Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
5 кл—9 кл
29.01.2017
Статья
Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения, так как « разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», по мнению одного из лингвистов. Задача данной статьи – показать, как выбор образовательных технологий учителем решает цели современного урока.
Урок русского языка на современном этапе.docx
Использование  приёмов современных  технологий на уроках русского языка. Климочкина Ирина Михайловна  МОУ СОШ №46  г. Петрозаводск Одна  из особенностей ФГОС нового поколения ­  реализация системно­ деятельностного  подхода  в преподавании. При таком подходе основной  задачей является развитие у обучающихся самостоятельного приобретения и  усвоения знаний, решения актуальных проблем.  Для этого необходимо  формировать у учащихся способы деятельности, как на уроках, так и при  решении проблем в жизненных ситуациях. Процесс  обучения планируется,  организуется, координируется учителем как результат его совместной  деятельности с учащимися в соответствии с программой обучения, опытом,  познавательными интересами ребят.   Для   решения   данных   задач   необходимо   создать   на   уроке   условия   для развития  мышления,  творческого   воображения,  речи  обучающихся.  Основные цели модернизации образования – формирование познавательных, регулятивных, личностных,   коммуникативных,   метапредметных   универсальных   учебных действий – направлены на системное развитие личности.  А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка и  литературы разнообразных форм и методов обучения, так как « разнообразие –  добрый знак хорошего преподавания», по мнению одного из лингвистов. Задача  данной статьи – показать, как выбор образовательных технологий  учителем решает цели современного урока. Современный   урок   русского   языка   и   литературы,   направленный   на формирование метапредметных и личностных результатов, ­ это проблемно – диалогический урок. Что же составляет сущность проблемного урока? В первую очередь данный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик на уроке  проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск  решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом в отличие от  научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает  субъективное новое знание и выражает его в простых формах.  Проблемный диалог, на мой взгляд, продуктивен особенно на уроке­открытии  новых знаний. Например, на уроке по корням с чередованием,  постановка  проблемы была осуществлена так:  « ­ Прочитайте слова на доске, выделите корни. Какие из них являются однокоренными? Коса (девочки), косьба,  коснуться, касаться. (КАСАТЬСЯ и КОСНУТЬСЯ) ­Какие это корни? (чередующиеся; дети уже изучали чередующиеся корни гор­ гар, зор­зар) ­Какой вопрос возникает? (Почему в одном  пишется буква а, а в другом  ­ о)» Не менее продуктивна технология развития критического мышления и её формы на уроке. Главная привлекательность   технологии РКМ, на мой взгляд, заключается в  том, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Критическое  мышление – это точка опоры для человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Изучение   новой   темы,   как   правило,   базируется   на   уже   имеющихся   у обучающихся   знаний.   В   связи   с   этим   вместо   традиционных   вопросов, позволяющих   выявить,  что   помнят   ребята  по   данной  теме,  предлагаю   приём «инсерт». Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки: V» ­ знаю; «+» ­ новое для меня; «­»   ­ думал иначе; «?»  ­ не понял, есть вопросы. Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали   вопросы,   замечая   некоторые   противоречия   в   сложившейся   для   них системе знаний. Так, изучая тему «Союз» в 7 классе, ребята делают «открытие» для себя: в сложноподчинённых предложениях союзы делятся на разные группы; некоторые   союзы   (например,   что,   как)   могут   быть   как   союзами,   так   и относительными местоимениями.  Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает  приём «кластеры», который  представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое  оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров  охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при  обычной письменной работе.  Использую приём «кластеры» и на стадии вызова (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим  ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по  морфологическим особенностям (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на  стадии рефлексии (как итог знакомства с каким­либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых»,  «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки  домашней работы с теоретическим материалом.  Например,  в 5 и  8 классе по  теме «Характеристика предложений».  Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они  работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа  позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации. Например, в  5классе при изучении темы «Глагол»: на доске написаны верные и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак ­ : 1) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает  на вопросы что делает? и что сделает? 2) Глаголы II спряжения 2 лица имеют окончания – ишь, – ите. 3) В глаголах гон..т, сине..т, люб..т, перевод..т пишется окончание – ит. 4) Изменение глаголов по лицам и числам называется склонением. 5) Глаголы несовершенного вида обозначают законченность действия. 6) Глагол делится   является возвратным глаголом.   На стадии  рефлексии интерес   приём, позволяющий высказать свою точку  зрения на ту или иную тему урока , «синквейн» – стихотворение из пяти строк,  которое строится по правилам. 1. В   первой   строке   тема   называется   одним   словом   (обычно существительным). 2. Вторая   строка   –   это   описание   темы   в   двух   словах   (двумя прилагательными). Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами 3. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. 4. Последняя   строка   –   это   синоним   из   одного   слова   (или   словосочетание), который повторяет суть темы. Например, на уроке по изучению темы «Существительное» (данный урок был проведён   накануне   8   марта)   5­классники   ,   подводя   итог   урока   ,   написали синквейны о маме. «Мама добрая, красивая, заботится, переживает, волнуется. Самый любимый человек. Радость» Для развития интереса к изучению русского языка прибегаю на уроках к   игровым технологиям,  например, упражнение: «Звуковое зеркало».  В начале  урока (и не только в 5 классе при повторении темы «Фонетика», но и в 6­9  классах) предлагаю слова, к которым нужно подобрать конвергенты (слова,  которые состоят из таких же  звуков, но взятых в обратном порядке («фон» ­  «нов»; «сорт ­ трос»; «лещ­щель»; «шёл­лож» (р.п. мн.ч. существительного ложа, ложь). Даю задания, связанные с межуровневыми языковыми связями.  Тренируются знания фонетики, словообразования, морфологии. Например, дана  транскрипция слова: (лук) – ученики записывают три разных существительных,  отвечающих данной транскрипции: лук – растение, лук ­ оружие, луг  и  выполняют морфологический разбор данных слов.  Или  более трудные  омонимы: пищали – глагол, пищали ­ существительное (устар.), пища  ли (сущ. +  частица)  Задание: «Сколько слов живёт в слове», убирая по одной букве (звуку) в слове,  получаем новое слово. Это  упражнение в игровой форме позволяет вспомнить  понятия: семантика слова, синонимы, омонимы;  кроме этого задания  целесообразен  морфологический анализ данных слов (например : мимоза – суш., мимоз – р.п. сущ., мимо – предлог, мимо – наречие, мим­сущ., ми­сущ., и – союз,  и ­ частица) Все данные игровые  задания формируют одну  важную  мысль: язык ­ система, необходимо при изучении отдельных разделов курса языка  формировать у детей целостное  представление о языке, где всё взаимосвязано.  Причём формировать эти знания не назидательно, а в свойственной детям  игровой форме, решая важные и непростые аналитические задачи. Здоровьесберегающие технологии и дифференцированное обучение  берегут   психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам,  обучающийся  чувствует себя защищённым. Например, на уроке  «Разносклоняемые существительные» предлагаю первой группе вставить суффиксы и окончания в существительные, используя правило: « Гореть синим  пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со  врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои­то врем_ на.  Задание для  2­ой группы : « Поставьте вместо точек разносклоняемые  существительные в нужном падеже, подходящее по смыслу: «1. Потерянного  … не воротишь ,2  Большого… не задуешь. 3. Нет тяжелее…, чем безделье. 4.  Обратный… всегда кажется короче.5.  Доброе …лучше богатства. Для справок:  (бремя, время, имя, путь, пламя)».  3­ей группе: написать мини­сочинение по цитате урока: «Память – преодоление  времени» (Д.С.Лихачев)             ://   ege   ­  kim   .  ctege    .  info   ://   xn   ­­­­7  sbanj    0  abzp    ://   videouroki  .  ru   /   ?  pageid  ://   modernpoetry  .  ru   / http   /  news    ://   fipi  .  ru   /  about  .  edu   /  opublikovany    ://   ege         .  ru   /      http   ­  proekty    /   http   .  net    .  aspx  .  ru   /  Default  =0      .  karelia    ­  ege   ­2016­  ­  predmetam    po   ­  vsem      Обязательными атрибутами урока считаю физкультминутку, смену видов  деятельности (от 4 до 7 за урок). В канву урока  ввожу тексты,  пропагандирующие спорт, здоровый образ жизни, пословицы   (особенно при  изучении темы «Числительные»). Приёмы и методы работы по данной теме были представлены мною педагогическому сообществу на семинаре  «Здоровьесберегающие технологии» в январе 2016 года.  Безусловно, обойтись  без применения  на уроках, во внеурочной деятельности   информационно­коммуникационных технологий на современном уроке  невозможно. Поэтому использую  презентации, аудио, видео программы и  создаю свои презентации к  урокам (http   ://   interneturok http  http  КИМы fipi.ru/ege­i­gve­11/itogovoe­sochinenie сочинение11.рф   ­  v  ­11­  klasse www     ­  po   ­  literature  ­  i  ­  gve  http   ­11/    itogovoe    .  ru   /  ege  http://tvkultura.ru/article/show/article_id/135253/) для создания эмоционального  настроя , снятия психологического напряжения детей (они являются активными  участниками в подготовке к урокам , создавая прекрасные презентации  ,схемы ,наглядные материалы уже к концу 5 класса).  Использование тестовых  программ на уроке позволяет сократит время на решение и проверку теста,  позволяет больше поработать над ошибками.  Особое слово хочу сказать об уроках  развития  речи ­   уроках  творчества.  На   таком  уроке  должна  проявиться  индивидуальность  каждого  ученика,   должны  развиваться  его творческие  способности,  любознательность.  По­ моему,  развитие  речи – главная  задача  уроков  русского  языка  в  средней   школе,  поэтому  требуется  постоянная  и  систематическая работа  в  этом   направлении. Речь – это сложнейшая  человеческая  деятельность,  причем   творческая  деятельность,  включающая  в  себя  умение  наблюдать,  мыслить,   фантазировать,  а  также  слушать  и  слышать.   /  ege   ­2015/  itogovoe      7  jza     .  html   ­  sochinenie  ­  sochinenie    ://   fipi    .  xn   ­­   p  1  ai   / http На уроках языка и литературы   использую элементы технологии «творческая мастерская», с которой познакомилась ещё в 90­е годы) и  провожу мастерские письма. Участники мастерской на данных занятиях открывают для себя слово, у детей     возникает   интерес   к   русскому   языку,   развивается   ассоциативное мышление,   что   способствует   глубокому   пониманию   художественного творчества, поэзии, вырабатывается навык  собственного «письма». Работать по данной технологии начала в 5 классе в процессе изучения темы  «Лексика», после знакомства  детей с текстом  К.Г.Паустовского «Золотая  роза»:  «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая  глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого  сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – всё  это крупинки золотой пыли. Мы литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти  миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и  потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» – повесть, роман или  поэму».1  В  5­6 классах были  разработаны и проведены уроки на тему:  «Слова,  которые не произносят громко», индукторами мастерских письма  стали  слова:  «Подснежник», «Дождь»,  «Заря», «Детство» и др.   с   произведениями   живописи,   музыки,     В   результате   работы   с   ассоциативным   рядом   слова,   фонетическим, словообразовательным,   семантическим   уровнями   слова,   работой     с   текстами писателей,   знакомясь     затем представлении   группе   своих   определений,   мини­текстов,   у   обучающихся возникает     своё   целостное   видение   того   или   иного   явления,   что   позволяет создать свой оригинальный  текст.  Безусловно, творческие мастерские  поощряют аналитическую и творческую  деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное  и радостное отношение к учителю и к учению, к труду и творчеству. Технология творческой мастерской способствует формированию культуроведческой  компетентности школьников.  В 2010 году познакомилась с работами  Н.Л.Мишатиной (доцента филологического факультета РГПУ им. А.И.Герцена,  доктор педагогических наук) и её  программой «Технология освоения концептов русской литературы».  Выразить  основную идею для себя и своих учеников технологии концептов   могу так: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой  пробуждал…» ­ бессмертные пушкинские строки. Чувства добрые!... Кажется,    в век 21 , любую информацию, любой текст можно легко найти  в Интернете. Но  1 Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 6 т. Т .2­   М.: Государственное издательство  художественной литературы, с.487 вот только добрые чувства таким образом извлечь нельзя.   Их можно воспитать  словом.  И когда мои шестиклассники,  даже самые шумные  и  неугомонные,  вдруг внезапно замирают, благоговея, перед  великими строчками человеческого гения, я понимаю, насколько мощно оружие филолога, человека, направляющего детей по пути к Слову. Эмоциональный отклик на прочитанное произведение,  прочувствованное, выстраданное восприятие его, намного важнее заученных, не  своих фраз из текстов  сочинений Интернета. Воспитание любви  к одной –  единственной стране – Родине, к семье;  к  самому родному человеку на Земле ­  маме, к родному языку;  к самому важному делу в жизни в дальнейшем   начинается с добрых текстов в детстве, закрепляется добрыми делами в  отрочестве и юности. Я верю в силу Великих слов!»  Я.А. Коменский сказал   когда­то,  что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика  пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать  ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике  стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к  образованию»2. Не объем знаний или количество информации, уложенное в  голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой  информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл,  применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование  своего, которое рождается в процессе обучения. В меняющемся мире нам,  педагогам, необходимо это  учитывать, и в этом нам могут помочь (если это  оправдано сверхзадачей урока) новые образовательные технологии.  Список литературы:  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс:  проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты  второго поколения). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М­во образования и науки Рос. Федерации. ­ М.: Просвещение, 2010. ­ 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.  3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. т.2.­М.:Педагогика , 1982 4. Мельникова Е.Л. Проблемно­диалогическое обучение. ­ М.: Баласс, 2015 2 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. т.2.- М.:Педагогика ,1982 5. Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников:  лингвоконцептоцентрический подход. СПб.: «Сага» ­ «Наука» ,2009. 264с 6. Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 6 т. Т .2­   М.: Государственное  издательство художественной литературы, сс. 487­699 7. Педагогические мастерские «Франция ­ Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.­  М.: Новая школа. 1997. 8. http://mggu­sh.ru/festival Урок развития речи  в 5 классе на тему: «Слова,  которые не произносят громко» («Подснежник») 9 .e­osnova.ru›journal/4/15/1846 «О времени и о себе» И. М. Климочкина, учитель русского языка и литературы, Ю. П. Дякина, учитель истории и обществознания  г. Петрозаводск, Республика Карелия.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017