Статья «ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770—1831)— крупнейший немецкий философ-идеалист».
Оценка 4.6

Статья «ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770—1831)— крупнейший немецкий философ-идеалист».

Оценка 4.6
Библиография
docx
философия
19.02.2021
Статья «ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770—1831)— крупнейший немецкий философ-идеалист».
Статья «ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770—1831)— крупнейший немецкий философ-идеалист».docx

Статья «ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770—1831)— крупнейший немецкий философ-идеалист».

 

     ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770—1831)— крупнейший немецкий философ-идеалист. Немецкая идеалистическая философия конца 18 — начала 19 вв., достигшая своей вершины в философии Г., была аристократической реакцией на французскую буржуазную революцию и французский материа­лизм. Отобразив глубокие противоречия капита­листического развития Германии в условиях фео­дальной отсталости страны, она явилась идеологи­ческим выражением политической ориентации не­мецкого дворянства и примыкавшей к нему части буржуазии на т. н. прусский путь развития капи­тализма, при к-ром «крепостническое помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуазное, юн­керское, осуждая крестьян на десятилетия самой му­чительной экспроприации и кабалы...» (JI е н и н В. 11.. Соч., 4 изд., т. 13, стр. 216).

     Кризис крепостничества, обострившийся в Германии под влиянием французской революции конца 18 в., и отсутствие в Германии того времени революционного класса, способного поднять массы на революцию против феодализма, — такова была почва, на которой сфор­мировалась идеалистическая философия Канта — Фихте — Шеллинга — Гегеля.

Г. родился в Штутгарте, его отец был одним из высших чиновников Вюртемберга. В 1788—93 Г. учился в Тюбингенском ун-те, по окончании к-рого - служил домашним учителем в буржуазных и ари­стократических семьях: вначале в Берне (1793— 96^ затем во Франкфурте на Майне. В 1801 Г. пepeeхал в Иену и вскоре приступил к преподавательской деятельности в университете. Здесь в 1806 Г. закон­чил своё первое крупное произведение — «Феноме­нология духа», уже содержавшее основные идеи философской системы. В 1807, в связи с прекращением занятий в Иенском ун-те, Г. переехал в Бамберг, где в течение года был редактором местной газете. В 1808—16 Г. — директор гимназии в Нюрнберге; здесь в 1812—16 он опубликовал своё главное произведение — «Наука логики». В 1816 Г. стал профессором сначала Гейдельбергского, затем Берлинского университета, издал «Энциклопедию филосовских наук» (1817). В 1829—30 Г. был ректором Берлик- osc го университета. Из сочинений Г., напечатанных в день его смерти, главнейшими являются: «Философия истории» (1837), «Лекции по эстетике, или философия искусства» (1836—38) и «Лекции по истории философии» (3 тт., 1833—36).

   Положение Германии конца 18 в. ярко охарактеризовал Ф. Энгельс: «Это была одна гниющая и разлагающаяся масса. Никто не чувствовал себя хозяином. Ремесло, торговля, промышленность и земле­делие были доведены до самых ничтожных размеров. Крестьяне, торговцы и ремесленники испытывали глиной гнет: кровожадного правительства и пло­хого состояния торговли... Все было скверно, и в стране господствовало общее недовольство... Все погнило, колебалось, готово было рухнуть, и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, потому что в народе не было такой силы, которая могла бы смести разлагающиеся трупы отживших учреждений» (МарксК. И Энгельс Ф., Соч., т. 5, стр. 6—7); французская буржуазная революция, «точно громовая стрела, ударила в этот хаос, называемый Германией» (там же, стр. 7). Гра­ничащие с Францией немецкие государства непосредственно пережили освободительное влияние ре­волюции. При помощи революционной Франции в германской провинции был свергнут абсолютистско- феодальный строй и установлены прогрессивные по тому времени буржуазно-демократические порядки. «Французские революционные войска толпами про­гоняли дворян, епископов и мелких князей» (т а м  ж е, стр. 8). В Саксонии, Силезии и других местах -крепостное крестьянство поднимало восстания про­тив помещиков. Напуганное революцией, немецкое дворянство проклинало её как торжество адских сил над христианским миром. Пруссия стала ядром коалиции монархических государств  Средней и Вос­точной Европы, к-рые вели войну против респуб­ликанской Франции в целях восстановления в ней феодальных порядков. «Война 1792 года, — пишет И. В. Сталин, — была династической войной неограниченных королей-крепостников против респуб­ликанской Франции, испугавшихся революционного пожара в последней. Целью войны было потушить этот пожар, восстановить во Франции старые по­рядки и тем гарантировать перепугавшихся королей от революционной заразы в их собственных государствах» (Соч., т. 3, стр. 5). Немецкая бур­жуазия вначале встретила, французскую буржуаз­ную революцию с воодушевлением. Когда же рево­люция возвела на эшафот Людовика XVI и установила якобинский террор, те же немцы, — пишет Ф. Энгельс, — «которые вначале были восторжен­ными друзьями революции, стали теперь самыми ожесточенными противниками ее...» (Маркс К. п Энгельс Ф., Соч., т. 5, стр. 8).

Основная социологическая идея Г. состояла в том, что не массы, не социальные революции, а монар­хическое государство, характеризуемое им как «земно-божественное» существо, является движущей силой истории. Народ для Г. —это «бесформенная масса», его революционные действия «стихийны, не­разумны, дики и ужасны». Революции, осуществлён­ной во Франции при участии народных масс, Г. противопоставлял реформы, осуществляемые свер­ху по инициативе феодального государства. Искажая х:сторические факты, Г. утверждал, будто французы «совершили в другой форме лютеровскую реформацию», будто немцы еще в 16 в. осуществили наиболее разумным образом (т. е. через религию) то, что фран­цузы в недостаточно разумной форме сделали лишь  в 18 в. Вопреки очевиднейшим фактам, Г. объявил Францию отсталой по сравнению с Германией стра­ной, а Пруссию пытался выдать за вершину общест­венного и историч. развития. В противоположность А. Н. Радищеву, бичевавшему самодержавие как наипротивнейшее человеческому естеству состояние, и в отличие от Ж. Ж. Руссо, ратовавшего за буржуаз­ную республику, Г. отождествлял сущность госу­дарства с монархией и провозглашал вечность мо­нархии в её конституционной форме. «Какое узкое, убогое понятие!», — говорил по этому поводу В. Г. Белинский. Власть в государстве, утверждал Г., должна принадлежать помещикам, к участию в управлении государством он допускал также буржуа­зию. Дворянство Г. изображал как якобы неподкуп­ное сословие, превыше всего ставящее интересы государства, а бюрократию, занимавшую видное место в прусском государстве, характеризовал как сословие, якобы обеспечивающее «всеобщие инте­ресы». Сущность права Г. видел в защите частной собственности. «Лишь в собственности лицо есть как разум», — писал он в «Философии права» (Соч., т. 7, 1934, стр. 69). «Гегель, — подчёркивает К. Маркс,— хочет средневековой сословной системы, но в современном значении законодательной вла­сти, и он хочет современной законодательной вла­сти, но в оболочке средневековой сословной си­стемы» (М арке К. и Энгельс Ф.,Соч., т. 1, 1938, стр. 597).

    Прусские короли вероломно нарушали мирные договоры, нагло захватывали исконные польские и чешские земли, предавали своих союзников, тор­говали своей армией. Освящая эту практику реак­ционного пруссачества, Г. доказывал необходимость и благодетельность войн, сохраняющих якобы «нрав­ственное здоровье народов», предохраняющих их «от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира», и рассматривал международное право как простую условность; войну Г. недвусмысленно считал вер­ховным арбитром в международных делах. Рас­сматривая славянские и другие народы в качестве возможных объектов военной экспансии Германии, Г. отказывал им в праве считаться «историческими» народами. Таким «историческим» народом, совер­шающим деяния всемирного значения, Г. считал ,прежде всего, немцев и признавал за ними право нарушать любое соглашение с другим народом. Это цинически пренебрежительное отношение к между­народному праву и шовинистические расистские взгляды были впоследствии подняты на щит неогегельянствующими немецкими фашистами. Подоб­ного же рода «идеи» восприняты и распространяются идеологами амер. и англ. империализма.


 

Статья «ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм

Статья «ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм

Наука логики». В 1816 Г. стал про фессором сначала

Наука логики». В 1816 Г. стал про фессором сначала

Война 1792 года, — пишет И. В.

Война 1792 года, — пишет И. В.

Дворянство Г. изображал как якобы неподкуп­ное сословие, превыше всего ставящее интересы государства, а бюрократию, занимавшую видное место в прусском государстве, характеризовал как сословие, якобы обеспечивающее…

Дворянство Г. изображал как якобы неподкуп­ное сословие, превыше всего ставящее интересы государства, а бюрократию, занимавшую видное место в прусском государстве, характеризовал как сословие, якобы обеспечивающее…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2021