Повышение мотивации учащихся к обучению на уроках истории через игру как средство интерактивного обучения. Применение игровых форм обучения способствует снижению информационного давления на учащихся. В процессе игры ребенок незаметно для себя овладевает учебным материалом. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.
Повышение мотивации учащихся к обучению на уроках
истории через игру как средство интерактивного обучения
Мария Владимировна Максимова, преподаватель общеобразовательных и
общегуманитарных дисциплин, ОГОАУ СПО ГКСКТиИ, город Томск
В настоящее время остро стоит проблема повышенной психо
эмоциональной нагрузки на учеников. Применение игровых форм обучения
способствует снижению информационного давления на учащихся. В
процессе игры ребенок незаметно для себя овладевает учебным материалом.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся
педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования
игр в процессе обучения.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно
рекреативными возможностями, являясь развлечением, отдыхом, она
способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа
человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток
и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не
демонстрирует
своих
психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно
самозабвения,
обнажения
такого
поэтому она взята на вооружение
профессиональной подготовки обучающихся.
и применяется в системе
Широкое применение игра находит в народной педагогике, в
дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей
ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая
деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для
освоения понятия, темы и раздела учебного предмета.Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит
от наличия у учащегося мотивации к данному виду деятельности.
Познавательная деятельность протекает более эффективно и дает
качественные результаты в том случае, если у ученика имеются сильные и
желанием действовать активно, преодолевать
глубокие мотивы
затруднения, продвигаясь к намеченной цели; если сформировано
с
положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и
потребность в познавательной деятельности.
Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов,
направленных на формирование положительных мотивов учения. Одним из
ведущих методов является использование игр и игровых форм организации
учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического
процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще,
педагогическая игра обладает существенным признаком четкого обучения
чемулибо, и соответствующим ей педагогическим результатом, которые
могут быть обоснованны в явном виде, и охарактеризованы учебно
познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на
уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как
средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по следующим основным направлениям. Дидактическая цель
ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность
подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее
средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время явление
не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации
образования обучение направлено на формирование сильной личности,
способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
Возьмем в качестве примера урок истории. Берётся самый обычный вид
игры: класс делится на две подгруппы. Одна подгруппа придумывает и
задаёт вопросы по изучаемой теме второй подгруппе, затем они меняются
местами. За правильно сформулированный вопрос и верный ответ
присуждается по одному баллу. Здесь важно отметить, что правильно
сформулированный вопрос тоже не менее важен¸ чем ответ. В ходе этой
игры проявляется состязательность неотъемлемая часть игры
притягательна для учащихся. Удовольствие, полученное от игры, создает
комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать
данный предмет.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно
использовать для мобилизации умственный усилий учащихся, создания
обстановки радости на занятиях. Примером может служить ролевая игра по
теме «Северная война». Ученики делятся на группы, по странам – Россия,
Швеция, Турция, Саксония и др. От каждой группы два участника отвечают
за дипломатические и военные действия. Группа самостоятельно готовит
изобразительный материал – настенные или настольные планы сражений, в
которых отмечают место действия, используя изображения кораблей и
пушек. Цель игры – создать у учащихся полноценную картину хода военных
действий, показать, как в ходе войны создавалась российская армия. Нет
необходимости добиваться полной точности в воссоздании событий, главное
– вовлечь учеников в активное участие в процессе.
Помимо проведения ролевых игр, также включаю проведение
тематической викторины, ввожу элементы мозгового штурма.Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при
обобщении и повторении блока тем; они дают возможность без излишней
нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях
учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками и в то же
время они содержат большой обучающий потенциал.
В игровой деятельности, в процессе достижения
общей цели,
активизируется мыслительная деятельность обучающихся, устремлённая на
решение познавательных задач урока. Управление многими играми
необходимо для активации процесса самовоспитания обучающегося.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения.
Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую
обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития
познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное
поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность
(реванш).
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые
формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в
учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают
учителю в процессе передачи необходимой информации.
Таким образом, формирование познавательного интереса школьников,
повышение их мотивации к изучению истории будет более эффективным,
если построить обучение на основе последовательного введения в учебный
процесс игровых технологий.
Список литературы1. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты / В.Г. Богин.
М.,2002.
2. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории /
Е.Е.Вяземский. М., 2003.
3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках
истории / М.В. Короткова. М., 2001.