РАЗДЕЛ № 1
Занятие № 3
Тема: |
Правоотношения. Правовое поведение и юридическая ответственность. |
||
Вид занятия: |
лекция с элементами дискуссии. |
||
Цель: |
— раскрыть понятие правоотношений, правового поведения, право-нарушения и его состава, основных видов юридической ответственности; — способствовать развитию аналитического мышления, умению выделять главное, обобщать и делать выводы; — содействовать развитию высокого уровня правосознания и правовой культуры, воспитанию чувства гуманизма, патриотизма. |
||
Материально-техническое обеспечение и дидактические средства, ТСО: |
таблицы; плакаты; видеослайды; универсаль-ный мультимедиапроектор с экраном; ноутбук |
||
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
|
|
Отведен. время |
1. |
Организационная часть ..................................................................... |
3 мин. |
2. |
Сообщение темы, цели и основных задач занятия ......................... |
2 мин. |
3. |
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности: ........................................................................................ 1. В чем заключается сущность и содержание права? 2. Какие существуют основные источники права? 3. Охарактеризуйте норму права и ее признаки. 4. Что такое "гипотеза", "диспозиция", "санкция"? 5. Как соотносятся нормы права и нормы законодательства? 6. Определите различия между инкорпорацией и кодификацией. Как знание правоотношений, правового поведения, право-нарушения и его состава, основных видов юридической ответственности влияет на поведение студента. |
5 мин. |
4. |
Вопросы лекции: ................................................................................ |
65 мин. |
4.1. |
Правоотношения и их структура ...................................................... |
15 мин. |
4.2. |
Правовое поведение и его виды ....................................................... |
15 мин. |
4.3. |
Правонарушение и его юридический состав .................................. |
15 мин. |
4.4. |
Юридическая ответственность ......................................................... |
20 мин. |
5. |
Подведение итогов и обобщение материала ................................... |
4 мин. |
6. |
Выдача домашнего задания и задания для самостоятельной работы студентов .................................................................................. |
1 мин. |
4.1. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ СТРУКТУРА (15 мин.)
Нормы права реализуются через правоотношения, которые устанавливают права и обязанности человека.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Правовые отношения — специфические волевые общественные отношения, которые возникают и осуществляются на основе норм права, участники которых взаимоувязаны субъективными правами и юридическими обязанностями. |
Признаки:
1) являются результатом сознательной деятельности людей, в которой складывается модель будущих отношений, учитывая существующие человеческие ценности и общественные приоритеты;
2) формируются на основе реальных общественных отношений; юридически выражают экономические, политические, семейные, национальные и другие реально существующие в жизни отношения;
3) возникают, изменяются или прекращаются в соответствии с правовыми нормами, которые влияют на поведение людей и через них реализуются;
4) субъекты правоотношений связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями, имеют взаимные права и обязанности, закрепленные в правовых нормах;
5) реализация субъективных прав и осуществление юридических обязанностей обеспечиваются возможностью применения мер государственного принуждения;
6) всегда носят волевой характер.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Структура правоотношений: 1) субъекты правоотношений; 2) объекты правоотношений; содержание правоотношений. I. Субъекты правоотношений — участники правовых отношений, имеющие взаимные субъективные права и юридические обязанности. С. всегда отвечает на вопрос: "КТО"? |
Способность субъекта быть участником правоотношений называется правосубъектностью.
Правосубъектность юр. лиц (гос. и общественных организаций и т. п.) определяется совокупностью закрепленных в нормах права полномочий, которые предоставляются им для обеспечения выполнения возложенных на них функций.
ПОД ЗАПИСЬ! |
В правосубъектность физ. лиц входят: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность. |
(1). Способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности.
(2). Способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.
Уровень дееспособности зависит от определенных факторов: 1) возраста (с достижением совершеннолетия — 18 лет), до этого времени несовершеннолетние имеют ограниченную дееспособность; 2) от состояния псих. и физ. здоровья; 3) от уровня образования и ряда других обстоятельств.
(3). Способность лица нести юр. ответственность за совершенные правонарушения; является одной из форм проявления дееспособности.
Общая наступает с 16 лет, а уголовная ответственность за совершение особо тяжких преступлений — с 14 лет; деликтоспособность депутатов и дипломатических лиц является ограниченной.
Субъекты правоотношений:
1) физ. лица: граждане, иностранцы, бипатриды, апатриды;
2) юр. лица, к которым принадлежат гос. и негос. организации.
Юр. лица могут быть:
— некоммерческими, деятельность которых направляется не на получение прибыли, а для удовлетворения определенных непроизводственных потребностей (парламент, органы исполнительной власти, учреждения образования, здравоохранения и т. п.);
— коммерческими, которые создаются для получения прибыли (различные предприятия, занимающиеся ПД: фирмы, корпорации, коммерческие банки, хозяйственные товарищества и общества и т. п.);
3) организации и объединения: гос. органы, учреждения, предприятия, их должностные лица; негос. организации, их должностные лица; движения, партии, органы общественного самоуправления;
4) социальные общности: государство в целом; народ, нация; население определенных частей территории государства; трудовые коллективы.
ПОД ЗАПИСЬ! |
II. Объекты правоотношений — это материальные или нематериальные блага, ради получения, передачи или использования которых возникают права и обязанности участников правоотношений. О. всегда отвечает на вопрос: "ЧТО"? |
Все возможные объекты правоотношений условно разделяют на такие виды:
1) предметы материального мира: части материальной природы, природные ресурсы, земля, недра, лес и т. п.;
2) вещи и ценности: средства производства и потребления, здания, ценные бумаги, деньги и т. п.;
3) личные неимущественные блага: жизнь, безопасность, честь, достоинство, отдых, образование, здоровье, свобода, право на имя, неприкосновенность жилья и др.;
4) услуги как результат определенного поведения, в результате которого возникают права и обязанности субъектов правоотношений;
5) продукты духовного творчества.
ПОД ЗАПИСЬ! |
III. Содержание правоотношений образуют зафиксированные в нормах права субъективные права и юридические обязанности их участников. Содержание всегда отвечает на вопрос: "КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ"? |
Юр. факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
Без юр. фактов возникновение правоотношений невозможно. Юр. факты являются необходимым условием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Например, трудовые отношения госслужащих возникают на основании сложного юр. факта, которым является решение конкурсной комиссии и приказ (распоряжение) руководителя о назначении на должность.
Практическое значение и научная ценность исследования юр. фактов заключаются в том, что они связывают право с жизнью, позволяют реагировать на изменения в общественных отношениях. Устанавливая нормы права, законодатель должен "увидеть" юр. факты, выделить их из массы различных социальных обстоятельств и правильно отобразить в нормах законодательства.
Юр. факты по юр. последствиям могут быть:
Правообразующие, на основе которых субъекты приобретают определенные права и обязанности. Например, при достижении определенного возраста субъект имеет право участвовать в выборах, вступать в брак, осуществлять банковские операции и т. п.
Правоизменяющие имеют следствием увеличение или уменьшение объема определенных прав или обязанностей. Например, с достижением совершеннолетия лицо приобретает полную гражданскую дееспособность; служебное повышение расширяет компетенцию должностного лица.
Правоостанавливающие ликвидируют определенные права и обязанности, носителем которых субъект был до возникновения этих фактов. Так, освобождение лица от должности судьи аннулирует его права и обязанности, связанные с этой должностью.
4.2. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ (15 мин.)
В правовой системе общества деятельность и поступки людей рассматривают с точки зрения права, которое является критерием их оценки как социально полезных или вредных. НПА представляют систему юр. нормативов, которые обеспечиваются государством, а также являются формально-обязательным критерием оценки любого поведения, имеющего юр. значение или юр. индифферентного. Любое юр. значимое поведение субъекта права является правовым: оно предусмотрено нормами права и имеет юр. оценку и юр. последствия (положительные и отрицательные).
Наиболее широким является понятие нормативное поведение, под которым понимают такое поведение людей, которое регулируется любыми социальными нормами — обычаями, религиозными или корпоративными нормами, нормами права и др.
Нормативное поведение, которое регулируется нормами права, называется правовым поведением.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Правовое поведение — совокупность поступков в виде действий или бездействий, которые имеют социальное значение, регламентируются нормами права и предопределяют правовые последствия. |
Основные признаки правового поведения:
1) регламентируется правовыми нормами. Пределы поведения, отмеченные в нормах, указывают на диапазон возможностей и четко определенные случаи влияния на поведение юридическими средствами;
2) имеет юридические последствия. Любое правовое поведение, исполняя роль юридического факта в механизме правового регулирования, влияет на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, в которых осуществляются права и обязанности, реализуются меры ответственности.
Одной из важнейших форм правовых последствий является реакция государства на результаты правового поведения в виде поощрения, стимулирования, охраны социально полезных поступков или применения мер юр. ответственности за вредные действия. В качестве гаранта правового поведения субъекта выступает государство, способное от имени общества привести в действие аппарат принуждения для привлечения субъекта к ответственности за противоправное поведение.
Определенные проявления правового поведения могут быть юр. фактами, то есть такими жизненными обстоятельствами, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. В этом случае правовое поведение рассматривается как основание изменения состояния правоотношений, как конкретные жизненные обстоятельства, возникновение которых зависит от воли людей и которые описаны в гипотезах правовых норм;
3) правовое поведение выражается в форме деяния субъекта, то есть его действия или бездействия. Мысли и эмоции человека не могут регулироваться правом. Намерение, желание совершить юридическое деяние сами по себе последствий не вызывают: они остаются вне пределов правового влияния;
4) поведение имеет значение для общества, государством может оцениваться как социально полезное, индифферентное или социально вредное. Социально полезный характер правового поведения проявляется в способности поддерживать конструктивные отношения во всех сферах жизни общества; оно способствует нормальному процессу взаимодействия между людьми. Социально вредное поведение тормозит развитие их позитивного потенциала, вызывает негативные экономические, социально-политические, морально-психологические и другие последствия.
Правомерное поведение является видом правового поведения, которое, в отличие от противоправного поведения, является социально полезным, отвечает закрепленным в правовых нормах моделям поведения и имеет положительные юридические последствия.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Правовое поведение подразделяется на два вида: правомерное и неправомерное (правонарушение). Правомерное поведение — общественно необходимое, желательное и допустимое, учитывая интересы гражданского общества, индивидуальное и коллективное поведение субъектов, которое выражается в осуществлении норм права, гарантируется и охраняется государством. |
Признаки правомерного поведения: объективно возможное и необходимое; желательное и допустимое; отвечает интересам гражданского общества; гарантируется и охраняется государством; удовлетворяет нормам права.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Классификация правомерного поведения в зависимости от активности субъекта: 1) социально активное; 2) позитивное (обычное); 3) конформистское; 4) маргинальное. |
(1). Социально активное правовое поведение — заключается в добровольности осуществления правовых норм и адекватной реакции на нарушение правовых предписаний со стороны других субъектов. Оно основано на убежденности субъекта в необходимости и справедливости правового регулирования, на высоком правовом сознании и правовой культуре.
(2). Обычное правовое поведение — необходимость его осуществления стала необходимостью субъекта, переросло в привычку и может даже не осознаваться им во всех ее аспектах.
(3). Конформистское (приспособленческое) поведение — пассивно-приспособленческое отношение к правовой среде по принципу "веди себя так, как ведут себя другие". Базируется не на внутреннем убеждении субъекта в необходимости неуклонного выполнения предписаний права, а является формой его приспособления к окружающей социальной среде. Попадая в среду лиц, склонных к правонарушениям, такой субъект быстро меняет свое правомерное поведение на противоправное.
(4). Маргинальное поведение — основывается не на положительных правовых настроениях субъекта, а на его страхе перед юр. ответственностью за совершенное правонарушение. Такой субъект готов к противоправным действиям в случае убеждения в их безнаказанности.
Правовое поведение обеспечивается в первую очередь сознательным отношением граждан и должностных лиц к правовым требованиям, а также силой государственного принуждения в случаях совершения правонарушений.
4.3. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЕГО ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ (15 мин.).
ПОД ЗАПИСЬ! |
Правонарушение — противоправное, виновное, социально вредное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, которое влечет юридически определенные негативные последствия для правонарушителя. |
Признаки правонарушений:
1) по своему социальному значению противоправное поведение (правонарушение) социально вредно, то есть влечет или может повлечь вред нормальным общественным отношениям, правам, свободам, законным интересам субъектов. Этот вред может быть различным в зависимости от последствий противоправного деяния, его социальной оценки (материальной и моральной, значительной и незначительной);
2) по психологическим признакам правонарушение как поступок всегда носит сознательно-волевой характер, то есть осуществляется под контролем воли и сознания субъекта. Правонарушением является лишь то деяние, которое совершается как результат проявления осознанной воли лица и совершено по его вине (душевнобольной не осознает последствий);
3) юридический признак правонарушения заключается в его противоправности. Поведение противоречит предписаниям правовых норм. Государство в законе фиксирует признаки правонарушения. Критерием правомерности действий должно быть право, как воплощение справедливости, потому именно с позиций гарантированных конституцией прав и свобод человека должны расцениваться государством признаки противоправности деяний;
4) с точки зрения юр. последствий правонарушение как юридический факт порождает охранительные правоотношения, в пределах которых реализуются меры ответственности за совершенное правонарушение. Для субъекта правонарушения юр. последствия всегда будут негативными (потеря благ);
5) внешняя (объективная) характеристика правонарушения заключается в том, что оно всегда является деянием субъекта (действие или бездействие), которое с юр. точки зрения выражается: а) в невыполнении субъектом своих обязанностей, вытекающих из договора или закона; б) в несоблюдении запретов, установленных правовыми нормами; в) в злоупотреблении субъекта своими правами, создании любых преград для использования своих прав другими субъектами.
Различные намерения, мысли по поводу совершения правонарушений не являются правонарушениями и считаются юридически нейтральными, пока они не проявились как конкретные противоправные поступки (деяния) субъектов;
6) контролирующие возможности государства заключаются в том, что оно может привлечь к юр. ответственности за правонарушение с целью возобновления нарушенных прав субъектов со следующим наказанием правонарушителя. Следует учитывать, что правонарушение возможно лишь тогда, когда оно совершенно деликтоспособным субъектом, то есть субъектом, способным по закону самостоятельно нести юр. ответственность за собственные виновные противоправные деяния.
Таким образом, противоправное поведение может быть признано правонарушением, если оно является: деянием (действие или бездействие); противоправное; виновное; социально вредное (опасное); наказуемое.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Виды правонарушений: 1) преступления; 2) проступки: а) административные; б) гражданско-правовые; в) дисциплинарные. |
(1). Преступления (общественно опасные, уголовно наказуемые деяния). Юридическим выражением особой общественной опасности преступлений является их запрет уголовным законом и применение за их совершение уголовного наказания. В уголовном законодательстве приведен исчерпывающий перечень преступлений. Преступлениями признаются лишь те деяния, которые нарушают запреты, установленные УК.
(2). Проступки — правонарушения не настолько опасные, ответственность за которые предусмотрена другими отраслями законодательства.
Административные проступки — правонарушения, посягающие на общественные отношения, связанные с осуществлением гос. управления; на общественный или гос. порядок; регулируются нормами административного, финансового, аграрного и других отраслей права.
Гражданско-правовые проступки — осуществляются в сфере имущественных и определенных неимущественных отношений (например, имущественный ущерб потерпевшей стороны). В отличие от преступлений не имеют исчерпывающего перечня в законодательстве, а их юридические последствия охватывают в значительной степени правовосстанавливающие меры.
Дисциплинарные проступки — в сфере трудовых, служебных отношений, наносят вред порядку деятельности трудовых коллективов, связаны с нарушениями трудовой дисциплины и др.
Основные причины правонарушений в современном обществе: 1) факторы субъективного характера — низкий уровень правосознания и правовой культуры, правовой нигилизм, деформации в ценностных ориентациях людей; 2) конкретные противоречия, существующие в обществе; 3) недостатки в правовом регулировании, неэффективная деятельность правоохранительных органов и т. п.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Состав правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков, при наличии которых деяние признается правонарушением. Это его юридическая модель. Элементы состава правонарушения: 1) субъект правонарушения; 2) субъективная сторона правонарушения; 3) объект правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения. |
(1). Субъект правонарушения — лицо, совершившее правонарушение. Необходимым условием признания лица субъектом правонарушения является наличие у него деликтоспособности, то есть закрепленной в законе способности нести юр. ответственность за совершенное правонарушение.
Так, полностью неделиктоспособными являются душевнобольные лица, частично — несовершеннолетние и др. Уровень деликтоспособности зависит от возраста лица, состояния его физического и психического здоровья, должности и других обстоятельств.
Субъектами ряда видов правонарушений могут быть не только физ. лица (люди), но и гос. и общественные органы, организации, но они не могут быть субъектами преступлений. Деликтоспособность юр. лиц возникает с момента их создания (официальной регистрации).
(2). Субъективная сторона правонарушения — это внутреннее, психологическое отношение субъекта к совершенному противоправному деянию и его последствиям. Правонарушением признается лишь деяние лица, которое способно осознавать значение своего поступка и руководить им, поэтому отсутствие такого свойства делает его неделиктоспособным. Способность лица осознавать значение своего поступка (интеллектуальный аспект) и руководить им (волевой аспект) — необходимое условие оценки вины, которая в зависимости от конкретного сочетания этих характеристик может быть в двух формах: умысла и неосторожности.
(3). Объект правонарушения — общественные отношения и ценности, которые охраняются правом и на которые данное правонарушение посягает. Это обязательно общественные отношения, которые охраняются правом, а не конкретные вещи. Например: кража личного имущества гражданина — автомобиля. Объектом этого правонарушения являются отношения, связанные с осуществлением права на собственность гражданина на автомобиль, а сам автомобиль рассматривается как предмет правонарушения. Непосредственными объектами являются честь, достоинство, здоровье человека.
(4). Объективная сторона правонарушения — внешнее выражение противоправного деяния, то, каким оно оказалось в реальной действительности. Объективно правонарушение может осуществляться как в активном поведении субъекта (совершение запрещенных правом действий), так и в пассивном поведении субъекта (невыполнение правовых обязанностей).
Элементы объективной стороны правонарушения: место, время, способ совершения, окружение, а также причинная связь между совершенным деянием и вредными последствиями — результатом этого деяния (их наступление или угроза наступления).
4.4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (20 мин.).
ПОД ЗАПИСЬ! |
Юр. ответственность — закрепленная в законодательстве и обеспеченная государством юр. обязанность правонарушителя претерпеть принудительное лишение принадлежавших ему определенных ценностей, перенести неблагоприятные последствия. |
Юридическая ответственность — это ответ правонарушителю со стороны государства. Реализация этого ответа (меры) не зависит от желания или нежелания правонарушителя.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Неблагоприятные последствия: 1) личного характера; 2) имущественного характера; 3) организационного характера; 4) престижного характера; 5) лишение определенных прав. |
(1). Лишение или ограничение свободы. (2). Штраф, конфискация имущества, возмещение причиненного ущерба. (3). Освобождение от должности, закрытие предприятия. (4). Выговор, лишение наград, почетных званий. (5). Заниматься определенной деятельностью — предпринимательской (лишение лицензии, патента); приостановление действия свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью; лишение прав водителя.
Юридическая ответственность приводит к определенному изменению правового статуса правонарушителя, его прав и обязанностей. На него налагаются дополнительные обременительные обязанности.
ПОД ЗАПИСЬ! |
Виды юр. ответственности: 1) уголовная; 2) административная; 3) гражданско-правовая; 4) дисциплинарная; 5) материальная. |
Штрафная (карательная) — целью является наказание за правонарушение, и восстанавливающая — компенсация за вред, причиненный правонарушением (имущественная, моральная).
(1). Налагается за преступление и только судом в виде уголовного наказания.
(2). За административные правонарушения; налагается различными админ. органами (админ. комиссия, таможенная служба, пограничная служба) в виде ареста, штрафа, лишения специального права и др.
(3). Налагается за гражданско-правовое нарушение договорных обязанностей (пеня, штраф, возмещение убытков), а также внедоговорные нарушения, причиняющие материальный или моральный ущерб потерпевшему. Носит компенсационный характер, налагается судебными органами или добровольно реализуется самим нарушителем.
(4). За дисциплинарные проступки в пределах служебной деятельности, которая накладывается начальником, в подчинении которого находится правонарушитель. Например, дисциплинарная ответственность работника.
(5). Наступает за материальный вред, причиненный предприятию, учреждению при выполнении служебных, трудовых обязанностей, носит ограниченный характер.
5. Подведение итогов и обобщение материала. На этом занятии мы с вами ознакомились с основными понятиями о правоотношениях, правовом поведении, правонарушении, основными видами юридической ответственности.
6. Выдача домашнего задания. Необходимо: 1) дополнительно прочесть и осмыслить §§ 12-17 учебника, обозначенного в списке литературы под номером [2], с. 16 учебно-методического пособия, обозначенного в списке литературы под номером [3], а также с. 52-69 пособия, обозначенного в списке литературы под номером [4]; 2) дополнить материалы своих конспектов; 3) письменно ответить на вопросы для самоконтроля.
Выдача задания для самостоятельной работы студентов. Необходимо самостоятельно отработать материалы по теме: "Правовое сознание и правовая культура".
Литература:
1. |
Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями): офиц. текст. — Луганск, 2020. — 38 с. |
2. |
Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Певцова. — М: ООО "Русское слово — учебник", 2017. — 200 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/ 0B2OL4MxypshRV3RldVU1SjhBY3M/view, свободный. — Загл. с экрана. |
3. |
Право Луганской Народной Республики: документы, определения, задания и схемы: учебно-методическое пособие / Сост.: Благушина Л. В., Федоров С. П., Чернышева А. В. и др. Под общей редакцией Дятловой Е. Н., Благушиной Л. В. — Луганск, 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rcro.su/pravo-luganskoj-narodnoj-respubliki-dokumenty-opredeleniya-zadaniya-i-sxemy/; раздел "Издания РЦРО", свободный. — Загл. с экрана. |
4. |
Основы правовых знаний: пособие для учителя. / Сост.: И. А. Вакуленко, В. В. Басакин, И. И. Ковалёва. Под общей редакцией Благушиной Л. В. — Луганск, 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rcro.su/osnovy-pravovyx-znanij-posobie-dlya-uchitelya//; раздел "Издания РЦРО", свободный. — Загл. с экрана. |
Интернет-ресурсы:
1. https://nslnr.su — Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики.
2. https://sovminlnr.ru — официальный сайт Правительства Луганской Народной Республики.
3. https://glava-lnr.info — официальный сайт Главы Луганской Народной Республики.
4. https://mu-lnr.su — официальный сайт Министерства юстиции Луганской Народной Республики.
5. https://mintrudlnr.su — официальный сайт Министерства труда и социальной политики Луганской Народной Республики.
6. https://gknslnr.su — официальный сайт Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики.
7. https://minobr.su — официальный сайт Министерства образования и науки Луганской Народной Республики.
8. https://smst-lnr.su — Официальный сайт Министерства по делам семьи, молодежи, спорта и туризма Луганской Народной Республики.
9. http://lug-info.com — официальный сайт Луганского информационного центра.
10. http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
11. http://lawbook.online — портал "Юристъ — электронные книги и бесплатные учебники по праву".
12. http://studme.org — сайт "Студми". Учебные материалы для студентов.
13. http://gumcollege.rggu.ru — официальный сайт Российского гуманитарного колледжа Российского государственного гуманитарного университета.
14. http://bibliofond.ru — сайт "Библиофонд — Электронная библиотека для студента".
15. https://ru.wikipedia.org/wiki/ — Официальный сайт Википедии.
16. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/ — Официальный сайт учебных материалов по правоведению для колледжей Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие правоотношениям и их составляющим.
2. Какие Вы знаете виды правового поведения?
3. Охарактеризуйте правонарушение и его виды.
4. Каков юридический состав правонарушения?
5. Дайте понятие юридической ответственности и охарактеризуйте ее виды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.