой,   инновационной   деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;  координация   воспитательных   усилий   педагогов   класса, группы,   психологов,   социальных   работников   различного профиля;  участие   в   создании   оптимальных   материально­бытовых условий   для   внеурочной   деятельности,   воспитательной работы. 4. Коммуникативная:  помощь   в   установлении   и   регулировании   межличностных отношений в детской и подростковой среде;  построение   оптимальных   взаимоотношений:   «учитель   – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т.д.;    помощь   учащимся   в   установлении   отношений   с окружающими людьми, социумом;  содействие   установлению   и   поддержанию   благополучного психологического климата коллектива;  коррекция   (совместно   с   психологом,   отношений     социальными социально   поведения, работниками) дезадаптивных детей и подростков. Взаимодействие классного руководителя с педагогами, работающими в группе Непосредственно­эмоциональное   общение   и   совместная деятельность   с   детьми,   доверительные   отношения   с   ними, понимание   мира   интересов   и   увлечений   подростков,   позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий   свою   профессиональную   роль.   Однако   опытные классные руководители прекрасно понимают, что «спектакль одного актера»   хотя   и   может   быть   успешным,   но   вряд   ли   будет действенным без поддержки других  преподавателей работающих с группой.  Формы работы Классный   руководитель   любого   учебного   заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся группы. Критерии оценки работы Результативность   деятельности   классного   руководителя, воспитателя   может   быть   оценена   с   помощью   самых   разных критериев. К ним относятся:  упорядоченность   жизнедеятельности   класса,   группы, объединения;  наличие и уровень зрелости классного коллектива;  общий психологический климат группы, класса;  социальная   защищённость   каждого   члена   коллектива,   его комфортность;  реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;  активная позиция классного руководителя;  участие в опытно­экспериментальной или исследовательской работе;  вовлечение   родителей   учащихся   в   дела   класса,   группы   и коллектива. Подготовка классного руководителя и общие условия его работы Слагаемыми   педагогического   мастерства   классного руководителя, воспитателя, куратора являются:  знания   и   умения   в   области   детской   и   подростковой возрастной   психологии,   педагогической   психологии   и социальной педагогики;  знания теоретических основ воспитания;  владение   технологией   воспитательного   воздействия   на личность, группу, коллектив;  широкая   образованность   и   духовная   культура, интеллигентность;  бережное   отношение   к   накопленному   отечественному   и мировому   педагогическому   опыту,   опыту   и   традициям народной педагогики;  способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить   нетрадиционные   воспитательные   технологии   и брать   на   себя   ответственность   за   педагогическое новаторство;  ориентация на человека, прежде всего на ребёнка, подростка, как   на   высшую   ценность,   уникальную   человеческую личность;  опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приёмами анализа и самоконтроля, умение   педагогически   осмыслить   новые   социально­ экономические   условия,   оценить   тенденции   с   позиций педагогической целесообразности;  вера   в   человека,   в   пользу   своего   дела,   педагогический оптимизм, мужество и сила воли;  коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений. Классные   руководители   призваны   помочь   взрослеющему человеку   стать   субъектом   собственной   жизни,   способным   на сознательный   выбор,   разумный   отбор   жизненных   позиций,   на самостоятельную   выработку   идей   –   вот   цель   воспитательной работы современной школы. Изучение   опыта   педагогов   Саратовской   области свидетельствует   о   направленности   их   работы   на   развитие воспитательных   систем   и   создание   единого   воспитательного пространства региона. Совершенствуется, обновляется воспитательная деятельность педагогических   коллективов   образовательных   учреждений, повышается внимание органов законодательной и исполнительной власти   всех   уровней   к   вопросам   воспитания   и   гражданского становления детей и молодежи. Проблемы   воспитания   необходимо   решать   в   комплексе. Воспитание   перестает   быть   уделом   системы   образования   и   на уровне   региона   превращается   в   сферу,   объединяющую   интересы всех субъектов социальной активности. Именно воспитание может и должно стать одним из ведущих механизмов  общественного развития, формирования региональной культуры, поэтому оно требует повышенного внимания.  Цель и задачи деятельности классного руководителя Цель   деятельности   классного   руководителя   –   создание условий   для   саморазвития   и   самореализации   личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя:  формирование и развитие коллектива;   создание благоприятных психолого­педагогических условий для   развития   личности,   самоутверждения   каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;  формирование здорового образа жизни;  организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива;   защита прав и интересов обучающихся;  организация   системной   работы   с   обучающимися   в коллективе;  гуманизация   отношений   между   обучающимися,   между обучающимися и педагогическими работниками;  формирование   у   обучающихся   нравственных   смыслов   и духовных ориентиров;  организация  социально  значимой,  творческой  деятельности обучающихся. Функции классного руководителя Деятельность   классного   руководителя   –   целенаправленный, системный,   планируемый   процесс,   строящийся   на   основе   устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей   деятельности,   позитивных   и   негативных   тенденций общественной   жизни,   на   основе   личностно­ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации   в   коллективе,   межэтнических   и   межконфессиональных отношений. Для   педагогически   грамотного,   успешного   и   эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать   психолого­педагогические   основы   работы   с   детьми конкретного   возраста,   быть   информированным   о   новейших тенденциях,   способах   и   формах   воспитательной   деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному   руководителю   в   своей   деятельности   необходимо учитывать   уровень   воспитанности   обучающихся,   социальные и материальные условия их жизни. Функции классного руководителя: 1. Организационно­координирующие:  обеспечение   связи   общеобразовательного   учреждения   с семьей;  установление   контактов   с   родителями   (иными   законными представителями)   обучающихся,   оказание   им   помощи   в   через   психолога, воспитании   обучающихся   (лично, социального   педагога,   педагога   дополнительного образования);  проведение   консультаций,   бесед   с   родителями   (иными законными представителями) обучающихся;  взаимодействие   с   педагогическими   работниками,   а   также учебно­вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;  организация   в   классе   образовательного   процесса, оптимального   для   развития   положительного   потенциала личности   обучающихся   в   рамках   деятельности общешкольного коллектива;  организация воспитательной работы с обучающимися через   педагогических проведение   «малых   педсоветов», консилиумов, тематических и других мероприятий;  стимулирование   и   учет   разнообразной   деятельности обучающихся,   в   том   числе   в   системе   дополнительного образования детей;  взаимодействие   с   каждым   обучающимся   и   коллективом класса в целом;  ведение   документации   (классный   журнал,   личные   дела обучающихся, план работы классного руководителя). 22 Коммуникативные:  регулирование   межличностных   отношений   между обучающимися;  установление   взаимодействия   между   педагогическими работниками и обучающимися;  содействие   общему   благоприятному   психологическому климату в коллективе класса;  оказание   помощи   обучающимся   в   формировании коммуникативных качеств. 22 Аналитико­прогностические:  изучение   индивидуальных   особенностей   обучающихся и динамики их развития;  определение   состояния   и   перспектив   развития   коллектива класса.  22 Контрольные:  контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. Формы работы классного руководителя В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:  индивидуальные   (беседа,   консультация,   обмен   мнениями,   оказание индивидуальной   помощи,   совместный   поиск   решения   проблемы   и др.);  групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);  коллективные   (конкурсы,   спектакли,   концерты,   походы,   слеты, соревнования и др.). При   выборе   форм   работы   с   обучающимися   целесообразно руководствоваться следующим:  определять   содержание   и   основные   виды   деятельности   в соответствии   с   задачами,   стоящими   перед   общеобразовательным учреждением;  учитывать   принципы   организации   образовательного   процесса, возможности,   интересы   и   потребности   обучающихся,   внешние условия;  обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально­ значимой, творческой деятельности обучающихся класса. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя Эффективность   осуществления   функций   классного   руководителя можно   оценивать   на   основании   двух   групп   критериев:   результативности   и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся   в   своем   социальном   развитии   (уровень   общей   культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций   классного   руководителя   (организация   воспитательной   работы   с обучающимися;   взаимодействие   с   педагогическими   работниками, работающими   с   обучающимися   в   данном   классе,   и   другими   участниками образовательного   процесса,   а   также   учебно­вспомогательным   персоналом общеобразовательного   учреждения,   родителями   (иными   законными представителями)   обучающихся   и   общественностью   по   воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). «ОЦЕНКА УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕСТ  ЛИЧНОСТИ» (по А.С. Шарову) В   тесте   используется   10­балльная   шкала   самооценки личностных   качеств   либо   частоты   их   проявления,   которые   и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Однако   следует   помнить,   что   все   оценки   относительны.   При самооценке мысленно представьте себе наивысший (10­й) уровень развития   соответствующего   качества   и   низший   (1­й)   уровень   и найдите себе место на 10­балльной шкале. 1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца? 2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы – генератор идей? 3. В какой степени вы относите себя к людям решительным? 4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла? 5. Насколько   вы   способны   проявить   требовательность   и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что­то, выполнили бы свое обещание? 6. Как   часто   вам   приходится   выступать   с   критическими суждениями в адрес кого­либо? 7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости? 8. Какой   процент   людей   в   вашем   коллективе   чаще   всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения? 9. Как   часто   у   вас   бывает   оптимистичное   и   веселое настроение? 10.Если   все   проблемы,   которые   приходилось   вам   решать   за последний   год,   условно   разделить   на   теоретические   и практические,   то   каков   среди   них   удельный   вес практических проблем? 11.Как   часто   вам   приходилось   отстаивать   свои   принципы, убеждения? 12.В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем? 13.Как   часто   у   вас   возникают   ситуации,   когда   главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллектив вам приходится брать на себя? 14.Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь? 15.Как   часто   вам   удается,   проявив   находчивость   и   даже предприимчивость,   хоть   в   чем­то   опередить   своих соперников по работе или учебе? 16.Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным? 17.Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело? 18.Как   часто   вам   приходилось   коренным   образом реформировать   свою   жизнь   или   находить   принципиально новые подходы в решении старых проблем? По результатам самооценки вы можете далее построить свой профиль   творческих   качеств   и   определить,   к   какому   типу творческой   личности   вы   относитесь   (по   наивысшему   уровню развития соответствующего качества)         (см. рис. 1). Кроме того, вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов Рис. 1. Построение профиля творческих качеств и определение типа творческой личности (пример использования 10­балльных шкал самооценки) Суммарное число баллов Уровень творческого потенциала личности 18­39 40­54 55­69 70­84 85­99 100­114 115­129 130­ 142 143­162 163­180 1 – очень низкий уровень 2 – низкий 3 – ниже среднего 4 – чуть ниже среднего 5 – средний уровень 6 – чуть выше среднего 7 – выше среднего 8 – высокий уровень 9 – очень высокий уровень 10 – наивысший Диаграмма,   показанная   на   рис.   1,   соответствует   нормальной самооценке   личности.   Видно,   что   тестируемый   большую   часть   качеств оценивает как среднеразвитые, отмечая при этом несколько качеств как более или менее выраженные. Особое   внимание   классному   руководителю   следует   уделить ребятам,   профили   личностных   качеств   которых   имеют   вид,   подобный показанным на рис. 2. Рис.   2.   Профили   творческих   качеств,   соответствующие   отсутствию выраженных качеств (слева), заниженной (в центре) и завышенной (справа) самооценке. На диаграмме слева видно, что школьник не проявляет выраженных личностных качеств. Скорее всего это тип личности, который условно можно назвать «серая мышка» – человек, стремящийся быть незаметным, оставаться в стороне от общих дел. Диаграммы,   показанные   в   центре   и   справа,   скорее   всего,   свидетельствуют   о неадекватной   (заниженной   или   завышенной)   самооценке.   Однако   более   точный   вывод можно сделать лишь, сопоставляя самооценку ученика с тем, как его оценивает группа. Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой) Приложение  2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет. Вопросы: 1. Мне нравится создавать фантастические проекты. 2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете. 3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново. 4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях. 5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение. 6. Мне нравится находить причины своих неудач. 7. Стараюсь   дать   оценку   поступкам   и   событиям   на   основе своих убеждений. 8. Могу   обосновать:   почему   мне   что­то   нравится   или   не нравится. 9. Мне   нетрудно   в   любой   задаче   выделить   главное   и второстепенное. 10.Убедительно могу доказать правоту. 11.Умею сложную задачу разделить на несколько простых. 12.У меня часто рождаются интересные идеи. 13.Мне интереснее работать творчески, чем по­другому. 14.Стремлюсь   всегда   найти   дело,   в   котором   могу   проявить творчество. 15.Мне   нравится   организовывать   своих   товарищей   на интересные дела. 16.Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие. Результат: 24­32 балла – высокий уровень; 12­24 балла – средний; 0­12 баллов – низкий. Приложение  Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой) Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход проведения:  учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 – привлекает очень сильно; 2 – привлекает в значительной степени; 1 – привлекает слабо; 0 – не привлекает совсем. Что привлекает в деятельности? 1. Интересное дело. 2. Общение с разными людьми. 3. Помощь товарищам. 4. Возможность передать свои знания. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 7. Возможность руководить другими. 8. Участие в делах своего коллектива. 9. Вероятность заслужить уважение товарищей. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12); в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11). Сравнение   средних   оценок   по   каждому   блоку   позволяет   определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Приложение  Методика изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся (по М.И. Рожкову) Цель:  выявить   уровень   социальной   адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Ход   проведения:  учащимся   предлагается   прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда. 1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей. 2. Считаю, что всегда надо чем­то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей. 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни. 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. 10.Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение. 11.Если я что­то задумал, то обязательно сделаю. 12.Мне нравится помогать людям. 13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 16.Переживаю неприятности других, как свои. 17.Стремлюсь не ссориться с товарищами. 18.Стараюсь   доказать   свою   правоту,   даже   если   с   моим мнением не согласны окружающие. 19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 20.Стараюсь защитить тех, кого обижают. Чтобы   быстрее   и   легче   проводить   обработку   результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.                               1      5      9      13      17                                     2      6      10    14      18                               3      7      11    15      19                               4      8      12    16      20 Обработка полученных данных Среднюю   оценку   социальной   адаптированности   учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы   на   пять.   Оценка   автономности   высчитывается   на   основе аналогичных   операций   со   второй   строчкой.   Оценка   социальной активности   –   с   третьей   строчкой.   Оценка   приверженности   детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то   можно   констатировать   высокую   степень   социализированности ребенка;   если   же   он   больше   двух,   но   меньше   трех,   то   это свидетельствует  о средней  степени развития  социальных качеств. Если   коэффициент   окажется   меньше   двух   баллов,   то   можно предположить,   что   отдельный   учащийся   (или   группа   учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности. Приложение  Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по Е.Н.Степановой) Данная   методика   выявляет   уровень   удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и педагогического коллектива. Ход   проведения:   на   родительском   собрании   родителям предлагается   внимательно   прочитать   перечисленные   ниже утверждения   и   оценить   степень   согласия   с   ними.   Для   этого родителю   необходимо   обвести   ниже   каждого   выражения   одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4  – совершенно согласен;  3  – согласен;  2  – трудно сказать;  1  – не согласен;  0 – совершенно не согласен. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 4   3   2   1   0 В   среде   своих   одноклассников   наш   ребенок   чувствует   себя комфортно. 4   3   2   1   0 Педагоги   проявляют   доброжелательное   отношение   к   нашему ребенку. 4   3   2   1   0 Мы   испытываем   чувство   взаимопонимания   в   контактах   с администрацией и учителями нашего ребенка. 4   3   2   1   0 В   классе,   в   котором   учится   наш   ребенок,   хороший   классный руководитель. 4   3   2   1   0 Педагоги   справедливо   оценивают   достижения   в   учебе   нашего ребенка. 4   3   2   1   0 Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями. 4   3   2   1   0 Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. 4   3   2   1   0 В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. 4   3   2   1   0 В   школе   работают   различные   кружки,   клубы,   секции,   где   может заниматься наш ребенок. 4   3   2   1   0 Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. 4   3   2   1   0 В   школе   заботятся   о   физическом   развитии   и   здоровье   нашего ребенка. 4   3   2   1   0 Учебное   заведение   способствует   формированию   достойного поведения нашего ребенка. 4   3   2   1   0 Администрация   и   учителя   создают   условия   для   проявления   и развития способностей нашего ребенка. 4   3   2   1   0 Школа по­настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 4   3   2   1   0 Обработка результатов теста Удовлетворенность   родителей   работой   школы   определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если  коэффициент  равен  3  или  больше  этого   числа,  то  это свидетельствует   о   высоком   уровне   удовлетворенности;   если   он равен   или   больше   2,   но   не   меньше   3,   то   можно   констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. Приложение День регуляции и коррекции по проблеме  «Мотивация деятельности учащихся на уроке  и создание условий для ее развития» (по П.И.Третьякову, Т.И. Шамовой) Цель:  выявить   уровень   мотивации   деятельности   и   наметить пути по формированию условий, способствующих ее повышению. Задачи: 1) определить уровень мотивации деятельности учащихся; 2)   оценить   деятельность   учителя   по   формированию положительной мотивации у учащихся; 3) определить уровень мотивации и наметить управленческие решения по ее повышению. Объект   исследования: процесса.  система   учебно­воспитательного Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие положительную мотивацию у учащихся на уроке и препятствующие ее формированию. Гипотеза:  использование   поуровневой   диагностики   позволит осуществлять   оперативное   регулирование   мотивации   учебной деятельности учащихся. Методы исследования: анкетирование, наблюдение. Программа проведения дня регуляции и коррекции 1.Инструктаж участников. 2.Составление   личных   программ   по   диагностике   субъектов дня регуляции и коррекции. 3.Определение сроков проведения исследований и обработки полученных результатов. 4.Проведение анкетирования для учащихся. 5.Посещение   уроков   в   соответствии   с   программой наблюдений. 6.Анализ   материалов   и   выявление   тенденций.   Составление графиков, схем, таблиц. 7.Принятие   управленческого   решения   по   программе регулирования   и   коррекции   (программа   принимается педконсилиумом). Микроисследование  АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Цель:  Изучение   уровня   владения   учителем   основными методами мотивации и стимулирования деятельности. Коллеги!   Вам   предстоит   самим   оценить   уровень   своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2   –   применяю   регулярно;   1   –   применяю   иногда;   0   –   не применяю. Эмоциональные методы мотивации (I):  1 – поощрение, 2 – порицание,   3   –   учебно­познавательная   игра,   4   –   создание   ярких наглядно­образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 – стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные   методы   мотивации   (II):  1   –   опора   на жизненный   опыт,   2   –   познавательный   интерес,   3   –   создание проблемной   ситуации,                               4   –   побуждение   к   поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – «мозговая атака», 7 – развивающаяся кооперация. Волевые методы мотивации (III): 1 – предъявление учебных требований,   2   –   информирование   об   обязательных   результатах обучения, 3 – формирование ответственного отношения к учению, 4 –   познавательные   затруднения,   5   –   самооценка   деятельности   и коррекция, 6 – рефлексия поведения,               7 – прогнозирование будущей деятельности. Социальные методы мотивации (IV):  1 – развитие желания быть   полезным   отечеству,   2   –   побуждение   подражать   сильной личности,   3   –   создание   ситуации   взаимопомощи,   4   –   поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованность в результатах коллективной   работы,   6   –   взаимопроверка,                                   7   – рецензирование. Методика обработки результатов анкеты 1.   Подсчитать   число   учителей,   регулярно   применяющих   различные методы стимулирования учебной деятельности (т.е. поставивших 2 балла по любому   из   пунктов).   Вычислить   процент   от   общего   числа   анкетируемых, построить диаграмму. Оценить   степень   владения   каждым   методом   мотивации   и стимулирования деятельности: 85% и выше – оптимальный уровень, 55­84% – достаточный уровень, 40­54% – низкий уровень. 2.   Вычислить   средний   балл   по   каждой   из   четырех   групп,   составить график. 3.   Вычислить   средний   балл   по   каждому   методу   внутри   группы. Построить графики. 4. Выявленные тенденции. 5. Меры по регуляции и коррекции. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ Цель:  Изучение   уровня   работы   учителя   по   обеспечению   условий формирования мотивации деятельности учащихся на уроке. 1.   Изучение   активности   учащихся   на   уроке.   Составление   карты наблюдений:   +   (плюс)   –  положительный   ответ;  ­   (минус)  –   отрицательный ответ;            ± (плюс, минус) – частичный ответ. Вычислить в процентах коэффициенты активности (Kакт) учащихся.  K акт 2.   Вычислить   в   процентах   коэффициент   полезного   действия   (КПД) учащихся  , привлеченн    кых классе работе Число   учащихся    в  %100 Число     самостоятельной работы: КПД  Время   самостояте льной   работы Время   урока  %100 3. Организация активной деятельности учащихся на уроке осуществлена полностью (2 балла), частично (1 балл), не осуществлена (0 баллов). 4. Использованные методы мотивации и стимулирования (подчеркнуть): эмоциональные  (поощрение,   наказание,   учебно­познавательная   игра, создание ситуаций успеха, свободный выбор заданий и др.); познавательные (проблемная   ситуация,   опора   на   жизненный   опыт,   творческие   задания); волевые  (информация об обязательных результатах, самооценка, прогноз на будущее); социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи и др.). Методика обработки результатов наблюдения 1. Используя показатель активности в процентах, составить диаграмму (при   анализе   количества   посещенных   уроков   рекомендуется   применять средний процент активности). 2. Вычислить КПД самостоятельной работы. Составить диаграмму. 3.   Вычислить   средний   балл   вовлечения   учащихся   в   активную деятельность. 4. Вычислить в процентах коэффициент реализации методов. K Число   подчеркнут  %100  Общее     число предложенн Составить диаграммы.   ых методов ых   методов 5. Варианты выявляемых тенденций: например, соотношение различных мотивов в познавательной деятельности учащихся. 6. Возможные меры по регулированию и коррекции: рекомендации при работе   в   конкретном   классе   с   учетом   ведущих   мотивов   деятельности учащихся;   рекомендации   по   дифференцированному   подходу   к   обучению   с учетом соотношения уровня сформированных мотивов деятельности.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018