Коррекция нарушения речи у дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Саввова И.Ф., Скитская Л.В.
Скитская Лариса Валерьевна, кандитат педагогических наук, доцент, ПГУ им.Т.Шевченко,г.Бендеры
Skitskaya Larisa Valerievna, Ph.D.,Assosiate Professor, Master, Taras Shevchenko Transnistrian State University, Bender City
Саввова Инна Федоровна, магистрант, Приднестровский Государственный Университет им.Т.Шевченко, г.Бендеры
Inna Fyodorovna Savvova, Master, Taras Shevchenko Transnistrian State University, Bender City
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием интереса у части старших дошкольников к видам творческой деятельности, что свидетельствует о неуверенности в собственных силах и негативно влияет на развитие творческих способностей, мелкой моторики и, как следствие, недоразвитие речи. Изобразительная деятельность будет способствовать развитию сенсомоторных способностей детей…
Abstract: The relevance of the chosen topic due to lack of interest on the part of the senior preschool children to the kinds of creative activity, indicating a lack of confidence in their own abilities and have a negative effect on the development of creative skills, fine motor skills and, as a consequence, speech underdevelopment. Visual activity will contribute to the development of the sensorimotor abilities of children ...
Ключевые слова: изобразительная деятельность, нарушение речи, развитие моторики
Keywords: fine work, speech, motor skills development
Стремительное развитие современного мира, технического прогресса откладывает свой отпечаток не только на скачок в области техники и производства, но и на всестороннее развитие детей. Однако, помимо любознательных, инициативных детей, развитым не по годам, современное поколение детей имеют задержку психического и речевого развития. Это связано с тем, что дети с раннего детства сталкиваются с интернетом, компьютерными играми, что прямым образом влияет на психику детей. Постоянное времяпровождение у телевизора оказывает непосредственное влияние на образно-логическое мышление, дети перестают выдумывать, фантазировать, сочинять.
Статистика в педагогике и медицине за последние года неутешительна. Она подтверждает, что количество детей с нарушениями фонематического слуха, отстающие в речевом развитии продолжает стремительно расти. В итоге у детей дошкольного возраста речь, которая характеризуется малой выразительностью, бедностью, скудным словарным запасом. Ребенок испытывает трудности в правильном построении предложений, в описании предметов, не может подобрать нужных слов. В связи с возникновением нарушений всех групп звуков у детей возникают сложности в освоении грамотой, письму, чтению, счету. Неспособность ребенка строить общение со сверстниками, договариваться, поддерживать диалог и ориентироваться в различных ситуациях снижает потребность ребенка к коммуникации, развивает в нем замкнутость, нервозность и нежелание находиться в социуме. У детей с нарушениями речи отмечается нарушение восприятия, фонематической системы языка, нарушение слухового восприятия, недостаточность зрительного восприятия, нарушение пространственных представлений, недоразвитие временных представлений, нарушение памяти, неустойчивое внимание, недостаточная подвижность, быстрая утомляемость и истощаемость процессов воображения, что отрицательно сказывается на качестве и уровне знаний.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.[1]
К причинам, вызывающим нарушения речи, относят биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы). [2]
Изобразительная деятельность как вид продуктивной деятельности, наряду с игровой, является «ведущей в дошкольном возрасте».
В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Эти слова подтверждают, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений рук. Кольцова М.М. пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. В первую очередь, развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга»
Неслучайно авторы последних лет описали приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой и нарушениями речевого развития (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова) и подтвердили факт, что тренировка тонких движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим общее развитие ребенка, особенно развитие речи.
Мелкая моторика обладает уникальной особенностью. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Ученые не раз доказывали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Развитие моторики напрямую связано с развитием речи. Систематическая работа в направлении развитии мелкой моторики позволит улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей желание познавать окружающий мир. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Значение продуктивной деятельности велико и многогранно особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи. Изобразительная деятельность, в частности аппликация, оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки, играет значительную роль в познании окружающей действительности, умственном развитии, которое тесно связано с развитием речи.
Именно на этих занятиях, систематическая работа с ножницами, а также выполнение работ в различных нетрадиционных техниках играет значительную роль в развитии тонкой моторики. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Помимо этого аппликация имеет познавательное, воспитательное и коррекционное значение, благодаря многообразию наглядности. Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие общей и мелкой моторики и на развитие речи. В процессе непосредственно-образовательной деятельности по аппликации соблюдаются условия для поддержания тесной связи слова с действием. Следует отметить, что именно на этих занятиях дети сопровождают речью действия, которые совершают самостоятельно, что способствует развитию и формированию психических качеств, развитию мелкой моторики, обогащению словарного запаса, личностных качеств дошкольника.
Учитывая задачи речевого развития детей, а именно накопить и обогатить словарный запас дошкольников, развить связную речь, умение описать и рассказать о созданном изображении, можно смело сказать, что занятия аппликацией способствуют решению этих задач. На занятиях по изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. Не секрет, что развитие творчества, развивает мышление, воображение, расширение кругозора и развитие речи. Изобразительная деятельность, являясь творческой деятельностью, напрямую воздействует на благоприятное формирование речевой стороны ребенка.
Такие нетрадиционные техники аппликации как обрывание, торцевание, мозаика, аппликации из круп, из ваты, из яичной скорлупы, ниток, природного материала напрямую воздействуют на кончики пальцев рук, развивая и совершенствуя моторику ребенка. В практической части на таких занятиях развиваются такие психические процессы как внимание, память, восприятие, воображение. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане на таких занятиях, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты своих работ по признакам учитывая цвет и форму (материал) и т. д. Планомерная работа по аппликации способствует тому, что ребенок рассуждает и дает адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта. Развивается воображение, позволяющее детям придумывать, фантазировать, сочинять достаточно оригинальные последовательные истории. Продолжает развиваться усидчивость, ребенку становится легче переключить свое внимание с одного обьекта на другой. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Планомерная и систематическая работа по изобразительной деятельности совершенствует все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи значительно возрастает. Ребенок охотно идет на контакт, имеет активную речь, точно и понятно отвечает на вопросы. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
Таким образом, систематическая работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста на занятиях по аппликации , помогает ребенку стать уверенным себе, активным в общении , творческим и интеллектуально развитым.
Список литературы
1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.
2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.