РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
03.09.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях. Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Рабочая программа по дисциплине Психология экстремальных ситуаций.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности   20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях Составитель:  Ионина В. А., преподаватель   спецдисциплин Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного стандарта   среднего   профессионального   образования   по   специальности   20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.  Рабочая   программа   разработана   в   соответствии   с   разъяснениями   по формированию   примерных   программ   учебных   дисциплин   начального профессионального   и   среднего   профессионального   образования   на   основе Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М.   Реморенко,   директором   Департамента   государственной   политики   и нормативно­правового   регулирования   в   сфере   образования   Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года. 2 СОДЕРЖАНИЕ Название разделов 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 2. Структура и содержание учебной дисциплины  3. Условия реализации учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 5. Приложение 1 6. Приложение 2 стр. 4 7 13 16 17 22 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология экстремальных ситуаций 1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью   программы   подготовки   специалистов   среднего   звена     по   специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения Рабочая   программа   учебной   дисциплины   может   быть   использована  для программ   повышения   квалификации   и   переподготовки:   защита   в   чрезвычайных ситуациях. Рабочая программа составлена для очной формы обучения. 1.2.     Место   учебной   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы:  профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Базовая часть  В результате освоения дисциплины студент должен уметь: ­ оценивать психическое состояние пострадавших и  прогнозировать динамику  его развития;  ­ оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в  чрезвычайных ситуациях; ­ вести информационно­разъяснительную работу с пострадавшими в  чрезвычайных ситуациях; ­ учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании  экстренной психологической помощи; В результате освоения дисциплины студент должен знать: ­ особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в  чрезвычайных ситуациях; ­ систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях; ­ факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных  ситуациях; ­  о влиянии средств массовой информации на психическое состояние  пострадавших в чрезвычайных ситуациях; 4 ­ понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных  ситуациях, ее цели и задачи; ­ классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях; ­ основные направления работы с различными группами пострадавших; ­ общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных  ситуациях; ­ алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной  ситуации; ­ признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс; ­ механизмы образования толпы; ­ принципы профилактики образования толпы; ­ основные принципы ведения информационно­разъяснительной работы; ­ алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной  попытке; ­ о влиянии этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в  чрезвычайных ситуациях; ­ стадии развития общего адаптационного синдрома; ­ субсиндромы стресса; ­ виды стресса;  ­ механизм адаптации в экстремальной ситуации;  ­ механизмы накопления профессионального стресса;  ­ стадии формирования и симптомы профессионального выгорания;  ­ отсроченные последствия травматического стресса;  ­ этапы профессионального становления;          ­   основные   виды   профессиональных   деформаций;   принципы   профилактики негативных  последствий профессионального стресса     Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных   ситуациях   овладению   профессиональными   компетенциями   (ПК) (Приложение 1):  ПК 1.1. Собирать   и   обрабатывать   оперативную   информацию   о чрезвычайных ситуациях. ПК 1.2. Собирать   информацию   и   оценивать   обстановку   на месте   чрезвычайной ситуации. ПК 1.3. Осуществлять   оперативное   планирование   мероприятий   по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. ПК 1.4. Организовывать   и   выполнять   действия   по   ликвидации   последствий чрезвычайных ситуаций. ПК 1.5. Обеспечивать   безопасность   личного   состава   при   выполнении   аварийно­ спасательных работ. 5 ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов. ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов. ПК 2.3. Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия. ПК 2.4. Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные ситуации. ПК 2.5. Разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций. ПК 2.6. Организовывать несение службы в аварийно­спасательных формированиях. ПК 4.1. Планировать   жизнеобеспечение   спасательных   подразделений   в   условиях чрезвычайных ситуаций. ПК 4.2. Организовывать   первоочередное   жизнеобеспечение   пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций. ПК 4.3.  Обеспечивать   выживание   личного   состава   и   пострадавших   в различных чрезвычайных ситуациях. В   процессе   освоения   дисциплины   у   студентов   должны   формировать   общие компетенции (ОК) (Приложение 2): ОК 1. – Пронимать сущность и социальную ответственность своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК   2.   –   Организовывать   собственную   деятельность,   определять   способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач. ОК   3.   –   Решать   проблемы,   оценивать   риски   принимать   решения   в   нестандартных ситуациях. ОК   4.   –   Осуществлять   поиск,   анализ   и   оценку   информации,   необходимой   для постановки   и   решения   профессиональных   задач,   профессионального   и   личностного развития. ОК   5.   –   Использовать   информационно   коммуникационные   технологии   для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. – Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплоченность, эффективно общаться   с   коллегами,   руководством,   пострадавшими   и   находящимися   в   зонах чрезвычайных ситуаций. ОК   7.   –   Ставит   цели   мотивировать   деятельность   подчиненных,   организовывать   и контролировать   их   работу   с   принятием   на   себя   ответственности   за   результат выполнения задания. ОК   8.  –  Самостоятельно   определять   задачи   для   профессионального  и   личностного развития,   осознанно   планировать   повышение квалификации. ОК 9. – Быть готовым  к смене технологий в профессиональной деятельности.   заниматься   самообразованием, 6 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента  102 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 68 часов; самостоятельной работы студента 34 часов. 2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной деятельности Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия проверочные работы курсовая работа (проект) самостоятельная работа студента (всего) в том числе: подготовка сообщений, рефератов, презентаций, конспектов, написание эссе, подготовка ответов на вопросы, составление таблиц, решение тестового задания. Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) Объем часов 102 68 Не предусмотрено 44 4 Не предусмотрено 34 ­ Не предусмотрено Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет 7 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.07 Психология экстремальных ситуаций Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и Объем часов Раздел I.  Введение в психологию экстремальных ситуаций практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)  Содержание учебного материала  Общие сведения о психологии экстремальных  ситуаций. Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной  ситуации 1 2 Лабораторные работы Практические занятия 1. Круглый стол по теме: «История катастроф,  экстремальных ситуаций, ЧС». 2. Основные направления работы с субъектами  экстремальной ситуации.  3. Семинар по теме: «Влияние экстремальных ситуаций  на человека». 4. Групповое поведение людей  Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовить сообщение с презентацией в программе  Power Point по теме: «История катастроф, экстремальных  и чрезвычайных ситуаций»     2  Не предусмотрены 8 Не предусмотрены 6 Уровень  Освоения 2 Раздел II.  Нормальный стресс Тема 2.1. Стресс: история изучения,  определение, кривая развития стрессовой  ситуации. Тема 2.2. Психофизиология стресса 2. Подготовить сообщения к семинару с презентацией в программе Power Point по темам:  ­Особенности   поведения   человека   в   экстремальных ситуациях.  ­Прогнозирование   динамики   психических   состояний пострадавших при ЧС различного характера. ­Стрессогенные факторы, влияющие на спасателей. ­Влияние  средств  массовой   информации   на  психическое состояние пострадавших в ЧС. Содержание учебного материала 1 Стресс. Общий адаптационный синдром. 2 Понятие о стрессоустойчивости. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Нарисовать в тетради «Кривую развития стресса» по Г. Селье Подготовить презентацию   в  программе  Power  Point   по теме «Стресс» Содержание учебного материала 1 Нервная система человека: анатомическое строение и функциональное деление. 2 Гормоны напряжения и стресса 3 Механизмы стресса 4 Проверочная   работа   по   теме   «Психофизиология стресса» Лабораторные работы Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся 9 2 2 Не предусмотрены Не предусмотрены Не предусмотрены   5 4 2 Не предусмотрены Не предусмотрены Тема 2.3. Психология стресса Тема 2.4 Влияние стресса на жизнь человека. Подготовить в тетради  ответы на вопросы по Главе 3  учебник «Психология экстремальных ситуаций для  спасателей и пожарных» под ред. Ю.С. Шойгу стр. 34 Содержание учебного материала. 1 Понятие психологического стресса. Факторы   влияния   на   развитие   психологического стресса. 2 3 Уровни реакций на стресс. 4 Проверочная работа по теме «Нормальный стресс». Лабораторные работы Практические занятия 1.Практикум «Психодиагностика стресса» 2.Влияние   индивидуальных   и   личностных   особенностей человека на возникновение и развитие стресса.  3.Темперамент. Определение типа темперамента. 4.Изучение типичных моделей поведения в конфликте  Лабораторные работы Самостоятельная работа обучающихся 1.   Тест   эмоций   Резапкиной 2. Подготовить сообщение на  тему: «Роль   и   отражение   темперамента   на   профессиональной деятельности спасателя» Содержание учебного материала Лабораторные работы Практические занятия Влияние стресса на жизнь человека. Семинар по теме «Стресс» Контрольные работы   Басса­Дарки   в   модификации   Г.В. 2 4 2 Не предусмотрены 10 Не предусмотрены 4 Не предусмотрены Не предусмотрены 4 Не предусмотрены 10 Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение к семинару по темам:  ­Стресс   и   утомление   как   основные   группы   психических функциональных состояний человека. ­Проблема   стресса   и   дистресса   в   профессиональной деятельности спасателя. ­Психофизиологические основы стрессового механизма. ­Основные правила поведения в условиях стресса. Раздел III.  Экстренная психологическая помощь. Травматический стресс. Содержание учебного материала 1 Острая реакция на стресс. 2 Проверочная работа на тему: «Экстренная  допсихологическая помощь». Тема 3.1 Экстренная психологическая помощь  Тема 3.2 Отсроченные реакции на  травматический стресс. Лабораторные работы Практические занятия Приемы оказания экстренной «допсихологической»  помощи. Самопомощь при острых реакциях на стресс. Приемы саморегуляции. Методы оказания экстренной психологической помощи. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сообщение «Виды острой реакции на  стресс» 2. Составить конспект по теме: « Изучение мероприятий  психологической помощи личному составу спасателей при проведении специальных работ в очаге поражения» Содержание учебного материала 1 Психическая травма. 2 Понятие посттравматического     стрессового расстройства. 11 2 2 Не предусмотрены 10 Не предусмотрены 4 6 2 2 Раздел IV. Хронический стресс и профессиональное здоровье  специалиста   презентацию 3 Основные направления реабилитации ПТСР. 4   Переживание утраты. Реакция горя. 5 Психосоматические расстройства. 6 Проверочная работа по теме «Травматический стресс» Лабораторные работы Практические занятия Критерии диагностики ПТСР Суицидальное поведение. Оказание помощи при текущем суициде. Навыки эффективного общения с  пострадавшими в ЧС Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить «Посттравматическое стрессовое расстройство» 2.Решение   тестового   задания   по   теме:   «Травматический стресс» Содержание учебного материала Профессиональное развитие и здоровье спасателей  Профессионально важные качества Дифференцированный зачет Лабораторные работы Практические занятия  1. Профессиональное  выгорание у специалистов  экстремального профиля 2. Психологическая подготовка спасателей 3. Семинар – практикум «Методы и приемы  саморегуляции» Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся теме:   по   12 Не предусмотрены 6 Не предусмотрены 5 4 2 Не предусмотрены 6 Не предусмотрены 1. Нарисовать структуру профессиональной пригодности по А.В. Карпову 2. Заполнить в тетради таблицу «Возможные последствия недостаточного уровня развития характеристик ПВК»    3.По плану подготовить  сообщение по теме:  «Дебрифинг психологическая поддержка и реабилитация».   критического   инцидента,   стресса 6 Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) Не предусмотрена Не предусмотрена Всего: 68 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально­техническому  обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета Психологии Оборудование учебного кабинета: 1. 2. 3. посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект   сетевого   оборудования,  обеспечивающий   соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси­сервер  в Интернет; 4. 5. 6. аудиторная доска для письма; компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся; вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные  условия проведения занятий. Технические средства обучения: 1. 2. мультимедиа проектор; персональные компьютеры с лицензионным программным  обеспечением; 3. 4. 5. 6. лазерный принтер; сканер; устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки; справочная правовая система ГАРАНТ Платформа F1; 3.2 Информационное обеспечение обучения Основная литература Для преподавателей: 1. Заварзина   О.В.   Психология   экстремальных   ситуаций.­   М.:изд­во   Курс Инфра­М 2017 г. 2. Ковтунович   М.   Г.;   Рожков   Н.В.,   Ениколопов   С.Н.,   Орлова   Е.В., Психологическая подготовка спасателей: Учебное пособие для спасателей студенческих спасательных отрядов  – М., 2007.   3. Крюкова М.А., Никитина Г.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2009. – 64 с. (не переиздавалась) 4. Кузнецова   А.С.,   Леонова   А.Б.   Психологические   технологии   управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с. (не переиздавалась) 5. Малкина­Пых И. Г. Экстремальные ситуации . –– М.: Изд­во Эксмо, 2011. – 960 с. (не переиздавалась) 6. Малкина­Пых И.Г. Справочник практического психолога.­ М.: Эксмо, 2010­ 702 с. (не переиздавалась) 14 7. Малкина­Пых   И.Г.Психологическая   помощь   в   кризисных   ситуациях.,   М.: Изд­во Эксмо, 2009. – 928 с. (не переиздавалась) 8. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. ­ Ростов н/Д, Феникс, 2006 г. – С 315. (не переиздавалась) 9. Падун   М.А.,   Котельникова   А.В.   Психическая   травма   и   картина   мира: Теория, эмпирия, практика. – М.: Изд­во «Институт психологии РАН», 2012. – 206 с. 10.Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.  Практикум:   учеб.­метод.  Пособие. –  Минск:   Изд­во   Гревцова, 2012. – 340 с 11.Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с. (не переиздавалась) Для студентов: 1. Заварзина   О.В.   Психология   экстремальных   ситуаций.­   М.:изд­во   Курс Инфра­М 2017 г. 2. Малкина­Пых И. Г. Экстремальные ситуации . –– М.: Изд­во Эксмо, 2011. – 960 с. (не переиздавалась) 3. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с. (не переиздавалась) Дополнительная литература Для преподавателей: 1. Колодзин  Бенджамин. Как жить после психической травмы. Пер. с  английского Савельевой И.В. – М.: Шанс, 1992. – 95 с. 2. Кулик А.А. Картина мира лиц, переживших землетрясение.  Автореферат дисс. … канд. психол. н. – Хабаровск, 2008. – 21 с. 3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл,  2006. – 63 с. 4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм­Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания). 112 с. 5. 6. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд­во МГУ, 1976. –  Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под. общей ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007. – 319 с. (есть в сети в открытом  доступе, искать по названию). 7. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. ­ М.:  Просвещение, 1989. ­ 239 с. 8. Саржавеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н.,  Сарджавеладзе Н. Травма и психологическая помощь. – М.: Смысл, 2007. – 180 с. 9. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Изд­во  МГУ, 1988. – 200 с. 15 10. Шапарь  В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов н/Д.: Феникс,  2008. – 452 с. 1. МЧС   России   [Электронный   ресурс].   –   Электрон.   дан.   ­   Режим   доступа: 3.3 Интернет­ресурсы 2.  .  gov   .  mchs    .  ru, свободный. ­ Яз. рус.        www   А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. ­ Режим доступа:  https://yandex.ru/search/?text=azps.ru тесты, свободный.­Яз.рус 3. МЧС   медиа   ­   сайт   Объединённой   редакции   МЧС   России  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. ­ Режим доступа:  https://yandex.ru/search/?text=mchsmedia, свободный. ­ Яз. рус.        4. Пожарный   сайт  01 ­   нормативные   документы   по   пожарной   безопасности, снип,   гост,   правила   пожарной   безопасности,   пожарная   техника... [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. ­ Режим доступа:  https    .  ru   &   lr, свободный. ­ Яз. рус.         =­   pozarnyi    /?   text    .  ru   /  search  ://   yandex       5. Учебник  Психология   экстремальных   ситуаций  [Электронный   ресурс].   – Электрон. дан. ­ Режим доступа:   https://yandex.ru/search/?text, свободный. ­ Яз. рус.        6. Экстренная психологическая помощь[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. ­ Режим доступа:  https://yandex.ru/search/?text=экстренная психологическая помощь практическое пособие, свободный. ­ Яз. рус.        16 4. КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.  Результаты обучения  (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения особенности   динамики   психического   состояния   и   систематику   психогенных   реакций   и   расстройств   в о влиянии средств массовой информации на психическое вести   информационно­разъяснительную   работу   с учитывать этнокультурные особенности пострадавших при факторы   риска   развития   психогенных   реакций   и оказывать   экстренную   психологическую   помощь   оценивать   психическое   состояние   пострадавших   и В результате изучения дисциплины студент должен:  уметь:  прогнозировать динамику;   пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;   пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;   оказании экстренной психологической помощи; знать:  поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;  чрезвычайных ситуациях;   расстройств в чрезвычайных ситуациях;   состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях:   пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;    пострадавших;  пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;   алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации; признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;  образования толпы;   разъяснительной работы;   при суицидальной попытке;   классификацию групп пострадавших в ЧС;  основные   направления   работы   с   различными   группами влияние   этнокультурных   особенностей   пострадавших   на механизмы   образования   толпы;   принципы   профилактики понятие   экстренной   психологической   помощи основные   принципы   ведения   информационно­   общие   принципы   и   особенности   общения   с алгоритм   оказания   экстренной  психологической  помощи 17   Интерпретация результатов наблюдений   за   деятельностью обучающегося   в   процессе освоения образовательной программы.       Стартовая подготовки выявление изучению нового материала. диагностика обучающихся;   мотивации   к Текущий контроль в форме: ­фронтальный опрос ­индивидуальный опрос ­тестовый контроль знаний ­текущий контроль в форме  защиты отчетов по  практическим занятиям ­ Экспертная оценка  результатов практической  работы ­Экспертная оценка результатов самостоятельной работы ­письменный отчет ­ тестирование Итоговая   аттестация   в   форме дифференцированного зачета поведение в чрезвычайных ситуациях;   профессионального стресса  принципы   профилактики   негативных   последствий Приложение 1 обязательное                                                          КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать  динамику его развития; История катастроф, экстремальных ситуаций, ЧС Введение в психологию экстремальных ситуаций Психодиагностика стресса Конфликт. Изучение типичных моделей поведения  Темперамент. Определение типа темперамента Стресс Выявление симптомов ПТСР. Методики выявления  симптомов ПТСР Диагностические критерии посттравматического  стрессового расстройства  (ПТСР)» на примере  конкретных ситуаций Изучение типового режима работы спасателей в  ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций Диагностика эмоционального выгорания Методы и приемы саморегуляции 18 Знать: ­особенности динамики  психического состояния и  поведения пострадавших в  чрезвычайных ситуациях; ­систематику психогенных  реакций и расстройств в  чрезвычайных ситуациях; ­факторы риска развития  психогенных реакций и  расстройств в чрезвычайных  ситуациях; ­стадии развития общего  адаптационного синдрома; ­субсиндромы стресса; ­виды стресса; ­механизм адаптации в  экстремальной ситуации; ­механизмы накопления  профессионального стресса; ­стадии формирования и  симптомы профессионального  выгорания; ­отсроченные последствия  травматического стресса; ­этапы профессионального  становления; ­основные виды  профессиональных деформаций; ­принципы негативных профессионального стресса   профилактики последствий   ОК 1­9 ПК 1.1­1.5 2.1­2.6 4.1­4.3 Общие сведения о психологии экстремальных  ситуаций. Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной  ситуации. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Кризисная ситуация.  Кризис. Влияние экстремальных ситуаций на человека.  Субъекты экстремальной ситуации. Стресс: история изучения и современные  представления. Кривая развития стрессовой ситуации. Понятие о стрессоустойчивости. Природа возникновения стресса.  Физиологические и психологические проявления. Нервная система: анатомическое строение и  функциональное деление. Механизмы стресса. Понятие психологического стресса Факторы, оказывающие влияние на развитие  психологического стресса Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных  особенностей человека на возникновение и развитие стресса. Позитивное и негативное влияние стресса на жизнь  человека. Основные направления реабилитации ПТСР. Профессиональное здоровье. Профессиональное  развитие Профилактика синдрома профессионального  выгорания у специалистов экстремального  профиля. 19 Самостоятельная работа  студента 1. Подготовить доклад  по выбранным темам: ­   Субъективные   и   оперативные   признаки состояний   перевозбуждения,   апатии,   боевой готовности. ­Понятие   о   физических   и   психологических резервах организма, условиях их мобилизации. ­  Основы восстановления работоспособности. 2. Написать эссе на тему: «Моя будущая профессия ­ спасатель» 3.Подготовить реферат  по теме: «Структура  профессионально важных качеств спасателей»   4. Ответить на вопросы тестового задания по теме:  «Травматический стресс» 5. Подготовить сообщение по теме: «Симптоматика посттравматического стрессового расстройства» 6. Составить конспект по теме: « Изучение  мероприятий психологической помощи личному  составу спасателей при проведении специальных  работ в очаге поражения» 7. Подготовить презентацию  в программе Power  Point  по теме «Стресс» 8. Подготовить реферат по теме: «Темперамент как одно из важных психических  свойств личности. Сферы проявления, концепции  темперамента (сангвиник, холерик, флегматик,  меланхолик), их отражение на профессиональной  деятельности спасателя» 9. Составить таблицу уровней реакций человека на  стресс. 10. Подготовить  ответы на вопросы по теме:  «Психофизиология стресса» 11.Подготовить   доклад   по   выбранной   семинару по теме «Стресс»:  ­   Стресс   и   утомление   как   основные   группы психических функциональных состояний человека. ­   Проблема   стресса   и   дистресса   в профессиональной деятельности спасателя ­   Психофизиологические   основы  стрессового механизма. ­ Основные правила поведения в условиях 12.   Подготовить   сообщение   к   семинару   по выбранной теме: ­Особенности экстремальных ситуациях  ­Групповое поведение людей в экстремальной ситуации ­ Влияние средств массовой информации на  психическое состояние пострадавших в  чрезвычайных ситуациях ­Человек в экстремальных ситуациях его   реакции и поведение ­Методы профилактики нежелательных  реакций в экстремальной ситуации. 13. Подготовить доклад по выбранной теме: поведения   человека   теме   к     в 20 Уметь: оказывать экстренную  психологическую помощь  пострадавшим в чрезвычайных  ситуациях; Знать: ­понятие экстренной  психологической помощи  пострадавшим в чрезвычайных  ситуациях, ее цели и задачи; ­классификацию групп  пострадавших в чрезвычайных  ситуациях; ­основные направления работы с  различными группами  пострадавших; ­ признаки, алгоритмы помощи  при острых реакциях на стресс ­алгоритм оказания экстренной  психологической помощи при  суицидальной попытке; Практикум «Психодиагностика стресса» Приемы   оказания   экстренной   «допсихологической»   помощи Основные   направления   работы   с   различными группами пострадавших .  Антистресс: как снять нервное напряжение.  Методики восстановления Методы психологической диагностики и оказания  экстренной психологической помощи Приемы активного слушания.  Особенности  общения с человеком, переживающим горе, утрату.  Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС Составление психограммы спасателя МЧС Методы и приемы саморегуляции Общие сведения о психологии экстремальных  ситуаций. Субъекты экстремальной ситуации. Влияние индивидуальных и личностных  особенностей человека на возникновение и развитие стресса. Позитивное и негативное влияние стресса на жизнь  человека. Понятие экстренной психологической помощи  Экстренная психологическая помощь при острой  реакции на стресс.  Экстренная психологическая помощь при острой  реакции на стресс.  Организационная схема деятельности специалистов  психологической службы на месте ЧС. Понятие психической травмы. Динамика  переживания травматической ситуации. Реакции горя. Психосоматические расстройства. Понятие посттравматического стрессового  расстройства (ПТСР) Диагностические критерии посттравматического  стрессового расстройства  (ПТСР) Основные направления реабилитации ПТСР Переживание утраты ОК 1­9 ПК 1.1­1.5 2.1­2.6 4.1­4.3 21 1. Подготовить сообщение по теме: «Общие  принципы конструктивного общения с  пострадавшими» 2. Подготовить сообщение «Допсихологическая  помощь пострадавшим при ЧС» 3.Подготовить презентацию  в программе Power  Point  по теме «Стресс» 4.   По   плану,   предложенному   преподавателем, подготовить     сообщение   по   теме:   «Дебрифинг стресса   критического   инцидента,   психологическая поддержка и реабилитация». 5. Подготовить реферат  по теме: «Структура  профессионально важных качеств спасателей»   6. Подготовить доклад  по выбранным темам:  ­Субъективные   и   оперативные   признаки состояний   перевозбуждения,   апатии,   боевой готовности;   ­Понятие   о   физических   и   психологических резервах организма, условиях их мобилизации.  ­Основы восстановления работоспособности. Общие принципы и основные профессиональные  психологические методы оказания экстренной  психологической помощи. Принципы и этические  нормы специалиста­психолога при работе в  чрезвычайной ситуации. Помощь при чувстве вины или стыда.  Помощь при двигательном возбуждении.  Помощь при нервной дрожи. Переживание утраты. Основные направления реабилитации ПТСР.  Помощь при гневе, злости, агрессии.  Самопомощь при острых реакциях на стресс. ОК 1­9 ПК 1.1­1.5 2.1­2.6 4.1­4.3 Самостоятельная работа  студента Уметь: вести информационно­ разъяснительную работу с  пострадавшими в чрезвычайных  ситуациях; Знать: ­ о влиянии средств массовой  информации на психическое  состояние пострадавших в  чрезвычайных ситуациях; ­общие принципы и особенности  общения с пострадавшими в  чрезвычайных ситуациях; ­алгоритм общения с  пострадавшим, находящимся в  очаге чрезвычайной ситуации; ­механизмы образования толпы; ­принципы профилактики  образования толпы; ­основные принципы ведения  информационно­разъяснительной  работы; 22 Самостоятельная работа  студента Уметь: учитывать этнокультурные  особенности пострадавших при  оказании экстренной  психологической помощи; Знать: ­о влиянии этнокультурных  особенностей пострадавших на  поведение в чрезвычайных  ситуациях     в человека поведения   1.Подготовить сообщение по теме: «Общие  принципы конструктивного общения с  пострадавшими» 2.   По   плану,   предложенному   преподавателем, подготовить     сообщение   по   теме:   «Дебрифинг стресса   критического   инцидента,   психологическая поддержка и реабилитация». 3. Подготовить презентацию в программе Power  Point по теме: «Катастрофа. Чрезвычайная,  экстремальная ситуация. Кризис». 4. Подготовить сообщение к семинару по выбранной теме: ­Особенности экстремальных ситуациях  ­Групповое поведение людей в экстремальной ситуации ­Человек в экстремальных ситуациях его   реакции и поведение ­Формы социального поведения в экстремальных ситуациях ­Методы профилактики нежелательных  реакций в экстремальной ситуации. 5. Подготовить доклад по выбранной теме: ­История катастроф, экстремальных ситуаций, ЧС. ­Роль и место психологии экстремальных  ситуаций в профессиональной деятельности  спасателя. Конфликт. Изучение типичных моделей поведения  Методы и приемы саморегуляции Влияние стресса на организм человека Приемы активного слушания.  Особенности  общения с человеком, переживающим горе, утрату.  Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС Приемы активного слушания.  Особенности  общения с человеком, переживающим горе, утрату.  Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС Влияние экстремальных ситуаций на человека.  Субъекты экстремальной ситуации. Природа возникновения стресса.  Физиологические и психологические проявления. Факторы, оказывающие влияние на развитие  психологического стресса Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных  особенностей человека на возникновение и развитие стресса. Диагностические критерии посттравматического  стрессового расстройства  (ПТСР) Основные направления реабилитации ПТСР ОК 1­9 ПК 1.1­1.5 2.1­2.6 4.1­4.3 23 Самостоятельная работа  студента 1. Подготовить доклад по выбранной теме: ­История катастроф, экстремальных ситуаций, ЧС. ­Роль   и   место   психологии   экстремальных ситуаций  в   профессиональной   деятельности спасателя. 2. Подготовить реферат по теме: «Темперамент как одно из важных психических  свойств личности. Сферы проявления, концепции  темперамента (сангвиник, холерик, флегматик,  меланхолик), их отражение на профессиональной  деятельности спасателя» 3.Подготовить сообщение к семинару по выбранной теме: ­Особенности экстремальных ситуациях  ­Групповое поведение людей в экстремальной ситуации ­Человек в экстремальных ситуациях его   реакции и поведение ­Формы социального поведения в экстремальных ситуациях ­Методы профилактики нежелательных  реакций в экстремальной ситуации. поведения   человека     в Приложение 2                                                        обязательное ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК Название ОК ОК 1. – Пронимать сущность и социальную  ответственность своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. – Организовывать собственную деятельность,  определять способы, контролировать и оценивать  решение профессиональных задач. Технологии формирования ОК  (на учебных занятиях) Учебная дискуссия, организация работы в  «круглых столах», конференциях Технологии личностно­ориентированного  обучения 24 ОК 3. – Решать проблемы, оценивать риски  принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. – Осуществлять поиск, анализ и оценку  информации, необходимой для постановки и  решения профессиональных задач,  профессионального и личностного развития. ОК 5. – Использовать информационно  коммуникационные технологии для  совершенствования профессиональной  деятельности. ОК 6. – Работать в коллективе и команде,  обеспечивать ее сплоченность, эффективно  общаться с коллегами, руководством,  пострадавшими и находящимися в зонах  чрезвычайных ситуаций. ОК 7. – Ставит цели мотивировать деятельность  подчиненных, организовывать и контролировать их  работу с принятием на себя ответственности за  результат выполнения задания. ОК 8. – Самостоятельно определять задачи для  профессионального и личностного развития,  заниматься самообразованием, осознанно  планировать повышение квалификации. ОК 9. – Быть готовым  к смене технологий в  профессиональной деятельности. Само­ и взаимоконтроль полученных  знаний и умений Эвристическая беседа с использованием  материала, найденного студентами  самостоятельно при работе с  методическими пособиями, сетью  Интернет  Проектные технологии Деловая игра, конференции Индивидуальный анализ, моделирование  проблемной ситуации,  элементы мотивации тренинга. Учебная дискуссия, организация работы в  «круглых столах», конференциях Индивидуальный анализ, моделирование  проблемной ситуации. 25 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ  В  РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № изменения,  дата внесения изменения; № страницы с изменением;  БЫЛО СТАЛО 26 Основание: Подпись лица внесшего изменения 27

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ" для СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2018