Статья «Абсолютный идеализм в философии Гегеля».
Оценка 4.9

Статья «Абсолютный идеализм в философии Гегеля».

Оценка 4.9
Библиография
docx
философия
19.02.2021
Статья «Абсолютный идеализм в философии Гегеля».
Статья «Абсолютный идеализм в философии Гегеля».docx

Статья «Абсолютный идеализм в философии Гегеля».

 

     Выступив против французского материализма 18 в., Г. противопоставил ему абсолютный идеализм. Научному пониманию природы, как никем не сотворённой, материальной, Г. противо­поставил вздорное идеалистическое утверждение о том, что природа сотворена будто бы абсолютной идеей; смелому и решительному атеизму француз­ских материалистов — ревностную защиту религии с помощью утончённых доводов своей идеалисти­ческой философии; детерминизму, вооружающему естествознание на познание объективно существую­щих в природе закономерностей, Г. противопо­ставил телеологию, препятствующую изучению природы, требующую принять на веру догматические поповские измышления. «Гегель. — указывает Ф. Энгельс, — был идеалист, т. е. ч него мысли нашей головы были не отражениями, более пли менее абстрактными, действительныs вещей п про­цессов, а, наоборот, вещи п развит;!'? их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то -„идеи", существовавшей где-то еще до возникнове­ния мира. Таким образом, все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв.. т. 194S, стр. 123). Гегелевская «абсолютная идея без человека и до человека, идея в абстракции» есть не что иное, как «теологическая выдумка идеалиста Гегеля» Ленин  В. И., Соч., 4 изд., г. 14, стр. 214). Она «со­брала вместе все противоречия кантовского идеа­лизма, все слабости фихтеанства» (там же, стр. 219).

  В «Феноменологии духа», названной К. Марксом истоком и тайной гегелевской философии (см. М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, стр. 635), Г., мистифицируя процесс познания, изобразил его как процесс развития п самопознания духа. По­ложительной стороной этого произведения Г. была идея об историческом характере познания.

    Создавая свою философию как «науку наук», как систему абсолютного знания, претендующего на универсальное объяснение мира и противопо­ставляемого якобы ограниченным эмпирическим нау­кам, Г. противопоставлял естествознанию филосо­фию природы, истории — философию истории, пра­воведению — философию права и т. д. В целом система Г., которая как философская система «по исстари установившемуся обычаю, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода» (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1950, стр. 9), состоит из трёх отделов, образующих, по мнению Г., три основные ступени развития абсо­лютной идеи: логику, философию при­роды, философию духа. Последняя, в частности, складывается из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе, как выс­шей ступени развития, или самопознания, абсолют­ной идеи (искусство, религия, философия). По учению Г., абсолютное понятие совершает диалектический путь развития, возвращающий его к себе самому -«Абсолютное понятие не только существует — неиз­вестно где, — от века, но и составляет истинную, жи­вотворящую душу всего существующего мира. Оно развивается по направлению к самому себе через все те предварительные ступени, которые подроб­но рассмотрены в „Логике" и которые все полностью заключены в нем. Затем оно „отчуждает" себя, пре­вращаясь в природу, где оно, не сознавая самого себя, приняв вид естественной необходимости, проделы­вает новое развитие, и в человеке, наконец, снова приходит к самосознанию. А в истории это самосо­знание опять выбивается из грубого состояния, пока, наконец, абсолютное понятие не приходит опять пол­ностью к самому себе в гегелевской философии» (Э н г е л ь с  Ф., там же, стр. 36). Однако, несмотря на присущие ей коренные пороки, «гегелевская си­стема охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни было прежняя система» (т а м  ж е, стр. 10). В каждой из различных, исторических областей Г. старался «найти и указать проходящую через нее нить развития» (т а м  ж е, стр. 10—11).«Наука логики» — важное звено в системе Г., подчинённое задаче обоснования этой системы.

    Мышление в гегелевской логике отнюдь не рассмат­ривается как черта, специфически свойственная человеку; мышление — это деятельность, сущность абсолютной идеи. Мышление, по Г., и субъект, и объект, и то, что мыслит, и то, что мыслится. Абсо­лютная идея — мышление о мышлении — означает вместе с тем самопознание, развёртывание присущих ей логических определений. Всё то, что имеется в самой объективной действительности: бытие, ко­личество, качество, сущность, необходимость, закон и т. п., — рассматривается Г. не как явления, про­цессы и взаимосвязи материального мира, а как по­нятия и логические категории, существующие в лоне абсолютной идеи п «развивающиеся» там вне вре­мени и пространства. В логике Г. речь идёт, напр., не о действительных качествах, присущих вещам, а лишь о понятии качества, о категории. Понятие качества переходит, по Г., в понятие количества и т. д. Несмотря на то, что в своей «Науке логики- Г. подверг резкой критике Канта за его априоризм и формализм, доказывая, что формы логики должны быть содержательными, неразрывно связанными с содержанием (см. Ленин В. И., Философски-, тетради, 1947, стр. 66), критика Г. не была доведена до конца, поскольку он понимал содержание лишь как проявление идеи, духа, сознания. В фантастиче­ской картине «развития» абсолютной идеи, начертан­ной в его логике, Г. дал мистифицированное изобра­жение угаданной им диалектики объективного мира. «Гегель, — говорит Ленин, — гениально у г а д а л  диалектику вещей (явлений, мира, природы в диалектике понятий». И далее: «Именно угадал, не больше» (Ленин В. И., Философские тетради. 1947, стр. 169). В «Науке логики» Г. на идеали­стической основе разработал наиболее ценную суть своей философии — диалектический метод.


 

Статья «Абсолютный идеализм в философии

Статья «Абсолютный идеализм в философии

Создавая свою философию как «науку наук», как систему абсолютного знания, претендующего на универсальное объяснение мира и противопо­ставляемого якобы ограниченным эмпирическим нау­кам,

Создавая свою философию как «науку наук», как систему абсолютного знания, претендующего на универсальное объяснение мира и противопо­ставляемого якобы ограниченным эмпирическим нау­кам,

Наука логики» — важное звено в системе

Наука логики» — важное звено в системе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2021