Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Лекции +1
doc
обществознание +2
10 кл—11 кл
24.08.2019
Статья
Данная статья раскрывает понятие мотивации, мотивационного компонента. Становление профессиональной идентичности - сложный и неравномерный процесс. Мотивационная сфера включает в себя и мотивы, и потребности, и намерения, и желания. Мотивационные механизмы оказывают влияние на становление личности в подростковом возрасте, помогают определится в профессии. В статье приведены результаты диагностики, которая показывает какие мотивы более выражены в данном возрасте.
статья Канаевой Н.А. мотивация как важный компонент.doc
Канаева Надежда Анатольевна, педагог­психолог, учитель обществознания Мотивация   как   важный   компонент   становления   профессиональной   идентичности студентов. Вопрос мотивации занимает одно из ведущих мест в современной педагогике. Мотив,   как   отмечает   в   своем   словаре   Вебстер,   это   нечто   внутри   субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающее его к действию. В.Д. Шадриков определяет мотив как внутреннее побуждение человека к деятельности [2, с.40]. Как отмечает Е.В.Карпова в своём исследовании, мотивация пронизывает все стороны и аспекты поведения и деятельности, играет решающую роль в их организации. Мотивация определяет   фундаментальное,   стержневое   психическое   образование   личности   –   её направленность, находясь в основании всей структуры личности. Далее, мотивация является центральным компонентом психологической системы деятельности, в том числе и учебной [1, с.3]. В юношеском возрасте, по словам Л. И. Божович, по содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его   мировоззрением   и   самоопределением.   По   своему   строению   мотивационная   сфера подростков начинает характеризоваться не рядоположенностью мотивов, а их иерархической структурой,   наличием   определенной   системы   соподчинения   различных   мотивационных тенденций   на   основе   ведущих   общественно   значимых   и   ставших   ценными   для   личности мотивов. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения (Божо­вич Л. И., 1968) [3, с.345]. Свою роль в становлении профессиональной идентичности играют такие элементы как мотивационный, ценностный и когнитивный, обеспечивающие ориентацию в мире профессий и позволяющих   более   полно   реализовать   личностный   потенциал   в   профессиональной деятельности. Следует отметить, что мотивационная структура субъекта деятельности претерпевает в своём развитии и определённые трансформации, связанные с переходом общих мотивов в трудовые     и   изменением   уровня   профессионализации   совместно   с   изменением   системы профессииональных мотивов.  Наряду   с     мотивационной   сферой,   формирующей   отношение   к   профессии,   важное место   занимает   представление   о   ней.   В   профессиональной   мотивации   большое   значение приобретает формирование положительного отношения к профессии. Этот мотиватор связан с   конечными   целями   профессионального   обучения.   В   сочетании   с   компетентными представлениями   о   выбранной   профессии   он   становится   детерминантом   формирования других, более частных мотивов (заработок, возможность продолжения обучения, стремление к продвижению  на работе,  потребность в  достижении  социального  престижа).  Важно, что несоответствие между субъективными представлениями о профессиональной деятельности и реальностью часто приводит к резкому ухудшению отношения к будущей специальности. Это происходит  потому, что представление  о профессии  включает  в себя не только знание о содержании,   условиях   и   требованиях   деятельности,   но   также   и   оценку   этих   сторон предстоящей деятельности как «привлекательных» и «непривлекательных». Рассмотрим  основные мотивы учебной деятельности, которые можно выделить при обучении   в   техникуме   по   методике   А.А.Реана,   В.А.Якунина   «Изучение   мотивов   учебной деятельности». Объектом исследования  явились студенты Няндомского железнодорожного техникума. Выборка составила 300 человек, из них подвыборка студентов 1­го курса – 100 человек, 2­го курса – 100 человек, 3­го курса – 100 человек. В данной методике представлены следующие мотивы учебной деятельности: 1 – Стать высококвалифицированным специалистом 2 – Получить диплом 3 – Успешно продолжить обучение на последующих курсах (в Вузе) 4 – Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 5 – Постоянно получать стипендию 6 – Приобрести глубокие и прочные знания 7 – Быть постоянно готовым к очередным занятиям 8 – Не запускать изучение предметов учебного цикла 9 – Не отставать от сокурсников 10 – Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 11 – Выполнять педагогические требования 12 – Достичь уважения преподавателей 13 – Быть примером для сокурсников 14 – Добиться одобрения родителей и окружающих 15 – Избежать осуждения и наказания за плохую учёбу 16 – Получить интеллектуальное удовлетворение. Рис.1 Динамика показателей мотивов учебной деятельности (по разным курсам). Опишем степень выраженности каждого мотива на каждом курсе обучения. Самые высокие показатели приходятся на 2 мотив 3 курса – получить диплом, 3 мотив 3 курса – успешно   продолжить   обучение   на   последующих   курсах,   10   мотив   1   курса   –   обеспечить успешность   будущей   профессиональной   деятельности   и   1   мотив   –   стать высококвалифицированным специалистом ­ 1,2,3 курсов. Низкие показатели можно отметить на 11, 13 мотиве: выполнять педагогические требования, быть примером для сокурсников. Относительно высокие показатели можно отметить у 4,5,6 мотивов: успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», постоянно получать стипендию, приобрести глубокие и прочные знания.  Рассматривая   средние  показатели   мотивов   учебной  деятельности,  можем   отметить, что   большие   значения   имеет   2   мотив   –   получить   диплом,   далее   1   мотив   –   стать высококвалифицированным   специалистом   и   10   мотив   –   обеспечить   успешность   будущей профессиональной   деятельности.   Эти   мотивы   относятся   к   группе   профессиональных,   и свидетельствует  о  том,  что  большинство   студентов  стремятся  самоутвердиться,  получить профессию как необходимую предпосылку для профессиональной деятельности. Не менее важными   являются   мотивы   –   успешно   продолжить   обучение   на   последующих   курсах   и успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».  Эти мотивы интеллектуально­ познавательного   плана   особенно   важны.   Они   осознаваемы,   характеризуют   стремление личности   к   расширению   кругозора,   углублению,   систематизации   знаний.   Следуя   таким мотивам, студенты настойчиво и увлеченно работают с учебным материалом, активны при прохождении   производственной   практики.   Наиболее   низкие   показатели   у   16   мотива   – получить интеллектуальное удовлетворение, 11 – выполнить педагогические требования и 12 мотива – достичь уважения преподавателей.  Рис.2. Динамика показателей мотивов учебной деятельности по средним значениям (по разным курсам). Итак, резюмирую все вышесказанное, можем отметить, что мотивы играют важную роль в профессиональном самоопределении студентов. Список используемой литературы  1. Карпова,   Е.В.   Структура   и   генезис   мотивационной   сферы   личности   в   учебной деятельности:  Автореф. дисс….доктора  психол.наук.:  19.00.07/ Е.В.Карпова. – Ярославль, 2009. – 51с. 2.   Поваренков   Ю.П.   Психология   становления   профессионала:   Учебное   пособие/ Ярославль: Изд­во ЯГПУ, 2000. – 98с. 3. Реан,   А.А.   Психологический   анализ   проблемы   удовлетворенности   избранной профессией/ А.А.Реан// Вопросы психологии. – 1988. ­ №1. – С.83­88.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2019