Данная статья раскрывает понятие мотивации, мотивационного компонента. Становление профессиональной идентичности - сложный и неравномерный процесс. Мотивационная сфера включает в себя и мотивы, и потребности, и намерения, и желания. Мотивационные механизмы оказывают влияние на становление личности в подростковом возрасте, помогают определится в профессии. В статье приведены результаты диагностики, которая показывает какие мотивы более выражены в данном возрасте.
статья Канаевой Н.А. мотивация как важный компонент.doc
Канаева Надежда Анатольевна, педагогпсихолог, учитель обществознания
Мотивация как важный компонент становления профессиональной идентичности
студентов.
Вопрос мотивации занимает одно из ведущих мест в современной педагогике.
Мотив, как отмечает в своем словаре Вебстер, это нечто внутри субъекта
(потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающее его к действию. В.Д.
Шадриков определяет мотив как внутреннее побуждение человека к деятельности [2, с.40].
Как отмечает Е.В.Карпова в своём исследовании, мотивация пронизывает все стороны
и аспекты поведения и деятельности, играет решающую роль в их организации. Мотивация
определяет фундаментальное, стержневое психическое образование личности – её
направленность, находясь в основании всей структуры личности. Далее, мотивация является
центральным компонентом психологической системы деятельности, в том числе и учебной [1,
с.3].
В юношеском возрасте, по словам Л. И. Божович, по содержанию на первое место
выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем,
его мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивационная сфера
подростков начинает характеризоваться не рядоположенностью мотивов, а их иерархической
структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных
тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности
мотивов. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а
возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения
(Божович Л. И., 1968) [3, с.345].
Свою роль в становлении профессиональной идентичности играют такие элементы как
мотивационный, ценностный и когнитивный, обеспечивающие ориентацию в мире профессий и
позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной
деятельности.
Следует отметить, что мотивационная структура субъекта деятельности претерпевает
в своём развитии и определённые трансформации, связанные с переходом общих мотивов в
трудовые и изменением уровня профессионализации совместно с изменением системы
профессииональных мотивов.
Наряду с мотивационной сферой, формирующей отношение к профессии, важное
место занимает представление о ней. В профессиональной мотивации большое значение
приобретает формирование положительного отношения к профессии. Этот мотиватор связан
с конечными целями профессионального обучения. В сочетании с компетентными
представлениями о выбранной профессии он становится детерминантом формирования
других, более частных мотивов (заработок, возможность продолжения обучения, стремление
к продвижению на работе, потребность в достижении социального престижа). Важно, что
несоответствие между субъективными представлениями о профессиональной деятельности и
реальностью часто приводит к резкому ухудшению отношения к будущей специальности. Это
происходит потому, что представление о профессии включает в себя не только знание о
содержании, условиях и требованиях деятельности, но также и оценку этих сторон
предстоящей деятельности как «привлекательных» и «непривлекательных».
Рассмотрим основные мотивы учебной деятельности, которые можно выделить при
обучении в техникуме по методике А.А.Реана, В.А.Якунина «Изучение мотивов учебной
деятельности». Объектом исследования явились студенты Няндомского железнодорожного
техникума. Выборка составила 300 человек, из них подвыборка студентов 1го курса – 100
человек, 2го курса – 100 человек, 3го курса – 100 человек.
В данной методике представлены следующие мотивы учебной деятельности:
1 – Стать высококвалифицированным специалистом
2 – Получить диплом 3 – Успешно продолжить обучение на последующих курсах (в Вузе)
4 – Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»
5 – Постоянно получать стипендию
6 – Приобрести глубокие и прочные знания
7 – Быть постоянно готовым к очередным занятиям
8 – Не запускать изучение предметов учебного цикла
9 – Не отставать от сокурсников
10 – Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности
11 – Выполнять педагогические требования
12 – Достичь уважения преподавателей
13 – Быть примером для сокурсников
14 – Добиться одобрения родителей и окружающих
15 – Избежать осуждения и наказания за плохую учёбу
16 – Получить интеллектуальное удовлетворение.
Рис.1 Динамика показателей мотивов учебной деятельности (по разным курсам).
Опишем степень выраженности каждого мотива на каждом курсе обучения. Самые
высокие показатели приходятся на 2 мотив 3 курса – получить диплом, 3 мотив 3 курса –
успешно продолжить обучение на последующих курсах, 10 мотив 1 курса – обеспечить
успешность будущей профессиональной деятельности и 1 мотив – стать
высококвалифицированным специалистом 1,2,3 курсов. Низкие показатели можно отметить
на 11, 13 мотиве: выполнять педагогические требования, быть примером для сокурсников.
Относительно высокие показатели можно отметить у 4,5,6 мотивов: успешно учиться, сдавать
экзамены на «хорошо» и «отлично», постоянно получать стипендию, приобрести глубокие и
прочные знания.
Рассматривая средние показатели мотивов учебной деятельности, можем отметить,
что большие значения имеет 2 мотив – получить диплом, далее 1 мотив – стать
высококвалифицированным специалистом и 10 мотив – обеспечить успешность будущей
профессиональной деятельности. Эти мотивы относятся к группе профессиональных, и
свидетельствует о том, что большинство студентов стремятся самоутвердиться, получить
профессию как необходимую предпосылку для профессиональной деятельности. Не менее
важными являются мотивы – успешно продолжить обучение на последующих курсах и
успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Эти мотивы интеллектуально
познавательного плана особенно важны. Они осознаваемы, характеризуют стремление
личности к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Следуя таким
мотивам, студенты настойчиво и увлеченно работают с учебным материалом, активны при
прохождении производственной практики. Наиболее низкие показатели у 16 мотива – получить интеллектуальное удовлетворение, 11 – выполнить педагогические требования и 12
мотива – достичь уважения преподавателей.
Рис.2. Динамика показателей мотивов учебной деятельности по средним значениям (по
разным курсам).
Итак, резюмирую все вышесказанное, можем отметить, что мотивы играют важную
роль в профессиональном самоопределении студентов.
Список используемой литературы
1. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной
деятельности: Автореф. дисс….доктора психол.наук.: 19.00.07/ Е.В.Карпова. – Ярославль,
2009. – 51с.
2. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие/
Ярославль: Издво ЯГПУ, 2000. – 98с.
3. Реан, А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной
профессией/ А.А.Реан// Вопросы психологии. – 1988. №1. – С.8388.
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.