Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Синекинчерская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики
Тема работы:
Современные педагогические технологии в компетенции педагога по применению ФГОС.
Секция:
Профессиональные компетенции педагога как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса.
Хмелев Сергей Геннадьевич,
учитель физики ,
высшая категория
МБОУ"Синекинчерская ООШ"
д.Сине-Кинчеры,2019 г
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………… |
3 |
2.Основная часть……………………………………………………………… |
4 |
2.1. Педагогические технологии в современной школе…………………… |
4 |
2.2.Технология модульного обучения в преподавании физики по программам ФГОС ООО……………………………………………………… |
6 |
2.3. Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС……………………………………………………………………………. |
7 |
Выводы…………………………………………………………………………. |
12 |
Литература………………………………………………………………………. |
13 |
1.Введение.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объѐмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. С сентября 2015 года началось внедрение ФГОС основной школы.
Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен ФГОС нового поколения.
2. Основная часть.
2.1. Педагогические технологии в современной школе.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по физике и информатике.
Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
2.2.Технология модульного обучения в преподавании физики по программам ФГОС ООО.
Осуществление деятельности мною по использованию модульной технологии на уроках физики с новейшими техническими средствами обучения происходит в следующей последовательности:
- знакомство на этапе изучения:
1. изучение литературы, методических пособий и опыта коллег по разработке модульных программ;
2. знакомство с научно-методическими основами модульного обучения;
- применение, адаптация на этапе практики:
1. использование методических разработок уроков по модульной технологии, их корректировка;
2. проведение контрольных срезов с целью определения уровня обучаемости в начале экспериментальной деятельности;
3. обработка результатов проведенных срезов, их диагностический анализ;
4. анкетирование обучающихся с целью выявления степени удовлетворенности модульной организацией процесса обучения физике.
- осмысление и внесение собственных элементов:
1. разработка модульных уроков по физике;
2. участие в семинарах различного уровня по тематике инноваций в образовании, в районных методических объединениях;
3. подготовка практических материалов для печати модульного урока физики.
Модульная технология обучения в школе по предмету физика позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях. В результате по урокам — модулям увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, учатся работать в парах подгруппах, увеличивается накопляемость оценок.
Использование модульной технологии на уроках и внеклассных мероприятиях даст наибольший результат. Такие уроки больше заинтересует учеников, чем традиционные. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.
Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии – подготовки способных, увлеченных людей.
2.3. Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.
План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Сила трения»
Тема |
Сила трения |
|
Цель темы |
Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
1. Сформировать представлений о силе трения; 2. Изучить причины и виды трения; 3. Выявить природу силы трения; 4. Экспериментальн о установить, от чего зависит сила трения. |
Личностные: 1. Принятие социальной роли обучающегося. 2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: 1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. 2. Умение планировать и регулировать свою деятельность. 3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. 5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы. Коммуникативные:1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. 2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимо- обучении. |
|
Основные понятия |
Сила, сила трения, причина трения, виды трения, зависимость силы трения от веса, состояния и площади поверхности, |
|
Организация пространства |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурс |
Биология Математика |
Парная Фронтальная |
· Учебник, · тетрадь, · компьютер, |
|
|
· мультимедийный проектор и экран, · лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые) · диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.7 класс» |
Этапы уроков
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1-й этап (Этап постановки целей и задач урока) |
||||||
Учитель подводит |
Рассматривают |
Выделять |
Взаимодействуют |
Слушать |
Контролируют |
Умение слушать |
учащихся к |
рисунки. |
существенную |
с учителем и |
собеседника, |
правильность |
в соответствии с |
формулировке темы |
Выдвигают |
информацию из |
учащимися во |
строить понятные |
ответов |
целевой |
урока. |
предположения о |
текста вопросов и |
время опроса во |
для собеседника |
обучающихся. |
установкой. |
Просит |
теме урока. |
ответов. |
фронтальном |
высказывания. |
|
Принимать и |
сформулировать и |
Осуществляют |
|
режиме. |
Участвовать в |
|
сохранять |
записать в тетрадях |
актуализацию |
|
|
диалоге, отвечать на |
|
учебную цель и |
вопросы по данной |
личного опыта. |
|
|
вопросы, слушать и |
|
задачу, |
теме. Организует |
Записывают |
|
|
понимать речь |
|
дополнять, |
беседу по |
вопросы в |
|
|
собеседника. |
|
уточнять |
составленным |
тетрадь. |
|
|
|
|
высказанные |
учениками вопросам. |
Отвечают на |
|
|
|
|
мнения по |
Подводит итог |
вопросы |
|
|
|
|
существу |
беседы. |
|
|
|
|
|
полученного |
|
|
|
|
|
|
задания. |
2-й этап (Открытие новых знаний) знаний) |
||||||
Организует работу |
Проводят опыт и |
Выделять |
Рассуждают, |
Участвовать в |
Обсуждение |
Умение |
по наблюдению |
делают вывод, |
существенную |
делают |
диалоге, отвечать на |
плана |
самостоятельно |
явления трения. |
записывают в |
информацию из |
предположения. |
вопросы, слушать и |
выступления. |
планировать пути |
Организует беседу, |
тетрадь |
текста вопросов и |
Взаимодействуют |
понимать речь |
Контролируют |
достижения |
выявляющую знания |
определение силы |
ответов. |
с учителем во |
собеседника. |
правильность |
целей, осознанно |
о силе, причинах ее |
трения, |
Совершенствование |
время опроса во |
Продуктивно |
ответов |
выбирать |
возникновения, |
обозначение силы |
навыков работы с |
фронтальном |
взаимодействовать |
обучающихся. |
наиболее |
способах измерения. |
трения, делают |
приборами, |
режиме. |
со своими |
Оценка |
эффективные |
Организует работу |
рисунок и |
осуществление |
Планируют |
партнерами при |
выступления |
способы решения |
по определению и |
указывают |
совместной работы. |
сотрудничество с |
обучении, |
отвечающего. |
учебных и |
сравнению силы |
направление |
|
одноклассниками. |
осуществлять |
|
познавательных |
трения скольжения и |
силы. |
|
Обсуждают и |
взаимоконтроль. |
|
задач. |
качения с помощью |
Отвечают на |
|
планируют |
|
|
Фиксировать |
динамометра. |
вопросы, |
|
способы |
|
|
результаты |
Организует работу в |
высказывают свои |
|
представления |
|
|
опытов и делать |
группах по |
предположения. |
|
изученного |
|
|
выводы. |
выявлению |
Работают в |
|
материала. |
|
|
Умение |
зависимости силы |
группах, |
|
|
|
|
соотносить свои |
трения от веса тела, |
выясняют с |
|
|
|
|
действия с |
площади |
помощью опыта |
|
|
|
|
планируемыми |
соприкосновения, |
от чего зависит |
|
|
|
|
результатами. |
поверхности |
сила трения. |
|
|
|
|
|
трущихся тел. |
Делают вывод, |
|
|
|
|
|
Корректирует |
записывают в |
|
|
|
|
|
выводы. |
тетрадь. |
|
|
|
|
|
3-й этап Первичное закрепление во внешней речи |
||||||
Задает вопросы по |
Отвечают на |
Осознанно и |
Взаимодействуют |
Получать |
Контролируют |
Принимать и |
обсуждаемой |
вопросы. |
произвольно строить |
с учителем и |
необходимую |
правильность |
сохранять |
проблеме. |
|
речевое |
учащимися во |
информацию, |
ответов |
учебную цель и |
Учитель анализирует |
|
высказывание в |
время опроса во |
отстаивать свою |
обучающихся. |
задачу. |
ответы учащихся. |
|
устной форме. |
фронтальном |
точку зрения в |
|
|
|
|
Структурировать |
режиме. |
диалоге. |
|
|
|
|
знания, выделять |
|
Взаимодействовать |
|
|
|
|
существенную |
|
с одноклассниками. |
|
|
|
|
информацию. |
|
|
|
|
4 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону |
||||||
Организует |
Выполняют |
Выстраивать поиск |
Взаимодействуют |
Уметь представлять |
Проверяют |
уметь |
самостоятельную |
самостоятельную |
решения заданий |
с соседом по парте |
информацию в |
работу напарника |
анализировать |
работу с |
работу |
|
|
письменной форме |
по эталону, |
степень усвоения |
взаимопроверкой по |
|
|
|
|
анализируют и |
нового учебного |
эталону |
|
|
|
|
исправляют |
материала на |
|
|
|
|
|
ошибки. |
основе |
|
|
|
|
|
|
сопоставления |
|
|
|
|
|
|
решения с |
|
|
|
|
|
|
эталоном для |
|
|
|
|
|
|
самопроверки, |
|
|
|
|
|
|
уметь |
|
|
|
|
|
|
|
5 этап Домашнее задание |
||||||
Объясняет домашнее задание. |
Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник. |
Выделять существенную информацию |
|
Получать необходимую информацию. |
|
|
6 этап (Рефлексия) (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
||||||
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. |
Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. |
Анализировать степень усвоения нового материала |
Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение |
Строить понятные для собеседника высказывания |
Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль. |
Выводы.
Таким образом, сегодня в школе нужны образовательные технологии, позволяющие сформировать у школьников универсальные учебные действия по требованиям нового государственного образовательного стандарта, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией.
А овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Литература.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998.
3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002
4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие/М: ТЦ Сфера,2005.
5. Зайцев В.С Современные педагогические технологии: учебное -пособие в 2-х книгах.-Книга1-Челябинск,ЧГПУ,2012-411 с.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего Образования [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф
8. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2011 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.