Статья «Философия природы - вторая часть системы Гегеля».
Вторая часть системы Г. — философия природы — представляет фантастическое изображение воплощения абсолютной идеи в якобы «ограниченной» г «конечной» форме природных вещей. А. И. Герцен справедливо отметил смехотворность этого перехода от идеи к природе: «Без сомнения, это так же смешно, как человек, который бы написал эмбриологию и, окончивши, нашел бы опять в семенную жидкость — и давай родиться» (Полное собр. соч. и писем, т. 3, 1919, стр. 435). Тремя основными проявлениями абсолютной идеи в природе являются по Г., механика, физика, органика. В противоположность французским материалистам, к-рые в согласии с передовыми естествоиспытателями свое: времени выдвигали некоторые эволюционные идеи.
Г. отвергал возможность развития природы во времени. Природа у Г. осуждена на вечное повторен одних и тех же процессов в пространстве: «...эту бессмыслицу развития в пространстве, но вне времени ,— которое является основным условием всякого развития,—Гегель навязывал природе как раз в то время когда уже достаточно были разработаны и геология и эмбриология, и физиология растений и животных органическая химия, и когда, на основе этих нов наук, уже повсюду зарождались гениальные гадки, предвосхищавшие позднейшую теорию р вития (например Гете и Ламарк). Но так повелевала система, и ради системы метод должен был измен самому себе» (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах. 1950, стр. 21—22). В ту пору, когда М. В. Ломоносов уже создал физико-химическое учение о строе материи, а успехи химии конца 18 и начала 19 доказали несостоятельность теории четырёх элементов (вода, воздух, земля, огонь), Г. отстаивал теорию, отвергал атомистическую гипотезу, отрицал материальность химических элементов и разыскивал в явлениях природы, в качестве их основы, «внутреннюю цель», «разум». В гегелевской натурфилософии, к-рая представляла шаг назад по сравнению с «системой природы» французских материалистов, особенно наглядно проявилось характерное для идеализма стремление создать философскую систему, стоящую над науками и навязывающую им выводы, диктуемые не реальной жизнью, а потребностями системы. Отдельные ценные мысли о природе погребены у Г. под мёртвым грузом идеалистических, далёких от науки идей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.