В своей статье я рассказываю о том, что адаптация ребенка к школе стала проблемой не только в России, но и за рубежом.
Большое, а нередко и решающее значение для эффективной адаптации первоклассников к школе имеет позиция родителей: понимание ими решающего значения успешности вхождения ребенка в школьную среду, осознание важнейших проблем адаптации, специфики их проявления в жизни конкретного ребенка, владение методами помощи ребенку в адаптации к школе и др. Не меньшее значение имеет и подготовка детей к школе в рамках воспитательного процесса подготовительной группы ДОУ.В данном файле опубликована статья "НЕОБХОДИМОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ"
статья.doc
НЕОБХОДИМОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
К ШКОЛЕ
Адаптация будущих первоклассников к школе является одной из важных
проблем современного образования,
ее методическое
совершенствование относится к числу актуальных направлений развития
следовательно,
системы современного профессионального образования. Это, в частности,
хорошо понимается коллективом педагогов младших классов МАОУ СОШ №
32 г. Краснотурьинска Свердловской области. Они самостоятельно работают
над данной проблемой, а также
посещают интерактивные семинары,
способствующие самостоятельному поиску ответов на главные вопросы по
проблеме адаптации будущих первоклассников к школе, что повышает уровень
их теоретических знаний по указанному предмету.
Известно,
что адаптация
(физиологическая,
психологическая,
педагогическая и др.) как процесс приспособления ребенка к условиям
школьной жизни характеризуется формированием общественно приемлемого
поведения, установлением нормальных контактов между детьми, между
учителем и детьми, успешностью овладения необходимыми навыками [1, с.81].
Учителя младших классов ежедневно воочию убеждаются в то, насколько
сложен период адаптации ребенка к обучению в первом классе, когда меняется
режим и коллектив, а главное игровая деятельность как основная меняется на
основную учебную [4, с.102; 3, с.117]. Большое, а нередко и решающее значение
для эффективной адаптации первоклассников к школе имеет позиция
родителей: понимание ими решающего значения успешности вхождения ребенка
в школьную среду, осознание важнейших проблем адаптации, специфики их
проявления в жизни конкретного ребенка, владение методами помощи ребенку в
1 адаптации к школе и др. Не меньшее значение имеет и подготовка детей к школе
в рамках воспитательного процесса подготовительной группы ДОУ.
Анализ результатов работы учителей младших классов в сфере повышения
адаптации первоклассников к школе показывает, что достаточно продуктивно
они действуют в таких направлениях работы, как: 1) изучение теоретических
основ адаптации будущих первоклассников к школе по учебнометодическим
пособиям, монографиям, специализированным печатным изданиям и иным
источникам; 2) работа с родителями: ведение «Школы будущих
первоклассников», беседы и собрания родителей тех детей, которые проходят
курсы подготовки к школе, профессиональные ответы на их вопросы [5, с.60] и
др.
Несколько затруднительнее проходит работа с детьми в ДОУ. Как
специалисты в сфере дошкольной педагогики, так и учителя младшей школы
МАОУ СОШ № 32 осознают необходимость адаптации детей к первому классу,
одним из факторов которой является преемственность образовательных
ступеней. Под последней между дошкольным и начальным звеньями образования
понимается связь, согласованность и перспективность всех компонентов
системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации
воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения
преемственности в развитии ребенка [4, с. 90]. Несомненно, преемственность −
двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая
сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные
личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного
ДОУ, обладая реальных
обучения. С другой − школа как преемник
принимает достижения ребенка
достижениях дошкольного детства,
дошкольника как ступень к школьным достижениям, развивает накопленный им
дошкольный потенциал. Проблема заключается, в первую очередь, в
оптимизации этот двустороннего процесса. На практике это возможно двумя
способами: либо воспитанники подготовительной группы посещают курсы в
2 школе по подготовке к первому классу, что требует от родителей приводить
детей вечерами в школу, либо учителя младших классов должны проводить
адаптирующие занятия в помещении ДОУ в течение дня, то есть без вклада
родителей в организацию данного процесса. Очевидно, что первый путь
предпочтительнее. Дети знакомятся со зданием и атмосферой школы,
привыкают к классу, его оборудованию, к учителю, что и обеспечивает
комплексное воздействие на адаптационные механизмы готовящихся к школе.
Второй путь удобен только занятым вечерами родителям, но результативность
адаптационных мероприятий вне стен самой школы невысока. Предпочтение
второго способа является показателем недостаточной разъяснительной работы с
родителями, дети которых не посещают курсы подготовки к школе, не
готовятся иным способом.
Проблема заключается в том, как достичь внимания размытой, не
консолидированной аудитории таких родителей? Возможно, обращение через
СМИ, письменная рассылка приглашений на курсы будущих первоклассников и
их родителей, помещение информации на стендах ДОУ, а также выступление
учителей МАОУ СОШ № 32 родительских собраний в ДОУ.
К таким выступлениям учителям необходимо тщательно готовиться:
преимущества
иметь необходимые материалы,
первоклассников, подготовленных к школе, слайды и иное наглядное
демонстрирующие
мастерства,
обеспечение выступления, владеть основами ораторского
убедительностью, управления вниманием аудитории, способность к диалогу с
аудиторией и др. В этом учителям младших классов призваны помочь педагоги
дополнительного образования, особенно, педагогибиблиотекари, владеющие
методами статистического анализа, обзора необходимой литературы и опоры на
мнение классиков педагогики и психологии, построения самого выступления,
предвидения реакции аудитории и неожиданных вопросов, то есть всего того,
что обеспечивает результативность посещения учителем родительского
собрания в ДОУ.
3 Школьному психологу необходимо укреплять взаимопонимание между
учителями начальных классов и родителями будущих первоклассников;
проводить тренинги учителей по обучению общения с родителями; подготовить
наглядный материал для ознакомления родителей с курсами и успехами детей;
регулярно обновлять соответствующую информацию на стенах школы и на сайте
совершенствовать организацию
МАОУ СОШ № 32. Также необходимо
подготовки учителей младших классов к работе с будущими первоклассниками:
добиться оплаты соответствующих курсов для подготовки учителей из местного
бюджета, обеспечить получение школой лицензии на соответствующий вид
деятельности, всемерно мотивировать учителей на плодотворную работу по
подготовке будущих первоклассников к успешной школьной жизни.
Эффективная работа учителей младших классов по адаптации
без мониторинга промежуточных
первоклассников к школе невозможна
результатов. В этих целях все учителя младшей школы МАОУ СОШ № 32 ведут
так называемые карты индивидуального развития учащихся. Визуально они
представляют собой довольно объемные аккуратно оформленные папки
большой и разнообразный материал:
одинакового образца, содержание
заполненные анкеты, тесты, опросы, контрольные работы школьника и др. К
материал недостаточно структурирован, нередко
сожалению, данный
тавтологичен с точки зрения выбора методик, не всегда сопровождается
кратким, но глубоким анализом и т.д. Главное нет заключения педагога об
особенностях прохождения учеником его индивидуального развития. А ведь
именно это помогло бы и родителям, и классному руководителю средней школы
понять специфику ребенка, в свою очередь, оказать квалифицированную и
максимально доброжелательную помощь учащемуся в успешности его
личностного развития. Причина недостаточной эффективности ведения карт
индивидуального развития в том, что учитель не получает необходимой
методической поддержки и вынужден самостоятельно составлять анкеты,
подбирать диагностические методики и т.д. Он не имеет перед глазами и
4 образца, конструктивный и творческий подход к использованию которого
способствовал бы созданию высоко информативной Карты. Следовательно,
необходим некоторый, нежесткий, скорее рекомендательный методический
стандарт мониторинга адаптации первоклассника к школе, а также мониторинга
преодоления дезадаптации отдельных школьников. Возможно возложение этой
деятельности на педагогабиблиотекаря, действующего в сотрудничестве со
школьным психологом, а также методистами соответствующих структур
управления образованием.
Квалификация педагогабиблиотекаря позволяет ему реализовывать и те
формы адаптации первоклассников к школе, которые затруднительно
реализовать учителям младших классов по отдельности. Так, при выявлении
проблем психологической адаптации у ряда учащихся в параллели, а также в
младшей школе в целом, именно педагогбиблиотекарь может продуктивно
работать с группой дезадаптированных детей, в частности, в форме
сказкотерапии. Сказкотерапия это уникальный психологопедагогический
метод психологической коррекции, известный с древнейших времен, но только в
последнее время получивший научное обоснование для коррекции
нравственных качеств и черт характера посредством сказки [6, с. 676].
Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции: воспитывают
лучшие человеческие качества, ненавязчиво обучают правилам поведения,
позволяют проживать желаемые ребенком, но по какимто причинам
недоступные или малодоступные для него эмоции, прививают этические
ценности,
взаимоотношений между людьми,
демонстрируют положительный опыт и идеальные модели
понять окружающий мир,
помогают
психологически релаксируют и т.д. [7, с. 116].
В сказкотерапии используются следующие виды сказок: дидактические,
психокоррекционные и психотерапевтические (о ребенке, который похож на
ребенкеслушателе, когда ребенок напрямую
ребенкаслушателя и о
отождествляет себя с главным героем, который имеет черты этого ребенка, а
5 также атрибуты его жизни), медиативные (направленные на осознание себя в
настоящем, «здесь и сейчас»; отражающие образы идеальных взаимоотношений
между субъектами, направленные на поддержку потенциала личности и
раскрытие самореализации) [2, с. 64].
Очевидно, что в целях адаптации первоклассников к школе оптимально
применять медиативные сказки об идеальных отношениях, о способах их
достижения, о преодолении трудностей в решении этой задачи. Педагог
библиотекарь после изучения проблем и предпочтений детей с недостаточной
адаптацией, благодаря общелитературной эрудиции и склонности к
литературному творчеству может самостоятельно создать сценарии сказок,
разыграть их с группами детей, сформированными по выбранному принципу.
Проведение сказкотерапии должно быть последовательным и цикличным.
После апробации результатов, на новом цикле сказкотерапия проводится с
новой группой первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе,
дети проходят предварительное и конечное тестирование для определения
результативности методики.
Таким образом, методическое совершенствование способно существенно
повысить эффективность психологопедагогической работы по адаптации
первоклассников к школе.
Литература
Заика Д.А. Адаптация первоклассников к школе //Молодой ученый. 2017. № 12.
Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании
Анищенко М.М. Адаптация первоклассников к новым условиям школьной
1.
среды //Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1. С.8183
2.
коммуникативных умений? // Начальная школа 2016. № 3. С. 6472.
3.
С. 116118.
4.
Иванова А.Е., Кузнецова М.И., Семенов С.В. Факторы, определяющие
готовность первоклассников к школе: выявление региональных особенностей //Вопросы
образования. 2016. № 4. С. 84105.
5.
учащихся //Начальная школа. 2017. № 2. С. 5562.
6.
школьника //Молодой ученый. 2016. № 26. С. 676679.
7.
//Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 12. С. 115119.
Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями
Пащенко М.Н. Сказкотерапия как способ развития творческого вообразения
Чернега Т.В. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
6 7
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.