Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
07.09.2018
Статья
В своей статье я рассказываю о том, что адаптация ребенка к школе стала проблемой не только в России, но и за рубежом. Большое, а нередко и решающее значение для эффективной адаптации первоклассников к школе имеет позиция родителей: понимание ими решающего значения успешности вхождения ребенка в школьную среду, осознание важнейших проблем адаптации, специфики их проявления в жизни конкретного ребенка, владение методами помощи ребенку в адаптации к школе и др. Не меньшее значение имеет и подготовка детей к школе в рамках воспитательного процесса подготовительной группы ДОУ.В данном файле опубликована статья "НЕОБХОДИМОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ"
статья.doc
НЕОБХОДИМОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  К ШКОЛЕ Адаптация будущих первоклассников к школе является одной из важных проблем   современного   образования,   ее   методическое совершенствование   относится   к   числу       актуальных   направлений   развития   следовательно, системы   современного   профессионального   образования.   Это,   в   частности, хорошо понимается коллективом педагогов младших классов МАОУ СОШ № 32 г. Краснотурьинска Свердловской области.   Они самостоятельно работают над   данной   проблемой,   а   также     посещают   интерактивные   семинары, способствующие   самостоятельному   поиску   ответов   на   главные   вопросы   по проблеме адаптации будущих первоклассников к школе, что повышает уровень их теоретических знаний по указанному предмету.    Известно,   что   адаптация   (физиологическая,   психологическая, педагогическая   и   др.)   как   процесс   приспособления   ребенка   к   условиям школьной жизни характеризуется   формированием  общественно приемлемого поведения,   установлением   нормальных   контактов   между   детьми,   между учителем и детьми, успешностью овладения необходимыми навыками [1, с.81].  Учителя младших классов ежедневно воочию убеждаются в то, насколько сложен период адаптации ребенка к обучению в первом классе, когда меняется режим и коллектив, а главное ­ игровая деятельность как основная меняется на основную учебную [4, с.102; 3, с.117].  Большое, а нередко и решающее значение для   эффективной   адаптации   первоклассников   к   школе   имеет   позиция родителей: понимание ими решающего значения успешности вхождения ребенка в   школьную   среду,   осознание   важнейших   проблем   адаптации,   специфики   их проявления в жизни конкретного ребенка, владение методами помощи ребенку в 1 адаптации к школе и др. Не меньшее значение имеет и подготовка детей к школе в рамках воспитательного процесса подготовительной группы ДОУ.   Анализ результатов работы учителей младших классов в сфере повышения адаптации первоклассников к школе показывает, что достаточно продуктивно они действуют в таких направлениях работы, как: 1) изучение теоретических основ адаптации будущих первоклассников к школе по учебно­методическим пособиям,   монографиям,   специализированным   печатным   изданиям   и   иным источникам;   2)   работа   с   родителями:   ведение   «Школы   будущих первоклассников», беседы и собрания родителей тех детей, которые проходят курсы подготовки к школе, профессиональные ответы на их вопросы [5, с.60] и др.   Несколько   затруднительнее   проходит     работа   с   детьми   в   ДОУ.     Как специалисты в сфере дошкольной педагогики, так и учителя младшей школы МАОУ СОШ № 32 осознают необходимость адаптации детей к первому классу, одним   из   факторов   которой   является   преемственность   образовательных ступеней. Под последней между дошкольным и начальным звеньями образования понимается   связь,   согласованность   и   перспективность   всех   компонентов системы   (целей,   задач,   содержания,   методов,   средств,   форм   организации воспитания   и   обучения)   на   каждой   ступени   образования   для   обеспечения преемственности в развитии ребенка [4, с. 90].  Несомненно, преемственность − двухсторонний   процесс.   С   одной   стороны   −   дошкольная   ступень,   которая сохраняет   самоценность   дошкольного   детства,   формирует   фундаментальные личностные   качества   ребенка,   служащие   основой   успешности   школьного   ДОУ,   обладая   реальных обучения.   С   другой   −   школа   как   преемник     принимает   достижения   ребенка­ достижениях   дошкольного   детства, дошкольника как ступень к школьным достижениям, развивает накопленный им дошкольный   потенциал.   Проблема   заключается,   в   первую   очередь,   в оптимизации этот двустороннего процесса. На практике это возможно двумя способами:   либо   воспитанники   подготовительной   группы   посещают   курсы   в 2 школе по подготовке к первому классу, что требует от родителей приводить детей вечерами в школу,   либо учителя младших классов должны проводить адаптирующие занятия в помещении ДОУ в течение дня, то есть без вклада родителей   в   организацию   данного   процесса.   Очевидно,   что   первый   путь предпочтительнее.   Дети   знакомятся   со   зданием   и   атмосферой   школы, привыкают   к   классу,   его   оборудованию,   к   учителю,   что   и   обеспечивает комплексное воздействие на адаптационные механизмы готовящихся к школе. Второй путь удобен только занятым вечерами родителям, но результативность адаптационных мероприятий вне   стен самой школы невысока. Предпочтение второго способа является показателем недостаточной разъяснительной работы с родителями,   дети   которых   не   посещают   курсы   подготовки   к   школе,   не готовятся иным способом.  Проблема   заключается   в   том,   как   достичь   внимания   размытой,   не консолидированной   аудитории   таких   родителей?   Возможно,  обращение   через СМИ, письменная рассылка приглашений на курсы будущих первоклассников и их  родителей, помещение информации на стендах ДОУ,  а также выступление учителей  МАОУ СОШ № 32 родительских собраний в ДОУ.   К   таким   выступлениям   учителям     необходимо   тщательно   готовиться:   преимущества иметь   необходимые   материалы, первоклассников,   подготовленных   к   школе,   слайды   и   иное   наглядное   демонстрирующие       мастерства, обеспечение   выступления,   владеть   основами   ораторского   убедительностью, управления вниманием аудитории, способность к диалогу с аудиторией и др. В этом учителям младших классов призваны помочь педагоги дополнительного   образования,   особенно,   педагоги­библиотекари,   владеющие методами статистического анализа, обзора необходимой литературы и опоры на мнение классиков педагогики и психологии, построения самого выступления, предвидения реакции аудитории и неожиданных  вопросов, то есть всего того, что   обеспечивает   результативность   посещения   учителем   родительского собрания в ДОУ. 3 Школьному   психологу   необходимо   укреплять   взаимопонимание   между учителями   начальных   классов   и   родителями   будущих   первоклассников; проводить тренинги учителей по обучению общения с родителями; подготовить наглядный материал для ознакомления родителей с курсами и успехами детей; регулярно обновлять соответствующую информацию на стенах школы и на сайте   совершенствовать   организацию МАОУ   СОШ   №   32.   Также   необходимо   подготовки учителей младших классов к работе с будущими первоклассниками: добиться оплаты соответствующих курсов для подготовки учителей из местного бюджета,   обеспечить   получение   школой   лицензии   на   соответствующий   вид деятельности,   всемерно   мотивировать   учителей   на   плодотворную   работу   по подготовке будущих первоклассников к успешной школьной жизни. Эффективная   работа   учителей   младших   классов   по   адаптации   без   мониторинга   промежуточных первоклассников   к   школе   невозможна   результатов. В этих целях все учителя младшей школы МАОУ СОШ № 32 ведут так   называемые   карты   индивидуального   развития   учащихся.   Визуально   они представляют   собой   довольно   объемные   аккуратно   оформленные   папки   большой   и   разнообразный   материал: одинакового   образца,   содержание   заполненные анкеты,  тесты,  опросы,  контрольные работы  школьника  и  др.  К   материал   недостаточно   структурирован,   нередко сожалению,   данный   тавтологичен   с   точки   зрения   выбора   методик,   не   всегда   сопровождается кратким, но глубоким анализом и т.д. Главное ­ нет заключения педагога об особенностях   прохождения   учеником   его   индивидуального   развития.   А   ведь именно это помогло бы и родителям, и классному руководителю средней школы понять   специфику   ребенка,   в   свою   очередь,   оказать   квалифицированную   и максимально   доброжелательную   помощь   учащемуся   в   успешности   его личностного   развития.   Причина   недостаточной   эффективности   ведения   карт индивидуального   развития   в   том,   что   учитель   не   получает   необходимой методической   поддержки   и   вынужден   самостоятельно   составлять   анкеты, подбирать   диагностические   методики   и   т.д.   Он   не   имеет   перед   глазами   и 4 образца,   конструктивный   и   творческий   подход     к   использованию   которого способствовал     бы   созданию   высоко   информативной   Карты.   Следовательно, необходим   некоторый,   нежесткий,   скорее   рекомендательный   методический стандарт мониторинга адаптации первоклассника к школе, а также мониторинга преодоления дезадаптации отдельных школьников. Возможно возложение этой деятельности   на   педагога­библиотекаря,   действующего   в   сотрудничестве   со школьным   психологом,   а   также   методистами   соответствующих   структур управления образованием. Квалификация педагога­библиотекаря позволяет ему   реализовывать и те формы   адаптации   первоклассников   к   школе,   которые   затруднительно реализовать   учителям  младших   классов   по   отдельности.  Так,  при   выявлении проблем психологической  адаптации  у ряда учащихся в параллели, а также в младшей   школе   в   целом,   именно   педагог­библиотекарь   может   продуктивно работать   с   группой   дезадаптированных   детей,   в   частности,   в   форме сказкотерапии.     Сказкотерапия   ­   это     уникальный   психолого­педагогический метод психологической коррекции, известный с древнейших времен, но только в последнее   время   получивший   научное   обоснование   для   коррекции нравственных   качеств   и   черт   характера   посредством   сказки   [6,   с.   676]. Психокоррекционные   сказки   выполняют   следующие   функции:   воспитывают лучшие   человеческие   качества,   ненавязчиво   обучают   правилам   поведения, позволяют   проживать   желаемые   ребенком,   но   по   каким­то   причинам недоступные   или   малодоступные   для   него     эмоции,   прививают   этические ценности,   взаимоотношений   между   людьми,     демонстрируют   положительный   опыт   и   идеальные   модели   понять   окружающий   мир,   помогают   психологически релаксируют и т.д. [7, с. 116]. В сказкотерапии используются следующие виды сказок: дидактические, психокоррекционные   и   психотерапевтические   (о   ребенке,   который   похож   на   ребенке­слушателе,   когда   ребенок   напрямую ребенка­слушателя   и   о   отождествляет себя с главным героем, который имеет черты этого ребенка, а 5 также атрибуты его жизни), медиативные (направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас»; отражающие образы идеальных взаимоотношений между   субъектами,   направленные   на   поддержку   потенциала   личности   и раскрытие самореализации) [2, с. 64]. Очевидно, что в целях адаптации первоклассников к школе оптимально применять     медиативные   сказки   об   идеальных   отношениях,   о   способах   их достижения,   о   преодолении   трудностей   в   решении   этой   задачи.   Педагог­ библиотекарь после изучения проблем и предпочтений детей с недостаточной адаптацией,   благодаря   общелитературной   эрудиции   и   склонности   к литературному   творчеству     может   самостоятельно   создать   сценарии   сказок, разыграть их с группами детей, сформированными по выбранному принципу.  Проведение сказкотерапии должно быть последовательным и цикличным. После   апробации   результатов,   на   новом   цикле   сказкотерапия   проводится   с новой группой первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе, дети   проходят   предварительное   и   конечное   тестирование   для   определения результативности методики.  Таким образом, методическое совершенствование способно существенно повысить   эффективность   психолого­педагогической   работы   по   адаптации первоклассников к школе.   Литература Заика Д.А. Адаптация первоклассников к школе //Молодой ученый. 2017. № 12. Доровских   И.С.   Как   помочь   младшим   школьникам   в   формировании Анищенко   М.М.   Адаптация   первоклассников   к   новым   условиям   школьной 1. среды //Гуманитарные научные исследования. 2018. ­ № 1. ­ С.81­83 2. коммуникативных умений? // Начальная школа 2016. № 3. С. 64­72.  3. С. 116­118. 4. Иванова   А.Е.,     Кузнецова   М.И.,    Семенов   С.В.  Факторы,   определяющие готовность   первоклассников   к   школе:   выявление   региональных   особенностей   //Вопросы образования. 2016. № 4. С. 84­105. 5. учащихся //Начальная школа. 2017. № 2. С. 55­62. 6. школьника //Молодой ученый. 2016. № 26. С. 676­679. 7. //Эксперимент и инновации в школе. 2014.  № 12.  С. 115­119. Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями Пащенко   М.Н.   Сказкотерапия   как   способ   развития   творческого   вообразения Чернега   Т.В.   Сказкотерапия   в   работе   с   детьми   дошкольного   возраста 6 7

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2018