Статья «Абсолютный идеализм в философии Гегеля».
Выступив против французского материализма 18 в., Г. противопоставил ему абсолютный идеализм. Научному пониманию природы, как никем не сотворённой, материальной, Г. противопоставил вздорное идеалистическое утверждение о том, что природа сотворена будто бы абсолютной идеей; смелому и решительному атеизму французских материалистов — ревностную защиту религии с помощью утончённых доводов своей идеалистической философии; детерминизму, вооружающему естествознание на познание объективно существующих в природе закономерностей, Г. противопоставил телеологию, препятствующую изучению природы, требующую принять на веру догматические поповские измышления. «Гегель. — указывает Ф. Энгельс, — был идеалист, т. е. ч него мысли нашей головы были не отражениями, более пли менее абстрактными, действительныs вещей п процессов, а, наоборот, вещи п развит;!'? их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то -„идеи", существовавшей где-то еще до возникновения мира. Таким образом, все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв.. т. 194S, стр. 123). Гегелевская «абсолютная идея без человека и до человека, идея в абстракции» есть не что иное, как «теологическая выдумка идеалиста Гегеля» Ленин В. И., Соч., 4 изд., г. 14, стр. 214). Она «собрала вместе все противоречия кантовского идеализма, все слабости фихтеанства» (там же, стр. 219).
В «Феноменологии духа», названной К. Марксом истоком и тайной гегелевской философии (см. М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, стр. 635), Г., мистифицируя процесс познания, изобразил его как процесс развития п самопознания духа. Положительной стороной этого произведения Г. была идея об историческом характере познания.
Создавая свою философию как «науку наук», как систему абсолютного знания, претендующего на универсальное объяснение мира и противопоставляемого якобы ограниченным эмпирическим наукам, Г. противопоставлял естествознанию философию природы, истории — философию истории, правоведению — философию права и т. д. В целом система Г., которая как философская система «по исстари установившемуся обычаю, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода» (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1950, стр. 9), состоит из трёх отделов, образующих, по мнению Г., три основные ступени развития абсолютной идеи: логику, философию природы, философию духа. Последняя, в частности, складывается из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе, как высшей ступени развития, или самопознания, абсолютной идеи (искусство, религия, философия). По учению Г., абсолютное понятие совершает диалектический путь развития, возвращающий его к себе самому -«Абсолютное понятие не только существует — неизвестно где, — от века, но и составляет истинную, животворящую душу всего существующего мира. Оно развивается по направлению к самому себе через все те предварительные ступени, которые подробно рассмотрены в „Логике" и которые все полностью заключены в нем. Затем оно „отчуждает" себя, превращаясь в природу, где оно, не сознавая самого себя, приняв вид естественной необходимости, проделывает новое развитие, и в человеке, наконец, снова приходит к самосознанию. А в истории это самосознание опять выбивается из грубого состояния, пока, наконец, абсолютное понятие не приходит опять полностью к самому себе в гегелевской философии» (Э н г е л ь с Ф., там же, стр. 36). Однако, несмотря на присущие ей коренные пороки, «гегелевская система охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни было прежняя система» (т а м ж е, стр. 10). В каждой из различных, исторических областей Г. старался «найти и указать проходящую через нее нить развития» (т а м ж е, стр. 10—11).«Наука логики» — важное звено в системе Г., подчинённое задаче обоснования этой системы.
Мышление в гегелевской логике отнюдь не рассматривается как черта, специфически свойственная человеку; мышление — это деятельность, сущность абсолютной идеи. Мышление, по Г., и субъект, и объект, и то, что мыслит, и то, что мыслится. Абсолютная идея — мышление о мышлении — означает вместе с тем самопознание, развёртывание присущих ей логических определений. Всё то, что имеется в самой объективной действительности: бытие, количество, качество, сущность, необходимость, закон и т. п., — рассматривается Г. не как явления, процессы и взаимосвязи материального мира, а как понятия и логические категории, существующие в лоне абсолютной идеи п «развивающиеся» там вне времени и пространства. В логике Г. речь идёт, напр., не о действительных качествах, присущих вещам, а лишь о понятии качества, о категории. Понятие качества переходит, по Г., в понятие количества и т. д. Несмотря на то, что в своей «Науке логики- Г. подверг резкой критике Канта за его априоризм и формализм, доказывая, что формы логики должны быть содержательными, неразрывно связанными с содержанием (см. Ленин В. И., Философски-, тетради, 1947, стр. 66), критика Г. не была доведена до конца, поскольку он понимал содержание лишь как проявление идеи, духа, сознания. В фантастической картине «развития» абсолютной идеи, начертанной в его логике, Г. дал мистифицированное изображение угаданной им диалектики объективного мира. «Гегель, — говорит Ленин, — гениально у г а д а л диалектику вещей (явлений, мира, природы в диалектике понятий». И далее: «Именно угадал, не больше» (Ленин В. И., Философские тетради. 1947, стр. 169). В «Науке логики» Г. на идеалистической основе разработал наиболее ценную суть своей философии — диалектический метод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.