Статья «ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770—1831)— крупнейший немецкий философ-идеалист».
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770—1831)— крупнейший немецкий философ-идеалист. Немецкая идеалистическая философия конца 18 — начала 19 вв., достигшая своей вершины в философии Г., была аристократической реакцией на французскую буржуазную революцию и французский материализм. Отобразив глубокие противоречия капиталистического развития Германии в условиях феодальной отсталости страны, она явилась идеологическим выражением политической ориентации немецкого дворянства и примыкавшей к нему части буржуазии на т. н. прусский путь развития капитализма, при к-ром «крепостническое помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуазное, юнкерское, осуждая крестьян на десятилетия самой мучительной экспроприации и кабалы...» (JI е н и н В. 11.. Соч., 4 изд., т. 13, стр. 216).
Кризис крепостничества, обострившийся в Германии под влиянием французской революции конца 18 в., и отсутствие в Германии того времени революционного класса, способного поднять массы на революцию против феодализма, — такова была почва, на которой сформировалась идеалистическая философия Канта — Фихте — Шеллинга — Гегеля.
Г. родился в Штутгарте, его отец был одним из высших чиновников Вюртемберга. В 1788—93 Г. учился в Тюбингенском ун-те, по окончании к-рого - служил домашним учителем в буржуазных и аристократических семьях: вначале в Берне (1793— 96^ затем во Франкфурте на Майне. В 1801 Г. пepeeхал в Иену и вскоре приступил к преподавательской деятельности в университете. Здесь в 1806 Г. закончил своё первое крупное произведение — «Феноменология духа», уже содержавшее основные идеи философской системы. В 1807, в связи с прекращением занятий в Иенском ун-те, Г. переехал в Бамберг, где в течение года был редактором местной газете. В 1808—16 Г. — директор гимназии в Нюрнберге; здесь в 1812—16 он опубликовал своё главное произведение — «Наука логики». В 1816 Г. стал профессором сначала Гейдельбергского, затем Берлинского университета, издал «Энциклопедию филосовских наук» (1817). В 1829—30 Г. был ректором Берлик- osc го университета. Из сочинений Г., напечатанных в день его смерти, главнейшими являются: «Философия истории» (1837), «Лекции по эстетике, или философия искусства» (1836—38) и «Лекции по истории философии» (3 тт., 1833—36).
Положение Германии конца 18 в. ярко охарактеризовал Ф. Энгельс: «Это была одна гниющая и разлагающаяся масса. Никто не чувствовал себя хозяином. Ремесло, торговля, промышленность и земледелие были доведены до самых ничтожных размеров. Крестьяне, торговцы и ремесленники испытывали глиной гнет: кровожадного правительства и плохого состояния торговли... Все было скверно, и в стране господствовало общее недовольство... Все погнило, колебалось, готово было рухнуть, и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, потому что в народе не было такой силы, которая могла бы смести разлагающиеся трупы отживших учреждений» (МарксК. И Энгельс Ф., Соч., т. 5, стр. 6—7); французская буржуазная революция, «точно громовая стрела, ударила в этот хаос, называемый Германией» (там же, стр. 7). Граничащие с Францией немецкие государства непосредственно пережили освободительное влияние революции. При помощи революционной Франции в германской провинции был свергнут абсолютистско- феодальный строй и установлены прогрессивные по тому времени буржуазно-демократические порядки. «Французские революционные войска толпами прогоняли дворян, епископов и мелких князей» (т а м ж е, стр. 8). В Саксонии, Силезии и других местах -крепостное крестьянство поднимало восстания против помещиков. Напуганное революцией, немецкое дворянство проклинало её как торжество адских сил над христианским миром. Пруссия стала ядром коалиции монархических государств Средней и Восточной Европы, к-рые вели войну против республиканской Франции в целях восстановления в ней феодальных порядков. «Война 1792 года, — пишет И. В. Сталин, — была династической войной неограниченных королей-крепостников против республиканской Франции, испугавшихся революционного пожара в последней. Целью войны было потушить этот пожар, восстановить во Франции старые порядки и тем гарантировать перепугавшихся королей от революционной заразы в их собственных государствах» (Соч., т. 3, стр. 5). Немецкая буржуазия вначале встретила, французскую буржуазную революцию с воодушевлением. Когда же революция возвела на эшафот Людовика XVI и установила якобинский террор, те же немцы, — пишет Ф. Энгельс, — «которые вначале были восторженными друзьями революции, стали теперь самыми ожесточенными противниками ее...» (Маркс К. п Энгельс Ф., Соч., т. 5, стр. 8).
Основная социологическая идея Г. состояла в том, что не массы, не социальные революции, а монархическое государство, характеризуемое им как «земно-божественное» существо, является движущей силой истории. Народ для Г. —это «бесформенная масса», его революционные действия «стихийны, неразумны, дики и ужасны». Революции, осуществлённой во Франции при участии народных масс, Г. противопоставлял реформы, осуществляемые сверху по инициативе феодального государства. Искажая х:сторические факты, Г. утверждал, будто французы «совершили в другой форме лютеровскую реформацию», будто немцы еще в 16 в. осуществили наиболее разумным образом (т. е. через религию) то, что французы в недостаточно разумной форме сделали лишь в 18 в. Вопреки очевиднейшим фактам, Г. объявил Францию отсталой по сравнению с Германией страной, а Пруссию пытался выдать за вершину общественного и историч. развития. В противоположность А. Н. Радищеву, бичевавшему самодержавие как наипротивнейшее человеческому естеству состояние, и в отличие от Ж. Ж. Руссо, ратовавшего за буржуазную республику, Г. отождествлял сущность государства с монархией и провозглашал вечность монархии в её конституционной форме. «Какое узкое, убогое понятие!», — говорил по этому поводу В. Г. Белинский. Власть в государстве, утверждал Г., должна принадлежать помещикам, к участию в управлении государством он допускал также буржуазию. Дворянство Г. изображал как якобы неподкупное сословие, превыше всего ставящее интересы государства, а бюрократию, занимавшую видное место в прусском государстве, характеризовал как сословие, якобы обеспечивающее «всеобщие интересы». Сущность права Г. видел в защите частной собственности. «Лишь в собственности лицо есть как разум», — писал он в «Философии права» (Соч., т. 7, 1934, стр. 69). «Гегель, — подчёркивает К. Маркс,— хочет средневековой сословной системы, но в современном значении законодательной власти, и он хочет современной законодательной власти, но в оболочке средневековой сословной системы» (М арке К. и Энгельс Ф.,Соч., т. 1, 1938, стр. 597).
Прусские короли вероломно нарушали мирные договоры, нагло захватывали исконные польские и чешские земли, предавали своих союзников, торговали своей армией. Освящая эту практику реакционного пруссачества, Г. доказывал необходимость и благодетельность войн, сохраняющих якобы «нравственное здоровье народов», предохраняющих их «от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира», и рассматривал международное право как простую условность; войну Г. недвусмысленно считал верховным арбитром в международных делах. Рассматривая славянские и другие народы в качестве возможных объектов военной экспансии Германии, Г. отказывал им в праве считаться «историческими» народами. Таким «историческим» народом, совершающим деяния всемирного значения, Г. считал ,прежде всего, немцев и признавал за ними право нарушать любое соглашение с другим народом. Это цинически пренебрежительное отношение к международному праву и шовинистические расистские взгляды были впоследствии подняты на щит неогегельянствующими немецкими фашистами. Подобного же рода «идеи» восприняты и распространяются идеологами амер. и англ. империализма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.