Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.
Особенности Документ Microsoft Word.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детскоюношеский центр
«Особенности и модели педагогического общения»
Тема :
Выполнила : Калганова Алина Сергеевна
Педагог дополнительного образования 2019
Особенности и модели педагогического общения
Педагогическое общение
специфическое межличностное
взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее
усвоение знаний и становление личности в учебновоспитательном процессе.
Часто педагогическое общение определяется в психологии как
взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое
знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств,
состояний, поведения и личностносмысловых образований партнеров.
Общение неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его
невозможно достижение целей обучения и воспитания.
Педагогическое общение является основной формой осуществления
педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего,
целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми
субъектами педагогического процесса в качестве императива их
индивидуального поведения.
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче
общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от
педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с
изучаемыми объектами и жизнью в целом. В
общении происходит
становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности
как учащихся, так и педагогов .
Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других,
например:
контактную установление контакта как состояния обоюдной
готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания
взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительную стимуляцию активности учащегося, направляющую его
на выполнение тех или иных учебных действий;
амотивную побуждение в ученике нужных эмоциональных
переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью
собственных переживаний и состояний и др .
Педагогическое общение
создает условия для реализации
потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.
Высшая ценность педагогического общения индивидуальность
педагога и учащегося. В связи с этим ведущим принципом педагогического
общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и
учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение
к индивидуальности.
Педагогическое общение
должно ориентироваться не только на
достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение
для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность,
откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота,
верность слову.
Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах,
зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его
роли в этом процессе. В психолого
представления о собственной
педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в
связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько
классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях.
Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу
регламентированный и импровизационный стили педагогического
взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили
педагогического общения.
Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и
ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в
чёткой организации учебновоспитательной работы. Однако для этого
процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и
обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не
могут быть бесконфликтно под неё «подогнаны». Возможности коррекции
педагогического взаимодействия в нестандартных условиях в рамках
регламентированного стиля весьма низки.
Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным
преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь
возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации
весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле
не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля дискуссионны;
оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом
процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет
одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату
обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы
взаимодействия.
Существует также традиционное подразделение стилей по критерию
роли участников педагогического процесса. В рамках авторитарного стиля
речевого поведения эти роли строго регламентированы, причём учащемуся
принадлежит изначально подчинённая роль. Именно при этом условии
осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на
ребёнка. Наряду с указанными недостатками этот механизм чреват
постепенным отставанием от возрастающих возможностей ребёнка, что
приводит в итоге к несоответствию педагогического стиля и
сформировавшихся жизненных установок учащегося.
Крайней противоположностью авторитарному выступает стиль
который может быть расценён как
педагогического общения,
попустительский. Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением
воспитанников .
Оптимальным представляется так называемый демократичный стиль
общения, при котором имеет место определённая регламентация ролей
участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления
индивидуальных склонностей и особенностей характера. Именно такой стиль
позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом
возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного
диалога. Список использованной литературы
1. Зимняя И. Я. Педагогическая психология. М.: Академия, 2005.
2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. М.:
Просвещение, 1979. № 3.
3. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2001.
4. ХанКалик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение,
1987.
Особенности и модели педагогического общения
Особенности и модели педагогического общения
Особенности и модели педагогического общения
Особенности и модели педагогического общения
Особенности и модели педагогического общения
Особенности и модели педагогического общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.