статья

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные педагогические технологии в компетенции педагога по применению ФГОС.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Синекинчерская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики

 

 

 

Тема работы:

 

Современные педагогические технологии в компетенции педагога по  применению ФГОС.

 

 

Секция:

Профессиональные компетенции педагога как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса.

 

 

 

Хмелев Сергей Геннадьевич,

учитель физики ,

высшая категория

МБОУ"Синекинчерская ООШ"

 

 

д.Сине-Кинчеры,2019 г

Оглавление

 

1.Введение………………………………………………………………………

3

2.Основная часть………………………………………………………………

4

2.1. Педагогические технологии в современной школе……………………

4

2.2.Технология модульного обучения в преподавании физики  по программам ФГОС ООО………………………………………………………   

6

2.3. Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС…………………………………………………………………………….

7

Выводы………………………………………………………………………….

12

Литература……………………………………………………………………….

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

                    Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно?  Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объѐмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. С сентября 2015 года началось  внедрение ФГОС основной школы.

                    Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен ФГОС нового поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть.

2.1. Педагогические технологии в современной школе.

      Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

     Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по физике и информатике.

   Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.

     В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

     В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

     Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

 И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
       Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое.

 

 

 

 

2.2.Технология модульного обучения в преподавании физики  по программам ФГОС ООО.

     Осуществление деятельности мною по использованию модульной технологии на уроках физики с новейшими техническими средствами обучения происходит в  следующей последовательности:

  - знакомство на этапе изучения:

1.                             изучение литературы, методических пособий и опыта коллег по разработке модульных программ;

2.                             знакомство с научно-методическими основами модульного обучения;

 - применение, адаптация на этапе практики: 

1.    использование методических разработок уроков по модульной технологии, их корректировка;

2.    проведение контрольных срезов с целью определения уровня обучаемости в начале экспериментальной деятельности;

3.    обработка результатов проведенных срезов, их диагностический анализ;

4.    анкетирование обучающихся с целью выявления степени удовлетворенности модульной организацией процесса обучения физике.

- осмысление и внесение собственных элементов:

1.    разработка модульных уроков по физике;

2.    участие в семинарах различного уровня по тематике инноваций в образовании, в районных методических объединениях;

3.    подготовка практических материалов для печати модульного  урока физики.

                     Модульная технология обучения в школе по предмету физика позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.  В результате по урокам — модулям увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, учатся работать в парах подгруппах, увеличивается накопляемость оценок.

                    Использование модульной технологии на уроках и внеклассных мероприятиях  даст наибольший результат. Такие уроки больше заинтересует учеников, чем традиционные. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

          Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии – подготовки способных, увлеченных людей. 

 

2.3. Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Сила трения»

Тема

Сила трения

Цель темы

Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и  для систематизации учебной информации.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.         Сформировать представлений       о силе трения;

2.         Изучить причины и виды трения;

3.         Выявить природу силы трения;

4.         Экспериментальн о установить, от чего зависит сила трения.

Личностные:

1.          Принятие социальной роли обучающегося.

2.       Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.          Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные:

1.             Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

2.             Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3.             Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

4.             Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.             Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимо- обучении.

Основные понятия

Сила, сила трения, причина трения, виды трения,  зависимость силы трения от веса, состояния  и площади поверхности,

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурс

Биология Математика

Парная Фронтальная

·         Учебник,

·         тетрадь,

·         компьютер,

 

 

·         мультимедийный проектор и экран,

·         лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые)

·         диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.7 класс»

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап (Этап постановки целей и задач урока)

Учитель подводит

Рассматривают

Выделять

Взаимодействуют

Слушать

Контролируют

Умение слушать

учащихся к

рисунки.

существенную

с учителем и

собеседника,

правильность

в соответствии с

формулировке темы

Выдвигают

информацию из

учащимися во

строить понятные

ответов

целевой

урока.

предположения о

текста вопросов и

время опроса во

для собеседника

обучающихся.

установкой.

Просит

теме урока.

ответов.

фронтальном

высказывания.

 

Принимать и

сформулировать и

Осуществляют

 

режиме.

Участвовать в

 

сохранять

записать в тетрадях

актуализацию

 

 

диалоге, отвечать на

 

учебную цель и

вопросы по данной

личного опыта.

 

 

вопросы, слушать и

 

задачу,

теме. Организует

Записывают

 

 

понимать речь

 

дополнять,

беседу по

вопросы в

 

 

собеседника.

 

уточнять

составленным

тетрадь.

 

 

 

 

высказанные

учениками вопросам.

Отвечают на

 

 

 

 

мнения по

Подводит итог

вопросы

 

 

 

 

существу

беседы.

 

 

 

 

 

полученного

 

 

 

 

 

 

задания.

2-й этап  (Открытие новых знаний) знаний)

Организует работу

Проводят опыт и

Выделять

Рассуждают,

Участвовать в

Обсуждение

Умение

по наблюдению

делают вывод,

существенную

делают

диалоге, отвечать на

плана

самостоятельно

явления трения.

записывают в

информацию из

предположения.

вопросы, слушать и

выступления.

планировать пути

Организует беседу,

тетрадь

текста вопросов и

Взаимодействуют

понимать речь

Контролируют

достижения

выявляющую знания

определение силы

ответов.

с учителем во

собеседника.

правильность

целей, осознанно

о силе, причинах ее

трения,

Совершенствование

время опроса во

Продуктивно

ответов

выбирать

возникновения,

обозначение силы

навыков работы с

фронтальном

взаимодействовать

обучающихся.

наиболее

способах измерения.

трения, делают

приборами,

режиме.

со своими

Оценка

эффективные

Организует работу

рисунок и

осуществление

Планируют

партнерами при

выступления

способы решения


по определению и

указывают

совместной работы.

сотрудничество с

обучении,

отвечающего.

учебных и

сравнению силы

направление

 

одноклассниками.

осуществлять

 

познавательных

трения скольжения и

силы.

 

Обсуждают и

взаимоконтроль.

 

задач.

качения с помощью

Отвечают на

 

планируют

 

 

Фиксировать

динамометра.

вопросы,

 

способы

 

 

результаты

Организует работу в

высказывают свои

 

представления

 

 

опытов и делать

группах по

предположения.

 

изученного

 

 

выводы.

выявлению

Работают в

 

материала.

 

 

Умение

зависимости силы

группах,

 

 

 

 

соотносить свои

трения от веса тела,

выясняют с

 

 

 

 

действия с

площади

помощью опыта

 

 

 

 

планируемыми

соприкосновения,

от чего зависит

 

 

 

 

результатами.

поверхности

сила трения.

 

 

 

 

 

трущихся тел.

Делают вывод,

 

 

 

 

 

Корректирует

записывают в

 

 

 

 

 

выводы.

тетрадь.

 

 

 

 

 

 

3-й этап Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по

Отвечают на

Осознанно и

Взаимодействуют

Получать

Контролируют

Принимать и

обсуждаемой

вопросы.

произвольно строить

с учителем и

необходимую

правильность

сохранять

проблеме.

 

речевое

учащимися во

информацию,

ответов

учебную цель и

Учитель анализирует

 

высказывание в

время опроса во

отстаивать свою

обучающихся.

задачу.

ответы учащихся.

 

устной форме.

фронтальном

точку зрения в

 

 

 

 

Структурировать

режиме.

диалоге.

 

 

 

 

знания, выделять

 

Взаимодействовать

 

 

 

 

существенную

 

с одноклассниками.

 

 

 

 

информацию.

 

 

 

 

4 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Организует

Выполняют

Выстраивать поиск

Взаимодействуют

Уметь представлять

Проверяют

уметь

самостоятельную

самостоятельную

решения заданий

с соседом по парте

информацию в

работу напарника

анализировать

работу с

работу

 

 

письменной форме

по эталону,

степень усвоения

взаимопроверкой по

 

 

 

 

анализируют и

нового учебного

эталону

 

 

 

 

исправляют

материала на

 

 

 

 

 

ошибки.

основе

 

 

 

 

 

 

сопоставления

 

 

 

 

 

 

решения с

 

 

 

 

 

 

эталоном для

 

 

 

 

 

 

самопроверки,

 

 

 

 

 

 

уметь


 

 

 

 

 

 

 

5 этап Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник.

Выделять существенную информацию

 

Получать необходимую информацию.

 

 

6 этап (Рефлексия) (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация,

анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.

Анализировать степень усвоения нового материала

Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение

Строить понятные для собеседника высказывания

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

 

       Таким образом, сегодня в школе нужны образовательные технологии, позволяющие сформировать у школьников универсальные учебные действия по требованиям нового государственного образовательного стандарта, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией.

     А овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.     Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.

2.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998.

3.     Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002

4.     Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие/М: ТЦ Сфера,2005.

5.     Зайцев В.С Современные педагогические технологии: учебное -пособие в 2-х книгах.-Книга1-Челябинск,ЧГПУ,2012-411 с.

6.     Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф

7.     Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего Образования [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф

8.     Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2011 г.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru