ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Викторова С.С., магистрант
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
р.п. Каргаполье
Россия
Аннотация: статья посвящена анализу метода проекта как средства повышения правовой культуры учащихся на уроках права. Данный метод рассматривается с точки зрения достижения целей современного образования (интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического мышления, умение работать с информацией). По мнению автора, применение данного метода на уроках права способствует возникновению новых знаний, которые можно использовать в реальной жизни и в будущей профессиональной деятельности. В статье дана типология проектов, сделана попытка их классификации по разным основаниям, в том числе по предметно-содержательной области, по количеству участников, по продолжительности проведения и т.д.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, уверенность в своих силах, правовые знания, правовое обучение, обучающиеся.
В нашем обществе образ успешного и образованного человека нравится всем, поэтому многие стремятся достичь больших высот в профессиональном плане и в личной жизни. Не удивительно, что начиная с детского сада, детям стараются привить самые основные качества сильного и уверенного в себе человека, в надежде однажды посеяв в подрастающем поколении благородное и важное, получить социум прекрасно образованных и высоконравственных людей. Система образования всегда имела связь с тем, какой политический строй в государстве, какие ценности и запросы в обществе, что происходит на рынке труда и в мире экономики страны. Поэтому то что происходит сейчас в образовательной сфере, это отражение того, что происходит в обществе и политической жизни государства. Сейчас важное значение имеют такие аспекты как национальные ценности, толерантность, высокая гражданская ответственность, умение быть лидером, развитые дипломатические навыки и др. Возможно именно поэтому в образовательных профилях всех уровней, лидирующую позицию занимает на сегодняшний день, когда то не заслужено забытая технология, сегодня очень популярный среди педагогов метод: проектная деятельность.
Метод проектов совсем не новшество в педагогике. Этот метод применялся и в отечественной образовательной системе и раньше. В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д. При изучении этих работ, можно выделить, важные факторы проектной деятельности:
ü повышение мотивации учащихся при решении задач;
ü развитие творческих способностей;
ü взаимодействие абсолютно разных наук (дисциплин) в процессе работы над проектом;
ü создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и учащимися.
Не маловажным фактором на уроках права, при использовании метода является то, что формируется у студента чувство ответственности это происходит на подсознательном уровне: студент (ученик) будет пытаться получить продукт проекта, отвечающий его ожиданиям и запросам. И это очень важно в обучении! Потому что, « если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать…» (Л.Н. Толстой).
Также метод проектов на уроках права часто используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, закрепление практических навыков по профессии и читаемой дисциплине. Как известно любой проект заключает в себе проблему, что бы решить её нужно извлечь знания из разных областей, быть исследователем. В ходе такого поиска незаметно, сами по себе у ученика появляются такие качества как:
- коммуникабельность, где учащийся учится общаться, даже с теми, кто ему не приятен или с кем общение имели какие то психологические преграды, учится выступать перед большой аудиторией. Защищать свою точку зрения, смело отвечать на каверзные вопросы группе людей (например, оценивающее жюри);
- социальная адаптация, где учащийся учиться брать информацию, по средствам взаимодействия с окружающими людьми;
- информационная осведомленность, где ученик сам анализирует и сопоставляя полученную информацию делает свой вывод, своё заключение о проблеме;
- приобщение к правовой культуре, где ребёнок начинает менять своё поведение, в положительную сторону, повышая свою образованность и осведомленность в правовых вопросах
- способность к рефлексии, где учащийся действует в соответствии со своими целями и вопросами: «зачем я это делал?», «каким путём я пойду в решении проблемы», « что я получил»? и др.
Если мы попробуем охарактеризовать учебный проект, то получаем пять пунктов, согласно И. С. Сергееву, где он определяет, что «Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!» [1][1]
На занятиях можно реализовать исследования правовых проектов по следующим темам:
ü защита прав матери ребенка;
ü программа борьбы с подростковой преступностью и безнадзорностью;
ü смертная казнь: «за» и «против»;
ü составление памяток и буклетов, таких как, например: «Что нужно знать работнику при заключении трудового договора?», «Как правильно составить резюме?»;
ü разнообразные презентации на правовые темы, тематические календари и выставки и др.;
Продуктом проекта в ходе проектной деятельности будет то что стало во главе задумки проекта, именно продукт будет главным результатом всей работы, некой победой ученика и учителя. Продукт может быть самым разным, это может быть учебное пособие для студентов или учеников старших классов, правовой уголок в классе, познавательное мероприятие для младших школьников (например «я знаю свои права», «права детей»), может быть и тематический правовой календарь или оформленная статья о ярких личностях в юридическом мире сейчас или в истории России (или зарубежном мире). Важный момент тут, продукт должен быть применён на практике и решал поставленную проблему.
В ходе всей деятельности по проекту, учащимися используется правовая теория и практический опыт из области права. Это даёт ученикам знания по правоведческим дисциплинам, закрепляется не только теория, но и навыки, где идет обучение по составлению различных видов договоров, исковых заявлений в суд, правильно и грамотно составить резюме, претензию. Повышается уровень интеллектуальных способностей, расширяется кругозор ученика дальше границ правовой дисциплины. В профильных колледжах студенты по средствам проектного метода начинают читать и анализировать юридическую литературу, уже не абстрактно, а с энтузиазмом, пытаясь найти то, что нужно, анализируя и выбирая, ориентируясь в правовых источниках всё более профессионально.
Рассмотрим некоторые типы проектов, которые можно использовать в педагогической практике правоведу. Это:
1. Информационный проект, он имеет направление на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом) такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда, правового уголка, проведение мероприятия.
2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль), в правовой тематике это может быть что то совмещенное с другой дисциплиной, например примеры из литературных произведений правонарушений, разбор этих ситуаций в ходе бесед и дискуссий. Можно так же предложить учащимся создать в ходе тематической недели правовой постер созданный своими творческими силами;
3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);
4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)
5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.). [2][2]
Все проекты можно разделить по продолжительности на следующие временные рамки:
ü Минипроект- в течение урока
ü Краткосрочный – 1-5 уроков
ü Среднесрочный – 1-2 месяца
ü Долгосрочный – до 1 года
В выборе срока длительности проекта, педагог должен определиться ответственно и в зависимости от индивидуальных качеств учеников. От этого выбора зависит качество выполнения проекта, как следствие от качества продукта, будет завесить и настроение группы участников проекта или ученика. Чем лучше всё получится, тем больше стимула у ребёнка будет продолжать обучение, понимать теорию, применять практику, как в жизни, так и в учёбе.
Есть очень точная народная мудрость, она гласит так: «Если хочешь накормить голодного, сидящего у моря, не давай ему рыбы, дай ему сети и научи ловить рыбу». Именно основываясь на этот принцип, педагог должен организовать обучение по предмету право, не злоупотребляя конечно частотой применения, но и не забывать проектный метод на занятиях.
Так же для реализации успешной педагогической деятельности педагог постоянно должен быть в курсе всех изменений в нормативно правовых актах. Особенность нашей законодательной базы в том, что она не стабильна, постоянно идут какие то передвижки в статьях ФЗ, дополнения, поправки и внесение новшеств. Поэтому правоведу просто необходимо не забывать о курсах повышения квалификации, постоянно повышать свою правовую компетентность, быть практиком больше чем основывать свою преподавательскую деятельность на теории. Особенно это важно, когда на уроке приходится решить какой то правовой казус с учениками, организовать мероприятие, где проводится правовая интеллектуальная игра (викторина). У специалиста правовых дисциплин должен быть сформирован предметно методологический навык, который позволит ему использовать теорию как ресурс роста правовых знаний ученика, должны быть всегда актуальные знания по предмету.
В заключении хочется вспомнить слова Дж. Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как вчера, мы украдём у детей завтра». На сегодняшний день проектная деятельность одна из самых эффективных техник ведения урока, она может объединить в себя такие методы ведения урока, как «уроки дискуссии», «уроки практикумы», «круглый стол», «урок в форме правовых дебатов», и др.
Необычные формы занятий создают атмосферу, где учащиеся могут дать волю своему воображению, представить многие юридические ситуации, проиграть и прожить их, черпая из этого знания, умения и отрабатывать принципиальность в своих утверждениях и действиях. Полученные знания не только повысят самооценку, научат терпению к чужому мнению, навыкам работы в команде, но и конечно дадут юридические знания, они будут прочнее с каждым разом повышая одновременно правовую культуру подростка.
Без сомнений современный педагог – правовед, должен обладать не только положительными человеческими качествами, знать основы педагогической методологии, основы психологии, но и должен обладать самыми основными правовыми компетенциями, к ним можно отнести:
ü знание Конституции РФ на высоком уровне, знание Международных документов о правах человека, Законов РФ, прав ребёнка, значение правовых терминов и понятий,
ü активное участие во внеурочной работе, участие в жизни общественных организаций по гражданским, трудовым, семейным правоотношениям,
ü уважение к закону, праву в целом, иметь принципиальное отношение к правонарушениям, преступлениям и преступникам.
Только на основе этого, такие задачи как формирование правовых умений и знаний, чёткое и целенаправленное воздействие на процесс совершенствования правовой культуры, будут с успехом решаться. Что бы передать свои знания сам педагог обязан обладать: стойкой позицией гражданина своей страны, быть демократом в своей работе, не допуская деспотизма, быть настоящим патриотом, уметь привить азы патриотизма ученику из любой социальной ячейки общества. Вся педагогическая деятельность на занятиях должна идти от двух важных принципов: «самостоятельный поиск детей», « самостоятельный поиск педагога», эти два принципа затем плавно переходят в заключительный этап: «совместный поиск и совместная работа».
Чтобы получить результат в работе, успешно в учащихся привить правосознание, сейчас проводится обширная работа в этом направлении во всех образовательных учреждениях, начиная с самого младшего звена. Активно проводятся разные правовые мероприятия, правовые беседы, создаются юридические сообщества, ведётся массовая просветительская работа, но к сожалению, не смотря на это правовая культура находится ещё не на высоком уровне. Применение проектного метода, вместе с другими формами обучения, это один из доступных, легко воспринимаемый и общепризнанный способ познакомить, развить и совершенствовать правовое сознание в гражданах РФ, а особенно в подрастающем поколении.
Список использованных источников:
1. Статья «Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников образовательных уреждений», автор : И.С. Сергеев. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/201999-1-moskva-sergeev-kak-organizovat-proektnuyu-deyatelnost-uchaschihsya-prakticheskoe-posobie-dlya-rabotnikov-obscheo.php
2. Статья «что такое продукт проектной деятельности?» [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://lektsii.org/16-3576.html
Скачано с www.znanio.ru
[1] Статья «Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников образовательных уреждений», автор : И.С. Сергеев. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/201999-1-moskva-sergeev-kak-organizovat-proektnuyu-deyatelnost-uchaschihsya-prakticheskoe-posobie-dlya-rabotnikov-obscheo.php
[2] Статья «что такое продукт проектной деятельности?» [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://lektsii.org/16-3576.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.