Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
правоведение
10 кл—11 кл +1
03.04.2020
Статья
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВА
Проектная деятельность при преподавании права как.docx

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

Викторова С.С., магистрант
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

р.п. Каргаполье

Россия

 

Аннотация: статья посвящена анализу метода проекта как средства повышения правовой культуры учащихся на уроках права.  Данный метод рассматривается с точки зрения достижения целей современного образования (интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического мышления, умение работать с информацией). По мнению автора, применение данного метода на уроках права способствует возникновению новых знаний, которые можно использовать в реальной жизни и в будущей профессиональной деятельности. В статье дана типология проектов, сделана попытка их классификации по разным основаниям, в том числе по предметно-содержательной области, по количеству участников, по продолжительности проведения и т.д.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, уверенность в своих силах, правовые знания, правовое обучение, обучающиеся.

 

В нашем обществе образ успешного и образованного человека нравится всем, поэтому многие стремятся достичь больших высот в профессиональном плане и в личной жизни.  Не удивительно, что начиная с детского сада, детям стараются привить  самые основные качества сильного и уверенного в себе человека, в надежде однажды посеяв в подрастающем поколении благородное и важное, получить социум прекрасно образованных и высоконравственных людей. Система образования всегда имела связь с тем, какой политический строй в государстве, какие ценности и запросы в обществе, что происходит на рынке труда и в мире экономики страны. Поэтому то что происходит сейчас в образовательной сфере, это отражение того, что происходит в обществе и политической жизни государства. Сейчас важное значение имеют такие аспекты как национальные ценности, толерантность, высокая гражданская ответственность, умение быть лидером, развитые  дипломатические навыки и др. Возможно именно поэтому в  образовательных профилях всех уровней, лидирующую позицию занимает на сегодняшний день, когда то не заслужено забытая технология, сегодня очень популярный  среди педагогов метод: проектная деятельность.

 Метод проектов совсем не новшество в педагогике. Этот метод  применялся и в отечественной образовательной системе и раньше. В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д. При изучении этих работ, можно выделить, важные факторы проектной деятельности:

ü    повышение мотивации учащихся при решении задач;

ü    развитие творческих способностей;

ü    взаимодействие абсолютно разных наук (дисциплин) в процессе работы над проектом;

ü    создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и учащимися.

Не маловажным фактором на уроках права, при использовании метода является то, что формируется у студента чувство ответственности это происходит на подсознательном уровне: студент  (ученик) будет пытаться получить продукт проекта, отвечающий его ожиданиям и запросам. И это очень важно в обучении! Потому что,  « если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать…» (Л.Н. Толстой).

Также метод проектов на уроках права часто используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, закрепление практических навыков по профессии и читаемой дисциплине. Как известно любой проект заключает в себе проблему, что бы решить её нужно извлечь знания из разных областей, быть исследователем. В ходе такого поиска незаметно, сами по себе у ученика появляются такие качества как:

- коммуникабельность, где учащийся учится общаться, даже с теми, кто ему не приятен или с кем общение имели какие то психологические преграды, учится выступать перед большой аудиторией. Защищать свою точку зрения, смело отвечать на каверзные вопросы группе людей (например, оценивающее жюри);

- социальная адаптация,  где учащийся  учиться брать информацию, по средствам взаимодействия с окружающими людьми;

- информационная осведомленность, где ученик сам анализирует и сопоставляя полученную информацию делает свой вывод, своё заключение о проблеме;

- приобщение к правовой культуре, где ребёнок начинает менять своё поведение, в положительную сторону, повышая свою образованность и осведомленность в правовых вопросах

- способность к рефлексии, где учащийся действует в соответствии со своими целями и вопросами: «зачем я это делал?», «каким путём я пойду в решении проблемы»,  « что я получил»? и др.

Если мы попробуем охарактеризовать учебный проект, то получаем пять пунктов, согласно  И. С. Сергееву, где он  определяет, что  «Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!» [1][1]

На  занятиях можно реализовать исследования правовых проектов по следующим темам:

ü     защита прав матери ребенка;

ü     программа борьбы с подростковой преступностью и безнадзорностью;

ü    смертная казнь: «за» и «против»;

ü    составление памяток  и буклетов, таких как, например: «Что нужно знать работнику при заключении трудового договора?», «Как правильно составить резюме?»;

ü    разнообразные презентации на правовые темы, тематические календари и выставки и др.;

Продуктом проекта в ходе проектной деятельности будет то что стало во главе задумки проекта, именно продукт будет главным результатом всей работы, некой победой ученика и учителя. Продукт может быть самым разным, это может быть учебное пособие для студентов или учеников старших классов, правовой уголок в классе, познавательное мероприятие для младших школьников (например «я знаю свои права», «права детей»), может быть и тематический правовой календарь или оформленная статья о ярких личностях в юридическом мире сейчас или  в истории России (или зарубежном мире). Важный момент тут, продукт должен быть применён на практике и решал поставленную проблему.

В ходе всей деятельности по проекту, учащимися  используется правовая теория и практический опыт из области права. Это даёт ученикам знания по правоведческим дисциплинам, закрепляется не только теория, но и навыки, где идет обучение по составлению различных видов договоров, исковых заявлений в суд, правильно и грамотно составить резюме, претензию. Повышается уровень интеллектуальных способностей, расширяется кругозор ученика дальше границ правовой дисциплины.  В профильных колледжах студенты по средствам проектного метода начинают читать и анализировать юридическую литературу, уже не абстрактно, а с энтузиазмом, пытаясь найти то, что нужно, анализируя и выбирая, ориентируясь в правовых источниках всё более профессионально.  

Рассмотрим некоторые типы проектов, которые можно использовать в педагогической практике правоведу. Это:

1. Информационный проект, он имеет направление на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом) такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда, правового уголка, проведение мероприятия.

2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль), в правовой тематике это может быть что то совмещенное с другой дисциплиной, например примеры из литературных произведений правонарушений, разбор этих ситуаций в ходе бесед и дискуссий. Можно так же предложить учащимся создать в ходе тематической недели правовой постер созданный своими творческими силами;

3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);

4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)

5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.). [2][2]

Все проекты можно разделить по продолжительности на следующие временные рамки:

ü     Минипроект- в течение урока

ü     Краткосрочный – 1-5 уроков

ü     Среднесрочный – 1-2 месяца

ü    Долгосрочный – до 1 года

В выборе срока длительности проекта, педагог должен определиться ответственно и в зависимости от индивидуальных качеств учеников. От этого выбора зависит качество выполнения проекта, как следствие от качества продукта, будет завесить и настроение группы участников проекта или ученика. Чем лучше всё получится, тем больше стимула у ребёнка будет продолжать обучение, понимать теорию, применять практику, как в жизни, так и в учёбе.

Есть очень точная народная мудрость, она гласит так:  «Если хочешь накормить голодного, сидящего у моря, не давай ему рыбы, дай ему сети и научи ловить рыбу». Именно основываясь на этот принцип, педагог должен организовать обучение по предмету право, не злоупотребляя конечно частотой применения, но и не забывать проектный метод на занятиях.

Так же для реализации успешной педагогической деятельности педагог постоянно должен быть в курсе всех изменений в нормативно правовых актах. Особенность нашей законодательной базы в том, что она не стабильна, постоянно идут какие то передвижки в статьях ФЗ, дополнения, поправки и внесение новшеств. Поэтому правоведу просто необходимо не забывать о курсах повышения квалификации, постоянно повышать свою правовую компетентность, быть практиком больше чем основывать свою преподавательскую  деятельность на теории. Особенно это важно, когда на уроке приходится решить какой то правовой казус с учениками, организовать мероприятие, где проводится правовая интеллектуальная игра (викторина). У специалиста правовых дисциплин должен быть сформирован предметно методологический навык, который позволит ему использовать теорию как ресурс роста правовых знаний ученика, должны быть всегда актуальные знания по предмету. 

В заключении хочется вспомнить слова Дж. Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как вчера, мы украдём у детей завтра». На сегодняшний день  проектная деятельность одна из самых эффективных техник ведения урока, она может объединить в себя такие методы ведения урока,  как «уроки дискуссии», «уроки практикумы», «круглый стол», «урок в форме правовых дебатов», и др.

 Необычные формы занятий создают атмосферу, где учащиеся могут дать волю своему воображению, представить многие юридические ситуации, проиграть и прожить их, черпая из этого знания, умения и отрабатывать  принципиальность в своих утверждениях и действиях. Полученные знания не только повысят самооценку, научат терпению к чужому мнению, навыкам работы в команде, но и конечно дадут юридические знания, они  будут прочнее с каждым разом повышая одновременно  правовую культуру подростка.

Без сомнений современный педагог – правовед, должен обладать не только положительными человеческими качествами, знать основы педагогической методологии, основы психологии, но и должен обладать самыми основными правовыми компетенциями, к ним можно отнести:

ü    знание Конституции РФ на высоком уровне, знание Международных документов о правах человека, Законов РФ, прав ребёнка, значение правовых терминов и понятий,

ü    активное участие во внеурочной работе, участие в жизни общественных организаций по гражданским, трудовым, семейным правоотношениям,

ü    уважение к закону, праву в целом, иметь принципиальное отношение к правонарушениям, преступлениям и преступникам.

Только на основе этого, такие задачи как формирование правовых умений и знаний, чёткое и целенаправленное воздействие на процесс совершенствования правовой культуры, будут с успехом решаться. Что бы передать свои знания сам педагог обязан обладать: стойкой позицией гражданина своей страны, быть демократом в своей работе, не допуская деспотизма, быть настоящим патриотом, уметь привить азы патриотизма ученику из любой социальной ячейки общества. Вся педагогическая деятельность на занятиях должна идти от двух важных принципов: «самостоятельный поиск детей», « самостоятельный поиск педагога», эти два принципа затем плавно переходят в заключительный этап: «совместный поиск и совместная работа».

Чтобы получить результат в работе, успешно в учащихся привить правосознание, сейчас проводится обширная работа в этом направлении во всех образовательных учреждениях, начиная с самого младшего  звена. Активно проводятся разные правовые мероприятия, правовые беседы, создаются юридические сообщества, ведётся массовая просветительская работа, но к сожалению, не смотря на это  правовая культура находится ещё не на высоком уровне. Применение проектного  метода, вместе с другими формами обучения, это   один из доступных, легко воспринимаемый и общепризнанный способ познакомить, развить и совершенствовать правовое сознание в гражданах РФ, а особенно в подрастающем поколении.

 

 

 

 

  Список использованных источников:

  1. Статья «Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников образовательных уреждений», автор : И.С. Сергеев. [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/201999-1-moskva-sergeev-kak-organizovat-proektnuyu-deyatelnost-uchaschihsya-prakticheskoe-posobie-dlya-rabotnikov-obscheo.php

2.  Статья «что такое продукт проектной деятельности?» [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://lektsii.org/16-3576.html

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Статья «Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников образовательных уреждений», автор : И.С. Сергеев. [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/201999-1-moskva-sergeev-kak-organizovat-proektnuyu-deyatelnost-uchaschihsya-prakticheskoe-posobie-dlya-rabotnikov-obscheo.php

[2]  Статья «что такое продукт проектной деятельности?» [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://lektsii.org/16-3576.html

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ

Поэтому то что происходит сейчас в образовательной сфере, это отражение того, что происходит в обществе и политической жизни государства

Поэтому то что происходит сейчас в образовательной сфере, это отражение того, что происходит в обществе и политической жизни государства

Как известно любой проект заключает в себе проблему, что бы решить её нужно извлечь знания из разных областей, быть исследователем

Как известно любой проект заключает в себе проблему, что бы решить её нужно извлечь знания из разных областей, быть исследователем

На занятиях можно реализовать исследования правовых проектов по следующим темам: ü защита прав матери ребенка; ü программа борьбы с подростковой преступностью и безнадзорностью; ü смертная…

На занятиях можно реализовать исследования правовых проектов по следующим темам: ü защита прав матери ребенка; ü программа борьбы с подростковой преступностью и безнадзорностью; ü смертная…

Рассмотрим некоторые типы проектов, которые можно использовать в педагогической практике правоведу

Рассмотрим некоторые типы проектов, которые можно использовать в педагогической практике правоведу

Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и…

Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и…

Особенно это важно, когда на уроке приходится решить какой то правовой казус с учениками, организовать мероприятие, где проводится правовая интеллектуальная игра (викторина)

Особенно это важно, когда на уроке приходится решить какой то правовой казус с учениками, организовать мероприятие, где проводится правовая интеллектуальная игра (викторина)

Только на основе этого, такие задачи как формирование правовых умений и знаний, чёткое и целенаправленное воздействие на процесс совершенствования правовой культуры, будут с успехом решаться

Только на основе этого, такие задачи как формирование правовых умений и знаний, чёткое и целенаправленное воздействие на процесс совершенствования правовой культуры, будут с успехом решаться

Список использованных источников: 1

Список использованных источников: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020