Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
docx
24.08.2022
Статья
Статья!!!.docx

Правда и истина в беллетристике 19 века на материале очно-заочного диалога Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского.  

    Аннотация.

Статья посвящена анализу воплощения поисков правды в творчестве Н.С. Лескова. В основе анализа лежит сравнительно-биографический метод: проводятся параллели между фактами жизненной и творческой биографий Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского, идёт речь о теме «праведничество», сопоставляются произведения с целью выделения общих и дифференцирующих черт в понимании писателями концептов правды и истины.

Ключевые слова: концепт, истина, праведничество, правда, анализ.

Annotation.

The article is devoted to the analysis of the embodiment of the search for truth in the works of N.S. Leskov. The analysis is based on the comparative biographical method: parallels are drawn between the facts of the life and creative biographies of N.S. Leskov and F.M. Dostoevsky, we are talking about the topic of "righteousness", the works are compared in order to highlight common and differentiating features in the understanding of the concepts of truth and truth by writers.

Key words: concept, truth, righteousness, truth, analysis.

Ф.M. Достоевский и Н. Лесков - писатели, гений которых создавал настоящие «миры внутри миров», художественный стиль которого индивидуален и признан во всем мире как образец литературы, отождествляемой с понятием «русское слово». Вместе с тем творчество писателей пронизано множеством черт общности и сходства, и, в основном, эти сходные черты касаются творческого осознания основ русской души - поиска и понимания истины и истины.

Н. С. Лесков начал писательскую деятельность в качестве журналиста, и уже тогда оригинальный стиль проявляется в первых его работах, самобытное изложение текста манифестирует творца как ослепительную языковую личность, творческую индивидуальность.

М. Горький определил Н.С. Лескова в одну линию с замечательными писателями, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Н.В. Гоголь, подмечая разнообразие его мастерства, который «...силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих » [Горький 1956].

Н.С. Лесков стремится найти истину, что-то бесспорное и абсолютное. Для него праведничество – это «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастно врага» [Горелов А.А. 1988, стр. 42].

Николай Семёнович Лесков, стремясь «служить родине словом правды и истины» [Лесков Н.С., 1989, стр.3], потратил «все свои силы, всю жизнь … на то, чтобы создать «положительный тип русского человека»» [Лесков Н.С., 1989, стр.30]. Создание ярких национальных характеров, изображение людей, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве» [Лесков Н.С., 1989, стр.29].

Глубокомысленный художник и философ обладал «талантом вестничества», позволяющим передать в образах искусства высшую правду. Об этом даре Лескова проникновенно писал в своей книге «Роза мира: Метафилософия истории» Даниил Андреев. Он же указал в отношении Лескова и на горькую библейскую истину о том, что «нет пророка в своем отечестве»: «Таланты-вестники, как Лесков или Алексей Константинович Толстой, оставались изолированными единицами; они, так сказать, гребли против течения, не встречая среди своих современников ни должного понимания, ни справедливой оценки».

Поэт Игорь Северянин в свое время также с горечью писал о том, что Лесков не получил должной оценки:

«Достоевскому равный,

Он прозёванный гений…»

Рассказы Н.С. Лескова растут из жизненных мелочей, казусов, анекдотичных историй. Посредством нелепые, иногда абсурдные вещи он изволит к обобщению, раскрывая нам русскую жизнедеятельность в её многообразии и своеобразии.

За 10 лет (1879-1889гг) беллетристом был сочинен цикл «Праведники», заключающийся из 10 рассказов. Идея о написании цикла наступает к автору под действием коллективных изменений – упада церкви. Н.С. Лесков рассказывает о том, что церковь не различается жизнедеятельностью, что в обществе упали эталоны и оно «погружается в меркантилизм и становится глухо… ко всяким высшим вопросам» [Горелов А.А. 1988, стр.41].  Но Николай Семёнович надеется, что ещё не всё пропало, что есть ещё люди, что свершают чудеса.

В центре рассказов из цикла «Праведники» стоит положительный тип русского человека. В большинстве случаев, его герои Н.С. Лескова не вымышленные, а реалистичные люди. Так под своим именованием выведен в рассказе «Однодум» солигалический квартальный Александр Афанасьевич Рыжов. Герои-праведники  прочно объединены с Россией. Автор отыскал праведников «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно» [Горелов А.А., 1988, стр.37]. Это чиновники, военные, простолюдины, представители русской интеллигенции и духовенства, какие представлены в самых невообразимых жизненных ситуациях. Праведники Н.С. Лескова владеют «обострённым чувством чести, высоким сознанием своего долга» [Лесков Н.С., 1989,стр.30], они «непримиримы ко лжи и лукавству» [Лесков Н.С., 1989,стр.30].

        Рассказы не похожи друг на друга, но, тем не менее, они «объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины» [Лесков Н.С., 1989, стр.30].

Праведник - человек верующий, треплющий в своем сердце веру и личную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье.  Безоблачная и чистая фигура его. Ходит, разыскивает в прекрасной жизни истинное счастье, и находит. Цель - богослужение и помощь людям. Аромат ладана, ощущение спокойствия и умиротворения  и цвет неба – знак  вышины и бесконечности.

Праведник  – сподвижник в розыске истины. Честный, волевой, бесстрашный. Ориентирует на путь истинный, помогает обнаружить правду. К нему испытываешь доверие и близко с ним сможешь прочувствовать свою душевную силу и моральный подъем.

Роли героев-праведников необыкновенны и не похожи один на другой. Огромную значимость в характеристике персонажа играет имя. Н.С. Лесков даёт прозвища героям: Однодум, Несмертельный Голован, - которые  стали названиями рассказов. Александр Афанасьевич Рыжов приобрёл прозвище Однодум по названию книг «больших тетрадей, подшитых в одну обложку» [Лесков Н.С., 1989, стр.4]. Записи оказались невероятно точны.  Всё, что в  них было отмечено, сбылось. Прозвище герою дано и за особую «устремлённость личности, исповедующей живой дух веры» [Карсалова Е.В., 2005, стр.31]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля можно найти такое трактование слова «однодумно» – «заодно, одной думой, решительно и верно» [Даль В.И., 2007, стр.653]. Прозвище Несмертельного Голована Н.С. Лесков объясняет  бесстрашием героя, которого «смерть не брала» [Лесков Н.С., 1989, стр.95]. Оно заменяет и имя, и фамилию, которых в рассказе нет.

В предисловии к рассказу «Однодум» (1879), опровергая безгранично пессимистическое заявление А.Ф. Писемского, объявившего, что он наблюдает во всех своих соотечественниках одни только «мерзости», Лесков возвестил:

 «Мне это было и ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых ’’несть граду стояния’’»,

то есть без которых, согласно народной легенде, не выживет, не выстоит ни один русский город.

Полное собрание сочинений Н.С. Лескова еще не опубликовано, хотя по его публикации ведутся масштабные работы. С 1996 года из запланированных 30 вышло 13 томов. Такие темпы, увы, неутешительны: всего мир увидит полное собрание сочинений Н.С. Лесков спустя 40 лет после начала его публикации, то есть на его публикацию у автора ушло гораздо больше времени, чем на создание. Это беспрецедентный случай в мировой издательской практике. Почему так происходит? Не потому ли, что есть сила, которая не любит публикацию работ, пропитанных «высшей истиной». Вопрос, конечно, риторический.

«Высшая истина» в понимании и Лескова, и Достоевского - это Христос и христианские ценности. По мнению Достоевского, «Христос был вечным, испокон веков идеалом, к которому человек стремится и по закону природы должен стремиться» [Карсавин И.Т., 2008, с.221]. При этом личность, человеческая личность рассматривается обоими авторами как небольшая часть божественного идеала, стремящаяся к воссоединению с божественным целым.

Достоевский был убежден, что «совесть без Бога - ужас, она может потеряться для самых аморальных» [Карсавин И.Т., 2008, с.221], и Лесков разделял это убеждение: «Не дай Бог мне поступить неправильно, вселив в меня совесть, через которую я узнаю добро и зло. Тогда этот Бог будет моей моралью »[Карсавин И.Т., 2008, с.221]. Развитие этой идеи Достоевским было воплощено в высказывании:

«Если мы не будем иметь власти в вере и во Христе, то мы потеряемся во всем. Есть моральные идеи. Они возникают из религиозных чувств, но их нельзя оправдать одной лишь логикой. На земле, на которой ты стоишь, всегда будешь сломлен. Тогда вы не сломаетесь, если примете, что есть моральные идеи (от чувств, от Христа) » [Карсавин И.Т., 2008, с.221].

Русский национальный характер с его глубиной и близостью к божественной истине - предмет творческих поисков и творческих открытий обоих авторов. Работы Достоевского и Лескова - это путеводитель для иностранцев в понимании этих загадочных русских. О Лескове, например, Томас Манн сказал следующее:

«на прекраснейшем русском языке он провозгласил душу своего народа, как, кроме него, только один - Достоевский» [Карсавин И.Т., 2008, с.221].

Понимание сути жизни у обоих писателей совпало и выразилось в формуле Лескова: «Истина, добро и красота».

««Славы не ищу, совести боюсь, в деньгах нуждаюсь», – такую надпись сделал Лесков на своём фотографическом портрете, подаренном критику В.П. Буренину» [Новикова-Строганова А.А. 2016].

Лесков, совпадающий с Достоевским в понимании истины как божественной воли, которой мир и человек в конечном итоге не могут не следовать, поддерживал Достоевского, выражал солидарность с ним открыто, в письмах и публикациях.

 Прочитав статью Достоевского о романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1877) Лесков почти мгновенно, не отступая от глубочайшего первого впечатления (это видно из датировки письма: «Ночь 7 марта 1877 года») пишет:

«Сказанное <...> так хорошо, - чисто, благородно, умно и проницательно, что я не могу устоять перед необходимостью сказать вам теплые слова благодарности и искреннего приветствия. Ваш дух прекрасен - иначе бы он так не поступил. Это анализ умной души, а не головы. Н. Лесков, всегда уважающий вас » [Караулов Ю.Н., 1987, с.41].

Любовь к истине и страх перед ней - пневматологическая, духовная основа художественного мира Н.С. Лесков. «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоанна 4:18) - эти слова стали значимыми для Лескова, он даже применил их в качестве эпиграфа к повести «Несмертельный Голован» (1880).

Достоевский в своей речи о Пушкине призывал к солидарности и любви, и этот призыв встретил горячую поддержку Лескова: ... - А.Н.-С.>. И это, несомненно, честно и полезно » [Караулов Ю.Н., 1987, с.41]. Само христианство, по словам Лескова, «было бы бесполезным и бесполезным, если бы оно не способствовало умножению добра, правды и мира в людях. Если так, то любовные сны Достоевского, даже если они в итоге оказались иллюзорными, все же имеют более практическое и плодотворное значение, чем скрежет зубов г-на Леонтьева » [Караулов Ю.Н., 1987, с.41].

В то же время современная литературная критика относилась к искателю и певцу божественной истины, провозгласившему ее истинную сущность человека вообще и русского человека в частности, нечестно и тенденциозно, с большим предубеждением. Понимая это, Достоевский отмечал:

«Удивительная судьба этого Стебницкого <псевдоним Лесков. - А.Н.-С.> в нашей литературе. Ведь такое явление, как Стебницкий, нужно анализировать критически, а тем более серьезно" [Достоевский Ф.М., 1972-1990, с. 172].

Именно в таком диалоге лицом к лицу оформилось творчество единомышленников, взошедших на небосклоне русской литературы как два самых громких вестника истины и самых правдивых певца русской души.

Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру» [Лесков Н.С., 1989, стр.39]. Ведь праведники Н.С. Лескова носят в своём сердце Христову любовь.

Список источник

1.      Горелов, А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С.Лескова/ Лесков и русская литература.- М.:Наука,1988.-с.39-59

2.      Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.2/ В.И. Даль. - М.:Медиа, 2007. – 779с.

3.      Карсалова, Е.В. Какие дороги ведут к храму/ Е.В.Карсалова//Литература в школе. - 2005. - № 10.-с.28-33

4.      Лесков, Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.1/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 479с.

5.      Лесков, Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.2/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 415с.

6.      Горький, A. M. О языке писателей-классиков. Из письма к О. Анзимировой от 28 июня 1927 г. / А.М. Горький //Русские писатели о языке. - Л.: Учпедгиз, 1955. - 364 с.

7.      Карсавин, И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка [Текст] / И.Т. Карсавин. ––М.: Канон+, 2008. –– 437 с.

8.      Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. –– М.: Наука, 1987. –– 264 с.

9.      Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. – Л.: Наука, 1972–1990. – Т. 29. – Кн. 1. – С. 172.

 


 

Правда и истина в беллетристике 19 века на материале очно-заочного диалога

Правда и истина в беллетристике 19 века на материале очно-заочного диалога

Лесков Н.С., 1989, стр.30]. Создание ярких национальных характеров, изображение людей, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве»…

Лесков Н.С., 1989, стр.30]. Создание ярких национальных характеров, изображение людей, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве»…

Цель - богослужение и помощь людям

Цель - богослужение и помощь людям

Достоевский был убежден, что «совесть без

Достоевский был убежден, что «совесть без

Если так, то любовные сны Достоевского, даже если они в итоге оказались иллюзорными, все же имеют более практическое и плодотворное значение, чем скрежет зубов г-на

Если так, то любовные сны Достоевского, даже если они в итоге оказались иллюзорными, все же имеют более практическое и плодотворное значение, чем скрежет зубов г-на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022